Анализ конкурентноспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:32, реферат

Краткое описание

В целом данный термин можно охарактеризовать как совокупность свойств предприятия, дающее ему преимущество по сравнению с другими фирмами. Данное качество выявляется только посредством сравнения с другими подобными предприятиями, которые относятся к одной отрасли или выпускают аналогичную продукцию. В других случаях сравнение будет некорректным.
Существует точка зрения, что конкурентоспособность – относительное. Организация, занимающая лидирующие позиции в регионе, в пределах страны, на мировом рынке может даже не рассматриваться как достойный конкурент.

Вложенные файлы: 1 файл

1 часть диплома.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)


1.1 Понятие конкурентоспособности

 

 

Конкурентоспособность — понятие, которое на данный момент получило  широкое распространение. Среди специалистов не существует единого мнения, поэтому универсального понятия «конкурентоспособность» в экономической литературе не существует.

Среди авторов, которые занимались изучением данной проблемы, а также вопросами ее оценки можно перечислить: Т.А. Блашенковой, А.Н. Печенкина, П.С. Завьялова, М.О, Ермоловой, А. Глухова, В.С, Ефремова, М.В. Каретникова, И. Максимовой, Г. Л, Багиева, Т. Петерса, Н.С, Яшина, Т.М, Каретниковой, И. Ансоффа, , Дж. Амела, Р. Ватермана, Дж. Кея, Т. Коно, М. Портера, Г. Минтсберга,А.Ю. Юданова, Е. Дихтля, С.К. Пралада, Р.Т, Паскаля, Н. Петса и. т.д.

В целом данный термин можно охарактеризовать как совокупность свойств предприятия, дающее ему преимущество по сравнению  с другими фирмами. Данное качество выявляется только посредством сравнения с другими подобными предприятиями, которые относятся к одной отрасли или выпускают аналогичную продукцию. В других случаях сравнение будет некорректным.

Существует точка зрения, что конкурентоспособность – относительное. Организация, занимающая лидирующие позиции в регионе, в пределах страны, на мировом рынке может даже не рассматриваться как достойный конкурент.

Хозяйствующему субъекту необходимо уметь эффективно использовать имеющиеся конкурентные преимущества в целях достижения желаемого результата в сложившихся условиях конкурентной среды.

Последние три десятилетия западные экономисты уделяют  проблеме повышения конкурентоспособности огромное внимание, хотя теория конкуренции развивалась на протяжении полутора столетий. В 80-е годы в США и ряде других стран проблема конкурентоспособности была отнесена к разряду ключевых национальных проблем. Были образованы авторитетные президентские комиссии и советы, к её решению были привлечены ведущие исследовательские центры.[1]

В 1999 г. в послании Президента впервые был поднят вопрос о необходимости повышения конкурентсноспособности. Президент отмечал, что основным смыслом развития страны накануне нового века и главной идеей экономики 21 века должно стать повышение конкурентоспособности российской продукции. На современном этапе идеологию повышения конкурентоспособности страны обязаны формировать Министерство образования РФ, Отделение экономики РАН, Министерство экономики РФ, Министерство науки и технологии РФ, Госстандарт России и другие структуры.

Существующие проблемы, связанные с конкурентноспособностью товаров и услуг, предоставляемых Россией, в первую очередь обусловлено игнорированием данного вопроса. Это оправдывают сложностью, междисциплинарным и межотраслевым характером её решений.

Уровень конкурентоспособности объектов определяется четырьмя основными факторами: качеством объекта, его ценой (затратами на создание), затратами на эксплуатацию или применение в конкретных рыночных условиях, качеством сервиса, то есть охватывает все аспекты эффективности общественного производства.

Умение понимать логику формирования издержек фирмы и управлять их величиной — важнейшее условие успешного развития любой фирмы.

Второе условие этого успеха — умение создать для своей фирмы конкурентные преимущества перед фирмами, производящими такие же товары или услуги. Обычно принято различать два типа конкурентных преимуществ фирмы:

- конкурентные преимущества низкого порядка (недолговечные);

- конкурентные преимущества высокого порядка (долговечные).

К преимуществам низкого порядка относят:

- дешевая рабочая сила;

- дешевые материальные ресурсы;

         - дешевые здания и оборудование; 

- дешевые финансовые ресурсы;

- льготно низкие цены;

- приобретения товара для перепродажи.

Преимущества высокого порядка:

- уникальная продукция;

- уникальная технология;

- уникальные специалисты;

- уникальные связи;

-  уникальные ресурсы;

- знаменитый бренд.

При условии, что предприятие обладает преимуществами низкого порядка, например, владение дешевыми ресурсами производства позволяет реализовать свою продукцию по более низким ценам, чем у конкурентов, и, следовательно, побеждает в борьбе за деньги покупателей. Однако, стоит заметить, что данные преимущества недолговечны. Причинами могут быть то, что ресурсы внезапно могут подорожать, либо более богатые фирмы-конкуренты их перекупят.

Естественно, во времени более устойчивы конкурентные преимущества высокого порядка - все то, что у предприятия может быть уникальным: от бренда до технологии продукции. В данной ситуации организация будет успешно продавать свои товары не столько потому, что они дешевле, чем у конкурентов, а потому, что привлекают покупателей особыми свойствами этих товаров или хорошим имиджем предприятия.[2]

Некоторые авторы, анализируя подходы к методологии определения уровня конкурентоспособности предприятия, рассматривают отдельно коэффициенты конкурентоспособности и методы экспертных оценок. При этом коэффициенты заведомо не описывают в достаточной полноте состояния исследуемого экономического объекта. [3]

В настоящее время существует несколько методов оценки конкурентоспособности предприятия. Для получения наиболее полной и достоверной картины результатов анализа конкурентоспособности нужно использовать максимально возможное количество методов, рассмотреть всевозможные критерии и элементы, изучить внутренние и внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность.

 

Таблица 1[4]

 

Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятия

 

 

Наименование метода

Краткое описание метода

Развертывание функций качества

Метод основан на изучении спроса потенциальных покупателей

Матричные методы

В основе методов лежит концепция жизненного цикла товара

Конкурентоспособность товаров

Оценивается конкурентоспособность товаров, производимых предприятием

Параметрический анализ

Применяются различные показатели производственной деятельности предприятия, финансового положения, эффективности инвестиций и т.д.

Рейтинговая оценка

Составляется рейтинг предприятий на основе расчета их итогового балла при расчете которого используются различные показатели деятельности предприятия

Интегральный показатель конкурентоспособности

Определяются различные группы показателей, которые затем включаются в интегральный показатель

 

Исходя из вышесказанного, стоит подчеркнуть, что основным фактором успеха в условиях современных рыночных отношений является конкурентоспособность. Однако Россия, имея в своем распоряжении богатые природные ресурсы, владея огромным кадровым потенциалом и прогрессивными научными технологиями, занимает одну из низших позиций по качеству жизни населения, качеству производимых товаров, эффективности использования ресурсов, конкурентоспособности и является, к сожалению, страной сырьевой направленности.

Нужно понимать, что особую значимость в формировании в целом конкурентоспособности всей страны на «мировой арене» имеет уровень конкурентоспособности отдельно взятых предприятий. Исходя из этого, главной задачей, которую должны решать экономическая наука и практика – это создание и дальнейшее развитие конкурентных преимуществ отечественных предприятий, а так же грамотное управление их конкурентоспособностью.

В современное время конкурентоспособность - одна из основных интегральных характеристик, которая применяется в ходе анализа экономического положения как и в целом по народному хозяйству страны, так и индивидуального производителя продукции. Обычно ее используют как критерии оценки эффективности экономической деятельности предприятий и фирм.

При выявлении конкурентных позиций фирмы на рынке необходим анализ не только слабых и сильных организации, но изучение факторов, которые могут в разной степени воздействовать на отношение покупателей к предприятию. Результат общественного мнения напрямую оказывает влияние на рост или упадок его доли в продажах на конкретном рынке товаров.

Экономисты раскрывают понятие «фактор» как один из основных ресурсов производственной деятельности предприятия и экономики в целом; движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности.[5]

Логично, что факторы могут повлиять как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения.              

При оценке и анализе конкурентоспособности предприятия необходимо помнить, что критерии должны быть использованы те же, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

Рисунок 1 Общая схема оценки конкурентоспособности

 

 

В экономической литературе представлены различные классификации факторов. Их применение зависит  от экономической ситуации в целом, в условиях которой они проводятся, от глобальных целей исследования, от конкретных задач, которые предприятию необходимо решить.

Методы и принципы оценки конкурентоспособности могут быть использованы для обоснования принимаемых решений при:

- комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия;

- разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции;

- оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж;

- разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия;

- контроле качества продукции;

- установлении цен на продукцию;

- отборе продукции при покупке через тендеры и торги;

- аттестации продукции;

- подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции;

- решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации;

- подготовка информации для рекламы продукции;

- решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии;

- разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков.

Конечно, стоит отметить, что торговля услугами отличаются специфическими факторами: услуги – это неосязаемый товар, субъективные суждения о качестве, невысокие барьеры для входа на рынок,  «товар» несохраняемый, услуга неотделима от клиента.

Таблица Сравнение товаров и услуг

Параметры

Производство материальных товаров

Предоставление услуг

Выпускаемая продукция

Осязаемая

Неосязаемая

Контакт с потребителем

Низкий

Высокий

Величина материальных затрат

Больше

Меньше

Количество вариантов работ

Меньше

Больше

Номенклатура продукции

Больше

Меньше

Определение производительности труда

Легче

Сложнее

Информация о работе Анализ конкурентноспособности