Анализ конкурентноспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:32, реферат

Краткое описание

В целом данный термин можно охарактеризовать как совокупность свойств предприятия, дающее ему преимущество по сравнению с другими фирмами. Данное качество выявляется только посредством сравнения с другими подобными предприятиями, которые относятся к одной отрасли или выпускают аналогичную продукцию. В других случаях сравнение будет некорректным.
Существует точка зрения, что конкурентоспособность – относительное. Организация, занимающая лидирующие позиции в регионе, в пределах страны, на мировом рынке может даже не рассматриваться как достойный конкурент.

Вложенные файлы: 1 файл

1 часть диплома.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

 

Для предприятий сферы услуг конкурентоспособность имеет  важную роль. Она выделяет три основные составляющие. Первая жестко связана с услугой как таковой и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса услуги, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.[6]

В современное время в менеджменте именно для предприятий сферы услуг выделяют четыре уровня конкурентоспособности. При первом уровне конкурентоспособности предприятий менеджеры предприятий или фирм рассматривают фактор управления как «внутренне нейтральный». Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные и управленческие системы. Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным международной практикой и их основными конкурентами на конкретном рынке. Те, кто находит правильные ответы на этот вопрос, обычно «дорастают» до предприятий третьего уровня конкурентоспособности и становятся в один ряд с лидерами, а не «плетутся у них в хвосте». Компании, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только не стремятся копировать опыт других фирм отрасли и хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Они готовы бросить вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления.[7]

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация факторов, влияющих на конкурентоспособность

 

Рассмотрим главные подходы классификации факторов, которые существуют на данный момент в экономической литературе.

Некоторые экономисты склоняются к подобному разделению факторов - факторы институционального и функционального типа.

Под факторами институционального типа понимают:

– структура капитала, а именно соотношение собственного капитала и заемного;

– структура фирмы и ее организационно-правовая форма;

– положение предприятия на рынке и конкретный тип рынка;

– государственная нормативно-правовая база и существующие барьеры для предприятия (административные);

– структура собственности – являются ли предприятия зависимыми или дочерними,  принимает ли организация участие в управлении другими фирмами;

- экономическая ситуация страны в целом, перспективы и тенденции развития;

– международное право и существующие барьеры для входа на рынок;

– качество и объем использования технологий – информационных и коммуникативных;

– уровень корпоративной  культуры и социально  – психологический климат внутри предприятия.

К факторам функционального типа относят:

– в целом активность предприятия, его потенциал;

– качество производственных технологий, которые использует предприятие;

– оценка компетенции персонала, количество и качество высококвалифицированных кадров, возможности для дальнейшего обучения персонала, а также повышение профессионализма сотрудников;

– уровень диверсификации (кооперации) производства;

– оценка издержек производства продукции в сравнении с другими организациями;

– оценка формы расчетов и сервиса фирмы – удовлетворяют ли они требования покупателей;

–  оценка местоположения предприятия – удачно ли оно для покупателя;

– имидж предприятия или бренд.

Существует совершенно другая классификация фактов -  факторы мегасреды, макросреды, мезосреды и микросреды.

Факторы мегасреды подразделяются на:

– ситуация экономики, политики, уровень маркетинга, оценка социально – культурной среды, экологии в целом в мире;

–международное  законодательство и нормативно-правовые акты, существующие административные барьеры;

– оценка научно-технического прогресса, степень развития технологий;

– глобализация рынков, влияние международных рынков взаимно друг на друга;

– имидж страны, существующие межгосударственные отношения;

– ценовая политика организации;

– оценка конкурентов: объем их доли рынка, использование передовых технологий, ценовая политика, качество товаров, появление новых конкурентов;

– анализ покупателей: изменение их ожиданий от продукции, потенциальные клиенты, существующие долгосрочные хозяйственные связи, привязанность к продукции  конкретного  предприятия;

– соответствие производимых товаров международным стандартам качества;

– имидж предприятия на мировом рынке.

К факторам макросреды относят:

– возможности функционирования и развития приоритетных для государства отраслей и предприятий;

–  законодательство и нормативно-правовые акты государства,существующие административные барьеры;

– экономическая и политическая ситуация в стране, уровень развития маркетинга, социально –культурная среда, экология и демография на уровне страны;

– уровень научно-технического прогресс, качество и объем использования коммуникативных и  информационных технологий;

– ценовая политика предприятия;

– анализ покупателей: долгосрочные контракты,  изменение потребностей покупателей, количество потенциальных покупателей, вкусы и предпочтения, постоянство в приобретении товаров данного предприятия;

– оценка конкурентов: угроза появление новых фирм, уровень конкурентоспособности существующих предприятий, их  активность и ценовая политика, а так же качество выпускаемой ими продукции;

– условия созданные государством для деятельности  в инновационной сфере;

– оценка соответствия товаров предприятия международным стандартам качества;

– имидж предприятия на государственном уровне.

Факторы мезосреды:

– цены на электроэнергию, топливо, ж/д перевозки и т.д.

– законодательство и административные барьеры;

              – товары - субституты (заменители);

и количество поставляемой продукции;

– усиление  конкурентных преимуществ предприятий - конкурентов, их ценовая политика;

– цены на сырье и материалы, их качество и условия работы с поставщиками;

– анализ покупателей: возможность их количественного увеличения, измение предпочтений и вкусов, долгосрочные контракты;

– соответствие произведенных товаров мировым стандартам качества;

– существующие барьеры при входе на рынок;

– имидж организации, созданный на уровне региона;

– оценка трудовых ресурсов: квалификация кадров, возможный карьерный и профессиональный рост.

Факторы микросреды:

– оценка финансового состояния предприятия;

– эффективность маркетинга и рекламы;

– конкурентоспособность самих производимых товаров;

– кадры, их наличие, квалификация, возможность раскрытия способностей персонала, претензии сотрудников, их желание работать и способность трудиться, здоровый дух конкуренции, существующий в коллективе, способность каждого работника пренебречь личными интересами во имя решения общей задачи;

–соответствие технологии производства международным стандартам качества;

–эффективность управления фирмой;

–эффективность организационной - правовой структуры предприятия;

– эффективное управления издержками производства, а именно производство закупочная деятельность, хранение продукции, транспортировка товаров.

Третья классификация предложена М. Портером. Он считает, что к факторам конкурентоспособности можно отнести следующее:

– ресурсы физические: климатические условия и географическое положение страны предприятия, а так же количество и качество, доступность и стоимость участков, воды и т.д.;

– ресурсы людские – их количество, уровень квалификации и стоимость рабочей силы;

– ресурсы денежные – их количество, стоимость капитала;

– инфраструктура – тип и качество имеющейся инфраструктуры, плата за ее пользование;

– ресурсы знаний - совокупность технической, научной, рыночной информации, которая влияет на конкурентоспособность товаров и услуг, находящейся в академических университетах, государственных отраслевых, частных НИИ и других источниках[8].

И наконец, четвертая точка зрения, наиболее распространенная. Экономисты находят данную классификацию наиболее целесообразной , и при анализе конкурентоспособности предприятия, факторы оцениваются именно таким способом.

В данном случае факторы, влияющие на конкурентоспособность, подразделяются на две группы  - факторы внешней и внутренней среды организации.

              Понятие внутренние факторы можно сформулировать как объективные критерии, которые определяют возможности организации обеспечить собственную конкурентоспособность. К ним относят:

– оценка финансовой деятельности предприятия, его экономическая ситуация;

– оценка маркетинговой деятельности;

– эффективность производства, уровень развития технологий;

– достижения научно-технического прогресса;

- трудовые ресурсы  - его структура, квалификация работников, профессионализм сотрудников, возможности перспективного развития кадров;

– оценка эффективности рекламной деятельности, использования средств, которые стимулируют сбыт продукции;

– оценка условий хранения, транспортной деятельности и логистики, упаковка, фасовка, маркировка товаров;

– осуществление погрузочных и разгрузочных работ, предоставление транспортных услуг в соответствии с требованиями;

– материально-технического обеспечения предприятия;

– эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;

              – оценка технического обслуживания в постпроизводственное время;

– оценка производственных процессов, использование эффективной технологии производства;

– качество сервиса и гарантийного обслуживания.

Под внешними факторы нужно понимать организационные и социально-экономические отношения, которые способствуют  предприятию в создании продукции, которая по неценовым и ценовым критериям будет  более привлекательна[9]

К внешним факторам специалисты относят:

– ситуация внешнеэкономической политики страны;

– меры государственного воздействия: в экономической сфере , например, налоговая система, финансово-кредитная деятельность,

инвестиционная политика, участие в международном разделении труда ; и  административного характера: демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, деятельность по защите прав потребителей, законодательные акты, их реализация и  усовершенствование;

– оценка экономической, маркетинговой, политической,социальной и культурной, а так же экологическая ситуация в стране и мире;

– деятельность общественных и негосударственных институтов;

– оценка самого рынка деятельности данной фирмы – емкость, тип, конкуренты и т.д. 

Исходя из вышесказанного следует вывод, что, существующее множество классификаций факторов конкурентоспособности предприятия, их многообразие, доказывает насколько сложна задача проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке.

Остановимся более подробно на факторах внутренней и внешней среды.

В экономической литературе встречается мнение, что внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное изначально, а внутренняя среда предприятия является по существу реакцией на внешнюю среду.[10]

Рассмотри более подробно факторы внутренней среды. Обычно к ним относятся: эффективность издержек, рыночная и экологическая эффективность. Изменение внутреннего содержания этих факторов оказывает прямое воздействие на саму конкурентоспособность организации. Однако к приведенным выше факторам необходимо добавить и психологический.  

Рыночная эффективность – это удовлетворение потребителей  настолько, насколько максимально возможно, при выполнении условий:

- наличие преимуществ;

- оценка конкурентов; 

- уровень информационного обеспечения;

- оценка близости к потребителю. 

Умение предприятия грамотно ставить цели, разрабатывать стратегии и анализировать действия и возможности конкурентов, искать новые возможности для конкурентного преимущества влияет как на его рыночную эффективность, так и конкурентоспособность предприятия в целом.

Информация о работе Анализ конкурентноспособности