Анализ и планирование себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение понятия себестоимости продукции и механизма ее формирования и планирования, ее анализа, выявление резервов ее снижения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи в курсовой работе:
1. раскрыть теоретическую сущность и роль анализа и планирования себестоимости продукции;
2. проанализировать себестоимость продукции на примере конкретного предприятия;
3. рассчитать плановую себестоимость продукции на исследуемом предприятии.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования, планирования и анализа себестоимости продукции…………………………………………………………….4
1.1. Понятие, роль и сущность себестоимости продукции ……………………....4
1.2. Методы учета затрат и калькулирование себестоимости продукции……….9
1.3. Планирование себестоимости продукции ……………………………………10
Глава 2. Анализ и планирование себестоимости продукции ……………………..16
2.1. Анализ затрат и себестоимости продукции……………………………………16
2.2. Анализ себестоимости сравниваемой товарной продукции ………………...18
2.3. Анализ выполнения плана по затратам на 1 рубль товарной продукции …....19
2.4. Анализ резервов снижения себестоимости …………………………………….22
2.5. Расчет плановой себестоимости продукции …………………………………...23
Заключение …………………………………………………………………………...25
Список использованной литературы ………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа предворительный вариант Курсовая работа предворительный вариант 12.12.12 проверено до 30 страницы (2) пОСЛЕ ИСПРАВДЕНИЙ.docx

— 85.34 Кб (Скачать файл)

Общая величина изменения  себестоимости продукции в плановом периоде составит ():

                                                                                 (1.6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Анализ и планирование себестоимости продукции

  2.1 Анализ затрат и себестоимости продукции

Анализ отклонений фактической себестоимости продукции  от плановой (в целом и по статьям  затрат) производится по отчетам о  себестоимости товарной продукции. По данным отчетности сначала дается общая характеристика снижения или повышения себестоимости и в целом и по статьям затрат по отношению к полной плановой себестоимости товарной продукции.

В табл. 2.1 показана себестоимость товарной продукции по машиностроительному заводу, в которой отклонения показаны по статьям затрат. Влияние отклонений по каждой статье определяется их отношением (в процентах) к полной плановой себестоимости продукции.

                                   Таблица 2.1

                                     Себестоимости всей товарной  продукции  

Номер строки

Статьи затрат

Полная себестоимость  товарной продукции тыс. руб.

Структура затрат, %

по плану

фактически

сумма, тыс. руб.

по плану

фактически

в %

1

2

3

4

5

 

6

7

8

1

Сырье и материалы

52280

51430

-850

 

13,31

13,12

0,19

 

Возвратные отходы (вычитаются)

2980

3050

70

 

0,75

0,77

2

2

 

3

Покупные комплектующие  изделия и полуфабрикаты

189210

190170

960

 

48,20

48,52

0,32

4

Итого материальных затрат (стр.1-стр.2+стр.3)

238510

238550

40

 

60,75

60,86

0,11

5

Заработная плата основных производственных рабочих

31310

31110

-200

 

7,97

7,93

0,4

6

Отчисления на социальные нужды

9644

9582

-62

 

2,45

2,44

0,1

 

Расходы на подготовку и  освоение производства

1480

1390

-90

 

0,37

0,35

0,20

7

 

Расходы по содержанию и  эксплуатации оборудования

46920

46608

-312

 

11,95

11,89

0,6

8

   

Продолжение табл. 2.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цеховые расходы

19861

19752

-109

5,05

5,03

0,2

10

Итого цеховая себестоимость (стр.4+стр.5+стр.6+ стр.7+стр.8+стр.9)

347725

346992

-733

88,58

88,53

0,5

11

Общехозяйственные расходы

20328

19884

-444

5,17

5,07

0,10

12

Потери от брака

700

920

220

0,17

0,23

0,6

13

Прочие производственные расходы

10550

10770

220

2,68

2,74

0,6

14

ИТОГО производственная себестоимость  товарной продукции (стр.10+стр.11     +стр.12+стр.13)

 

379303

37856

-737

96,63

9,65

0,2

15

Коммерческие расходы

13220

13350

130

3,36

3,40

0,4

16

Полная себестоимость  товарной продукции (стр.14+стр.15)

392523

391916

-607

100

100

0


 

       Как  видно из табл. 2.1 фактическая себестоимость всей товарной продукции на рассматриваемом предприятии была на 607 тыс. руб. (0,16%) ниже плановой себестоимости этой продукции. Эта общая сумма сверхплановой экономии не раскрывает всех источников снижения себестоимости произведенной продукции. Сопоставление фактических расходов с плановыми по каждой статье в отдельности позволяет выявить дополнительные резервы сокращения затрат. Так, по статье «Сырье и материалы» с учетом возвратных отходов получена наибольшая экономия себестоимости в размере 920 тыс. руб., что снизило себестоимость всей товарной продукции на 0,24%. Кроме того, экономия себестоимости получена по статье «Заработная плата основных производственных рабочих» 200 тыс. руб., по статье «Отчисления на социальные нужды» 62 тыс. руб., по статье «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования» 312 тыс. руб., по статье «Цеховые расходы» 109 тыс. руб., по статье «Общехозяйственные расходы» 444 тыс. руб. Перерасход получен по статье «Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера» 960 тыс. руб., потери от брака 220 тыс. руб., прочие  производственные расходы 220 тыс. руб. Общая сумма перерасхода по отдельным статьям 1570 тыс. руб. повысила себестоимость продукции на 0,40%. Если бы не был допущен перерасход, то общее снижение себестоимости составило бы не 0,16% , а 0,56%. При этом, однако, необходимо учитывать, что экономия по сырью и материалам в значительной мере объясняется передачей изготовления части деталей на сторону; это, в свою очередь, вызвало перерасход по статье «Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий».

2.2 Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции

   
   

По данным табл. 2.2 определим общий процент снижения или повышения себестоимости.

                                                                                              Таблица 2.2

Выполнение плана  по себестоимости товарной продукции

Показатели

Себестоимость всей фактически выпущенной товарной продукции, тыс. руб.

Отклонения от плана (экономия -перерасход +)

по плановой себестоимости

по отчетной себестоимости

в абсолютной сумме

в процентах

Вся товарная продукция

392523

391916

-607

-0,15

В том числе:

       

сравнимая

271550

270810

-740

-0,19

несравнимая

120973

121106

133

0,04


Из табл. 2.2 следует, что себестоимость сравнимой продукции по сравнению с плановой снизилась на 0,19%, а всей товарной продукции лишь на 0,15%, а по несравнимой продукции получен перерасход в размере 133 тыс. руб. или 0,004% к плану.

2.3 Анализ выполнения плана по затратам на 1 руб. товарной продукции

Анализ же затрат на руб. товарной продукции направлен на то, чтобы раскрыть издержки на производство и реализацию разнородной продукции. Этот показатель определяется следующим отношением:

                      (1.7)

Затраты на руб. товарной продукции характеризуют уровень издержек на выработку продукции, рентабельность производства и отдельных продуктов, динамику себестоимости выпускаемой продукции.                                                                                    

Таблица 2.3

Выполнение плана  по затратам на 1 рубль товарной продукции

Наименование показателей

Номер

строки

За отчетный год

Себестоимость всей фактически выпущенной продукции:

   

а) по плановой себестоимости, тыс. руб.

1

392523

б) по фактической себестоимости  отчетного года, тыс. руб.

2

391916

Товарная продукция в  оптовых ценах предприятий

   

а) по плану, тыс. руб.

3

490653

б) фактически в ценах, принятых в плане, тыс. руб.

4

493814

в) фактически в ценах  действовавших в отчетном году, тыс. руб.

5

493814

Затраты на 1 рубль товарной продукции по плану, коп. (стр.1/стр.4)

6

80

Затраты на 1 рубль фактически выпущенной товарной продукции (стр.2/стр.5)

7

79,37


В табл. 2.3 показан порядок исчисления затрат на 1 руб. товарной продукции. На основании этих данных нужно определить плановую сумму экономии (задание) от снижения затрат на 1 руб. товарной продукции исходя из планового объема товарной продукции, а также определить плановый процент этой экономии по отношению к затратам предыдущего года.

 Задание по  снижению затрат на 1 руб. товарной продукции составило 0,51 коп. (80-79,49). Следовательно, плановая экономия составит 251,8 тыс. руб. (0,51*493814).

Таблица 2.4

Расчет производственной себестоимости товарной продукции

Показатели

Номер строки

Всего за год

 

по плану

по отчету

1

2

3

4

Затраты на производство по смете

1

379863

382471

Списано затрат на непроизводственные счета

2

1160

1456

Прирост(+), уменьшение(-) остатка  незавершенного производства и полуфабрикатов собственного изготовления

3

-600

-2449

Производственная себестоимость товарной продукции (стр.1 стр.2+стр.3)

4

379303

378566


В табл. 2.4 приведен расчет производственной себестоимости товарной продукции исходя из сметы затрат на производство.

Выявим отклонение фактических затрат на 1 руб. товарной продукции от плановых:

Затраты по утвержденному плану 80

Фактические                                      79,37

Отклонение (снижение)                  -0,63

Таким образом, сверхплановая  экономия от снижения затрат на руб. товарной продукции в отчетном году  по рассматриваемому предприятию составила 311,1 тыс. руб.(0,63*493814).

После определения  величины общего снижения необходимо установить факторы, содействовавшие и противодействовавшие этому снижению.

  1. Влияние сдвигов в ассортименте выявляют сопоставлением плановых затрат на 1 руб. товарной продукции с затратами при фактическом выпуске и ассортименте:

Затраты по утвержденному плану                                               80

Плановые затраты на фактический выпуск и ассортимент 79,49

Отклонение (снижение)                                                          -0,51

В рассматриваемом  примере под влиянием этого фактора  затраты на 1 руб. товарной продукции снизились на 0,51 коп. (79,49-80).

Из расчета  следует, что суть изменений в ассортименте состоит в увеличении выпуска изделий с меньшими затратами на 1 руб. их стоимости и соответствующем сокращении выпуска изделий с большими затратами.

  1. Влияние изменения оптовых цен и отклонений фактической себестоимости продукции от плановой определяется сопоставлением фактических затрат на 1 рубль товарной продукции с плановыми затратами на фактический выпуск товарной продукции:

Плановые затраты на фактический  выпуск   79,49

Фактические затраты в  ценах, действовавших

 в отчетном году           79,37

Отклонение (снижение) -0,12

Снижение цен на готовую продукцию  привело к уменьшению затрат на 1 руб. товарной продукции на 0,12 коп. (79,37-79,49). Абсолютная сумма сверхплановой экономии составила 59,3 тыс. руб. (0,12*493814).

При этом следует учитывать, что на уровень затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают влияние два фактора: с одной стороны, изменение оптовых цен на продукцию, а с другой, отклонения фактической себестоимости от плановой.

Для проведения измерения  влияния изменений оптовых цен  необходимо рассчитать величину затрат на 1 руб. товарной продукции, исчисленной в оптовых ценах, принятых в плане, т. е. условно считая эти цены неизменными. Для этого надо фактическую себестоимость всей товарной продукции разделить на ее стоимость по оптовым ценам, принятым в плане 391916/490653 = 79,88 коп. При этом влияние изменения оптовых цен составит:

Затраты по оптовым ценам, принятым в плане (расчет) 79,88

Затраты по действующим оптовым  ценам                             79,37

Отклонение (снижение)                                                         -0,51

  1. Влияние же фактических затрат выявляется сопоставлением плановых затрат с фактическими, исходя из стабильных оптовых цен:

Затраты по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент 79,49

Затраты исходя из фактической  себестоимости и стабильности оптовых  цен (расчет) 79,88

Отклонение (повышение) + 0,39

Эти факторы действовали в противоположном направлении. При этом влияние первого из них было более существенным, так как несмотря на наличие второго фактора общее снижение затрат на 1 рубль товарной продукции составило 0,12 коп. (-0,51+0,39).

4. На снижение затрат на 1 рубль товарной продукции существенное влияние оказывает изменение цен на материалы и тарифов на перевозки в сравнении с плановыми.

Совокупный результат  влияния этих отклонений от плановых затрат соответствует сумме сверхплановой  экономии, полученной от снижения затрат на 1 руб. товарной продукции в анализируемом периоде.

Информация о работе Анализ и планирование себестоимости продукции