Анализ и планирование себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение понятия себестоимости продукции и механизма ее формирования и планирования, ее анализа, выявление резервов ее снижения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи в курсовой работе:
1. раскрыть теоретическую сущность и роль анализа и планирования себестоимости продукции;
2. проанализировать себестоимость продукции на примере конкретного предприятия;
3. рассчитать плановую себестоимость продукции на исследуемом предприятии.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования, планирования и анализа себестоимости продукции…………………………………………………………….4
1.1. Понятие, роль и сущность себестоимости продукции ……………………....4
1.2. Методы учета затрат и калькулирование себестоимости продукции……….9
1.3. Планирование себестоимости продукции ……………………………………10
Глава 2. Анализ и планирование себестоимости продукции ……………………..16
2.1. Анализ затрат и себестоимости продукции……………………………………16
2.2. Анализ себестоимости сравниваемой товарной продукции ………………...18
2.3. Анализ выполнения плана по затратам на 1 рубль товарной продукции …....19
2.4. Анализ резервов снижения себестоимости …………………………………….22
2.5. Расчет плановой себестоимости продукции …………………………………...23
Заключение …………………………………………………………………………...25
Список использованной литературы ………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа предворительный вариант Курсовая работа предворительный вариант 12.12.12 проверено до 30 страницы (2) пОСЛЕ ИСПРАВДЕНИЙ.docx

— 85.34 Кб (Скачать файл)

Непроизводительные расходы  являются следствием недостатков в  технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных и др.). Производительные расходы планируются, а непроизводительные, как правило, не планируются .

Затраты на производство промышленной продукции планируются и учитываются  по первичным экономическим элементам  и статьям расходов.

Группировка по первичным  экономическим элементам позволяет разработать смету затрат на производство, в которой определяются общая потребность организации в материальных ресурсах, сумма амортизационных отчислений основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы организации. Эта группировка используется для согласования плана по себестоимости с другими разделами для планирования оборотных средств и контроля за их использованием.

По экономическим элементам  ведется бухгалтерский учет и  составляется денежный отчет по общей  сумме расходов на производство.

 

 

1.2 Методы учета затрат  и калькулирования себестоимости  продукции 

Для предприятий с действующими нормативными документами предусмотрено  два основных варианта учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Первый вариант является традиционным, так называемый полный калькуляционный, когда затраты делятся на прямые  и косвенные. Прямые затраты непосредственно относят на себестоимость, а косвенные — распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе. В качестве базы для распределения косвенных затрат могут быть использованы:

• прямые затраты;

• заработная плата основных производственных рабочих;

•  время работы основных производственных рабочих;

• объем произведенной  продукции в натуральном или  стоимостном выражении;

• производственная себестоимость  продукции;

• амортизация и др.

Полный вариант обеспечивает большую детализацию учета и  калькулирования затрат и его  часто применяют крупные и  средние предприятия. Этот вариант  калькулирования в настоящее  время имеет определенные разновидности, вытекающие из некоторых особенностей учета затрат на производство продукции.

 Второй вариант учета и калькулирования себестоимости продукции - усеченный. Он является новым для российских предприятий и предусматривает деление всех затрат на производственные и периодические. Производственные затраты обусловлены протеканием производственного процесса и могут быть как прямыми, так и косвенными, но обязательно величина их должна зависеть от изменения объемов производства. Периодические затраты связаны с длительностью отчетного периода, собираются на бухгалтерском счете "Общехозяйственные расходы" и не включаются в себестоимость объектов калькулирования, а списываются в конце отчетного периода непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции. Таким образом, второй вариант позволяет определять только неполную себестоимость продукции.

Он обеспечивает значительное снижения трудоемкости учета, его упрощение  и часто используется на небольших  предприятиях.

В практической деятельности российских предприятий целесообразно  использовать обе модели калькулирования. Они отвечают различным целям  и задачам управления затратами  предприятия. Вместе с тем, обе эти  модели направлены на  решение задачи роста прибыльности и повышения  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности предприятия в целом.

Выбор предприятием метода учета затрат на производство осуществляется самостоятельно и зависит от ряда факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции.

В настоящее время использование  российскими организациями и  предприятиями модели полного распределения  затрат и расчета на этой основе цен приводит к неконкурентоспособности  отечественной продукции, поскольку  происходит постоянное повышение цен. Завоевание и удержание рынков сбыта возможно при продаже продукции по оптимальным ценам, что вызывает необходимость ускорить процесс управления и регулирования затратами. Это предполагает целесообразность использования широко применяемой за рубежом метода расчета себестоимости – «директ-костинг». Ее суть состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат (усеченная себестоимость), то есть лишь переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счете, в калькуляцию они не включаются и периодически списываются на финансовые результаты, то есть их учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период.

1.3 Планирование себестоимости  продукции

Целью планирования себестоимости  является определение оптимального уровня затрат на производство и сбыт продукции при рациональном использовании  ресурсов предприятия.

План (смета) по себестоимости  продукции составляется по единым для  всех предприятий правилам. В правилах содержится перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, и  определяются способы калькулирования себестоимости.

План по себестоимости  продукции включает следующие разделы:

1. Смета затрат на производство  продукции (составляется по экономическим  элементам).

2. Расчет себестоимости  всей товарной и реализованной  продукции.

3. Сравнение плановых  калькуляций отдельных изделий.

4. Расчет снижения себестоимости  товарной продукции по технико-экономическим факторам. К наиболее существенным качественным показателям плана по себестоимости продукции относятся:

  • себестоимость товарной и реализованной продукции;
  • себестоимость единицы важнейших видов продукции;
  • затраты на 1 руб. товарной и реализованной продукции;
  • процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам;
  • процент снижения себестоимости сравнимой продукции.

Смета затрат на производство составляется без внутризаводского оборота на основе расчетов по каждому  элементу затрат и служит основным документом для разработки финансового плана. Смета составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам.

Затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо  и энергию в смете затрат определяются на производственную программу исходя из планового объема, норм и цен.

Расходы на оплату труда  рассчитываются в соответствии с  принятыми в организации формами  и системами оплаты труда.

Амортизационные отчисления определяются исходя из стоимости амортизируемых активов, сроков их полезного использования, а также методов начисления амортизационных  отчислений.

На основе сметы затрат определяют затраты на весь валовой  и товарный выпуск. Затраты на производство валовой продукции определяются из выражения

 

                                    ВП = Сп – Зн.в,                                                              (1.1)

где ВП – затраты на производство валовой продукции, руб.;

Сп — затраты на производство по смете, руб.;

Зн.в. — затраты, не включаемые в состав валовой продукции, руб.

Затраты на производство товарной продукции вычисляют как

                                         ТП = ВП±(п + н),                                                               (1.2)                                  

где  ТП – затраты на производство товарной продукции, руб.;

ВП – затраты на производство валовой продукции, руб.;

п — изменение остатков полуфабрикатов своего изготовления, руб.;

н — изменение остатков незавершенного производства, руб.;

± — прирост слагаемых  вычитается, сокращение прибавляется.

В плане затраты рассчитываются на плановый объем и ассортимент  продукции, но фактический ее ассортимент  может отличаться от планового. Поэтому плановое задание по затратам на 1 руб. продукции пересчитывается на фактический ассортимент и потом уже сопоставляется с данными о затратах на 1 руб. продукции.

Некоторые расходы хотя и  учитываются в фактических затратах на производство, однако в силу их особого  характера также не могут включаться в плановую себестоимость продукции. К таким затратам относятся разного  рода непроизводительные расходы и  потери, например обусловленный отступлениями  от установленного технологического процесса производственный брак

Планированию себестоимости  продукции предшествует анализ сложившегося уровня затрат. Анализ делается для  выявления возможных отклонений в организации производственного  процесса и выявления резервов производства.

Исходными данными разработки плана себестоимости являются: планируемые  объемы производства продукции, нормы  расхода материальных и трудовых ресурсов, договора на поставку материальных ресурсов и сбыт выпускаемой продукции, экономические нормативы, содержание мероприятий плана развития предприятия и т. д.

Плановая калькуляция  отражает планируемые затраты на изготовление продукции на предстоящий  период.

При разработке калькуляции  на единицу продукции затраты, как  известно, подразделяются на прямые и косвенные.

Для определения объема косвенных  затрат предварительно разрабатываются  сметы вспомогательных и обслуживающих  цехов, расходов на управление и др. На их основе планируются затраты  по комплексным статьям калькуляции: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общепроизводственные расходы, расходы на подготовку нового производства. Эти затраты планируются  в сметном и калькуляционном  разрезе и используются как для  определения себестоимости единицы  изделий, так и всей товарной и валовой продукции.  

Определение плановой себестоимости  отдельных видов продукции служит основой планирования затрат на производство. Плановая себестоимость всей товарной продукции рассчитывается на основе данных об объеме выпуска товарной продукции и плановой себестоимости  отдельных видов изделий.

Вся товарная продукция при  планировании и учете себестоимости  на предприятиях подразделяется на сравнимую и несравнимую. Сравнимой считается продукция, выпускавшаяся в предыдущем (по отношению к плановому) году, а также изделия с длительным циклом производства, которые выпускались в прошлом году в единичных экземплярах. В состав сравнимой продукции не включаются работы по заказам на сторону, услуги, оказанные своему капитальному строительству, работы по капитальному ремонту и продукция, изготовлявшаяся в опытном порядке. К несравнимой относится продукция, освоенная производством в текущем году.

В плане предприятия определяется задание по снижению себестоимости  сравнимой продукции. Оно выражается процентом снижения себестоимости  продукции по отношению к прошлому году. Наряду с этим может быть указана  и сумма планируемой экономии в результате снижения себестоимости сравнимой продукции.

Для определения задания  по снижению себестоимости сравнимой  товарной продукции составляется расчет себестоимости по всей номенклатуре изделий исходя из предусмотренного планом предприятия объема продукции  и с учетом планового показателя по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции  в оптовых ценах.

      На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

      При планировании  себестоимости продукции по нормативному методу применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.

      Метод планирования  себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным, так как позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде.

     Для определения  величины изменения себестоимости  продукции в плановом периоде  вследствие влияния вышеупомянутых  факторов рассчитывается:

• изменение величины себестоимости продукции от изменения производительности труда ():

                                        

где — индекс средней заработной платы — индекс производительности труда (выработки); — доля заработной платы с отчислениями на социальные нужды в себестоимости продукции;

• изменение величины себестоимости  продукции от изменения объема производства ():

                                                                                    (1.4)

где — индекс условно-постоянных расходов;  — индекс объема производства; — доля условно постоянных расходов в себестоимости продукции;

• изменение величины себестоимости  продукции от изменения норм и  цен на материальные ресурсы ():

                                                                              (1.5)

где — индекс норм материальных ресурсов; — индекс цен на материальные ресурсы; — доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.

Информация о работе Анализ и планирование себестоимости продукции