Анализ и оценка экономической эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. На современном этапе развития довольно значительная часть поступлений в доходную часть федерального бюджета приходится на таможенные пошлины, таможенные сборы и иные платежи, сбор которых входит в компетенцию таможенных органов.
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала "открытой", а государственные границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач эконом. Т Д.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, можно  сделать вывод, что совершенствование  системы оценки эффективности ведет  к повышению эффективности деятельности органов таможенной службы. При этом, интеграция оценки контрольных показателей и отчетности о деятельности таможенных органов окупится сторицей: сокращение времени, требуемого на обработку и формирование отчетов на уровне, например, регионального управления, позволит ему максимально сосредоточиться вместо отчетной деятельности на тех функциях для которых оно создано – организация, координации и контроль деятельности подчиненных таможен. За счет повышения роли первичных данных в формировании оценки значительно повысится достоверность сведений о деятельности таможенных органов, а значит и качество того материала, на основе которого принимаются управленческие решения, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности деятельности таможенной службы.

Рассмотрение различных  методик эффективности деятельности таможенных органов.

 Активное вовлечение  России в мирохозяйственные связи   посредством механизма глобализации  обуславливает необходимость   перманентной оценки результативности  функционирования таможенной системы  в качестве неотъемлемого регулятора межстрановых товарных потоков и, как следствие, разработки соответствующих методик.

Многообразие разработанных  подходов к оценке эффективности  деятельности таможенного органа обусловлено  абстрактно-отвлеченным характером понятия «эффективность деятельности таможенных органов», под которым в данной работе подразумевается  комплексная характеристика таможенного дела, выраженная в отношении   полученных в процессе функционирования результатов  к понесенным затратам.

Сложность объекта исследования (эффективность деятельности таможенного органа) делает целесообразным применения многокритериальной оценки на системной основе1.  Например, предложенный Диановым А.Ю. интегральный подход предусматривает включает три этапа: анализ структуры результативности совокупного процесса деятельности таможенных органов, формирование интегрирующих показателей и расчет этих показателей во времени2.

В иной плоскости рассматривает  проблему Клищ Н.Н.: оценка эффективности  деятельности государственных  органов (служащих) базируется на результативном подходе, предусматривающем 5 групп показателей: входящие ресурсы, процессы, непосредственные результаты, конечные эффекты, влияние.3 (см. таб.1).

Таблица 1. Виды показателей  результативности деятельности государственных  служащих.

Тип показателя результативности

Описание

Примеры

Показатели входящих ресурсов

Показатели, характеризующие  затраты на определенные виды деятельности и (или) набор требований к профессиональным и личным навыкам госслужащего

-затраты на командировки;

-наличие сертификатов, оценивающих знание иностранного языка;

- объем финансовых  средств, необходимых для реализации  программы

Показатели процессов

Показатели, характеризующие  сроки и нормативы выполнения определенной деятельности

-средняя продолжительность  согласования одного проекта нормативного правового акта / документа;

-среднее время ожидания  потребителя услуги в очереди

Показатели непосредственных результатов

Показатели, характеризующие  объем проделанной работы (оказанных  услуг)

-процент рассмотренных  жалоб;

-число активных проектов на текущую дату;

Показатели конечных эффектов

Показатели, характеризующие  степень достижения целей и задач  таможенных органов и (или) изменение  в состоянии целевой группы потребителей услуг

-число погибших на  автодорогах, прошедших инспекцию не более года назад;

-сокращение числа  совершенных преступлений на 10 тыс.  жителей;

Показатели влияния

Показатели, характеризующие  эффект воздействия государственного служащего на управляемую подсистему или определенную целевую группу

-сумма средств, сэкономленных при внедрении предложения;

-число граждан, удовлетворенных  качеством и своевременностью  оказания услуги


 

Для анализа экономической  эффективности таможенной единицы4 А.В. Губин предлагает метод сравнения расчетного и фактического бюджетного результатов: эффективность обратно пропорциональна разности между этими показателями5. Суть предлагаемого подхода заключается в сравнении максимально возможных поступлений от таможенных операций (расчетного бюджетного результата) с фактическими (фактическим бюджетным результатом). Наряду с этим данный ученый предлагает сопоставление совокупных затрат и результатов (в том числе, таможенных сборов в федеральный бюджет) таможенной деятельности6.

Рис 1. Сравнение фактического и расчетного бюджетных результатов

Наряду с теоретическими подходами особый интерес представляют действующие системы оценки эффективности, реализация которых происходит как  в деятельности зарубежных таможенных администраций, так и  в рамках ФТС России.

Так, применяемая во Франции методика оценки эффективности деятельности таможенных органов (performance measurement) являет собой иерархическую систему, где стратегические цели предопределяют частные задачи.  Степень отклонения фактических значений формируемых на основе этих задач показателей от целевых дает на выходе эффективность отдельно взятой таможенной единицы (см. таб. 2)7

Таблица 2. Оценка эффективности  таможенных органов во Франции

Аспект деятельности

Цель

Показатели

Целевые значения показателей

Социально-экономический

Борьба с организованной преступностью

Стоимостной объем конфискованного  табака (в млн. евро)

54,5

Стоимостной объем конфискованных наркотиков (в млн.  евро)

340

Физический объем поддельной продукции (в млн. штук)

5,5

Число раскрытых особо опасных преступлений

5550

Качество обслуживания

Ускорение времен выпуска  товаров

Среднее время выпуска (в минутах)

7

Удельный вес электронных  деклараций (в % от общего числа деклараций)

80

Организационный

Повышение эффективности  таможенного контроля

Доначисленные платежи  за таможенный контроль (в евро)

104 000

Количество особо опасных  нарушений в 1000 отобранных таможенных декларациях

8

Аспект деятельности

Цель

Показатели

Целевые значения показателей

 

Сокращение расходов на сборы таможенных платежей

Средняя стоимость процедуры  сбора таможенных платежей, приходящаяся на 100 евро (в евро)

0.51


 

В ином ракурсе данный вопрос рассматривают в таможенной администрации Нидерландов: таможенная деятельность суть непрерывный процесс, на входе которого имеет место исходные ресурсы, используемые с разной степенью интенсивности (пропускная способность), а на выходе образуются как результаты конкретных решений локальных таможенных органов (прием таможенной декларации, задержание продукции), так и в целом воздействие таможенной системы на общество (поощрение благоприятных практик, правомерного поведения, поддержание долгосрочного сотрудничества через институт уполномоченного экономического оператора)8.

 

Рис.2. Система оценки эффективности деятельности таможенных органов в Нидерландах.

Выработанная на сегодняшний  день в России методика оценки эффективности  деятельности таможенных органов построена  на системе показателей эффективности  деятельности (ПЭД) и имеет ряд  допущений: эффективность таможенной деятельности представлена в качестве системы, состоящей из 3 разделов-подсистем в соответствии со стратегическими целями ФТС России; высокие агрегаты (разделы) разукрупнены на конкретные индикаторы; балльное выражение некоторых показателей; наличие показателей без балльной оценки9.

В итоге на основе экспертных оценок можно получить результирующий показатель – эффективность деятельности таможенной единицы:

                                         ,                                       

где - показатель эффективности подсистемы (раздела показателей;

- удельный вес показателя  эффективности  подсистемы;

-число подсистем.

Таким образом, несмотря на представленную выше дифференциацию подходов, ни одна из рассмотренных методик не раскрывает в полной мере содержание эффективности деятельности таможенной единицы. С одной стороны, это демонстрация сложности обозначенной проблемы, с другой, - широкое поле для дальнейших научных исследований.

Кроме того,  стремительная динамика и усложнение форм внешнеэкономических отношений, новый институциональный дизайн в контексте ожидаемого вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию предъявляют к оценке таможенной деятельности все новые и новые требования. Очевидно, что вследствие вышесказанного механизм оценивания деятельности таможенных органов должен находиться в состоянии непрерывного развития и совершенствования.

 

 

 

Заключение.

Как видно из моей работы, таможенное дело является важным инструментом в выполнении экономических задач, стоящих перед Россией. Однако и в таможенном деле есть свои недостатки и недоработки, над которыми надо сосредотачивать свои усилия. Функции таможенной службы: сбор налогов и пошлин в таможенной сфере, валютно-экспортный контроль, борьба с нарушениями таможенного законодательства, контрабандой товаров, транспортных средств, в том числе оружия и наркотиков. Но основная задача таможенных органов – пополнение федерального бюджета.

Хотелось бы, чтобы  доходная часть бюджета насыщалась достаточно стабильно. Но напомню, что одновременно таможня - важный инструмент экономического регулирования внешней торговли. Таможенное обложение влияет на цены товаров, на спрос и предложение, насыщение рынка импортными товарами и конкурентоспособность экспорта. Таможенное регулирование - это и средство защиты отечественного производителя, оно помогает противодействовать торговым войнам и создавать условия для продвижения отечественных товаров на чужие рынки. И, конечно, следует помнить, что таможня выполняет и правоохранительные функции. Вот если эти цели соблюдены, то можно говорить о более-менее внятной таможенной политике. Пока же она не настолько совершенна, как хотелось бы.

Например, сейчас таможенное законодательство отстает от гражданского. В результате ложится тяжелым грузом на плечи хозяйствующих субъектов. С таким законодательством убедить инвесторов прийти на наш рынок непросто. Риск пострадать от произвола чиновника очень высок. В России развился невиданный, нездоровый протекционизм. Сращивание власти и бизнеса привело к тому, что появилась масса указов и постановлений, которые направлены не на развитие перспективных отраслей промышленности, а на защиту узкокорпоративных интересов отдельных лиц. Существующие льготы для одних компаний задушили другие. На мой взгляд, льготы в таможенной сфере - это антипод цивилизованной торговли. При льготах не может быть и речи ни о какой честной конкуренции. Поэтому я считаю, что таможенное дело на данном этапе развития подлежит реформированию для осуществления своей деятельности с наибольшей эффективностью.

 

Список литературы:

-Таможенный кодекс Российской Федерации.

-Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации.

-Таможенное право. Москва, 2007

-Таможня. Вопросы-ответы. Москва, 2009

-Время МН от 18.07.2000г.

-Журнал «Восточный базар» №27

-«Директор» №6,7 2005г.

-«Экономика и бизнес» декабрь, 2009г.

-Белозерова С.В., Белозеров  И.И.. «Проблемы определения эффективности  таможенного дела» // Сборник научных  трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2008. № 7. – с.96

- Дианов А.Ю. Развитие  теоретических положений и выработка   практических рекомендаций по  применению системы показателей  оценки результативности таможенной  деятельности: автореф. диссертации   канд. экон. наук, М., 2009. - с.7

-Клищ Н.Н.. Повышение результативности деятельности государственных служащих: автореф. диссертации канд. экон. наук , М., 2006. - с.18-19.

-Губин А.В. Совершенствование  методологии оценки экономических  результатов деятельности таможенных  органов России (на примере Западного таможенного региона): диссертация канд. экон. наук, М., 1999. – с.24

-Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Фередации. — М.: Юрид. лит., 1993. — с. 24.

-Комбаров Д.В. Проблемы деятельности таможенной службы в Российской Федерации. 

-Дзюба А.С  Определение  эффективности деятельности таможенных  органов.

-Парфёнов Д.В Анализ  деятельности таможенной службы.

Сайты: http://pitergrouplogistic.ru/spb.html

. http://www.customs.ru/index.php

http://www.arivist.ru/tandem/benefits/2210/infolist/2288

 

 

1Белозерова С.В., Белозеров И.И.. «Проблемы определения эффективности таможенного дела» // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2008. № 7. – с.96

2 Дианов А.Ю. Развитие теоретических положений и выработка практических рекомендаций по применению системы показателей оценки результативности таможенной деятельности: автореф. диссертации канд. экон. наук, М., 2009. - с.7

3 Клищ Н.Н.. Повышение результативности деятельности государственных служащих: автореф. диссертации канд. экон. наук , М., 2006. - с.18-19.

4 Под таможенной единицей в данном контексте подразумевается определенный уровень реализации таможенного дела: от поста до системы ФТС России.

5 Губин А.В. Совершенствование методологии оценки экономических результатов деятельности таможенных органов России (на примере Западного таможенного региона): диссертация канд. экон. наук, М., 1999. – с.24

6 Gubin Alexey. Developing performance measurement for the Russian Customs Service //

 World Customs Journal. 2011. Volume 5, Number 2. – s. 95-106

7 Picard Conference Geneva, 14-16th September 2011.

8 Picard Conference Geneva, 14-16th September 2011

9 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011–2013 годы.  http://www.customs.ru


Информация о работе Анализ и оценка экономической эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации