Анализ и оценка экономической эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. На современном этапе развития довольно значительная часть поступлений в доходную часть федерального бюджета приходится на таможенные пошлины, таможенные сборы и иные платежи, сбор которых входит в компетенцию таможенных органов.
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала "открытой", а государственные границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач эконом. Т Д.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом прежде всего за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.

И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.

Закон "О таможенном тарифе" устанавливает порядок  формирования и применения таможенного  тарифа РФ — инструмента торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка товаров при  его взаимосвязи с мировым  рынком. Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ.

В результате регулирования  экспорта и импорта путем использования  таможенных тарифов и методов  нетаможенного воздействия внешнеторговый оборот России составил в 1999 году 115,4 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 74,3 млрд. долларов, импорт – 41,1 млрд. долларов; за январь 2000 г., соответственно, — 8,8; 6,4 и 2,4 млрд. долларов. Экспорт превысил импорт в 1999 году на 33,2 млрд. долларов, в январе 2000 года – на 4,0 млрд. долларов.

Таким образом, экспорт  товаров существенно опережает  импорт, а сальдо торгового баланса  России в 90-е годы всегда положительное.

Характеризуя товарный состав экспорта, можно отметить его  сырьевую направленность и незначительную долю в экспорте машин и оборудования. Структура товарного экспорта не является оптимальной. Так, по данным Госкомстата РФ, удельный вес основных топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, природного газа, каменного угля и электроэнергии) в общем объеме экспорта в январе 2000 г. составил 61,6% (в январе 1999 г. – 50,8%); металлов (черных металлов, меди, никеля, алюминия) — 13,2% (18,5%); машин и оборудования – 5,0% (7,1%). Поэтому федеральным и региональным органам власти, а также российским предпринимателям следует принять меры для увеличения в экспорте доли товаров наукоемких отраслей. Такие номенклатурные позиции с целью стимулирования экспорта не следует облагать экспортными пошлинами.

Товарный состав импорта  также носит ярко выраженную тенденцию преобладания в импорте товаров потребительского назначения, а именно сахара, рыбы, пшеницы, масла подсолнечного и сливочного, сигарет, алкогольных напитков, тканей, обуви и других потребительских товаров. В общем объеме импорта доля машин и оборудования в январе 2000 года составила 25,8%, в январе 1999 года – 40,7%.

Анализ состава и  структуры товарного импорта  показывает необходимость пересмотра отдельных номенклатурных позиций  и уточнения ряда импортных таможенных пошлин в сторону увеличения. Это относится к алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной одежде. По этим позициям потребительский рынок России перенасыщен, и это отрицательно влияет на соответствующие отрасли отечественного производства. Многие высшие менеджеры предприятий легкой и текстильной промышленности неоднократно высказывали предложения о необходимости уточнения конкретных таможенных импортных пошлин.

Динамику экспорта и  импорта во внешнеторговом обороте  России характеризует коэффициент покрытия импорта экспортом, исчисляемый как отношение объема экспорта к импорту в соответствующем периоде года (в процентах).

Потребительский рынок  характеризует изменение товарных запасов в организациях розничной  торговли. Имеющиеся данные иллюстрируют:

а) абсолютный рост товарных запасов в динамике за счет двух факторов: первый — рост физического  объема товарных ресурсов, второй —  сохранившаяся до сих пор тенденция  роста розничных цен на потребительские  товары;

б) рост объема дневной  продажи потребительских товаров в розничной торговле;

в) стабилизация уровня запасов  в днях на уровне 30—32 дней торговли. По-видимому, это близкий к оптимальному уровень запасов в торговле. Увеличение запасов (в днях торговли) ведет к  росту оборотных средств торговых предприятий, что не все предприятия могут "осилить" в финансовом отношении, а также к возможностям затоваривания розничной торговли отдельными товарными позициями.

Анализ оборота розничной  торговли по субъектам федерации  показывает, что в большинстве  регионов товарооборот возрастает. Так, в январе-феврале 2000 г. против соответствующего периода прошлого года товарооборот увеличился в 59 субъектах. Существенно возрос розничный товарооборот в Московской области — 111,6%, Санкт-Петербурге — 116,7%, Республике Коми — 118,9%, Чувашской Республике —111,8%, Татарстане — 117,9% и многих других субъектах. Однако, к сожалению, есть случаи и его снижения. Например, Кировская область — 94,6%, Нижегородская область — 93,9%, Белгородская — 88,3%, Воронежская — 85,5%, Саратовская — 96,6%, Ульяновская — 96,3%. Местным органам власти необходимо дать оценку сложившейся ситуации на потребительском рынке и наметить меры по его восстановлению и развитию в оптимальном режиме. Продолжают возрастать, хотя и медленнее, чем в предыдущие годы, потребительские цены и цены производителей. В целом по РФ в феврале 2000 г. розничные цены на товары и услуги выросли на 1,0% к предыдущему месяцу, в том числе на продовольственные товары — на 0,5%, непродовольственные — 1,3% и на платные услуги населению — на 3,0%. Характерно, что цены производителей промышленной продукции возросли в большей мере — на 3,8%, что иллюстрирует возрастание и ужесточение конкуренции на потребительском рынке и снижение рентабельности в розничной торговле. Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных сегментов, что является главной экономической задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика – сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможенной политике является:

— установление оптимальных  размеров импортно-экспортных пошлин;

— своевременный пересмотр  установленных тарифов в связи  с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;

— определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;

— более активное использование  лицензирования, квотирования и сертификации товаров.

Для решения задач  и проблем, стоящих перед таможенными  органами страны, необходимо:

— постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто  разрабатывает и обосновывает проекты  изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ:

— увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны;

усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами.

 

3. Необходимость  оценки  эффективности деятельности таможенных  органов с учетом как внешних,  так и внутренних факторов

В условиях интеграции России в международное экономическое пространство и определенной зависимости от колебаний мировой экономической конъюнктуры значительную роль приобретает проведение грамотной и обоснованной торговой политики и политики экономической безопасности, немаловажной составляющей которых является таможенная политика, а также деятельность таможенных органов по ее осуществлению. Оценка эффективности деятельности таможенных органов должна учитывать все аспекты функционирования таможенной службы

 

 В экономической науке вопросам эффективности посвящено немало исследований. В классическом понимании эффективность – это отношение результатов к затратам. При этом эффективность таможенного дела является, пожалуй, одним из наименее изученных экономических явлений. Это обусловлено целым рядом трудностей.

 

Одним из наиболее значимых моментов является отсутствие однозначных подходов к критериям эффективности таможенного  дела. Кроме того, некоторые решения  не отличаются широтой взгляда на проблему и не учитывают многих особенностей функционирования таможенных органов, что обусловливает ограниченность применения подобных подходов для реальной оценки эффективности деятельности таможенной службы Российской Федерации.

 

Анализ эффективности деятельности таможенных органов, помимо очевидных результатов деятельности (количество оформленных в таможенном отношении товаров и транспортных средств, размер уплаченных в бюджет таможенных платежей и т. п.), должен учитывать также массу факторов, вытекающих из результатов деятельности правоохранительных подразделений таможен, а также социальный и потребительский эффект указанных действий. Результаты деятельности также должны быть рассмотрены с учетом региональной специфики.

 

 В то же время, бюджетное  финансирование деятельности таможенной службы обусловливает необходимость учета показателей целевого расходования бюджетных средств. Нельзя забывать о том, что одной из основных целей деятельности любого бюджетного учреждения является сохранность и использование выделенных бюджетных средств строго по целевому назначению, в соответствии с утвержденными лимитами и экономической классификацией расходов. Данное обстоятельство, с учетом того, что таможенная служба Российской Федерации целиком и полностью финансируется из федерального бюджета, определяет необходимость вовлечения в расчет оценки эффективности деятельности таможенных органов и показателя эффективности целевого расходования бюджетных средств.

 

 Вместе с тем, разработка  мер таможенно-тарифной политики, постановка целей и задач стратегического характера в долговременном периоде, а также создание краткосрочных программ реализации указанных мер, как и в любой иной сфере управленческой деятельности, должны быть неразрывно связаны с оценкой эффективности воплощения соответствующих положений на практике в деятельности таможенных органов. Таможенная политика России должна отвечать критериям комплексности и основываться на системном анализе существующей экономической ситуации.  Значительные размеры территории страны, и, как следствие, наличие немалых различий не только географического и климатического, но и экономического характера между субъектами Федерации, обусловливают необходимость учета всех отличительных особенностей формирования и развития региональных экономик с целью недопущения ухудшения экономической ситуации в отдельных регионах и стране в целом, вследствие проведения недальновидной таможенной политики. Примером таковой может служить обстановка, сложившаяся в Дальневосточном федеральном округе, и, в частности, Приморском крае. Характерное для 90-х годов прошлого века разрушение многих отраслей промышленности (в том числе судостроительной), ликвидация краеобразующих предприятий рыбодобывающего сектора и сокращение состава Тихоокеанского военного флота, поставили край, фактически, на грань вымирания.  Выход был найден в импорте подержанных автомобилей из Японии — сфере торговли, прошедшей путь от стихийной реализации товара до четко организованной системы транспортно-логистических схем, предприятий пост-продажного и сервисного обслуживания, предоставивших рабочие места как значительной части населения края, так и представителям иных регионов. Кроме того, ввоз подержанных японских автомобилей обусловливал значительные вливания в бюджет благодаря таможенным пошлинам. Введение высоких (по сути — запретительных) пошлин на импорт подержанных автомобилей в начале 2009 года имело следствием нанесение серьезного урона всей экономике региона в целом, сокращение поступлений в бюджет, а также значительное повышение социальной напряженности на фоне экономического кризиса.

 

 Таким образом, оценка эффективности  деятельности таможенных органов  с учетом как внешних, так  и внутренних факторов является  объективным требованием современной  экономической ситуации. При этом,  перечисленные выше особенности деятельности таможенных органов, определяют необходимость совершенствования методов оценки экономической эффективности деятельности таможенных органов.

 

 

4.Экономические проблемы и перспективы таможенной деятельности.

Сиюминутные фискальные выгоды не должны заслонять долгосрочные перспективы таможенной дела. Поэтому сегодня принципиально важно по-новому расставить акценты и обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.

Государство, к сожалению, до сих пор не определило приоритетные сферы экономики - это мешает направить точно острие таможенной политики. Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране полное отсутствие хлопка и 65-процентный дефицит глинозема, то необходимо создавать условия для сохранения данных отраслей промышленности. Конечно, следует оказывать поддержку российским энергоносителям или конкурентоспособному машиностроению. Но я не могу понять, как защитить нашу автомобильную промышленность таможенными мерами. Вне поля зрения разумной таможенной политики беспошлинный ввоз готовой печатной продукции, мы забыли, что у нас есть собственное бумажное и полиграфическое производство. Нет контроля и за потоками лекарственных средств и препаратов. Очевидно, что их импорт в Россию будет повышаться. Ведь, с одной стороны, мы стареющая нация, а с другой - благосостояние населения постепенно растет. Люди будут больше тратить на свое лечение, а отечественных лекарств в стране крайне мало. Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны.

Действующее российское законодательство позволяет применять  практически все известные в  мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования  внешней торговли. Выбор же тех или иных мер зависит от целей, которые ставит государство перед таможенной службой.

Вопрос правильного  определения целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это  объясняется и огромной общей  протяженностью ее границ, и фактической "прозрачностью" границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик и областей.

Информация о работе Анализ и оценка экономической эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации