Экономическое стимулирование и организация охраны и рационального использования лесных и пастбищных ресурсов Монголии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:20, диссертация

Краткое описание

Целью диссертационного исследования является обоснование оптимального механизма экономического стимулирования и организационных мер по охране и рациональному использованию лесных и пастбищных ресурсов Монголии, обеспечивающих их неистощительное и устойчивое пользование.
Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи:
-изучение опыта государственного регулирования охраны и рационального использования лесных и пастбищных ресурсов на современном этапе развития Монголии и стран Центральной Азии;
-определение уровня и показателей стоимостной оценки деградации и истощения природных ресурсов;
-обоснование ограничений в использовании возобновляемых ресурсов (лесных и пастбищных);
-разработка механизма экономического стимулирования охраны и рационального использования лесных и пастбищных ресурсов;
-разработка системы организационно-экономических мер по установлению баланса интересов государства, местного населения и лесопользователей;

Вложенные файлы: 1 файл

дессиртации heregtei bj magad.docx

— 158.15 Кб (Скачать файл)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ 
 
И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫХ И ПАСТБИЩНЫХ  
 
РЕСУРСОВ МОНГОЛИИ

 

Содержание

I. общая характеристика работы 
Степень разработанности проблемы. 
Цель диссертационного исследования. 
Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи 
Объектом исследования 
Научное направление 
Новые научные результаты 
Методология исследования. 
Информационная база исследования. 
Практическая ценность работы. 
Апробация работы. 
Объем и структура диссертации. 
Ii. основные результаты исследования, выносимые на защиту 
Лесохозяйственные мероприятия за 2001–2005 гг. 
2.3. Предлагаемая система экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды 
2.4. Обоснование механизма интерактивного управления природными ресурсами на базе местных сообществ 
2.5. Разработка организационных стимулов и инструментов природопользования и охраны лесных и пастбищных ресурсов Монголии 
Выводы и предложения


Добавить документ в свой блог или на сайт 
Смотрите также:

  • Экономическое стимулирование и организация охраны и рационального использования лесных и
  • Воспроизводство основных фондов на предприятиях машиностроения в условиях ограниченности
  • Государственное регулирование эффективного воспроизводства рыбных ресурсов
  • Выбор инструментов регулирования охраны окружающей среды при развитии энергосистемы региона (на
  • Повышение эффективности управления предприятиями питания на основе использования информационных
  • Эффективность использования интеллектуальных ресурсов предприятиями сферы услуг 08. 00
  • Вопросы к кандидатскому экзамену по специальности 08. 00
 
 


 
 
 
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ 
 
И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫХ И ПАСТБИЩНЫХ  
 
РЕСУРСОВ МОНГОЛИИ 
 
 
08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством  
(экономика природопользования) 
 
 
Автореферат 
 
диссертации на соискание ученой степени 
 
доктора экономических наук 
 
 
Санкт-Петербург 2008 
 
Работа выполнена в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С.М. Кирова на кафедре экономики и управления лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов  
 
 
Официальные оппоненты: 
 
доктор экономических наук, профессор Мурашкин Николай Васильевич 
 
доктор экономических наук, профессор Сергеев Игорь Борисович 
 
доктор экономических наук, профессор Чочаев Алим Хусеевич 
 
 
Ведущая организация – Сибирский государственный технологический университет

 
Защита  состоится «24» июня 2008г. в 11 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.220.04 при Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С.М. Кирова по адресу: 194021, г.Санкт-Петербург, Институтский пер. 5, зал заседаний. 
 
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С.М. Кирова. 
 
 
Автореферат разослан « » 2008г. 
 
 
Ученый секретарь А.И. Кораблев 
 
диссертационного совета 
^

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОТЫ

 
Актуальность темы исследования. Ключевым сектором экономики Монголии является сельское хозяйство, в 2004 г. на него приходилось 35,2% национального дохода и 45% общего объема экспорта. Половина населения страны живет в сельской местности и зарабатывает на жизнь сельскохозяйственным трудом. 
 
Основой сельского хозяйства является скотоводство, выпас скота осуществляется как на пастбищных, так и на лесных землях. Пастбища составляют приблизительно 82% от общей площади Монголии и являются в настоящее время местом обитания 30 млн голов скота. Это самая большая площадь пастбищ в мире и, согласно Конституции Монголии, остающаяся в общественном пользовании. 
 
Выпас скота – образ жизни для монголов, уходящий корнями в глубь истории страны. При переходе от централизованной системы управления к рыночной  
(1992 г.) в Монголии ввели частную собственность на владение животными. Число семей, занимающихся выпасом скота, резко возросло (более чем вдвое), поголовье скота увеличилось на 30%.  
 
Но из-за несогласованности в действиях между скотоводами и местными властями, а также из-за отсутствия надлежащей системы контроля, условия содержания пастбищных земель и окружающих лесов катастрофически ухудшались, а истощение пастбищ стало насущной проблемой. 
 
Практика использования природных ресурсов настоятельно требовала научной организации использования лесных и пастбищных ресурсов с учетом интересов государства и местного населения. 
 
При таком положении дел меры по защите окружающей среды, такие как правильное ведение лесного хозяйства и сохранение лесов, зависят от развития пастбищного сельского хозяйства, при этом использование ресурсов пастбищных и лесных земель тесно взаимосвязаны. 
 
В последнее время система управления лесными и пастбищными ресурсами была децентрализована: на местном уровне она была усилена, а на государственном уровне упрощена путем передачи части функций местным органам управления. В настоящий период в Монголии идет административная отработка системы управления на всех уровнях, а научному обоснованию уделяется крайне мало внимания. 
 
Данная работа направлена на поиск оптимальной системы стимулирования и организации охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов с акцентом на использовании лесных и пастбищных ресурсов. 
 
^ Степень разработанности проблемы. Большую роль в становлении экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды оказали работы многих исследователей России и других стран, таких авторов как Варанкин В.В., Владимиров В.В., Нестеров П.М., Туница Ю.Ю., Сергеев И.Б., Шалабин Г.В., Шкатов В.К., Яковец Ю.В., Блехцин И.Я., Валентея С.Д., Веснин В.Р., Литовки О.П., Пахомова Н.В., Мурашкин Н.В., Сидорович Н.П., Федоров М.М. и другими.  
 
Проблеме сохранения лесных ресурсов посвящены работы специалистов в области экономики лесного хозяйства: Богословского С.А., Джиковича В.Л., Васильева П.В., Воронина И.В., Петрова В.Н., Ильина В.А., Кисловой Т.А., Клейнхофа А.Э., Кожухова Н.И., Королева П.Ф., Лобовикова Т.С., Моисеева Н.А., Орлова М.М., Петрова А.П., Туркевича И.В., Байзакова С.Б. Чочаева А.Х. и других. 
 
Некоторые аспекты экономического механизма и государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, в центре которой находится лес и пастбищные земли, изучены в работах монгольских исследователей: Дорж Т., Мягмаржав Б., Пуревбаатар Б., Ахсолтан К., Цэрэндаш С., Бекет У., Бинья Б., Энх Амгалан А., Жигжэдсурен Ц., Цебенбалжир Ц. и Минжигдорж Б. 
 
Во многих работах рассматриваются вопросы устойчивого управления природными ресурсами и охраны окружающей среды в глобальном аспекте: Хардин Г., Остром Е., Сакс Ж., Берген Ф., Эндрес А., Квернер И., Сарафей Е., Хамилтон К., Ернст Л., Грахам Ж., Ронный В. и другие. 
 
Проблемы, касающиеся рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, являются актуальными для Монголии, поскольку в настоящий период времени разрабатывается долгосрочная программа развития страны. 
 
Какой-либо концепции, отражающей современные экономические отношения при использовании лесных и пастбищных ресурсов и в области охраны окружающей среды, в настоящее время в Монголии не существует, поэтому представленная работа посвящена решению этой проблемы. 
 
Научное направление соответствует паспорту специальности п. 12.6 «Анализ изменения окружающей среды под воздействием антропогенных факторов (промышленного и сельскохозяйственного производства и пр.)». 
 
^ Цель диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является обоснование оптимального механизма экономического стимулирования и организационных мер по охране и рациональному использованию лесных и пастбищных ресурсов Монголии, обеспечивающих их неистощительное и устойчивое пользование. 
 
^ Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи: 
 
-изучение опыта государственного регулирования охраны и рационального использования лесных и пастбищных ресурсов на современном этапе развития Монголии и стран Центральной Азии; 
 
-определение уровня и показателей стоимостной оценки деградации и истощения природных ресурсов; 
 
-обоснование ограничений в использовании возобновляемых ресурсов (лесных и пастбищных); 
 
-разработка механизма экономического стимулирования охраны и рационального использования лесных и пастбищных ресурсов; 
 
-разработка системы организационно-экономических мер по установлению баланса интересов государства, местного населения и лесопользователей; 
 
^ Объектом исследования выступают государственные структуры управления лесными и пастбищными ресурсами и местные сообщества. 
 
Предметом исследования является социально-экономическая организация использования лесных и пастбищных ресурсов. 
 
^ Научное направление заключается в разработке методического подхода по стимулированию охраны и использования лесных и пастбищных ресурсов на основе интерактивного управления лесными и пастбищными ресурсами страны с учетом стоимостной оценки их истощения. 
 
^ Новые научные результаты заключаются в нижеследующем:

  1.  
    Разработаны теоретические положения и принципы управления пользованием природными ресурсами на государственном и местных уровнях, обеспечивающих их устойчивое развитие и сохранение природной среды;
  2.  
    Дана стоимостная оценка состояния и уровня охраны природы и степени деградации лесных и пастбищных ресурсов Монголии в сравнении со странами Центральной Азии;
  3.  
    Установлены закономерности устойчивого управлении лесными и пастбищными ресурсами как ресурсами “общего пользования”, на примере кочевого пастбищного хозяйства Монголии;
  4.  
    Предложена методика стоимостной оценки истощения природных ресурсов, апробированная на примере истощения лесных и пастбищных ресурсов;
  5.  
    Обоснован механизм экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, включающий: платность использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды; создание специальных фондов и механизма по бюджетному субсидированию охраны окружающей среды и воспроизводству природных экосистем; организационные меры по устойчивому управлению природными ресурсами;
  6.  
    Разработана система мер по интерактивному управлению лесными и пастбищными ресурсами, предполагающая учет интересов местных сообществ, власти и бизнеса;
  7.  
    Проведена экспериментальная проверка системы экономического стимулирования и организационных мер по рациональному использованию лесных и пастбищных ресурсов на основе местных сообществ в трех районах Монголии;

 
^ Методология исследования. В работе применялись современные методы исследования: расчетно-аналитический, графический, статистический. Организационные стимулы и инструменты разработаны методом системного анализа, что позволило применить комплексный подход в управлении природными ресурсами. 
 
В исследовании были также использованы: 
 
– рентный метод – для обоснования платы за пользование лесными, пастбищными, земельными и минеральными ресурсами; 
 
– продуктовый метод – для оценки добычи диких животных, растений; 
 
– затратный метод – для оценки пользования водными ресурсами, вторичными продуктами леса и рекреационными ресурсами. 
 
С использованием этих методов была рассчитана усредненная стоимость пользования природными ресурсами Монголии. Для исследования механизма управления природными ресурсами на базе местных сообществ применялись: опрос сельских участников эксперимента на общих собраниях; составление карт передвижения скота; разработка сезонных графиков выпаса скота. Проводились также интервью с отдельными лицами и экспертами, мнения которых учитывались при организации и проведении эксперимента. 
 
^ Информационная база исследования. Исследования базируются на обширном статистическом и экспериментальном материале, плановых и отчетных данных хозяйств, организаций и министерств Монголии, а также с использованием нормативно-справочных показателей.  
 
^ Практическая ценность работы. Полученные в процессе диссертационной работы научные результаты по обоснованию системы экономического стимулирования и государственного регулирования охраны и рационального использования природных ресурсов и создание формы управления природными ресурсами (в том числе лесными и пастбищными), основанные на совместном управлении местных сообществ, внедрены в трех районах Монголии. 
 
По результатам данного исследования были приняты законодательные акты по платному пользованию природными ресурсами, об охране окружающей среды и положение по совместному управлению природными ресурсами местными сообществами Монголии. 
 
^ Апробация работы. Основные результаты научных исследований по теме диссертации апробированы на международных форумах, конференциях, семинарах: 
 
-В 1996 г. на международном семинаре в Улан-Баторе – “Экономическое стимулирование и инструменты охраны природы и устойчивого развития Монголии и Центральной Азии” прочитан доклад на тему: “Система экономического стимулирования и инструменты для охраны природы и устойчивого развития в условиях перехода к рыночной экономике”; 
 
-В 1997 г. на международном семинаре в Ташкенте – “Проблемы охраны природы и экономического развития в Центральной Азии” сделан доклад на тему: “Развитие отраслей, базирующихся на использовании и охране природных ресурсов Монголии и Центральной Азии”; 
 
-В 1997 г. в научно-техническом центре г. Улан-Батор сделан доклад на тему: “Охрана природы и экономического развития Монголии”; 
 
-В 1999 г. в государственном университете г. Улан-Батор сделан доклад на тему: “Экономическое стимулирование охраны природы и устойчивого развития Монголии”; 
 
-В 2000 г. на международном семинаре в Маниле – “Экономический и экологический интегрированный учет в странах Восточной Азии” сделан доклад на тему: “Экономико-экологический учет деградации лесных и пастбищных ресурсов Монголии”;  
 
-В 2001 г. на международном семинаре в Дели – “Экологические и экономические проблемы опустывания Азии” сделан доклад на тему: “Экономические и экологические проблемы опустывания в Монголии”; 
 
-В 2001 г. на первой международной конференции в Лхасе – “Опыт стран Азии по устойчивому управлению природными ресурсами на основе местных сообществ” сделан доклад на тему: “Роль управления природными ресурсами, базирующегося на местных сообществах в Монголии”;  
 
-В 2003 г. на второй международной конференции в Бутане – “Опыт стран Азии по устойчивому управлению природными ресурсами, базирующемуся на местных сообществах” сделан доклад на тему: “Устойчивое управление пастбищными и другими природными ресурсами, базирующееся на местных сообществах в Монголии”; 
 
-В 2004 г. на международном семинаре в Маниле – “Анализ и документация исследования по управлению природными ресурсами на основе местных сообществ” сделан доклад на тему: “Совместное управление пастбищными и другими природными ресурсами в Монголии”; 
 
- В 2005 г. на десятой международной конференции в Мехико – “Всемирные проблемы управления ресурсов общего пользования”, секция “Государственное управление и природные ресурсы общего пользования”, сделан доклад на тему: “Совместное управление пастбищными ресурсами в Монголии”; 
 
-В 2005 г. на международном семинаре в Кртыни – “Улучшение управления и обмен информацией в лесном хозяйстве”, сделан доклад на тему: “Правовая основа управления лесными ресурсами в Монголии”; 
 
-В 2005 г. на научной конференции в государственном технологическом университете г. Улан-Батор – “Эколого-экономические проблемы лесного комплекса Монголии” сделан доклад на тему: “Экономико-экологический учет деградации лесных ресурсов Монголии”; 
 
-В 2006 г. на региональных конференциях в Улан-Баторе, Чойбалсане, Ковд и Арбайхере – “Правовая основа охраны природы и рационального использования природных ресурсов” сделаны доклады на тему: “Устойчивое управление пастбищными и другими природными ресурсами на основе местных сообществ”; 
 
-В 2007 г. на научно-технической конференции СПбЛТА по итогам научно-исследовательских работ 2006 года сделан доклад на тему: «Система формирования и распределение доходов от платы за пользование лесными ресурсами в Монголии. 
 
Публикации. Основные научные публикации по теме диссертации: на русском языке – 10 публикаций, в т. ч. 8 в изданиях, рекомендуемых ВАК, на английском языке – 13 публикаций, в т.ч. две монографии, на монгольском языке – 7 публикаций (общий объем 80 п.л.). 
 
^ Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников: на русском языке – 72, на монгольском языке – 39, на английском языке – 89 наименований и приложений – 13 с. 
 
Общий объем работы составляет 368 страниц машинописного текста, включая 18 таблиц и 30 рисунков. 
 
 
^

II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

 
 
2.1. Оценка состояния и уровня  экономического развития Монголии  
 
и стран Центральной Азии с учетом охраны природы и степени  
 
деградации лесных и пастбищных ресурсов 
 
Социально-экономическое развитие Монголии изучалось за длительный период времени и в сравнение со странами Центральной Азии. Период изучения был разделен на 4 этапа; 1) период плановой централизованной  
экономики (1976–1989 гг.); 2) начало переходного периода с быстрым падением ВВП (1990–1992 гг.); 3) переходный период с приостановкой экономического падения (1993–1995 гг.); 4) переходный период с демократическими переменами  
(с 1996 г. до сего времени). 
 
За период планово-централизованной экономики ежегодный рост ВВП снизился с 11,1% (в 1980 г.) до 4,7% (в 1987 г.), однако безработицы и инфляции не наблюдалось; проводилась политика фиксированного обменного курса к внешней валюте. 
 
Влияние быстро меняющихся внешних условий, переход от централизованно планируемой к рыночной экономике и вызванный этим отрицательный рост впервые проявился в 1990 г., когда ВВП упал на 2,1%, что было первым сильным падением за многие годы. 
 
Высокая инфляция и растущие цены как на ходовые, так и на неходовые товары вызвали номинальный рост ВВП, в то же время, реальный рост ВВП снизился из-за структурных изменений и сокращения производства, быстро возросла безработица. 
 
В 1994 г. экономика Монголии стабилизировалась, экономический рост  
в 1995 г. достиг 6,3% из-за благоприятных условий в торговле, которые стимулировались возросшим потреблением. Но этот быстрый рост, который произошел вследствие резкого повышения цен на медь, не был устойчивым, и в 19996 г. рост ВВП упал на 2,6%, а в 1997 г. снова вырос до 4%. 
 
Начиная с 1997 г. наблюдается устойчивый рост ВВП, так в 2004 г. впервые рост достиг 10,7%. 
 
Развитие Монголии имеет много общих черт в сравнении с целым рядом стран Центральной Азии. По нашему мнению, общими для этих стран являются следующие положения:

  •  
    большие земельные площади и низкая плотность населения;
  •  
    наличие кочевого и полукочевого пастбищного сельского хозяйства и слабое развитие промышленности и инфраструктуры;
  •  
    экономическое развитие стран находится в стадии перехода от централизованно-планируемой к рыночной экономике;
  •  
    большое значение в экономике играют отрасли (сектора), базирующиеся на использовании природных ресурсов;
  •  
    хрупкие природные экосистемы и широко распространенная эрозия почв и деградация земель;
  •  
    ограниченные водные, лесные ресурсы наряду с небольшим количеством осадков;
  •  
    большое количество домашнего скота и низкая кормоёмкость пастбищных земель;
  •  
    низкие темпы возобновления растительности и интенсивная вырубка лесов;
  •  
    наличие уникальных – с точки зрения экологии – районов, богатых ресурсами живой природы, включая редкие и исчезающие виды.

 
Страны  Центральной Азии населены, в основном, традиционными обществами, сформировавшимися  по экологическим принципам в  гармонии с природой. 
 
Анализ состояния социально-экономического развития Монголии и стран Центральной Азии показал, что оно было неудовлетворительным: рост экономического развития привел к ухудшению состояния окружающей среды. 
 
Следует отметить, что в Монголии и странах Центральной Азии негативные последствия деятельности человека до некоторой степени нейтрализуются влиянием природы, так как плотность населения в этих странах самая низкая в мире. 
 
В Монголии и некоторых странах Центральной Азии существуют определенные преимущества для поддержания их будущего экономического развития - это кочевое и полукочевое пастбищное скотоводство, основой которого являются обширные территории, лесозаготовки, добыча полезных ископаемых и другие, то есть развитие отраслей, базирующихся на использовании природных ресурсов. 
 
Анализ показал, что 116,7 млн. га территории Монголии (77,9%) используется под естественные пастбища, 1,6 млн. га используется в качестве пахотных земель, при этом чрезмерное стравливание пастбищ наблюдается на 7,7 млн. га (6,4%). 
 
Отмечается высокая степень деградации пахотных угодий, при этом больше половины этих земель – со средним и высоким уровнем деградации. 
 
Кочевое животноводство является доминирующим сектором экономики Монголии. Согласно статистическим отчетам 1992 года, ВВП составлял 45,7 млрд тугриков (1000 монг. тугриков = 0,9 амер. долл, или 21,5 руб.), из которых 30,1% приходилось на сельскохозяйственный сектор, из них 80% принадлежало кочевому животноводству. 
 
Структура поголовья скота за период с 1940 г. по 2005 г. изменилась, самое большое количество наблюдалось в 1998 г. – 32,9 млн голов, затем произошло снижение, а к 2005 г. поголовье скота вновь выросло до 30,4 млн голов (рис. 1), при этом поголовье коз, крупного рогатого скота и лошадей увеличилось, а верблюдов и овец сократилось. 
 
 
 
 
Рис. 1. Диаграмма изменения поголовья скота за 1940–2005 гг. 
 
Переход к рыночным отношениям вызвал серьезные перемены также и в лесном секторе. Все производственные единицы лесного сектора, кроме подразделений по восстановлению лесов, были приватизированы и переведены в небольшие по размеру акционерные компании. В первоначальном этапе переходного периода система управления лесными ресурсами была децентрализована, а новая эффективная структура управления еще не создана. 
 
Общая площадь земель лесного фонда в 2005 г. составила 18,3 млн. га, из которых площадь, покрытая лесами, равна 12,9 млн. га (91,2%), а общий запас древесины приблизительно равен 1335,9 млн. м3
 
Лесные ресурсы расположены, в основном, в северной части страны. 
 
Исследования показали, что с 1950 г. по 2000 г. Монголия потеряла около 2,26 млн. га лесов, основные причины этого следующие: бесконтрольная заготовка деловой древесины и дров (как разрешенная, так и нелегальная); заражение болезнями и повреждение насекомыми и лесными пожарами, бесконтрольный выпас скота и долгосрочные климатические колебания. Большая часть лесов расположена на недоступных склонах и в горах, а около 3,6 млн. га приходится на истощенные леса, расположенные в районах, прилегающих к основным транспортным путям. 
 
В табл. 1 показаны объемы лесохозяйственных мероприятий, выполненных за период с 2001 по 2005 гг. 
 
За указанный период лесовыращивание производилось на площади  
8–9,8 тыс. га, но в 2005 г. объемы сократились почти в 2 раза. На это повлияло перераспределение затрат, большая их часть (40%) была направлена на создание защитных поясов в соответствии с государственной программой «Зеленая стена». Охрана лесов от болезней и вредителей резко возросла и в 2002–2005 гг. выполнялась на площади в 49–52 тыс. га. 
 
Затраты на лесное хозяйство составили в 2001 г. 560 млн. тугр. и возросли до 768,4 млн. тугр в 2005 г. На рост частично повлиял уровень инфляции и увеличение нормативного уровня затрат. 
 
По сравнению с объемом заготовки древесины, равной около  
680–750 тыс. м3 в год, общая площадь восстанавливаемых лесов должна быть порядка от 5000 до 8000 га. 
 
Так за 22 года (с 1975 г. по 1997 г.) было заготовлено 37,8 млн м3 древесины, а общая площадь восстановленных лесов насчитывала 46,4 тыс. га, из которых лесные культуры, переведенные в государственный лесной фонд, составили только 1,2 тыс. га (2,5%). Несмотря на природное восстановление, соотношение между той площадью, на которой велись лесозаготовки, и той площадью, где лес был восстановлен, осталось крайне низким. 
 
Таблица 1 
 
^ Лесохозяйственные мероприятия за 2001–2005 гг.

 
Мероприятие

 
2001

 
2002

 
2003

 
2004

 
2005

 
Лесовыращивание, га

 
8000

 
8275

 
9036,7

 
9861,3

 
4513

 
Лесоустройство, тыс. га

 
1190,0

 
1000,0

 
1188,0

 
920,0

 
839,0

 
“Зеленная стена”  
защитные пояса, га

 

 

 

 

 
351

 
Защита  лесов от вредителей  
и болезней, га

 
14000

 
10749

 
51788

 
51912

 
49095,0

 
Заготовка семян, тн

 
4,2

 
3,9

 
4,3

 
2,79

 
1,42

 
Выращивание саженцев, 
 
млн штук

 
21,2

 
27,3

 
32,4

 
30,7

 
28,5

 
Затраты лесного хозяйства,  
 
млн тугр

 
560,0

 
560,0

 
521,0

 
669,5

 
 
768,4

 
Плата за пользование, млн тугр

 
568,0

 
580,0

 
657,0

 
634,2

 
713,0

 
Объемы  лесозаготовок  
 
всего, тыс. м3
 
в т.ч.: деловая 
дрова

 
 
593,2 
 
85,5 
 
507,7

 
 
506,3 
 
50,1 
 
455,25

 
 
576,6 
 
69,3 
 
507,3

 
 
596,5 
 
39,0 
 
557,5

 
 
609,9 
 
39,9 
 
570,0


 
 
Данное  исследование показывает, что в основу национальной стратегии Монголии должна быть положена концепция устойчивого  развития, предусматривающая постоянный экономический рост в более медленном  темпе без деградации окружающей среды в заданный период времени. 
 
Для оценки уровня развития страны в целом используется показатель – рост валового внутреннего продукта (ВВП). Однако, это исключительно количественный показатель, в нем не учитываются качественные изменения ресурсов, например, степень разрушения и деградации природной среды. 
 
Автором предложен показатель (индекс) устойчивого развития с учетом стоимости истощения природных ресурсов. 
 
Индекс устойчивого развития (Isd) определяется из выражения:  
 
 
Isd = S/y – bm/y – bn/y, (1) 
 
 
где S – накопление (валовая прибыль); 
 
y – валовой доход; 
 
bm – обесценивание (износ) основных фондов; 
 
bn – стоимость истощения природных ресурсов. 
 
Развитие экономики страны устойчиво, если значение индекса больше единицы. В диссертации произведен расчет по данному показателю. 
 
2.2. Методика стоимостной оценки истощения природных ресурсов 
 
Современные методы измерения национального дохода не учитывают вклад средств в предотвращение истощения природных ресурсов. 
 
Метод, предлагаемый в данном исследовании, предусматривает комбинирование двух подходов при оценке стоимости истощения природных ресурсов: интегральной ренты и стоимости истощения. Стоимость истощения природного ресурса на начало и конец года предлагается в данном исследовании определять по величине дисконтированной интегральной ренты. 
 
Интегральная рента на начало года рассчитывается как сумма дисконтированных рент за период t, а на конец года – за период t+1. 
 
Стоимость истощения лесного ресурса (UCл) за год будет равна стоимости ресурса на конец год (VSt+1) за минусом стоимости ресурса на начало года (VSt), то есть 
 
 
UCл = VSt+1 – VSt , (2) 
 
 
(3) 
 
 
(4) 
 
 
где Rt, Rt+1 – рентный доход за t и t+1 лет; 
 
r – ставка дисконта, принята 5%; 
 
St – лесные ресурсы на начало периода; 
 
q – ежегодный прирост древесины; 
 
H – ежегодный объем заготовок древесины; 
 
L – изменения в лесных ресурсах за год; 
 
D – ресурсы древесины, поврежденные лесными пожарами и болезнями. 
 
Стоимость истощения пастбищных ресурсов (UCп) предлагается определять по стоимости дополнительного корма, то есть 
 
 
UCп = DF*Pf*y , (5) 
 
 
где DF – объем дополнительного корма; 
 
Pf – рыночная цена на кормовые растения; 
 
y – дефлятор сельскохозяйственных цен. 
 
За все годы проведения исследования (1976–2004 г.) была вычислена стоимость истощения лесных и пастбищных ресурсов и величина скорректированного чистого национального продукта с учетом истощения природных ресурсов (ЧНП1). 
 
 
ЧНП1 = ВНП – ИОФ – ИПР, (6) 
 
 
где ВНП – валовой национальный продукт; 
 
ИОФ – обычное обесценивание (износ основных фондов); 
 
ИПР – обесценивание природных ресурсов, определяемое  
 
по формулам 2-5. 
 
Результаты этой части исследования демонстрируются на рис. 2., из которого видно, что деградация и истощение естественных ресурсов увеличивается год от года в течение всего периода исследования. Это происходит по причине активных лесозаготовок и быстро растущего поголовья скота.  
 
Отношение общего истощения ресурсов к ежегодному ЧНП1 в процентном выражении по запасам меди, золота, пастбищным землям, лесу и др. составило в период централизованно планируемой экономики – от 0,8% до 5,3%; на начало переходного периода с быстрым снижением ВВП – от 5,7% до 9,5%; в переходный период с остановкой экономического роста – от 10,2% до 12,9%; в настоящий переходный период с новыми демократическими изменениями от 10,6% до 14,1%. 
 
Это означает, что ежегодный ЧНП Монголии снизился на 14,1% к 1997 г. из-за истощения природных ресурсов. 
 
 
 
 
 
Рис. 2. Расчетная стоимость истощения природных ресурсов и ВНП в Монголии 
 
 
 
 
 
Рис. 3. Сравнение реального и общего накопления 
 
Величину общего национального накопления рекомендуется также корректировать с учетом стоимости истощения природных ресурсов путем вычитания. В результате этого будет получен показатель «реальной экономии» для Монголии. Так на рис. 3., кривая 4 показывает, что реальное накопление по всем годам отрицательное. 
 
Проведение таких экономических расчетов на макроэкономическом уровне необходимо для принятия оптимальных экономических решений по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.  
 
 
^ 2.3. Предлагаемая система экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды 
 
В период централизованно-планируемой экономики Монголии стоимостной оценке природных ресурсов не уделялось должного внимания, они находились в общественной собственности и эксплуатировались практически бесплатно. Существовало только обложение пользователей небольшими налогами (за пользование лесными и природными ресурсами) и государственное финансирование охраны окружающей среды и восстановления природных ресурсов. Поэтому в настоящее время в Монголии разработка и внедрение новых экономических стимулов стала одной из важнейших задач для рационального использования природных ресурсов. 
 
При формировании предлагаемой системы стимулов были учтены следующие принципы: 
 
– плата за пользование ресурсами дифференцирована в соответствии с их стоимостной оценкой; 
 
– в случаях загрязнения окружающей среды (воздуха, воды, почвы) платит тот, кто загрязняет; 
 
– стимулирование создания и использования экологически безопасных технологий; 
 
– учет специфики экосистем, бассейнов и водоразделов при разработке программы развития страны и ее регионов. 
 
Система экономических стимулов включает: плату, налоги и льготы за пользование природными ресурсами, субсидии и бюджетное финансирование, элементы принудительного стимулирования и страхование. 
 
Система экономического стимулирования усиливается инструментами рационального управления природными ресурсами: национальные программы и планы; лимиты, квоты на пользование природными ресурсами; информационное обеспечение. 
 
Таблица 2 
 
Усредненная стоимостная оценка природных ресурсов

 
Наименование  природного ресурса и его местоположение

 
Базовая стоимость в тыс. тугриков на 1 ед.

 
В долларах США

 
Земельные ресурсы, га

 
в городах

 

 

 

 

 
– столица 

 
150000

 
325580

 
– аймак центр 

 
42000

 
90322

 
– сомон центр 

 
7500

 
16129

 
поля

 
2308

 
4963

 
сенокосы

 
1031

 
2217

 
пастбища 

 
229

 
492

 
Водные  ресурсы, м³

 
поверхностные

 
20

 
0.04

 
подземные

 
40

 
0.08

 
Лесные  ресурсы, м3

 
сосна

 
1258

 
2705

 
лиственница

 
1006

 
2163

 
Растения, кг

 
редкие 

 
1000

 
2.15

 
травяные 

 
300

 
0.65


 
 
С использованием основных методов исследования была рассчитана усредненная стоимость  пользования природными ресурсами  Монголии (2005 г.), см. табл. 2. 
 
Основная доля дохода в Монголии поступает от добычи и эксплуатации полезных ископаемых; платы за землепользование; попенной платы за древесину, отпущенную в рубку на корню; платы за пользование водными ресурсами, (см. рис. 4). 
 
В настоящее время на охрану окружающей среды и возобновление природных ресурсов выделяется менее половины доходов от пользования природными ресурсами, большая половина используется государством на финансирование социально-экономических нужд. 
 
На рис. 4., показаны предлагаемые пути формирования и распределения доходов от платы за пользование природными ресурсами. 
 
 
Плата за пользование 
 
природными ресурсами 
 
 
 
Лесные, водные и др. 
 
ресурсы (в % к ЭО) 
 
Земельные 
 
ресурсы (в % к ЭО) 
 
Минеральные  
 
ресурсы (в % к ДР) 
 
 
 
 
Фонд охраны природы 
 
(10% от всех видов платы)  
 
Государственный бюджет 
 
(остальные)  
 
Местный бюджет  
 
(лесные-15%;  
земельные -20%  
и водные-30%) 
 
 
 
 
 
 
Для финансирования возобновления природных ресурсов и охраны (30-85%) 
 
На другие цели  
 
Для финансирования охраны окружающей среды  
 
Примечание: ЭО - экономическая оценка 
 
ДР - доход от реализации 
 
___ - существующие связи 
 
-.-.- - предлагаемые связи 
 
 
Рис. 4. Предлагаемая схема формирования и распределения доходов от платы за пользование природными ресурсами в Монголии 
 
Основой для формирования величины платы за эксплуатацию природных ресурсов является экономическая оценка ресурсов и их базовая стоимость. Плата за пользование должна составлять обоснованную часть стоимости природного ресурса. 
 
Как видно из рис. 4, предложено увеличить финансирование на возобновление и регенерацию лесных и пастбищных ресурсов. 
 
Стимулирование использования природных ресурсов по предложенной схеме повысит заинтересованность пользователей в рациональном их использовании. 
 
Рациональное пользование природными ресурсами повысит доход, что позволит увеличить размеры финансирования в охрану окружающей среды и на социально-культурные цели. 
 
 
^ 2.4. Обоснование механизма интерактивного управления природными ресурсами на базе местных сообществ 
 
Механизм управления природными ресурсами на базе местных сообществ был разработан автором и под его руководством экспериментально проверен в трех наиболее представительных районах Монголии (2002–2004 гг.). 
 
Основным методом исследования был опрос сельских участников эксперимента на общих собраниях, составление карт передвижения скота и сезонных графиков их выпаса. Проводились также интервью с отдельными лицами и экспертами, мнения которых использовались при организации и проведении эксперимента. 
 
До начала эксперимента проводилась подготовительная работа (2001г.): изучалась специфика разных экосистем страны, разрабатывалась система экономического стимулирования, составлялась методика опроса сельских участников эксперимента, выбирались объекты для проведения эксперимента. 
 
Местные сообщества осуществляют пользование пастбищными и лесными ресурсами, их охрану. В состоянии и развитии пастбищных и лесных ресурсов много общего, что показано на рис. 5. Данные виды природных ресурсов относятся к возобновляемым, степень их деградации достигла уже предельных величин, спрос на эти ресурсы возрастает, система стимулирования слабо развита и требует совершенствования. 
 
Изменить создавшееся положение возможно только сообща с участием местных жителей. 
 
Скотоводы, проживающие на одной и той же территории (небольшой бассейн реки или долина), составляют одну скотоводческую группу или сообщество. Каждая из них рассматривается как сравнительно однородная экономическая группа (совместный выпас скота на одной территории). 
 
 
 
 
 
Рис. 5. Общие закономерности в управлении и использовании лесных и  
 
пастбищных ресурсов Монголии 
 
 
Сообщества заключают соглашение о совместном управлении с главными пайщиками, такими как губернаторы местного уровня и члены их кабинетов. 
 
Совместное управление означает разделение прав и обязанностей между пайщиками; децентрализованный подход к процессу принятия решений, в котором группы пользователей участвуют в качестве партнеров правительства на равных правах с ними. 
 
Участников совместного управления можно классифицировать как «первичных» и «вторичных»; на этой основе им предназначаются разные функции и обязанности. В результате дискуссий и переговоров между первичными участниками совместного управления было решено составить следующие трехсторонние контракты: 1) между лидером и членами сообщества; 2) между губернатором «бага» (подрайон) и лидером сообщества; и 3) между губернатором «сомона» (район) и лидером сообщества. 
 
В контрактах по совместному управлению четко оговариваются обязательства, роли и обязанности скотоводов и других пайщиков. 
 
Главными вопросами совместного управления являются: согласование географических границ пастбищной территории и размеров пастбищной земли сообщества. 
 
Исследования и экспериментальная проверка показали, что совместные мероприятия привели к повышению качества пастбищных земель и снижению стоимости истощения природных ресурсов, росту ВВП страны. Сейчас члены сообществ самостоятельно могут рассчитать пропускную способность леса и пастбища. 
 
Внутри сообщества лесные и пастбищные земли находятся в общественном пользовании. Что касается скотоводов, не принадлежащих к сообществу, то их участие в пользовании землями регулируется соглашениями по совместному управлению. 
 
Предварительные данные показывают, что введение совместного управления в сообществах привело к повышению доходов скотоводов на 67% (рис. 6). 
 
Благодаря защите и улучшению качества лесов и сенокосных полей, созданию запасов сена и заготовки дополнительного фуража на зиму, скотоводам из сообществ, участвующим в проекте, удалось сократить потери животных за последний год в среднем на 6–12%. 
 
Управление природными ресурсами Монголии на базе местных сообществ, как показал эксперимент, является эффективным, приводит к повышению благосостояния скотоводов, а разумное использование пастбищ позволит избежать деградации пастбищных и лесных земель. При этом решение местных проблем увязывается с национальной политикой, развивается низовое управление общественными природными ресурсами при более четком понимании роли и обязанностей объединений скотоводов и местных органов управления. 
 
 
 
 
 
Рис. 6. Изменение структуры дохода скотоводов, входящих в сообщества (рассчитано, по предложенной методике) 
 
 
Правительство Монголии приняло решение (2005г.) о распространении эксперимента на остальные районы страны. 
 
 
^ 2.5. Разработка организационных стимулов и инструментов природопользования и охраны лесных и пастбищных ресурсов Монголии 
 
Организационные стимулы и инструменты разработаны методом системного анализа, позволившего применить комплексный подход в управлении природными ресурсами и охране окружающей среды, основанной на учете интересов местных сообществах (далее УПРОС). 
 
Организационные стимулы социального характера проявляются через участие местных сообществ в управлении природными ресурсами. К ним относятся: организация сообществ на местном уровне и управление ими; достижение общих целей через решение общих задач; изучение и внедрение передового опыта и знаний, совместное решение спорных вопросов (рис. 7). 
 
 
 
 
Рис. 7. Предлагаемая система организационных стимулов для управления природными ресурсами на основе учета интересов местных сообществ 
 
Организационные стимулы экологического характера предполагают многообразие видов деятельности в сообществах: развитие животноводства, выращивание овощей, побочное пользование лесом и др., что обеспечит получение дополнительных доходов. 
 
Экономическая поддержка деятельности сообщества предполагает, что часть доходов от платы за использование природных ресурсов направляется в Фонд сообщества, появляется возможность получения кредитов на льготных условиях. 
 
Организационные стимулы экономического характера приведут к улучшению состояния природы и окружающей среды через участие членов сообществ в охране лесов и пастбищ, в мониторинге экосистемами, в инспектировании и контроле использования пастбищных земель. 
 
 
В условиях Монголии организация совместного управления природными ресурсами потребует определенного времени, а также законодательную поддержку. 
 
Исследование юридической и политической базы для пригодности УПРОС к совместному управлению выявило необходимость государственного регулирования на двух уровнях: 1) на национальном уровне (законы, процедуры, программы, капиталовложения); 2) на местном уровне (контракты, соглашения, разрешения, ассигнования). 
 
^

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 
Исследование  показало, что секторы, базирующиеся на использовании природных ресурсов, играют важную роль в экономическом  развитии Монголии, доля этих секторов занимает в настоящее время 65,3% ВВП. 
 
В период перехода к рыночной экономике Монголия должна, во-первых, преодолеть кризис, сложившийся в экономике в начальном периоде и, во-вторых, решать проблемы, связанные с устойчивым управлением природными ресурсами и охраной окружающей среды. 
 
Особое внимание в исследовании было уделено использованию лесных ресурсов, для чего предложены: методика обоснования величины платы за их пользование; обоснован уровень расчетной лесосеки по видам пользования; внесены изменения и дополнения в лесное законодательство; уточнены и усовершенствованы методы финансирования лесовосстановления и охраны лесов. 
 
Для решения проблемы пастбищного хозяйства Монголии предложен механизм охраны и рационального использования пастбищных земель, заключающийся во введении принципов совместного (интерактивного) управления и платности за пользование землей, в разработке графиков сезонного распределения и использования пастбищ, в расчете пропускной способности пастбищ, в совершенствовании системы наблюдения за изменением качества пастбищ и экосистем, и в создании новой социальной структуры в сельской местности – сообществ. 
 
Обоснована методика определения стоимости истощения (деградации) леса, пастбищных земель и других природных ресурсов, в основу которой положена дисконтированная рента за период использования природного ресурса. 
 
При исчислении валового национального продукта и накопления предложено скорректировать (уменьшить) его значение на величину стоимости истощения природных ресурсов. 
 
Предложенная система экономических стимулов и инструментов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов включает экономические, социальные и экологические стимулы, что резко повышает заинтересованность человека в устойчивом управлении ресурсами. 
 
Экспериментальная проверка предложенного механизма стимулирования в трех регионах Монголии, где управление природными ресурсами осуществлялось на базе местных сообществ, оказалась успешной и доказала возможность предотвратить истощение лесных и пастбищных ресурсов Монголии – основы развития скотоводства, главного источника существования страны. 
 
Согласно требованиям общества за последние 10 лет приведен в исполнение целый комплекс законов об охране окружающей среды в Монголии, многие из которых подтверждают передачу права принятия решения об использовании пастбищ и аренде природных ресурсов гражданам, хозяйственным единицам или объединениям скотоводов.  
 
В условиях растущего беспокойства по поводу деградации и опустынивания земель правительство должно стимулировать управление пастбищами за счет таких экономических и регулирующих механизмов, как кредитная и налоговая политика. 
 
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих научных работах: 
 
– монографии: 
 
1. Ыханбай Х. Экономика охраны природы и устойчивого управления природными ресурсами. (англ.) – УБ.: Монголия. 2005. – 290 с. 
 
2. Ыханбай Х. Экономика окружающей среды и устойчивого развития (англ.) – УБ.: Монголия. 2000. – 222 с. 
 
– работы, опубликованные в изданиях, рекомендуемых ВАК: 
 
3. Ыханбай Х. Роль местных сообществ в устойчивом управлении лесными и пастбищными ресурсами Монголии. Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. Сборник докладов молодых ученых на ежегодной научной конференции Санкт-Петербургской лесотехнической академии: Выпуск 11 / Под общей редакцией А. В. Селиховкина, Э. М. Лаутнера. Спб.: СПбГЛТА. 2006. – с. 41–46. 
 
4. Смирнова А. И., Ыханбай Х. Организационные стимулы и инструменты природопользования в Монголии. Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. Сборник докладов молодых ученых на ежегодной научной конференции Санкт-Петербургской лесотехнической академии: Выпуск 12 / Под общей редакцией А. В. Селиховкина,  
Э. М. Лаутнера. Спб.: СПбГЛТА. 2007. – с. 262-266. 
 
5. Петров В.Н., Ыханбай Х. Принципы и методы экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов Монголии / Известия Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии: Вып. 180. СПб.: СПбЛТА, 2007. с.259-263. 
 
6. Ыханбай Х. Стоимостная оценка истощения природных ресурсов Монголии / Научно-технический вестник СПбГПУ (экономические науки) СПб.: Изд-во Политехнического университета, №2 (54), 2008. 
 
7. Ыханбай Х. Экономическое стимулирование управления окружающей средой и природными ресурсами Монголии / Научно-технический вестник СПбГПУ (экономические науки) СПб.: Изд-во Политехнического университета, №2 (54), 2008. 
 
8. Ыханбай Х. Основные компоненты организации устойчивого управления лесными и пастбищными ресурсами Монголии / Научно-технический вестник СПбГПУ (экономические науки) СПб.: Изд-во Политехнического университета, №3 (55), 2008. 
 
9. Ыханбай Х. Оценка экономического эксперимента по совершенствования управления лесными и пастбищными ресурсами Монголии / Научно-технический вестник СПбГПУ (экономические науки) СПб.: Изд-во Политехнического университета, №3 (55), 2008. 
 
10. Ыханбай Х. Экономическая оценка древесных запасов леса на корню в МНР. // В кн. Экономические проблемы работы предприятий лесного комплекса в условиях рыночных отношений. Межвуз. сб. науч. тр. – СПб.: ЛТА, 1992. – с. 28-39.  
 
– другие научные работы на русском языке: 
 
11. Ыханбай Х. Экономическая оценка лесов МНР. // В кн.: Лесные ресурсы и вопросы возобновления: Сб. науч. трудов НИИЛеса. – УБ.: 1989. – с. 156-165. 
 
- на монгольском языке: 
 
12. Методика расчета сопоставимых цен на продукцию лесного хозяйства. – УБ.: 1989.– 27 с. 
 
13. Методика экономической оценки лесных ресурсов и определения величины платы за отпуск древесного запаса на корню. – УБ.: 1991. – 22 с. 
 
14. Ыханбай Х. Система стимулов для экономики окружающей среды. – УБ.: 2000. – 58 с. 
 
15. Ыханбай Х. Руководство по устойчивому управлению природными ресурсами, базирующегося на местных сообществах. – УБ.: 2004. – 26 с. 
 
16. Ыханбай Х. Оценка деградации лесных ресурсов. Университет науки и технологии. Научная конференция. Сборник докладов. – УБ. 2004. 
 
17. Ыханбай Х. Управление пастбищем и природными ресурсами, ориентированное на местное население. Скотовод и экология, научная конференция. – УБ.: 2001. 
 
18. Ыханбай Х. Зеленый учет в секторах минеральных ресурсов. Отчет Мировому Банку. – УБ.: 1997. – 35 с. 
 
- на английском языке: 
 
19. Ыханбай Х. Учет оценки деградации пастбищных ресурсов.  
В кн. Экономика охраны природы и устойчивое развитие. – УБ.: 1995. –  
с. 201-208. 
 
20. Ыханбай Х. 2000. Отчет научного проекта: Экономика охраны природы и учет деградации природных ресурсов. – УБ.: Монголия. 1999. 
 
21. Ыханбай Х. Изучение учета деградации лесных, минеральных и пастбищных ресурсов Монголии. Доклад на международном семинаре Охрана природы и экономический учет ресурсов. Манила. Филиппины. Сентябрь, 2000. 
 
22. Ыханбай Х. Устойчивое управление природными ресурсами общего пользования Монголии. Второй этап. Заключительный отчет. – УБ.: Монголия. 2004. 
 
23. Ыханбай Х. Устойчивое управление природными ресурсами общего пользования Монголии. Третий этап. Годовой отчет. – УБ.: Монголия. 2005. 
 
24. Ыханбай Х. Отчет по научному проекту: «Экономическое стимулирование и инструменты охраны природы и устойчивого развития Монголии и Центральной Азии». Исследовательский центр международного развития Канады, IDRC, Январь. 1996. УБ.: - Сингапур, 238 с. 
 
25. Ыханбай Х., Булган Е., Беккет У., Верной Р., Грам Ж. Уменьшение деградации пастбищных земель и улучшение жизненного условия аратов в Алтайских горах Монголии. Научный журнал: Vountain Research Development, 24, - Май, 2004. С.96-100. 
 
26. Ыханбай Х. Экономика охраны природы и устойчивого развития. УБ.: Монголия, 2000. 268 с. 
 
27. Ыханбай Х. Монголы в Монголии. 10th biennial Conference of the international Association for the study of Common property (IASCP), Oaxaca, Mexico, 2004. 
 
28. Ыханбай Х. Булган Е. Современный менеджмент пастбищных и природных ресурсов Монголии, Публикации Исследовательского центра международного развития, IDRC, Манила, Филиппины, 2003. 
 
29. Ыханбай Х. Устойчивое управление природными ресурсами общего пользования Монголии. Первый этап. Заключительный отчет. УБ.: Монголия, 2001.  
 
 
Просим принять участие в работе диссертационного совета Д 212.220.04 или прислать Ваш отзыв на автореферат в двух экземплярах с заверенными подписями по адресу: 194021, г. Санкт-Петербург, Институтский пер., д. 5, Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им. С.М. Кирова, Ученый совет. 
 
 
ЫХАНБАЙ ХИЖАБАГИЙН 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ 
 
 
Подписано в печать с оригинал-макета ________________ 
 
Формат 60х84/16. Бумага офсетная Печать трафаретная. 
 
Уч.-изд. л. __. Печ. л. ___. Тираж 100 экз. Заказ №______ 
 
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия 
 
Издательско-полиграфический отдел СПбГЛТА 
 
194021, Санкт-Петербург, Институтский пер., 3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 5. Общие закономерности в управлении и использовании лесных и  
 
пастбищных ресурсов Монголии 
 
 
Сообщества заключают соглашение о совместном управлении с главными пайщиками, такими как губернаторы местного уровня и члены их кабинетов. 
 
Совместное управление означает разделение прав и обязанностей между пайщиками; децентрализованный подход к процессу принятия решений, в котором группы пользователей участвуют в качестве партнеров правительства на равных правах с ними. 
 
Участников совместного управления можно классифицировать как «первичных» и «вторичных»; на этой основе им предназначаются разные функции и обязанности. В результате дискуссий и переговоров между первичными участниками совместного управления было решено составить следующие трехсторонние контракты: 1) между лидером и членами сообщества; 2) между губернатором «бага» (подрайон) и лидером сообщества; и 3) между губернатором «сомона» (район) и лидером сообщества. 
 
В контрактах по совместному управлению четко оговариваются обязательства, роли и обязанности скотоводов и других пайщиков. 
 
Главными вопросами совместного управления являются: согласование географических границ пастбищной территории и размеров пастбищной земли сообщества. 
 
Исследования и экспериментальная проверка показали, что совместные мероприятия привели к повышению качества пастбищных земель и снижению стоимости истощения природных ресурсов, росту ВВП страны. Сейчас члены сообществ самостоятельно могут рассчитать пропускную способность леса и пастбища. 
 
Внутри сообщества лесные и пастбищные земли находятся в общественном пользовании. Что касается скотоводов, не принадлежащих к сообществу, то их участие в пользовании землями регулируется соглашениями по совместному управлению. 
 
Предварительные данные показывают, что введение совместного управления в сообществах привело к повышению доходов скотоводов на 67% (рис. 6). 
 
Благодаря защите и улучшению качества лесов и сенокосных полей, созданию запасов сена и заготовки дополнительного фуража на зиму, скотоводам из сообществ, участвующим в проекте, удалось сократить потери животных за последний год в среднем на 6–12%. 
 
Управление природными ресурсами Монголии на базе местных сообществ, как показал эксперимент, является эффективным, приводит к повышению благосостояния скотоводов, а разумное использование пастбищ позволит избежать деградации пастбищных и лесных земель. При этом решение местных проблем увязывается с национальной политикой, развивается низовое управление общественными природными ресурсами при более четком понимании роли и обязанностей объединений скотоводов и местных органов управления.

 

 

 

 

 


 

 

 

Рис. 6. Изменение структуры дохода скотоводов, входящих в сообщества (рассчитано, по предложенной методике) 
 
 
Правительство Монголии приняло решение (2005г.) о распространении эксперимента на остальные районы страны. 
 
 
^ 2.5. Разработка организационных стимулов и инструментов природопользования и охраны лесных и пастбищных ресурсов Монголии 
 
Организационные стимулы и инструменты разработаны методом системного анализа, позволившего применить комплексный подход в управлении природными ресурсами и охране окружающей среды, основанной на учете интересов местных сообществах (далее УПРОС). 
 
Организационные стимулы социального характера проявляются через участие местных сообществ в управлении природными ресурсами. К ним относятся: организация сообществ на местном уровне и управление ими; достижение общих целей через решение общих задач; изучение и внедрение передового опыта и знаний, совместное решение спорных вопросов (рис. 7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предлагаемая система организационных  стимулов для управления природными ресурсами на основе учета интересов  местных сообществ 
 
Организационные стимулы экологического характера предполагают многообразие видов деятельности в сообществах: развитие животноводства, выращивание овощей, побочное пользование лесом и др., что обеспечит получение дополнительных доходов. 
 
Экономическая поддержка деятельности сообщества предполагает, что часть доходов от платы за использование природных ресурсов направляется в Фонд сообщества, появляется возможность получения кредитов на льготных условиях. 
 
Организационные стимулы экономического характера приведут к улучшению состояния природы и окружающей среды через участие членов сообществ в охране лесов и пастбищ, в мониторинге экосистемами, в инспектировании и контроле использования пастбищных земель. 
 
 
В условиях Монголии организация совместного управления природными ресурсами потребует определенного времени, а также законодательную поддержку. 
 
Исследование юридической и политической базы для пригодности УПРОС к совместному управлению выявило необходимость государственного регулирования на двух уровнях: 1) на национальном уровне (законы, процедуры, программы, капиталовложения); 2) на местном уровне (контракты, соглашения, разрешения, ассигнования). 
 
^

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 
Исследование показало, что секторы, базирующиеся на использовании природных  ресурсов, играют важную роль в экономическом  развитии Монголии, доля этих секторов занимает в настоящее время 65,3% ВВП. 
 
В период перехода к рыночной экономике Монголия должна, во-первых, преодолеть кризис, сложившийся в экономике в начальном периоде и, во-вторых, решать проблемы, связанные с устойчивым управлением природными ресурсами и охраной окружающей среды. 
 
Особое внимание в исследовании было уделено использованию лесных ресурсов, для чего предложены: методика обоснования величины платы за их пользование; обоснован уровень расчетной лесосеки по видам пользования; внесены изменения и дополнения в лесное законодательство; уточнены и усовершенствованы методы финансирования лесовосстановления и охраны лесов. 
 
Для решения проблемы пастбищного хозяйства Монголии предложен механизм охраны и рационального использования пастбищных земель, заключающийся во введении принципов совместного (интерактивного) управления и платности за пользование землей, в разработке графиков сезонного распределения и использования пастбищ, в расчете пропускной способности пастбищ, в совершенствовании системы наблюдения за изменением качества пастбищ и экосистем, и в создании новой социальной структуры в сельской местности – сообществ. 
 
Обоснована методика определения стоимости истощения (деградации) леса, пастбищных земель и других природных ресурсов, в основу которой положена дисконтированная рента за период использования природного ресурса. 
 
При исчислении валового национального продукта и накопления предложено скорректировать (уменьшить) его значение на величину стоимости истощения природных ресурсов. 
 
Предложенная система экономических стимулов и инструментов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов включает экономические, социальные и экологические стимулы, что резко повышает заинтересованность человека в устойчивом управлении ресурсами. 
 
Экспериментальная проверка предложенного механизма стимулирования в трех регионах Монголии, где управление природными ресурсами осуществлялось на базе местных сообществ, оказалась успешной и доказала возможность предотвратить истощение лесных и пастбищных ресурсов Монголии – основы развития скотоводства, главного источника существования страны. 
 
Согласно требованиям общества за последние 10 лет приведен в исполнение целый комплекс законов об охране окружающей среды в Монголии, многие из которых подтверждают передачу права принятия решения об использовании пастбищ и аренде природных ресурсов гражданам, хозяйственным единицам или объединениям скотоводов.  
 
В условиях растущего беспокойства по поводу деградации и опустынивания земель правительство должно стимулировать управление пастбищами за счет таких экономических и регулирующих механизмов, как кредитная и налоговая политика. 
 
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих научных работах: 
 
– монографии: 
 
1. Ыханбай Х. Экономика охраны природы и устойчивого управления природными ресурсами. (англ.) – УБ.: Монголия. 2005. – 290 с. 
 
2. Ыханбай Х. Экономика окружающей среды и устойчивого развития (англ.) – УБ.: Монголия. 2000. – 222 с. 
 
– работы, опубликованные в изданиях, рекомендуемых ВАК: 
 
3. Ыханбай Х. Роль местных сообществ в устойчивом управлении лесными и пастбищными ресурсами Монголии. Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. Сборник докладов молодых ученых на ежегодной научной конференции Санкт-Петербургской лесотехнической академии: Выпуск 11 / Под общей редакцией А. В. Селиховкина, Э. М. Лаутнера. Спб.: СПбГЛТА. 2006. – с. 41–46. 
 
4. Смирнова А. И., Ыханбай Х. Организационные стимулы и инструменты природопользования в Монголии. Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. Сборник докладов молодых ученых на ежегодной научной конференции Санкт-Петербургской лесотехнической академии: Выпуск 12 / Под общей редакцией А. В. Селиховкина,  
Э. М. Лаутнера. Спб.: СПбГЛТА. 2007. – с. 262-266. 
 
5. Петров В.Н., Ыханбай Х. Принципы и методы экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов Монголии / Известия Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии: Вып. 180. СПб.: СПбЛТА, 2007. с.259-263. 
 
6. Ыханбай Х. Стоимостная оценка истощения природных ресурсов Монголии / Научно-технический вестник СПбГПУ (экономические науки) СПб.: Изд-во Политехнического университета, №2 (54), 2008. 
 
7. Ыханбай Х. Экономическое стимулирование управления окружающей средой и природными ресурсами Монголии / Научно-технический вестник СПбГПУ (экономические науки) СПб.: Изд-во Политехнического университета, №2 (54), 2008. 
 
8. Ыханбай Х. Основные компоненты организации устойчивого управления лесными и пастбищными ресурсами Монголии / Научно-технический вестник СПбГПУ (экономические науки) СПб.: Изд-во Политехнического университета, №3 (55), 2008. 
 
9. Ыханбай Х. Оценка экономического эксперимента по совершенствования управления лесными и пастбищными ресурсами Монголии / Научно-технический вестник СПбГПУ (экономические науки) СПб.: Изд-во Политехнического университета, №3 (55), 2008. 
 
10. Ыханбай Х. Экономическая оценка древесных запасов леса на корню в МНР. // В кн. Экономические проблемы работы предприятий лесного комплекса в условиях рыночных отношений. Межвуз. сб. науч. тр. – СПб.: ЛТА, 1992. – с. 28-39.  
 
– другие научные работы на русском языке: 
 
11. Ыханбай Х. Экономическая оценка лесов МНР. // В кн.: Лесные ресурсы и вопросы возобновления: Сб. науч. трудов НИИЛеса. – УБ.: 1989. – с. 156-165. 
 
- на монгольском языке: 
 
12. Методика расчета сопоставимых цен на продукцию лесного хозяйства. – УБ.: 1989.– 27 с. 
 
13. Методика экономической оценки лесных ресурсов и определения величины платы за отпуск древесного запаса на корню. – УБ.: 1991. – 22 с. 
 
14. Ыханбай Х. Система стимулов для экономики окружающей среды. – УБ.: 2000. – 58 с. 
 
15. Ыханбай Х. Руководство по устойчивому управлению природными ресурсами, базирующегося на местных сообществах. – УБ.: 2004. – 26 с. 
 
16. Ыханбай Х. Оценка деградации лесных ресурсов. Университет науки и технологии. Научная конференция. Сборник докладов. – УБ. 2004. 
 
17. Ыханбай Х. Управление пастбищем и природными ресурсами, ориентированное на местное население. Скотовод и экология, научная конференция. – УБ.: 2001. 
 
18. Ыханбай Х. Зеленый учет в секторах минеральных ресурсов. Отчет Мировому Банку. – УБ.: 1997. – 35 с. 
 
- на английском языке: 
 
19. Ыханбай Х. Учет оценки деградации пастбищных ресурсов.  
В кн. Экономика охраны природы и устойчивое развитие. – УБ.: 1995. –  
с. 201-208. 
 
20. Ыханбай Х. 2000. Отчет научного проекта: Экономика охраны природы и учет деградации природных ресурсов. – УБ.: Монголия. 1999. 
 
21. Ыханбай Х. Изучение учета деградации лесных, минеральных и пастбищных ресурсов Монголии. Доклад на международном семинаре Охрана природы и экономический учет ресурсов. Манила. Филиппины. Сентябрь, 2000. 
 
22. Ыханбай Х. Устойчивое управление природными ресурсами общего пользования Монголии. Второй этап. Заключительный отчет. – УБ.: Монголия. 2004. 
 
23. Ыханбай Х. Устойчивое управление природными ресурсами общего пользования Монголии. Третий этап. Годовой отчет. – УБ.: Монголия. 2005. 
 
24. Ыханбай Х. Отчет по научному проекту: «Экономическое стимулирование и инструменты охраны природы и устойчивого развития Монголии и Центральной Азии». Исследовательский центр международного развития Канады, IDRC, Январь. 1996. УБ.: - Сингапур, 238 с. 
 
25. Ыханбай Х., Булган Е., Беккет У., Верной Р., Грам Ж. Уменьшение деградации пастбищных земель и улучшение жизненного условия аратов в Алтайских горах Монголии. Научный журнал: Vountain Research Development, 24, - Май, 2004. С.96-100. 
 
26. Ыханбай Х. Экономика охраны природы и устойчивого развития. УБ.: Монголия, 2000. 268 с. 
 
27. Ыханбай Х. Монголы в Монголии. 10th biennial Conference of the international Association for the study of Common property (IASCP), Oaxaca, Mexico, 2004. 
 
28. Ыханбай Х. Булган Е. Современный менеджмент пастбищных и природных ресурсов Монголии, Публикации Исследовательского центра международного развития, IDRC, Манила, Филиппины, 2003. 
 
29. Ыханбай Х. Устойчивое управление природными ресурсами общего пользования Монголии. Первый этап. Заключительный отчет. УБ.: Монголия, 2001.  
 
 
Просим принять участие в работе диссертационного совета Д 212.220.04 или прислать Ваш отзыв на автореферат в двух экземплярах с заверенными подписями по адресу: 194021, г. Санкт-Петербург, Институтский пер., д. 5, Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им. С.М. Кирова, Ученый совет. 
 
 
ЫХАНБАЙ ХИЖАБАГИЙН 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ 
 
 
Подписано в печать с оригинал-макета ________________ 
 
Формат 60х84/16. Бумага офсетная Печать трафаретная. 
 
Уч.-изд. л. __. Печ. л. ___. Тираж 100 экз. Заказ №______ 
 
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия 
 
Издательско-полиграфический отдел СПбГЛТА 
 
194021, Санкт-Петербург, Институтский пер., 3


Ваша оценка этого документа  будет первой.

Ваша оценка: 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическое стимулирование и организация охраны и рационального использования лесных и пастбищных ресурсов Монголии