Эколого-экономическое стимулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:09, доклад

Краткое описание

Более конкретные меры экономического стимулирования зависят от уровня, на котором проводится стимулирование. На уровне отдельных работников оно имеет форму заработной платы, премии, материальной ответственности, штрафа; на уровне предприятия-фирмы — это цена конечной продукции (услуги), прибыль, фонды экономического стимулирования; на уровне государства — это налоговая, финансовая, ценовая политика.

Вложенные файлы: 1 файл

8.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Эколого-экономическое стимулирование


Экономическое стимулирование — составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Другие экономические методы регулирования (планирование, финансирование мероприятий по охране окружающей среды, установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование, экологическое страхование, экологический аудит) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды. Все экономические регуляторы, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований. Таким образом, экономический стимул в управлении природопользованием — это своеобразная привязка задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам природопользователей.

Эколого-экономическое  стимулирование включает:

  • налогообложение (в том числе экологическое);
  • финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и др.);
  • ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию);
  • государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения;
  • создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экосертификации;
  • формирование рынка экологических работ и услуг;
  • проведение политики торговли правами на загрязнения (использование механизма купли-продажи государственных лицензий на право загрязнения окружающей среды);
  • введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения;
  • лицензирование использования природных ресурсов (лицензионный сбор).

Существует  две группы методов эколого-экономического стимулирования:

  • позитивной мотивации;
  • негативной мотивации.

Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности. Использование первой или второй группы методов определяется уровнем законодательно-нормативного обеспечения отдельных вопросов природопользования, экономической оценкой выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятия, а в основе формируется экологическими потребностями общества.

Более конкретные меры экономического стимулирования зависят от уровня, на котором проводится стимулирование. На уровне отдельных работников оно имеет форму заработной платы, премии, материальной ответственности, штрафа; на уровне предприятия-фирмы — это цена конечной продукции (услуги), прибыль, фонды экономического стимулирования; на уровне государства — это налоговая, финансовая, ценовая политика.

Рассмотрим более подробно отдельные инструменты эколого-экономического стимулирования.

1. Налогообложение — один из важнейших и наиболее реальных стимулов для предприятия. Оно включает платежи и сборы за пользование природными ресурсами (земельный налог, плату за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесные подати, налог на право пользования недрами и др.), а также экологические налоги. Основная идея введения в систему налогообложения экологической составляющей состоит в установлении прямой и непосредственной зависимости части отчислений с предприятий в бюджеты от степени вреда, наносимого этим предприятием окружающей среде.


Среди экологических  налогов выделяют регулирующие и финансирующие налоги.

Регулирующие  налоги направлены на непосредственное предотвращение действий, наносящих ущерб окружающей среде, при этом налог соизмеряется с ущербом окружающей среде. При определении ставок налогов учитываются показатели технической возможности и экономической рентабельности хозяйственной деятельности. При большой гибкости (дифференциации) налогов расходы на предотвращение ущерба окружающей среде оказываются выгодными. К регулирующим экологическим налогам в России относятся платежи за загрязнение окружающей среды.

Финансирующие налоги направлены на взимание денежных сумм и аккумулирование их в специальных экологических фондах, откуда финансируются различные природоохранные мероприятия. Особенность этого вида экологических налогов в том, что они не должны быть жестко связаны с негативными последствиями хозяйственной деятельности. При установлении финансирующего налога руководствуются критериями прибыльности и непрерывности финансовых поступлений. Примером этого вида налога являются: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, отчисления, плата на восстановление и охрану водных объектов и др.

Налоговая политика государства включает:

  • специальное налогообложение экологически вредной продукции (негативное стимулирование);
  • льготное налогообложение и освобождение от уплаты налогов (позитивное стимулирование).

Налоговые льготы закреплены в ряде законов РФ:

1) по Закону РФ «О  налоге на прибыль предприятий  и организаций» налогооблагаемая  прибыль уменьшается на сумму  в размере 30% от фактических капитальных вложений на природоохранные мероприятия, осуществляемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, а также на сумму в размере добровольных взносов в экологические фонды, но не более 3% облагаемой налогом прибыли;


  1. по Закону РФ «Об инвестиционном налоговом кредите» предоставляется отсрочка налогового платежа предприятию со среднесписочной численностью работающих не более 200 человек, при этом предоставляется право снизить сумму налогового платежа на 10% от цен 
    закупленного и введенного в действие оборудования и использование его непосредственно и полностью для защиты окружающей среды от загрязнение отходами;
  2. по Закону РФ «О налоге на имущество предприятий» налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, в число которых включены заповедники, природные национальные и дендрологические парки, ботанические сады; кроме того, стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов, используемых для охраны природы;
  3. по Закону РФ «О подоходном налоге с физических лиц» освобождаются от подоходного налога граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  4. по Закону РФ «Об акцизах» и ряду других нормативных актов введен акцизный сбор с пользователей недр, установлены дифференцированные ставки акциза на нефть, нефтепродукты, природный газ;
  5. по Закону РФ «О таможенном тарифе» предприятия, которые осуществляют природо-восстановительные мероприятия в зоне экологических бедствий и катастроф, освобождаются от уплаты таможенных пошлин на импортное оборудование, ввозимое для этих работ;
  6. по Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» экологические фонды освобождаются от налогообложения (налога на добавленную стоимость, прибыль, имущество и др.).

Практика применения налоговых льгот на фоне прогрессирующего спада производства ведет к увеличению бюджетного дефицита, а следовательно, сокращает возможности бюджетного финансирования природоохранных программ. Кроме того, льготы предоставляются независимо от экологичности продукции, выпускаемой предприятием или условием применения экологичной технологии.

В целом налоги в настоящее  время не выполняют своей регулирующий функции (регулирующая функция выполняется только за счет льгот по налогу на прибыль). Так, например, акцизы дифференцированы только по углеводородному сырью.

Современная налоговая  система не содержит также основ  экологического налогообложения, применимого  в целях выхода из чрезвычайных экологических ситуаций.

Современное налоговое  законодательство не учитывает положений, сформулированных в Законе «Об охране окружающей природной среды». В настоящее время по работам и услугам, осуществляемым за счет средств экологических фондов, взимается налог на добавленную стоимость по ставке 20%; налог на прибыль экологические фонды вносят по ставке 32%. Таким образом, в новом Налоговом кодексе необходимо учесть противоречия по экологическому налогообложению.

Перспективы развития экологического налогообложения определяют следующие направления:

  • закрепление в новом Налоговом кодексе федерального значения экологических налогов;
  • дифференциация налогов и платежей предприятий с учетом экологичности их производственно-хозяйственной, деятельности;
  • установление экологических акцизов;
  • перенесение центра тяжести налогового бремени на добывающие отрасли.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 с 1997 года значительно повышается роль экологических налогов.

В этой связи предлагается установить два новых вида специальных экологических налогов:

  • налог на продукцию, производимую с использованием экологически опасных технологий (производство сельскохозяйственной продукции с применением пестицидов и др.);
  • налог на продукцию, потенциально опасную в потреблении, хранении и захоронении.

Целесообразно также ввести новые  дифференцированные ставки экологических налогов, учитывающие деятельность природопользователей в зависимости от:


  • объемов загрязнения природной среды;
  • степени токсичности выбросов, сбросов, захоронений в природную среду и других видов воздействий;
  • выпуска продукции, не соответствующей установленным экологическим нормам и стандартам.

Специальные экологические  налоги устанавливаются на конкретные технологии, виды продукции, производство которых должно быть ограничено (экологически опасные технологии и продукты), а также в тех случаях, когда утилизация отходов производства требует значительных затрат.

Величина специальных  налогов определяется на основе затратного подхода:

  • затрат на замену экологически опасных технологий или видов продукции более прогрессивными;
  • затрат на повышение экологической безопасности производственных объектов;
  • затрат, необходимых для ликвидации и предотвращения ущерба, наносимого предприятием окружающей среде в результате применения экологически опасных технологий.

Вместе с этим налоговые  льготы (по налогу на доход предприятия) должны применяться в качестве позитивной мотивации для предприятий, производящих продукцию, отвечающую экологическим стандартам, так как ее производство требует, как правило, больших затрат.

2. Финансово-кредитный механизм является также важнейшим рычагом стимулирования рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности. Он включает:

  • льготное кредитование мероприятий, имеющих природоохранную направленность;
  • займы с уменьшенной ставкой процента;
  • субсидии, представляющие специальные выплаты предприятиям-загрязнителям за сокращение выбросов (сбросов);
  • инвестиционные субвенции регионам, предоставляемые на природоохранные цели на безвозмездной основе.

Политика льготного  кредитования подразумевает предоставление льготных кредитов на природоохранные  цели из бюджета, а также привлечение  банковских кредитов. Преимущество банковского кредитования по сравнению с бюджетным заключается в соблюдении принципов платности и возвратности предоставляемых средств, что должно стимулировать исключительно целевое использование кредитов и минимальные сроки проведения природоохранных мероприятий. При этом государство предоставляет банку-кредитору налоговую льготу (снижение налоговой ставки на доход) и тем самым стимулирует банки к кредитованию природоохранных мероприятий. Кроме того, государство может предоставить банку дотацию на компенсацию кредита под пониженный процент, что дает гарантию возвратности и платности кредита. Само предприятие может гарантировать выплату кредита собственным экологическим фондом.

Решение проблемы возвратности банковских средств требует создания ипотечных банков.

Субвенцирование представляет собой часть бюджетного финансирования. Согласно Закону РСФСР «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным округам, автономной области, городам Москве и Санкт-Петербургу» (1992), они предоставляются всегда на определенные цели (в данном случае речь идет о выделении субвенций на природоохранные мероприятия), за использованием этих средств осуществляется контроль. Роль субвенций заключается в развитии экологической инфраструктуры в регионах.

3. Ценовая политика подразумевает стимулирование производства и потребления «экологичной» продукции через льготное ценообразование. Его суть заключается в том, что экологически чистая продукция, выпущенная с применением малоотходных и безотходных технологий, реализуется по более низкой цене, чем аналогичная продукция, произведенная на экологически грязном производстве. В рыночных условиях при сформировавшихся экологических потребностях предприятие—производитель «экологичной» продукции будет иметь большую прибыль на основе большего объема ре ализации. Однако в условиях формирования рынка и несложившихся экологических потребностей общества государство возлагает на себя обязанность продвигать на рынок эту продукцию через дотирование определенных категорий потребителей экологичной продукции (прежде всего продуктов питания). Государство также обеспечивает доступность приобретения «экологичных» видов средств производства (реализуемых по более высоким ценам) через субсидирование, субвенцирование, кредитование предприятий.

Информация о работе Эколого-экономическое стимулирование