Экономическое возвышение Нидерландов в XVI-XVII в. Торговая и колониальная экспансия. Причины экономического упадка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 16:10, контрольная работа

Краткое описание

К I в. н.э. территория Нидерландов представляла собой преимущественно болотистую низину с большой морской лагуной в северо-западной части страны. В настоящее время 17 % территории Нидерландов находится под водой, т.е. ниже уровня моря. Самая низкая точка располагается на севере Роттердама. Более половины территории находится не выше 1 м над уровнем моря. Встречаются и холмы, но они занимают 2 % от всей площади. Такие непривлекательные с точки зрения среды обитания и развития экономики природные условия побудили нидерландцев жить по принципу «необходимость − мать изобретений».

Вложенные файлы: 1 файл

история нидерландов.docx

— 38.09 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

 

высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по истории экономики

 

на тему:

 

 

«Экономическое возвышение Нидерландов в XVI-XVII в. Торговая и колониальная экспансия. Причины экономического упадка»

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

заочной формы обучения по

специальности ЭПО

Замурий Инна Александровна

Научный руководитель: к. э. н., доц.

Прокопенко Максим Владимирович

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013 г.

Природные ресурсы Нидерландов

 

К I в. н.э. территория Нидерландов представляла собой преимущественно болотистую низину с большой морской лагуной в северо-западной части страны. В настоящее время 17 % территории Нидерландов находится под водой, т.е. ниже уровня моря. Самая низкая точка располагается на севере Роттердама. Более половины территории находится не выше 1 м над уровнем моря. Встречаются и холмы, но они занимают 2 % от всей площади. Такие непривлекательные с точки зрения среды обитания и развития экономики природные условия побудили нидерландцев жить по принципу «необходимость − мать изобретений». И они изобрели − польдеры − рукотворную землю. В Нидерландах даже появилась поговорка «бог создал море, а голландцы − берега».1

Ещё в глубокой древности жители прибрежных регионов поняли, что придётся отвоёвывать территорию у моря. Они начали со строительства дамб. В целях стимулирования их строительства был издан ряд законодательных актов. Так, в 1230 г. в «Саксонском зерцале» прямо указывалось: кто не хочет строить плотины, тому нет места за плотиной. Технология строительства дамб была проста, а орудия весьма примитивны: лопата, заступ, тачка. Ширина дамб иногда составляла 100 м, а высота 15м. Наиболее интенсивно велись работы в северной и северо-западной части (Голландия, Фрисландия и другие провинции). В XIII в. голландцы не только сооружали дамбы, но и проводили осушительные работы. Так появились

польдеры, т.е. земельные участки, отгороженные дамбами и осушенные с помощью откачки воды и сброса её в море. Осушенные земли использовали в сельскохозяйственных целях.

Осушение начали проводить жители и других провинций. В результате площадь осушенных земель возрастала во все последующие столетия (за исключением XVIII в.)

Столетия

Площадь осушенных земель, км²

1200-1300

350

1300-1400

350

1400-1500

425

1500-1600

710

1600-1700

1120

1700-1800

500

1800-1900

1170

1900-2000

2500


Значительный размах осушительные работы приняли в XVII в. − «золотом веке» Нидерландов. Площадь осушенных земель в этом веке составила 1120 кв. км, что было больше, чем в XIV в. в 3,2 раза, в XV в. − 2,5 раза, в XVI в. − 1,6 раза. Это объясняется, во-первых, ростом торговли и промышленности; во-вторых, увеличением количества населения. В XVII в. Нидерланды добились небывалых успехов и их стали именовать «образцовой капиталистической страной». Объём осушительных работ в XVIII в. снизился в 2 с лишнем раза. В этот период времени страна потеряла лидирующее положение на мировом рынке (во второй половине века она уступила первенство Англии) и решала внутренние проблемы, обусловленные недостаточным уровнем развития промышленности. В XIX в. страна восстановила деловой статус в области системы польдерного осушения. В XX в. площадь осушенных земель составила 2 500 км², что превосходило уровень XIX в. в 2,1 раза. Всего за 1200−2000 гг. осушительные работы охватили 7 125 км². Ныне половину всей территории Нидерландов составляют искусственные осушенные земли.

Первый крупный Гаарлемский польдер был построен близ Амстердама в Голландии по проекту инженера Легваттера в 1641 г. Польдеры сооружали не только за дамбами, но и на месте торфоразработок. Они были расположены ниже и выше моря. Рекорд заглубления относится к польдеру оз. Эйссел − 35 м. Высокие польдеры, т.е. расположенные на несколько метров выше уровня моря, находились в поймах рек. Вода самотёком спускалась в отводные каналы, а потом в шлюзы, открывающиеся во время морского отлива. Сооружение таких польдеров практиковали в Фрисландии и Тронингене. Польдеры, расположенные вдали от моря и рек, имели, как правило, две кольцевые дамбы. Между ними размещался отводный канал, куда сбрасывали воду.

Освоение польдеров занимало много лет. Осушенные земли сдавались в аренду фермерам. Впоследствии земля стала использоваться под строительные и транспортные нужды.

Специальная общественная служба эксплуатации польдеров сложилась ещё в средние века. Каждая городская и сельскохозяйственная община выбирала «смотрителя плотин».

Самым грандиозным успехом голландцев стало осушение целого морского залива Зейдер-Зе. Первый проект этого осушения был составлен ещё в 1667 г. X. Стевином. Однако для того времени он был слишком смелым. В конце XIX в. проект осушения залива предложил инженер-гидротехник К. Лели, который с дополнениями был принят к осуществлению, но не сразу. Необычность проекта, его масштабность, трудоёмкость, дороговизна и неприятие налогоплательщиками заставили нидерландский парламент отклонять его финансирование целых 25 лет. Принять его заставила сама природа. В 1916 г. на страну обрушилось наводнение с многометровым нагоном морской воды, катастрофическое по своим последствиям. Осушение залива начали в 1920 г., когда его автор К. Лели стал министром транспорта

и водного хозяйства. Строительные работы по возведению дамбы велись одновременно с сооружением польдеров.

В 1927 г. был построен первый опытный польдер Андейк площадью 40 га; в 1930 г. −Вирингермер (20 тыс. га); в 1937−1942 гг. − Северо-восточный польдер с центром в Эмме-лорде (48 тыс. га); в 1950−1957 г. − самый большой польдер Восточный Флеволанд (54 тыс. га); в 1959−1968 г. − Южный Флеволанд (43 тыс. га).

В настоящее время польдеры используются для сооружения промышленных предприятий, жилых домов, транспортного и энергетического строительства. На территории польдеров появляются целые города и промышленные регионы. Идея рукотворной земли оказалась привлекательной для других стран. Но она была востребована только в начале XVII в. англичанами.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торговое лидерство Нидерландов.

 

В эпоху первоначального накопления капитала внешняя торговля выполняла роль локомотива, который «тянул» за собой кредитное дело, промышленность, земледелие, а также политические и культурные преобразования. Знаменитый английский экономист А. Смит писал, что внешняя торговля в некоторых городах вызвала устройство более специализированных мануфактур или таких, которые рассчитаны для сбыта на дальних рынках, а мануфактуры и внешняя торговля, вместе взятые, породили улучшения в земледелии. Правда, А. Смит как представитель классической политэкономии, выражавшей интересы промышленной буржуазии, считал такой порядок «противоестественным и ложным». По его мнению, при естественном ходе вещей большая часть капитала всякого развивающегося общества направляется прежде всего в земледелие, затем в мануфактуры и в последнюю очередь во внешнюю торговлю. Мысль Смита была справедлива и «естественна» для следующего этапа развития капитализма, когда происходит переход к промышленному капитализму. Но если рассматривать период формирования рыночной экономики, то именно внешняя торговля была двигателем хозяйственного развития.

Другой специфической чертой внешней торговли данного периода было то, что торговые города зачастую возникали на пустом месте и не были связаны с экономикой данной территории. Смит писал, что «город мог становиться богатым и могущественным, в то время как не только окружающая его местность, но и страны, с которыми он вел торговлю, оставались бедными и разоренными». Нередко торговые центры Европы возникали как перевалочные пункты, связывающие различные районы, хотя затем они могли вести и самостоятельную торговую политику. Для купца, отмечал Смит, в значительной степени безразлично, из какого пункта вести свою торговлю, и самое ничтожное неудовольствие может побудить его перенести из одной страны в другую свой капитал. Здесь Смит отмечает еще одну черту внешней торговли эпохи первоначального накопления капитала, а именно смену торгового лидерства.

В конце XV в. начинается новый этап в развитии европейской внешней торговли. Венеция теряет роль лидера. Это было обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, турки во второй половине XV в. захватили территорию вокруг Средиземного и Черного морей, разорвав привычные торговые связи. Венеция, опираясь на свой мощный флот, какое-то время пыталась бороться, но соотношение сил Венеции и Османской империи было, по словам современников, как у «осы и медведя». Во-вторых, Великие географические открытия в конце XV в. обеспечили европейцам прямые пути к пряностям, благовониям и другим экзотическим товарам. Но этими европейцами были уже не итальянцы. Центры европейской внешней торговли переместились на Атлантическое побережье, в Нидерланды.

Постепенно Нидерланды вытеснили ганзейскую торговлю из североевропейского региона. Одной из причин падения Ганзы была «моровая язва» (чума), поразившая Германию во второй половине XIV в. В результате с середины XV в. Нидерланды стали главным поставщиком хлеба, леса и других сельскохозяйственных товаров из Северной и Центральной Европы в страны Южной Европы. Поскольку к этому времени морской путь, связывающий север и юг Европы, стал превалировать над сухопутным, центр торговли в Нидерландах перемещается из Брюгге в Антверпен. Мощным фактором подъема Антверпена послужила торговля португальскими колониальными товарами.

Вскоре стал действовать и второй фактор. Началось освоение Испанией Америки, а поскольку Нидерланды входили в состав империи испанских Габсбургов, блага, которые приносили связи Испании с Америкой, распространялись на Нидерланды. Отчасти здесь повторяется история Венеции, воспользовавшейся византийской торговлей для проникновения на Восток. Нидерландские купцы все больше налаживали связь с Америкой под эгидой Испании. Кстати, потом, окрепнув, Нидерланды, так же как в свое время Венеция по отношению к Византии, стали в конце XVI в. бороться за свою независимость. С этого начинается следующий период – период возвышения Амстердама. А пока, в первой половине XVI в. Нидерланды занимали уже практически доминирующее место на начинавшем формироваться мировом капиталистическом рынке. По расчетным статистическим данным к 60-м годам объем их импорта составлял примерно 20-22 млн., а экспорт — 16 млн. гульденов, причем последняя цифра представляется несколько заниженной. Кроме того, следует, видимо, учитывать доходы от услуг, предоставлявшихся в портах, пошлин и других сборов. Львиная доля в этой торговле принадлежала Антверпену. Экспорт набиравшего силу Амстердама оценивался приблизительно в 226, а размеры его торговых капиталов — в 194 тыс. гульденов.3 Через столетие, в период своего расцвета, торговое могущество и экспансия Республики Соединенных провинций несопоставимо возросли. В Голландии проживало до половины населения Республики, а доля в ее «национальном продукте» составляла около 58%; общий торговый оборот, по расчетным сведениям, достигал 75-100 млн. гульденов, из них основная часть приходилась на долю внешней торговли.4 По современным данным, в 1636 г. моря и океаны бороздили около 2 тыс. нидерландских судов разных типов: схёйтен, боотсхепен, хакеботен, фрегатен, пинассен, бойеров, хукеров и др. Общая же стоимость только ввозных товаров составляла свыше 30 млн. гульденов. Кроме того велики были объемы транзитной торговли.

Основные направления торговли на европейских коммуникациях не изменились. Это Прибалтика и Россия, Средиземноморье, Британское острова, Франция, Пиренейский полуостров. Однако акценты смещались с юга на северо-восток, из Средиземноморья в Прибалтику и Россию. Согласно таможенным регистрам Зунда, за период с 1578 по 1616 г. через Зунд в одном направлении в среднем проходило от 800 до 1500 нидерландских торговых судов в год. В 1636 г. было зарегистрировано около 400 судов, но значительно большей грузоподъемности, а из общей суммы голландского импорта (30400 тыс. гульденов), 15500 тыс. гульденов выпало на долю Прибалтики, Норвегии и Северной России. В 1666 г. торговля с Прибалтикой поглощала до 75% капиталов амстердамской биржи. В XVII в. Амстердам ежегодно ввозил до 150 тыс. тонн зерна из Прибалтики и России общей стоимостью в 10 млн. гульденов.5 В этой зоне Нидерланды и Англия получали повышенную норму прибыли за счет слабее развитых стран прибалтийского региона.

 Наивысший подъем Антверпена  пришелся на 1535–1557 гг. Город тогда  насчитывал около 100 тыс. жителей, расцвет  торговли повлек за собой промышленную  активность и расцвет культуры. Наемный труд начал брать верх  над трудом ремесленников. В старых  отраслях мастера получили право  нанимать до 22 работников, в новых  отраслях появились мануфактуры (рафинадные, мыловаренные, красильные  и т.д.). Антверпен стал центром  кредитной деятельности.

Восстание Нидерландов против испанского господства, продолжавшееся с 1572 по 1609 г., закончилось отделением от Испании северных нидерландских провинций. Одновременно это была первая буржуазная революция в Европе, установившая в Северной части Нидерландов (Голландии) республиканское правление. Голландия стала центром объединения протестантской Европы против могущественных католических монархов. Принимая протестантских эмигрантов из других стран, Голландия получала умелых ремесленников и купцов. Война с Испанией была одним из факторов переноса торгового центра из разоренного испанцами Антверпена в Амстердам. Одним из условий капитуляции Антверпена перед испанцами было право жителей города покинуть его вместе со своим имуществом. Поэтому антверпенские купцы, перебравшиеся в Амстердам, привезли с собой капиталы, свое умение и торговые связи. Это послужило одной из причин быстрого развития Амстердама. Половина вкладов Амстердамского банка, созданного в 1609 г., поступила из Южных Нидерландов. В то же время Амстердам, выступивший преемником итальянских городов и Антверпена, стал главным торговым центром Европы. Средневековая двухполюсная система Юг–Север, прекратила свое существование. В начале XVII в. голландские корабли уже проникли в Средиземное море, таким образом, Голландия усилила там свое влияние и, оттеснив Ганзу, стала держать под контролем торговлю Северной Европы. Успех этой страны был основан на том, что она связывала север и юг Европы.

Информация о работе Экономическое возвышение Нидерландов в XVI-XVII в. Торговая и колониальная экспансия. Причины экономического упадка