Защита прав потребителей в торговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей 5
1.1 Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании 5
1.3 Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг 13
Глава 2. Характеристика способов защиты прав потребителей 24
2.1 Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение) 24
2.2 Государственная защита прав потребителей 30
Заключение 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ком право.docx

— 70.47 Кб (Скачать файл)

      Министерство  образования и науки РФ

      Государственное образовательное учреждение

      высшего профессионального образования

      Тульский  государственный университет

      Кафедра государства и права 
 
 
 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      По  дисциплине:

       
«Коммерческое право»
 

      на  тему: 

      «Защита прав потребителей в торговом обороте» 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил_____________         ст-т гр. 761072в Кременецкий А.Е. 

      Проверил______________                           доц.Сорокина Е.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тула 2011

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение                                                                                                                                    3

     Глава 1. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей                                                                                                                            5

     1.1 Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании                                                                                                                                       5

     1.3 Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг                                                                                                                               13

     Глава 2. Характеристика способов защиты прав потребителей         24

     2.1 Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение)                                                                                                                                         24

     2.2 Государственная защита прав потребителей                                                 30

     Заключение                                                                                                                            38

     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                    41

 

Введение

 

     Актуальность  темы исследования. В последнее десятилетие  в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено  экономическим положением России, которое  можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где  пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных  формах защиты со стороны государства.

     В связи с этим, одной из задач  современной России признана необходимость  применения эффективных методов  защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и  интересы потребителей, соответствующие  международно-правовым стандартам в  этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", который определил крут прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и  интересов потребителей стоят все  отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Происходящие изменения  в экономической, социальной, правовой системах, направленные, в том числе, и на охрану прав и интересов потребителей, протекают в специфических социокультурных  условиях. Это вызывает необходимость  обращения к историческому опыту, выраженному в законодательных  памятниках прошлого. Анализ норм, регулирующих взаимоотношения покупателей и  продавцов в дореволюционной  России, механизм защиты интересов  потребителей в условиях командно-административной системы позволит подготовить научную  почву для эффективной защиты потребителей в условиях перехода России на новый этап развития. Вместе с  тем обширная правоприменительная  практика постоянно выявляет новые  и новые пробелы в современном  законодательстве, вызывая тем самым  настоятельную необходимость в  его совершенствовании.

     Цель  работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.

     Указанная цель предопределила задачи исследования:

     Проследить  процесс становления понятия "потребитель" и с учетом этого определить время  зарождения норм, защищающих права  и интересы потребителей;

     Осуществить анализ законодательства, на основании  чего выявить проблемы в сфере  защиты прав потребителей;

     Исследовать механизмы защиты прав и интересов  потребителей;

     Выявить проблемы, существующие в российском законодательстве и предложить пути их решения.

     Объектом  исследования являются правоотношения, возникающие между субъектами потребительского.

     Предметом исследования является законодательство, защищающее права и интересы потребителей.

     Методы  исследования. Ведущее место среди  общенаучных методов занимает метод  материалистической диалектики, который  позволяет всесторонне, объективно исследовать все государственно-правовые явления во взаимной связи между  собой, в их обусловленности. Среди  общенаучных методов исследования существенное место занимают конкретно-исторический, формально-логический, сравнительный  методы. Автором также используются специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, историко-правовой, метод анализа и толкования правовых актов.

 

     

Глава 1. Нормы и принципы правового регулирования  в сфере защиты прав потребителей

1.1 Принципы в сфере  защиты прав потребителей  в торговом обслуживании

     Потребности населения в различных товарах  и услугах обеспечивает торговля, производители работ и услуг. Но в условиях нестабильной рыночной экономики они часто пытаются навязать потребителям выгодные для  них условия приобретения товаров  и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров  оказывается низкого качества, а  иногда даже опасна для здоровья людей.

     Именно  поэтому каждому потребителю  необходима государственная поддержка. Государство законодательно отстаивает права потребителей, заставляя предприятия  выпускать доброкачественную продукцию. Законодательство регулирует отношения  с участием потребителей, определяя  права потребителей и механизм их реализации. Гражданский кодекс закрепляет принцип свободы договора, определяя  свободу в определении условии  заключаемого договора.

     Принцип договорности реализуется в Законе РФ “О защите прав потребителей", который  устанавливает, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Таким  образом, стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора.

     Закон "О защите прав потребителей" содержит правило, определяющее качество товара и требования, предъявляемые к  качеству товара. Если предметом договора является товар, качество которого должно соответствовать обязательным требованиям  стандартов, то переданный потребителю  товар должен соответствовать этим требованиям. Невозможность использования  товара по назначению будет считаться  недостатком товара.

     Право потребителя на качественный товар  предполагает после передачи качественного  товара установление гарантий поддержания  этого товара в работоспособном  состоянии. Это правило возлагает  на производителя определенные обязательства перед потребителем1.

     Срок  использования любого товара ограничен  определенными рамками. Ст.5 Закона РФ “О защите прав потребителей” определяет, что изготовитель имеет право  установить гарантийный срок товара.

     Гарантийный срок - срок, в течение которого при  обнаружении в товаре недостатка, изготовитель обязан исключить недостаток или заменить товар.

     Потребитель имеет право предъявлять претензии  к изготовителю в течение 6 месяцев, если в товарах, на которые гарантийные  сроки или сроки годности не установлены, обнаружены недостатки. В отношении  недвижимого имущества - в течение  двух лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены  законами или договором (п.1, ст. 19).

     Сегодня в Россию попадает огромное количество товаров зарубежного производства. Практика показывает, что зарубежные фирмы предпочитают устанавливать  гарантию лишь на те товары, которые  реализуются в России через дилеров  фирмы. Так, фирма "Филипс" устанавливает  всемирную гарантию на свои товары, т.е. обязательства перед потребителем, который приобрел товар этой фирмы, например, в Австрии, будут исполнены  одинаково и в России, и в  Болгарии.

     Рынок диктует свои условия, и наряду с  изготовителями в борьбу за потребителей включились торговые компании, которые  пытаются привлечь клиентов, предоставляя им различного рода дополнительные услуги. И здесь гарантийное обслуживание приобрело довольно широкое распространение. Закон предоставляет продавцам  право установления дополнительной гарантии. Такая гарантия может быть установлена только сверх гарантийного срока, определенного изготовителем. Если при покупке товара потребителю  выданы два гарантийных талон (талон  изготовителя, устанавливающий гарантию сроком на один год, и талон продавца на тот же срок), то потребитель может  пользоваться своими правами в течение  двух лет. При этом Закон оговаривает, что условия этой гарантии определяются договором между продавцом и  потребителем, т.е. эти условия могут  не соответствовать ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей". Продавец имеет право установить плату за возможность пользоваться дополнительной гарантией. Потребитель же вправе отказаться от дополнительной гарантии2.

     Так как не к каждому типу товаров  можно применить нормы Закона о гарантийном сроке, Закон вводит понятие срока годности. Срок годности - период времени, исчисляемый со дня  его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию; либо датой, до наступления которой  товар пригоден к использованию. Срок годности устанавливается на товары, которые полностью потребляются при использовании, потребительские  свойства которых могут ухудшаться со временем. На товары, которые со временем могут становиться опасными для  окружающей среды, а также жизни, здоровья, имущества потребителей3.

     К таким товарам относятся продукты питания, парфюмерно - косметические  товары, медикаменты, изделия бытовой  химии. Для этих товаров срок годности выполняет роль гарантийного срока  и претензии по недостаткам изготовитель обязан исполнять, если они предъявлены  в течение этого периода.

     Помимо  понятия гарантийного срока и  срока годности Закон вводит понятие  срока службы. Срок службы - период времени, в течение которого обеспечивается использование товара по назначению, и изготовитель несет ответственность  за существенные недостатки, возникшие  в товаре по его вине. По окончании  срока службы товар может представлять опасность для жизни, здоровья или  имущества потребителя, окружающей среды, либо его использование неэкономично. Срок службы устанавливается на товары длительного пользования. Этот срок определяется изготовителем исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей и  прочее, поэтому товары одного вида, произведенные разными изготовителями могут иметь разные сроки службы.

     Если  изготовитель по каким - либо причинам не считает нужным устанавливать  срок службы на производимый товар, то в соответствии с установленными Законом требованиями, он будет нести ответственность за вред причиненный товаром в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю4.

     Исходя  из интересов безопасности граждан, Закон устанавливает правило, по которому установление срока службы является обязательным требованием  для изготовителя.

     Глава II Закона РФ "О защите прав потребителей" устанавливает гарантии защиты прав потребителя при заключении договора купли-продажи5. Общие нормы о договорах купли-продажи содержатся в Гражданском кодексе РФ (гл.30). Кодекс определяет понятие договора купли-продажи, устанавливает права и обязанности сторон по договору и ответственность за нарушение его условий.

Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обороте