Экономический рост и его модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить понятие экономический рост и проанализировать тенденции развития экономического роста Республики Беларусь.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение сущности понятия экономический рост;
-изучение основных целей и функций экономического роста;
- изучение основных моделей экономического роста;
-рассмотрение основных показателей экономического роста Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………….
5
Сущность экономического роста………………………………………......
5
Модели экономического роста……………………………………………..
10
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
15
2.1 Предпосылки становления, функционирования и развития экономики Республики Беларусь…………………………………………………………...
15
2.2 Характеристика показателей экономического роста Республики Беларусь………………………………………………………………………….
21
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
30
3.1 Основные проблемы экономического роста Республики Беларусь……..
30
3.2 Перспективы экономического роста Республики Беларусь……………...
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
39

Вложенные файлы: 1 файл

экономический рост и его модели.docx

— 224.53 Кб (Скачать файл)

 

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

3.1 Основные проблемы экономического роста в Республике Беларусь

 

В 2013 году по сравнению с 2012 годом продолжилось замедление темпов экономического роста. При этом наблюдался ускоренный рост потребительских и инвестиционных расходов в экономике при отрицательном сальдо внешней торговли товарами и услугами, при этом наблюдалось снижение темпов роста объемов промышленного производства.

Экономический рост был обусловлен, прежде всего, расширением внутреннего спроса при сжатии внешнего. Так, если в 2012 году, по оценке Национального банка, внутренний спрос способствовал росту ВВП на 2,9% при отрицательном вкладе чистого экспорта в размере 0,9%, то в 2013 году отрицательный вклад чистого экспорта составил 6,7%, в то время как внутренний спрос способствовал росту ВВП на 10%".

Увеличение внутреннего спроса в Беларуси было следствием двух факторов — кредитной экспансии и опережающих темпов роста зарплат в 2013 году.  
Стимулирование внутреннего спроса приводит к увеличению объемов импорта и ухудшению платежного баланса Беларуси.

По итогам 2013 г. из 8 важнейших параметров прогноза, выполнены 2: на 12,0% уменьшена энергоемкость валового внутреннего продукта страны, что в 1,7 раза выше прогнозного параметра,  на 17,2% увеличены реальные располагаемые денежные доходы населения.

В январе-сентябре 2013 г. реальный ВВП вырос на 1,1 процента, по сравнению с 3,2 процента в течение аналогичного периода 2012 г. Снижение объемов производства наблюдалось во многих секторах экономики, включая промышленность (-4,6 процента) и сельское хозяйство (-2,2 процента). Данное снижение было частично компенсировано значительным ростом объемов розничной торговли (18,6 процентов) ввиду роста реальной зарплаты, а также строительства (5,9 процента) – за счет наращивания кредитования, включая предоставление кредита в рамках госпрограмм.

Снижение темпов экономического роста сказалось на доходах бюджета, однако сокращение расходов позволило обеспечить профицит. В январе–августе 2013 года доходы от налога на прибыль и налога на в нешнеэкономическую деятельность в реальном выражении снизились на 5,9 и 18,4 процента г/г соответственно, что было частично компенсировано значительным ростом поступлений от акцизов (38,1 процента). Кроме того, были предприняты меры по сокращению капитальных расходов, в то время как сокращение количества занятых в государственном секторе позволило уменьшить давление на бюджет. В результате бюджет органов государственного управления сохранил профицит в размере 1,1 процента ВВП в годовом исчислении.

В результате резкого сокращения чистого экспорта давление на счет текущих операций возобновилось. В январе–августе 2013 года быстрое сокращение экспорта (-22.7 процента, в ценах FOB) превысило падение импорта (-10.4 процента), в результате чего дефицит внешней торговли товарами составил почти 2 миллиарда долларов США (в сравнении с профицитом в 2,3 миллиарда годом ранее), что составило 2,8 процента ВВП в годовом выражении. Увеличение дефицита внешней торговли наряду с отрицательными чистыми поступлениями экспортных таможенных пошлин на нефтепродукты оставались основными причинами дефицита счета текущих операций, который в первой половине 2013 года превысил 3 миллиарда долларов США (или 4,6 процента ВВП в годовом исчислении). С начала года золотовалютные резервы (за минусом монетарного золота) сокращались, достигнув уровня в 5,5 миллиарда долларов США или около 1,6 месяцев товарного импорта. Давление на платежный баланс усиливается за счет значительных обязательств по погашению внешнего долга, включая МВФ.

В посткризисной ситуации, когда наблюдается вялый экономический рост важно, чтобы экономический рост обеспечивался за счет чистого экспорта. 
Следует отметить, что правительство и Нацбанк Беларуси в четвертом квартале минувшего года приняли план совместных действий, направленный на ограничение внутреннего спроса. В частности коммерческим банкам было рекомендовано ограничить прирост кредитного портфеля одним процентом в месяц. В начале 2014 года Нацбанк объявил об ужесточении денежно-кредитной политики и рекомендовал банкам ограничить прирост кредитного портфеля на уровне не более 0,7% в месяц. 

По итогам 2013 г. из 8 важнейших параметров прогноза, выполнены 2:  на 12,0% уменьшена энергоемкость валового внутреннего продукта страны, что в 1,7 раза выше прогнозного параметра,  на 17,2% увеличены реальные располагаемые денежные доходы населения. Конец формы

 

3.2 Перспективы экономического роста Республики Беларусь

 

Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (Программа-2015) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», Основными положениями организации государственного прогнозирования в Республике Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа1998 г. №1321) и распоряжения Президента Республики Беларусь от 11 мая 2010 г. № 150рп «О некоторых вопросах подготовки четвертого Всебелорусского народного собрания».

В Беларуси национальная модель социально ориентированной экономики в 2011-2015 годах будет сохранена.

Особенностью развития экономики Беларуси в 2011-2015 годах стало ее программное обновление, когда модернизировались не отдельные предприятия, а целые отрасли. В частности, было проведено коренное техперевооружение машиностроения, молочно-перерабатывающей, консервной отраслей и других. 
Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

1.развитие человеческого  потенциала, включая повышение уровня  благосостояния, рост рождаемости  и увеличение продолжительности  жизни, укрепление здоровья граждан  и повышение качества образования;

2.радикальная модернизация  всех секторов экономики, создание  новых наукоемких и высокотехнологичных  производств;

3.стимулирование предпринимательства  и деловой инициативы;

4.рост экспорта товаров  и услуг, сбалансированность и  эффективность внешней торговли;

5.развитие импортозамещающих  производств;

6.устойчивое развитие  регионов;

7.строительство качественного  и доступного жилья;

8.повышение эффективности  агропромышленного комплекса.[10]

Экономическая политика государства будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

В 2015 году на основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.[11]

Точка роста экономики республики—динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%. 

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал до 37,5%.

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.[16]

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Приоритетными направлениями республики во внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.[23]

Продолжится реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Усилится их роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности. 

В 2015 году прогнозируется достижение следующих показателей::

объем валового внутреннего продукта (далее – ВВП) на 62–68 процентов;

объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности до 28,6–29,8 тыс. долларов США в 2015 году;

производительность труда в расчете на одного занятого до 58–60 тыс. долларов США в 2015 году;

объем промышленного производства на 54–60 процентов;

производство продукции сельского хозяйства на 39–45 процентов;

объем оказываемых услуг в 1,8–1,9 раза;

инвестиции в основной капитал в 1,9–1,97 раза;

прямые иностранные инвестиции на чистой основе до уровня не менее 7–7,5 млрд. долларов США в 2015 году;

доля инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, до уровня не менее 40 процентов в 2015 году;

удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20–21 процента в 2015 году;

экспорт товаров в 2,1 раза, экспорта услуг – в 3 раза;

экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия до уровня не ниже 7,2 млрд. долларов США в 2015 году;

сальдо внешней торговли товарами и услугами до 500 млн. долларов США;

уровень золотовалютных резервов – более 3 месяцев импорта;

реальные располагаемые денежные доходы населения в 1,7–1,76 раза;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 72–73 лет;

ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования до 9,5–10 млн. кв. метров в 2015 году;

- снижение:

энергоемкости ВВП на 29–32 процента;

материалоемкости продукции в организациях промышленности и сельского хозяйства на 5–7 процентов [22]

В соответствии с национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. , разработанного в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.

Информация о работе Экономический рост и его модели