Экономический рост и его модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить понятие экономический рост и проанализировать тенденции развития экономического роста Республики Беларусь.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение сущности понятия экономический рост;
-изучение основных целей и функций экономического роста;
- изучение основных моделей экономического роста;
-рассмотрение основных показателей экономического роста Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………….
5
Сущность экономического роста………………………………………......
5
Модели экономического роста……………………………………………..
10
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
15
2.1 Предпосылки становления, функционирования и развития экономики Республики Беларусь…………………………………………………………...
15
2.2 Характеристика показателей экономического роста Республики Беларусь………………………………………………………………………….
21
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
30
3.1 Основные проблемы экономического роста Республики Беларусь……..
30
3.2 Перспективы экономического роста Республики Беларусь……………...
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
39

Вложенные файлы: 1 файл

экономический рост и его модели.docx

— 224.53 Кб (Скачать файл)

Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:

- ограничение прямого  вмешательства государства в  экономику. Должен произойти отказ  государства от большинства функций, выполняемых им в командной  экономике, то есть регулирование  всего и вся. Главной задачей  государства должна стать защита  формирующейся рыночной экономики, сохранение стабильности в работе  народного хозяйства;

- демонополизация экономики  – ликвидация преобладания на  рынке отдельных товаров одного  либо небольшого числа производителей;

- введение института частной  собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;

- обуздание инфляции, неизбежной  после проведения либерализации  цен.

Переход подавленной инфляции, характерной для командно-административной системы, проявляющейся в «вымывании» товаров с прилавков и росте цен на «черном рынке», в открытую инфляцию, требует проведения жесткой антиинфляционной политики;

- развитие рынка товаров  и услуг производственного и  непроизводственного назначения; финансового  рынка, создание регулируемого рынка  труда;

- формирование рыночной  инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;

- финансово-экономическая  стабилизация посредством проведения  жесткой денежно-кредитной политики  с целью ограничения инфляции;

- преодоление в экономическом  мышлении у значительной части  населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности  в распределении).

 

2.2 Характеристика показателей экономического роста Республики Беларусь. 

Главным стратегическим направлением в области трансформации экономики Республики Беларусь является формирование белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики – высокоэффективной экономики с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, обеспечивающим расширенное воспроизводство и повышение уровня жизни населения.

Белорусская модель социально-экономического развития представляет собой социально ориентированную многоукладную рыночную экономику. Она сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и такие характерные для белорусского народа черты, как государственный патернализм, коллективизм. Данная модель учитывает ресурсный потенциал страны, а также геополитические, экологические, социальные, демографические особенности республики.[10]

Впервые характерные черты белорусской модели социально-экономического развития были выделены Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных органов 22 марта 2002 года. К их числу относятся: 
1. Сильная и эффективная государственная власть как важнейшее условие успешного управления страной, обеспечения экономической безопасности государства и граждан. Государственная власть призвана: не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; определять условия эффективного хозяйствования и темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов; предотвращать криминализацию производства и чрезмерное расслоение общества.

2. Равноправное функционирование  всех форм собственности. Соотношение  государственного и частного  сектора должны определяться  с учетом национальных интересов.

3. Приватизация как средство  привлечения заинтересованного  инвестора. Для белорусской модели  приватизации приемлемы лишь  те инвесторы, которые связывают  с Беларусью долгосрочные и  перспективные планы, способны обеспечить развитие экономики страны, взять на себя обязательства по решению проблем трудящихся на принадлежащих им предприятиях.

Многовекторность внешнеэкономической политики. Это предполагает взаимовыгодное экономическое сотрудничество со всеми регионами мира, а также развитие интеграционных процессов с Россией и странами СНГ.

Базовыми документами, определяющими основные стратегические и тактические цели социально-экономического развития страны являются: «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.», «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.»и другие программные и прогнозные документы. [17]

В соответствии с Концепцией развития народного хозяйства Республики Беларусь на 2001-2015 годы, утвержденной Советом Министров в марте 2000 года, выделены следующие этапы развития белорусской экономики:

2001-2005 годы – достижение  основных экономических параметров 1990 года;

2006-2010 годы – завершение  формирования условий для возобновления  экономического роста, реализации  активной структурной политики  и повышения уровня жизни народа;

2011-2015 годы – заложение  основ постиндустриального общества, начало формирования нового технологического  базиса производства, переход к  информационной конкурентноспособной  ресурсосберегающей модели экономики  на основе сочетания рыночных  механизмов и рычагов государственного  управления.

В настоящее время действия Правительства Республики Беларусь направлены на обеспечение создания необходимых макроэкономических условий и реализацию комплексных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития. Эти действия осуществляются посредством реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010-2015 годы, которая, сохраняя преемственность выбранному страной курсу, определила приоритеты и задачи социально-экономического развития на текущее пятилетие.

По итогам 2013 г. из 8 важнейших параметров прогноза, выполнены 2:

– на 12,0% уменьшена энергоемкость валового внутреннего продукта страны, что в 1,7 раза выше прогнозного параметра;

– на 17,2% увеличены реальные располагаемые денежные доходы населения.

Рост производительности труда составил 102,1%, опередив динамику ВВП. В то же время отставание от прогноза (109,3%) попрежнему существенное.

За январь-сентябрь 2013 г. привлечено 1,8 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций на чистой основе, что в 1,6 раза выше, чем годом ранее, и составляет 40% от годового прогнозного параметра в 4,5 млрд. долл. США (с учетом приватизации) и 90% от годового плана 2,0 млрд. долл. (без учета приватизации). [21]

По итогам января-октября 2013 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере «минус» 1,2% к ВВП (прогноз 0,7%). В результате отрицательной динамики значение данного показателя ушло в отрицательную зону.

Сложности с реализацией отечественной продукции в условиях сжатия основных экспортных рынков, а также вытеснение белорусских производителей инвестиционных товаров с традиционных рынков сбыта привели к низким показателям экспорта в текущем году. Индекс экспорта товаров и услуг к уровню января-октября 2012 г. из расчета в текущих ценах составил 83,1% (прогноз – 115,2%).

Объемы ввода жилья отстают от запланированных - фактически в январе-ноябре т.г. введено 4,6 млн. кв. метров, что составляет 70,8% годового задания.

 

Таблица 1 - Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития

 

По прогнозу на 2013 г.

Фактически за 2013 г.

Справочно 2012 г.

Валовой внутренний продукт, в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

108,5

100,9

101,7

Производительность труда по валовому внутреннему продукту, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

109,3

102,2

103,9

Экспорт товаров и услуг, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

115,2

83,7

113,5

Сальдо внешней торговли товарами и услугами, в процентах к валовому внутреннему продукту

0,7

-1,7

5,8

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), млрд. долларов США

4,5

1,81

1,1

Снижение энергоемкости ВВП

-7

-11,4

+6,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения

106,5

116,1

120,8

Ввод в эксплуатацию жилья за счёт  всех источников финансирования, млн. кв. м.

6,5

5,3

4,5


 

В январе-ноябре 2013 г. обеспечен экономический рост на уровне 100,9% при прогнозном значении роста 108,5%. По сравнению с январем-октябрем 2013 г. темп роста ВВП замедлился на 0,2 п.п. Ключевые сектора экономики не демонстрируют прогнозируемого роста. Динамика ВВП поддерживается торговлей (вклад в ВВП 1,3 п.п.), чистыми налогами на продукты (0,8 п.п.) и строительством (0,3 п.п.). Отрицательное влияние на прирост ВВП в текущем году оказывают промышленность (-1,5 п.п.), сельскохозяйственное производство (-0,3 п.п.) и транспорт и связь (-0,2 п.п.).

В январе-августе 2013 г. по  сравнению с январем-августом 2012 г. продолжилось замедление темпов экономического роста, начавшееся в феврале 2013 г. Экспорт товаров и услуг уменьшился.  Сальдо внешней торговли в 2013 году приобрело отрицательное значение по сравнению с 2012. Выручка от реализации продукции в 2013 году увеличилась по сравнению с 2012 годом. При этом наблюдалось ускорение роста потребительских и инвестиционных расходов в экономике при снижении профицита  внешней торговли товарами и услугами. Продолжилось снижение темпов роста объемов промышленного производства и продукции сельского хозяйства.

Данные об основных финансовых результатах организаций приведены в таблице:

 

Таблица 2- Данные о финансовом состоянии, трлн. руб.

 

 

Январь-ноябрь 2012 г

Январь-ноябрь 2013 г

Январь-ноябрь2013 г. в %  к январю-ноябрю 2012 г

Выручка от реализации продукции , товаров, работ, услуг, трлн. руб.

1048,3

1152,9

110,0

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, трлн. руб.

819,5

921,2

112,4

Прибыль, убыток(- ) от реализации продукции, товаров, работ, услуг, трлн. руб

105,1

80,2

76,4

Прибыль, убыток(-) до налогообложения, трлн. руб.

88,8

56,5

63,6

Чистая прибыль, убыток(-), трлн. руб.

72,1

44,5

61,6

Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг, %

12,8

8,7

х

Рентабельность продаж, %

10

7

х

Количество убыточных организаций, единиц

458

777

169,7


 

Как видно из данных таблицы выручка от реализации продукции, товаров, услуг увеличилась на 10 процентов, себестоимость реализованной продукции увеличилась на 12 процентных пункта, при этом прибыль уменьшилась на 23, процента.

При этом основной вклад в рост валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности обеспечили организации розничной торговли при увеличивающемся отрицательном вкладе предприятий промышленности.

В январе-июле 2013 г. произошло сокращение энергоемкости ВВП на 17,1 процента (прогноз на год - снижение на 7 процентов).

Импортоемкость ВВП по оценке Национального банка в январе-июле 2013 г. составила 66,4 процента и снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,1 пункта.

 

 

Таблица 3 - Производство товаров и услуг

 

 

2013

2013 г. в % к 2012 г

Справочно 2012 г. в % к 2011 г.

Валовой внутренний продукт, млрд. руб

636 784,2

100,9

101,7

Производительность труда по ВВП, тыс. руб.

127 706,4

102,2

103,9

Продукция промышленности, млрд. руб.

609 213,9

95,2

105,8

Запасы готовой продукции на конец периода

млрд. руб.

27 958,2

х

22 193,4*

Продукция сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий), млрд. руб.

105 329,4

96,0

106,6

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб

202 696,0

107,4

88,3

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м общей площади

5 273,8

117,6

81,8


* данные за 2012 год

 

Уровень запасов готовой продукции на складах предприятия, млрд. руб.

На 1 декабря 2013 г. прирост запасов составил 7,3 трлн. рублей по сравнению с началом года, объем запасов готовой продукции – 29,5 трлн. рублей.

Информация о работе Экономический рост и его модели