Экономический рост и его модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить понятие экономический рост и проанализировать тенденции развития экономического роста Республики Беларусь.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение сущности понятия экономический рост;
-изучение основных целей и функций экономического роста;
- изучение основных моделей экономического роста;
-рассмотрение основных показателей экономического роста Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………….
5
Сущность экономического роста………………………………………......
5
Модели экономического роста……………………………………………..
10
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
15
2.1 Предпосылки становления, функционирования и развития экономики Республики Беларусь…………………………………………………………...
15
2.2 Характеристика показателей экономического роста Республики Беларусь………………………………………………………………………….
21
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
30
3.1 Основные проблемы экономического роста Республики Беларусь……..
30
3.2 Перспективы экономического роста Республики Беларусь……………...
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
39

Вложенные файлы: 1 файл

экономический рост и его модели.docx

— 224.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

  1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Предпосылки становления, функционирования и развития экономики Республики Беларусь

 

Все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, которые занимают как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами.

Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления:

- формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;

- преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;

- глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой.

Переходный период – это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами. [20]

Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики.

Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики – трансформация  в другую систему.

В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.

Основная трудность переходного периода – это создание институтов рыночной экономики.

Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др. [3]

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис.

Возникший как результат краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство. [2]

Главные цели и задачи переходного периода и пути их решения:

Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

1. Преодоление кризисных  явлений, углубившихся после вступления  общества в переходную экономику.

2. Формирование рыночных  отношений и рыночной инфраструктуры.

3. Реформирование отношений  собственности как основы экономической  системы.

4. Создание условий экономической  свободы для всех субъектов  хозяйствования.

5. Создание развитой системы  социальной защиты и социальных  гарантий, ограждающих население  от тяжелых последствий реформирования  экономики [6].

Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений:

- либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с  отпуском цен. Это первоочередной  шаг реформирования экономики. Он  позволяет выявить реальное соотношение  спроса и предложения, определить  нерентабельные виды производства  и тем самым наметить первоочередные  направления структурной перестройки  народного хозяйства. Последующие (а  зачастую и одновременные) шаги  освобождение от государственного  диктата финансовых отношений, а  также внутренней и внешней  торговли;

- реформирование отношений  собственности путем разгосударствления  и приватизации государственной  собственности. Именно в результате  приватизации должно установиться  многообразие форм собственности: государственной, коллективной и  частной. Они необходимы для преодоления  монополии государства, формирования  многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной  регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных  рыночных отношений;

- стабилизацию экономики, под которой понимается устранение  резких колебаний освобожденных  цен и формирование устойчивых  финансовых отношений;

- реструктуризацию (структурную  перестройку) экономики и отдельных  предприятий, включающую мероприятия  по санации производства, приведение  структуры народного хозяйства  в соответствие с требованиями  современной рыночной экономики  и потребностями страны, перестройкой  технической базы предприятий  на основе передовых, высокоэффективных  технологий;

- интеграцию национальной  экономики в систему мирохозяйственных  связей, становление экономики открытого  типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля. [1]

Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле. 3начимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции.

Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики. [7]

Важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка народного хозяйства, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.

Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения; низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке [1].

Для успешного осуществления  трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия, которые придадут экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):

-общесистемныепредпосылки и условия конституционно-правового, мировоззренческого, идеологического, политического характера (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества) Они включают определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства.

Общесистемные предпосылки подразделяются также на

-внешнеполитьические

-внутриполитические предпосылки.

-системные условия и предпосылки (единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой); Система таких институтов, норм, механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь. [16]

-внутрисистемные предпосылки (обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования).направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация ее структурных характеристик.

Все описанные выше группы предпосылок и  условий комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.

Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая весьма ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира.

Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков из Беларуси в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности нашей продукции на внешних рынках.

Эти принципиальные аспекты должны находить отражение при выработке перспектив и путей развития национальной экономики. [11]

Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.

Одно из основных направлений переходного периода – интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении - перестройка внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики. [10]

Информация о работе Экономический рост и его модели