Экономические решения, обусловленные ограниченностью ресурсов, в конкурентной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается вопросы возникновения товарного хозяйства, стоимости, цены, полезности и денег. Эти вопросы в развитии экономики неразрывно связаны между собой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4
1 Товарное хозяйство, стоимость, цена, полезность, деньги……………………………………………..……………………………..6
Товарное хозяйство: условия возникновения и основные черты…………6
Стоимость. Потребительная стоимость. Трудовая стоимость…………….8
Цена. Ценообразование…………………………………………..…………10
Общая и предельная полезность……………………………………………11
Происхождение, сущность и функции денег……………………………...12
2 Анализ условий и факторов производства…………………..15
Заключение…………………………………………………………………..28
Список литературы………………………….……………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика+.docx

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, избыток товара будет опускать его цену, а нехватка (дефицит) вызовет рост цены на продукт. Так будет продолжаться до тех пор, пока при определенной цене количество продукта, которое готовы приобрести покупатели, не совпадет с количеством товара, которое производители готовы выпустить и продать по этой же цене. Это и будет равновесная цена, а объем продукции будет называться равновесным количеством [6].

 

    1. Общая и предельная полезность

 

Под полезностью товаров или услуг понимают удовлетворение, которое получают от их потребления.

Различают общую (совокупную) полезность и предельную полезность.

Общая (совокупная) полезность – это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.

Предельная полезность – это приращение степени удовлетворения (полезности) или использование дополнительной единицы блага за определенный период.

Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех добавленных предельных полезностей. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, так как предельная полезность по мере насыщения потребности в данном благе убывает [1].

Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо субъективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы каждого товара. Приобретет он тот товар, который на одну и ту же потраченную сумму денег обеспечит наивысший прирост общей полезности, т.е. будет иметь максимальную предельную полезность [3].

 

    1. Происхождение, сущность и функции денег

 

Деньги – это результат длительного исторического развития обмена и форм стоимости. Сначала возникла простая, или случайная, форма стоимости, когда в обмене участвуют лишь два товара. Когда обмен становится не случайным, а регулярным, возникает полная, или развернутая, форма обмена. Теперь один товар можно обменять на множество эквивалентов. Но такой обмен сопряжен с трудностями, ибо требует для получения нужного товара совершения целого ряда обменов. Поэтому на смену такому обмену приходит всеобщая форма стоимости, при которой в качестве эквивалента на каждой территории выступает один товар. Постепенно роль всеобщего эквивалента повсеместно стала закрепляться за серебром и золотом, а затем – только за золотом (оно однородно, делимо, хорошо сохраняется, компактно и транспортабельно). Это знаменовало собой переход от всеобщей к денежной форме стоимости.

Итак, деньги – это товар, играющий роль всеобщего эквивалента, или всеобщее ликвидное средство (т. е. реализуемое) [2].

Ликвидность (от лат. - «жидкость») – это способность актива (ценности) обмениваться на товары и услуги быстро и без потери стоимости и способность долгового обязательства быть обращенным в наличные деньги [5].

Сущность денег наиболее полно проявляется в их функциях. При золотом стандарте деньги выполняют следующие функции:

1. Деньги как мера стоимости, т. е. все товары выражают свою стоимость через деньги, и это их цена.

2. Деньги как средство  обращения, т. е. деньги стали посредником при обмене одного товара на другой: товар – деньги – товар. В этой функции золотые монеты выполняют свою роль мимолетно, постоянно переходят из рук в руки, поэтому их стали заменять на бумажные деньги. Появившись впервые в Китае в XII в., бумажные деньги свободно обменивались на золото, доказывая тем самым, что они лишь его знаки, представители.

3. Деньги как средство  накопления и образования сокровищ. Не участвовавшие в обращении  золотые монеты, а также изделия  из золота, слитки, накапливались  как носители богатства вообще. Сокровища играли роль автоматического  регулятора денежного обращения.

4. Деньги как средство  платежа. Эта функция связана  с продажей товара в кредит, в результате чего возникла  такая разновидность бумажных  денег, как кредитные деньги: векселя, банкноты, чеки.

5. Мировые деньги: в международной  торговле деньги выступали в виде слитков золота.

Напомним, что все эти функции выполнялись в условиях, когда существовал золотой стандарт. Но в XX в. Золотой стандарт перестал существовать. Его отмена произошла в два этапа. Сначала на смену золотому стандарту пришла система золотовалютного стандарта (Бреттон – Вудская система). В соответствии с этой системой, в качестве узаконенных мировых денег параллельно функционировали золото и национальные бумажные валюты, в основном доллар США. В валютах устанавливались цены товаров на мировых рынках, производились международные расчеты. Стоимость каждой валюты твердо фиксировалась в долларах, а через них – в золоте. Цена золота была установлена на уровне 35 долларов за одну тройскую унцию (31,1 г чистого золота).

Второй этап произошел в 70-х гг. XX в., когда официально был прекращен обмен доллара на золото (1971 г.), а фиксированные курсы валют уступили место «плавающим». В 1976 г. Новый валютный стандарт был утвержден Ямайским соглашением. Для него характерно: исключение золота из официальных платежей и ликвидация его официальной цены; использование в качестве мировых денег исключительно бумажных национальных валют, не разменных на золото; провозглашение курса на создание искусственных (договорных) мировых денег.

Итак, в конце 70-х гг. ХХ столетия золото перестало играть роль денег, произошла его демонетизация, и деньги выполняют теперь лишь три функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ условий и факторов производства

Часть 1.

  1. Определить величину спроса и предложения, стоимость избытка и недостатка по каждой номенклатуре товара и в целом по всем изделиям на основе данных, приведенных в таблице Б1. Результаты расчета представить в таблице 1.

Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужный товар.    Различают индивидуальный и совокупный спрос.

Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

 

    Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах.

Величина спроса определяется по формуле (1):

 

    ВС = Цi *Qс *nп,                                (1)

 

где    Цi – цена i-того изделия;

Qс- спрос одного покупателя;

nп – количество покупателей.

Предложение – это совокупность товаров, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля – в форме реализации спроса. Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе говоря, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

Величина предложения рассчитывается по формуле (2):

 

ВП = Цi  *Qп *nт,                (2)

 

где  Qп – объем поставки i-того изделия на рынок;

   nт – количество товаропроизводителей, поставляющих аналогичный товар.

Общая величина спроса и предложения – это сумма частных величин спроса и предложения всей i-той продукции.

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величина спроса и величина предложения сбалансированы. Закономерность: высокая цена заставляет производителей увеличивать производство товаров, но эта же цена уменьшает у потребителей желание приобретать предлагаемое количество товара.

Дефицит и избыток товаров на рынке определяются как разница между величинами предложения и спроса. Если разница положительная, наблюдается избыток товаров. При отрицательной величине  возникает дефицит.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Объем предлагаемой на рынке продукции в базовом году

№ п/п

Цена единицы изделия, руб.

Спрос

Величина спроса, тыс. руб.

Предложение

Величина предложения (выручки), тыс. руб.

Избыток (+), дефицит (-)

Одного покупателя, шт.

Всех покупателей(20 человек), шт.

Фирма, шт.

Всех продавцов (10 человек), шт.

Шт.

Тыс. руб.

1

80,0

--

--

--

85,0

850,0

68,0

850,0

68,0

2

70,0

20,0

400,0

28,0

65,0

650,0

45,5

250,0

17,5

3

60,0

25,0

500,0

30,0

55,0

550,0

33,0

50,0

8,0

4

50,0

30,0

600,0

30,0

45,0

450,0

22,5

-150,0

-7,5

5

40,0

35,0

700,0

28,0

35,0

350,0

14,0

-350,0

-21,0

6

30,0

45,0

900,0

27,0

29,0

290,0

8,7

-610,0

-18,3

7

20,0

55,0

1100,0

22,0

20,0

200,0

4,0

-900,0

-18,0

8

15,0

65,0

1300,0

19,5

17,0

170,0

2,55

-1130,0

-16,95

9

10,0

75,0

1500,0

15,0

15,0

150,0

1,5

-1350,0

-13,5

Итого

375,0

 

7000,0

199,5

366,0

3660,0

199,75

-3340,0

0,25


 

 

Из полученных данных можно определить, что продукция 1, 2, 3 в избытке, а продукция 4, 5, 6, 7, 8, 9 – в дифиците.

2) Определить  структуру продуктового портфеля, предложенного предприятием в  течение года, изобразить ее графически. Графически структуру произведенной  продукции лучше представить  в виде круговой диаграммы, где  размер каждого ее сектора  определяется в процентах. Исходные  данные для расчетов следует  взять из таблицы Б.1 приложения  Б.

Предложение фирмой всех наименований номенклатуры товара составляет 366 штук в год. Для того чтобы определить структуру продуктового портфеля, предложенного предприятием в течение года, необходимо определить процентное соотношение каждой номенклатуры товара к общему предложению товара в год (3):

 

Где Пф – это предложение фирмы;

       Побщ – общее предложение фирмой товара в год.

Значит, Нт1=23,22%; Нт2=17,76%; Нт3=15,03%; Нт4=12,3%; Нт5=9,56%; Нт6=7,92%; Нт7=5,46%; Нт8=4,64%; Нт9=4,1%.

График структуры продуктового портфеля представлен на рисунке 1:

 

Рисунок 1 – Структура продуктового портфеля предприятия.

 

3) Определить  перечень товаров, которые могут  быть включены в план производства, если предприятие, исходя из действующих  производственных мощностей, может  выпускать семь наименований  товара с указанным уровнем  конкурентоспособности. Данные для  расчета приведены в пункте 2 приложения  Б.

 

В план производства включается номенклатура продукции, уровень конкурентоспособности которой превышает аналогичный показатель у товаропроизводителя-конкурента, т.е. Ксi > КС i’.

    Из всей номенклатуры  в план производства могут  быть включены следующие товары, уровень конкурентоспособности  которых превышает соответствующий  уровень  у  конкурента: КС1=0,264> КС1`=0,262; КС4=0,214> КС4`=0,208; КС5=0,231> КС5`= 0,23; КС6=0,347> КС6`= 0,34.

 

4) Определить  величину спроса, ценовую эластичность  спроса, изменение выручки. Исходные  данные для расчетов следует  взять из пункта 2 приложения Б.

Величина спроса на продукцию предприятия ООО «Гармония» составит:

Информация о работе Экономические решения, обусловленные ограниченностью ресурсов, в конкурентной среде