Экономические ресурсы туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы − рассмотреть экономические ресурсы туризма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить туристские ресурсы их понятия, виды, функции;
- исследовать характеристику экономических ресурсов туризма;

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I Теоретические основы изучения туристских ресурсов.
1.1. Туристские ресурсы: понятия, виды, функции ………………….. 5
1.2. Характеристика экономических ресурсов туризма ……………. 10
Глава II Современное состояние экономических ресурсов туризма в России.
2.1. Экономические районы и зоны развития туризма. Кадастр туристских ресурсов ………………………………………………...… 17
2.2. Экономический потенциал туризма в России (на примере Московской области) ………………………………………………………….. 23
Заключение …………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы …………………………………. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I Теоретические основы туристских р - (2!).doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Туризм для Москвы представляет собой такую отрасль  экономики, которая позволяет при  сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование местных ресурсов -- историко-культурного наследия, традиций, природы. Поэтому для условий Москвы правомерен выбор туристского развития города в качестве приоритетного направления по отношению к его промышленному развитию.

При этом предусмотрено  максимальное освобождение основных туристских зон (особенно Центра города) от промышленных предприятий и коммунально-складских  сооружений. Учитывая общее состояние  российской экономики и, в частности, ситуацию в Москве, «экспорт достоинств» города является, по крайней мере, в ближайшие годы более простой и эффективной формой участия в экономическом разделении труда, чем участие в промышленной конкуренции, где наша продукция пока не соответствует стандартам мирового рынка.

Москва, обладая богатыми рекреационными ресурсами и многовековым культурно-историческим наследием, занимает особое место на туристском рынке  и вызывает интерес у иностранцев. Большинство туристов из дальнего зарубежья  выбирают Москву основной целью путешествия. Более 70 % иностранцев, прибывающих в Россию, посещают Москву.

В Москве и Московской области находится множество  объектов показа. Уникальная архитектура, музеи, театры, церкви и соборы, современные  и исторические здания и другие объекты  привлекают в Москву туристов практически из всех стран мира.

Анализ ресурсов Москвы в соответствии с перечисленными факторами свидетельствует о  том, что город обладает достаточно широким потенциалом туристского  предложения.

Привлекательность Москвы как объекта туризма определяется следующими факторами.

1. Огромное историческое и культурное наследие города, неразрывно связанное с историей и культурой России.

2. Крупный гостинично-туристский комплекс (свыше 72 тыс. гостиничных мест, 4500 туристических фирм, 13 страховых обществ, 16 автотранспортных предприятий и др.).

3. Транспортная обеспеченность определяет Москву как отправную точку туристских маршрутов по историческим и культурным объектам Подмосковья и городам Золотого кольца.

4. Место проведения международных конгрессов, симпозиумов, семинаров, выставок, ярмарок, фестивалей - это база развития в столице делового и конгрессного туризма.

5. Международный культурный центр, где сосредоточено более 60 музеев и 40 театров, 2 цирка и др.

6. Крупнейший центр Русской Православной церкви (в городе более 130 храмов) - предпосылка для развития религиозного туризма.

7. В Москве проводятся международные соревнования по различным видам спорта.

8. Мероприятия, связанные с историей и культурой России.

9. Поездки туристов в столицу совмещаются с речными и морскими круизами.

10. Всемирная известность российской медицины и довольно низкие, по сравнению с мировыми цены привлекают иностранцев возможностью проведения в Москве курсов лечения.

Развитию туризма благоприятствует и удобное географическое положение Москвы, связанной с другими историко-культурными памятниками и городами прямым водным, автомобильным и железнодорожным сообщением.

В целях дальнейшего  развития туризма и создания специальной  туристско-рекреационной зоны в  столице Российской Федерации предполагается создание туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы», включающей Кремль, Красную площадь, Александровский сад, торговый комплекс «Охотный ряд», Манежную площадь, выставочный зал «Манеж», Боровицкую площадь, Российскую государственную библиотеку, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Храм Христа Спасителя, пешеходный мост через Москву-реку на «Стрелку», комплекс Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, Большой Москворецкий мост, Васильевский спуск, Китайгородскую стену на Москворецкой набережной, Старый гостиный двор, ГУМ, Красную площадь.

До 2007 г. был рост туристических услуг, а с 2008 г. начинается спад, резко проявившийся в 2009 г., как в стране, так и в Московской области. Это объясняется развернувшимся финансово-экономическим кризисом, охватившим ведущие страны капитала и Россию, что отразилось на росте инфляции, безработицы и т.д. С 2010 г., а так же в настоящее время наблюдается оживление на рынке туристических услуг в России.

Основные направления  развития туризма на перспективу  будут определяться факторами социального, экономического, политического и  экологического характера. Большое  влияние на развитие отечественного туризма будет оказываться конъюнктурой мирового туристского рынка.

Эти две группы факторов включают экзогенные и структурные  переменные.

К экзогенным переменным факторам можно отнести: социальные, политические, экологические, демографические  факторы, а также степень научно-технического прогресса, торговли, транспорта, связи и др.

К структурным переменным можно отнести факторы, определяющие структуру туристского рынка: спрос  на туристские услуги, предложение  данных услуг, распределение туристских рынков и др. Данные переменные имеют  разную динамику изменения во времени и пространстве и разный уровень влияния на развитие туризма.

Наиболее весомым фактором развития международного туризма является политический фактор. Он выступает  как стабилизирующий и стимулирующий, так и усугубляющий. Например, создание безвизового туристского и экономического пространства в рамках Европейского Союза способствует свободному перемещению людей, товаров и капитала, что служит основой развития туризма. И, наоборот, ухудшение политической ситуации, рост международного экстремизма, фундаментализма и терроризма пагубно влияет на интенсивность туризма и туристскую подвижность.

Технологический фактор способствует быстрой индустриализации туристской отрасли и доступу  к туристским услугам широких  слоев населения. В ряде случае данный фактор способствует формированию новых видов туризма: космического, подводного, трансконтинентального, виртуального и др. Технологический фактор способствует также структурной перестройке туристской отрасли и снижению занятости.

 

Выводы по второй главе:

Локальная «инвентаризация» туристских территорий и туристских ресурсов была осуществлена только в нескольких субъектах федерации: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле и др., что было положено в основу разработки целевых комплексных программ развития туризма в данных регионах. В других же регионах Российской Федерации аналогичные программы были разработаны без комплексного учета качественных и количественных параметров туристских ресурсов, а также без их должной экономической оценки.

Для создания Единого кадастра туристских ресурсов РФ предлагается следующая концептуальная модель:

Туристские ресурсы в соответствии с Концепцией ООН-ВТО должны рассматриваться комплексно с учетом санаторно-курортных и спортивно-оздоровительных факторов.

Туристское районирование должно быть осуществлено на основании четких научно обоснованных признаков (показателей).

Туристское районирование  должно учитывать экономический  и социально-культурный прогнозы развития административной территории.

Туристское районирование  должно быть системным и иерархическим: федеральная схема размещения туристских территорий − туристские региональные территории − туристские муниципальные (районная) территории − туристские маршруты.

Туристское районирование  и зонирование целесообразно  увязывать с жесткой системой оценочных критериев (баллов); чем больше баллов набирает туристская территория по утвержденным критериям, тем выше ее статус в принятой туристской иерархии: туристская зона федерального значения, регионального (межрегионального) и местного значения.

В целом по России по данным прибытий с туристской целью на 2000 г. такой показатель составлял величину около 1,3 человек/км2. Данные по туристской нагрузке закладываются в основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов, а также при разработке мероприятий по защите и воспроизводству природных туристских ресурсов.

Московский регион (Москва и Московская область) имеет самый  большой в стране историко-культурный потенциал. Количество объектов показа составляет 38% от общероссийского показа (для сравнения: Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская область в совокупности - только 16%). В структуре туристских ресурсов региона более 200 объектов внесены в реестр ООН.

До 2007 г. был рост туристических услуг, а с 2008 г. начинается спад, резко проявившийся в 2009 г., как в стране, так и в Московской области. Это объясняется развернувшимся финансово-экономическим кризисом, охватившим ведущие страны капитала и Россию, что отразилось на росте инфляции, безработицы и т.д. С 2010 г., а так же в настоящее время наблюдается оживление на рынке туристических услуг в России.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Туристские ресурсы целесообразно разделены на природные и социально-экономические. Они включают природные, культурные, исторические и иные объекты данной территории, которые составляют или могут составить основу туристического продукта.

Туристские ресурсы  определяются географическими и  климатическими факторами, а также  особенностями инфраструктуры района.

Виды туризма на основе изучения туристских ресурсов: дачный; рекреационный; спортивный; экологический; религиозный; молодёжный; семейный; бизнес-туры; интеллектуальный и познавательный туризмы; научно-просветительного туризма.

Рынок туристических  услуг можно первоначально разделить  на два сегмента: а) в зависимости от активности населения; б) в зависимости от стиля жизни населения.

Экономика любого рынка, в том числе и рынка туризма, определяется действием законов  спроса и предложения.

Различают туристические  центры широкой и узкой специализации.

К широкой специализации  относят: образовательные центры; промышленно-административные центры, где заключаются коммерческие и политические сделки.

В узкой специализации  выделяют: места отдыха; курорты  – носят международный, региональный и местный характер; места с туристическими достопримечательностями.

Так же можно выделить ресурс социально-экономического развития туризма − рабочая сила.

Туристская отрасль  требует привлечения специалистов различных профессий. Необходимый  обслуживающий персонал в туризме  делится на несколько групп.

Локальная «инвентаризация» туристских территорий и туристских ресурсов была осуществлена только в  нескольких субъектах федерации: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле  и др., что было положено в основу разработки целевых комплексных программ развития туризма в данных регионах. В других же регионах Российской Федерации аналогичные программы были разработаны без комплексного учета качественных и количественных параметров туристских ресурсов, а также без их должной экономической оценки.

В целом по России по данным прибытий с туристской целью на 2000 г. такой показатель составлял величину около 1,3 человек/км2. Данные по туристской нагрузке закладываются в основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов, а также при разработке мероприятий по защите и воспроизводству природных туристских ресурсов.

Московский регион (Москва и Московская область) имеет самый  большой в стране историко-культурный потенциал. Количество объектов показа составляет 38% от общероссийского показа. В структуре туристских ресурсов региона более 200 объектов внесены в реестр ООН.

До 2007 г. был рост туристических услуг, а с 2008 г. начинается спад, резко проявившийся в 2009 г., как в стране, так и в Московской области. Это объясняется развернувшимся финансово-экономическим кризисом, охватившим ведущие страны капитала и Россию, что отразилось на росте инфляции, безработицы и т.д. С 2010 г., а так же в настоящее время наблюдается оживление на рынке туристических услуг в России.

Развитию туризма благоприятствует и удобное географическое положение  Москвы, связанной с другими историко-культурными  памятниками и городами прямым водным, автомобильным и железнодорожным  сообщением.

В курсовой работе достигнута заданная цель и решены все поставленные задачи.

 

Список использованной литературы

 

  1. Александрова, А.Ю. Международный туризм. − М.: Аспект Пресс, 2001.
  2. Александрова, А.Ю. Структура туристского рынка / А.Ю. Александрова. − М.: Пресс − Соло, 2002.
  3. Афонин, Г.И. Туризм как социо-культурное явление: автореф. дис. канд. филос. наук: спец. 24.00.01. - теория и история культуры / Г.И. Афонин. − Казань: Казан. гос. ун-т культуры и искусств, 2006.
  4. Барзыкин, Ю.А. Основные направления государственной политики развития туризма в Российской Федерации / Ю.А. Барзыкин // Туризм: право и экономика. − 2007.
  5. Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учебник / М.Б. Биржаков. − издание 8-е, переработанное и дополненное. − СПб.: Издательский дом «Герда», 2006.
  6. Боголюбов, В.С. Орловская, В.П. Экономика туризма 3-е изд − М.: Академия, 2005.
  7. Выгон, С. Идем под флагом России (сибиряки совершили невозможное и преодолели океан) / Аргументы и факты. Томск, 2011. − №16. С. 3 (Региональное приложение).
  8. Горбылева, З.М. Экономика туризма: учебное пособие / З.М. Горбылева. − Минск: БГЭУ, 2004.
  9. Гуляев, В.Г. Туризм экономика и социальное развитие / В.Г.Гуляев. − М.: Финансы и Статистика, 2003.
  10. Даниленко, Н.Н. Концепция развития туризма в регионе: основные положения / Н.Н. Даниленко / Регион: экономика, социология. − 2003.
  11. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. − М.: Финансы и Статистика, 2006.
  12. Касаткин, В.Ф. Факторы развития и общественное значение туризма: учебное пособие / В.Ф.Касаткин. − M.: ВНСПС. Центр. совет по туризму и экскурсиям, 1983.
  13. Каурова, А.Д. Организация сферы туризма: учебное пособие / А.Д. Каурова. − издание 2-е, переработанное и дополненное. − СПб.: Издательский дом «Герда»,2006.
  14. Кротова, Н.В. Концепция развития туризма в России: новое видение и перспективы / Н.В. Кротова. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. − 2007.
  15. Основные показатели социально-экономического положения городов и районов Московской облости. Стат. сб. / Москва. − 2006.
  16. Пузакова, Е.П. Международный туристический бизнес. − М.: ПРИОР, 2001.
  17. Современная индустрия туризма: опыт, проблемы, инновации: материалы междунар. науч.-практ. конф. (27-28 ноября 2003г.) / Отв. ред. Е.И. Григорьева. − Тамбов: Першина, 2004.
  18. Ушаков, Д.С. Экономика туристической отрасли. Ростов н/Д: Центр «Март», 2010.
  19. Федеральный закон Российской Федерации № 132 - ФЗ от 24 ноября 1996г. «Об основах туристской деятельности в РФ» / Российская газета. − 1996. − № 231. 3 декабря.
  20. Чудновский, А.Д. Социально-экономическое развитие регионов России как фактор формирования спроса на туристские услуги / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенина. − М.: КНОРУС, 2003.

Информация о работе Экономические ресурсы туризма