Экономические ресурсы туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы − рассмотреть экономические ресурсы туризма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить туристские ресурсы их понятия, виды, функции;
- исследовать характеристику экономических ресурсов туризма;

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I Теоретические основы изучения туристских ресурсов.
1.1. Туристские ресурсы: понятия, виды, функции ………………….. 5
1.2. Характеристика экономических ресурсов туризма ……………. 10
Глава II Современное состояние экономических ресурсов туризма в России.
2.1. Экономические районы и зоны развития туризма. Кадастр туристских ресурсов ………………………………………………...… 17
2.2. Экономический потенциал туризма в России (на примере Московской области) ………………………………………………………….. 23
Заключение …………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы …………………………………. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I Теоретические основы туристских р - (2!).doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Молодёжный туризм. Этот вид туризма стал знаком стиля жизни молодёжи развитого общества. Молодые люди, не обременённые семьями, более мобильны, способны жить в непритязательных условиях, объединяться в группы по 3 – 5 человека. У них активизируется познавательный интерес, т.е. интерес к посещению музеев, выставок, театров.

Семейный туризм получил сегодня большое распространение в связи с открытыми в работе по этой системе возможностями удовлетворять нужды большой части рынка потребителей услуг – семейных людей.

Бизнес-туры. К этой категории туристских поездок может быть отнесён широкий спектр возможных туров: от шоп-туров до туров в системе программного туризма по интересам.

Интеллектуальный и познавательный туризм − этот вид туристской деятельности направлен на удовлетворение нужд и потребностей как туристов, т.е. рынка покупателей услуг турфирм, так и самих турфирм.

К программам интеллектуального  туризма могут быть отнесены:

- курсы знакомства  с жизнью конкретного региона:

- курсы по изучению  теории и практики дзен-буддизма, изучение священных религиозных  книг;

- курсы по составлению  букетов из цветов;

- курсы по изучению  искусства составления букетов;

- практика и теория  йоги;

- дегустационные туры (вино, сыр);

- курсы каллиграфии,  изготовления кукол, вышивания,  песенного, кулинарного, танцевального  и пантономического искусства;

- туры по изучению  иностранных языков;

- туры коллекционеров.

Программы научно-просветительного туризма могут разрабатываться с использованием достижений в различных областях гуманитарного знания: ботанические; геологические; технический туризм.

Научный туризм − это поездки групп туристов с целью участия в различных мероприятиях: конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах. Этот вид туризма, как правило, не подвержен сезонным колебаниям, его программы сочетаются с традиционными туристскими программами.

 

    1. Характеристика экономических ресурсов туризма

 

Туризм сегодня является одной из наиболее высокодоходных и  динамично развивающихся отраслей экономики, основанный на интегрированном использовании всего экономического, культурного и природного потенциала территории.

Многие эксперты подчеркивают, что туризм в ХХΙ в. будет одной  из трех ведущих отраслей в обслуживающем секторе мировой экономики наряду с телекоммуникациями и информационными технологиями. Следовательно, туризм есть одна из форм предпринимательской деятельности. Туризм стал самой массовой формой отдыха, которая проникает во все сферы нашей жизни, изменяет окружающий мир.

Туризм – это рынок туристических услуг, удовлетворяющий потребности населения в путешествиях по миру и внутри страны, с целью познания природы, культуры, обычаев и истории народов, лечения, развития спорта, отдыха, обмена научными и образовательными знаниями, деловых сделок и т.д.

Рынок туристических  услуг можно первоначально разделить  на два сегмента: а) в зависимости  от активности населения; б) в зависимости  от стиля жизни населения.

В первом случае критериями являются:

– любители пассивного отдыха, их привлекает солнце, море, песок. Они довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно поесть, делают небольшие и недолгие прогулки;

– любители активного  отдыха. Любят природу, дают активную нагрузку своему телу. Движения совмещают с лечением;

– любители спортивного отдыха, не страшатся физических нагрузок;

– отдыхающие с целью  познания, изучения окружающей среды, они проявляют интерес ко всему  новому;

– любители приключений, для них риск – это познать, испытать себя. По словам путешественника Евгения Ковалевского, «для меня это новая возможность испытать, какие нагрузки – физические, психологические, моральные, может перенести человек».

Выделение групп по стилю  жизни подвержено сильным изменениям во времени, связанным с экономической ситуацией в обществе:

– любители наслаждений, они предъявляют высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествия – это способ самовыражения, от отдыха они желают получить удовольствие, дать себе спортивную нагрузку;

– тенденциозные туристы. Ищут единения с природой, тишиной  и возможности психологической разгрузки, стремятся осознать проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой данного региона;

– семейные туристы. Отдыхают в спокойной и удобной обстановке, так как их окружают дети, родственники, друзья. Покупают услуги по выгодным ценам, а чаще всего обслуживают себя сами.

Характеристика видов  туризма позволяет выделить его  формы: а) внутренний туризм; б) внешний  туризм.

Экономика любого рынка, в том числе и рынка туризма, определяется действием законов спроса и предложения. К туристическому предложению относят все, что может быть использовано для удовлетворения туристического спроса: климат, ландшафт, гостиницы, рестораны, учреждения развлекательного характера, связь, автосервис, аптеки и т.д.

Туристическое предложение может быть первичным, которое оказывает на туристов естественное, притягательное влияние, и вторичным, производственным, состоящим из туристической инфраструктуры (рис. 1).

Совокупный рынок туристических  услуг необходимо разделить на регионы. К туристическому региону относят как любой крупный город мирового значения, так и небольшой населенный пункт, имеющий старинные деревянные и каменные постройки, места, связанные с наследием политических и культурных деятелей, особенностями ландшафта и т.д., которые привлекают туристов.

Различают туристические  центры широкой и узкой специализации.

К широкой специализации  относят:

1) образовательные центры  – места для проведения конференций  и конгрессов, а также учреждения  исследовательского и образовательного  характера;

2) промышленно-административные  центры, где заключаются коммерческие  и политические сделки.

В узкой специализации  выделяют:

1) места отдыха –  это название собирательное, оно  может быть везде;

2) курорты – носят  международный, региональный и  местный характер;

3) места с туристическими  достопримечательностями.

Экономика региона может  влиять на развитие туризма как положительно, так и отрицательно. К положительным факторам относятся:

– рост реальных доходов  населения и занятость;

– более равномерное  распределение дохода между членами общества;

– стабильное положение  национальной валюты;

– выгодная конъюнктурная  ситуация;

А отрицательные факторы:

– экономический спад (рост безработицы, падение заработной платы, временная работа);

– невыгодная конъюнктурная ситуация;

– нестабильность валюты.

Анализ влияния макроэкономических факторов на рынок туристических услуг позволяет выделить в туризме ряд экономических функций.

Рассмотрим более подробно эти функции.

1. Производственная функция.  Туристические предприятия используют такие производственные факторы, как труд, земля, средства производства (часть капитала). При комбинировании производственных факторов создается новый туристический продукт. Туристические товары чаще всего имеют нематериальный вид, так как они представляют собой услуги. В туризме такой процесс называют накоплением ценностей.

2. Функция занятости  населения. Туристическая сфера  широко использует технические  достижения, но они не могут  заменить личное общение с  гостем. Туризм прямым и косвенным путем способствует занятости населения.

При прямой занятости  население получает рабочие места  непосредственно в туристических  предприятиях (турбюро, гостиницы, транспортные предприятия и т.д.). При косвенной  занятости – это участие в  других отраслях при производстве туристического продукта (рюкзаки, ботинки, одежда, посуда и т.д.).

3. Функция создания  дохода. Создание дохода в туризме  способствует увеличению национального дохода. Эффект увеличения национального до-

хода в туризме имеет  прежде всего региональное значение.

4. Функция выравнивания  доходов населения. Она способствует  экономическому развитию слабых  в структурном отношении регионов. Туристов интересует первозданный ландшафт и окружающая среда. Для местных жителей таких регионов туризм представляет собой важный источник дополнительного дохода. Это способствует выравниванию доходов населения на данной территории.

5. Функция нивелирования  платежного баланса. Основной  частью баланса услуг является  баланс путешествий внутри страны  и выезд за рубеж. Туризм по-разному влияет на платежный баланс страны. Традиционно баланс туризма является дефицитным для одних стран (разность в курсах валюты), а для других – прибыльным (въездной), например Швейцария.

Так же можно выделить, как ресурсы социально-экономического развития туризма, рабочая сила.

Развитие туристской индустрии невозможно без кадрового  обеспечения. При проектировании новых  туристских объектов этот фактор может  оказаться решающим. Туристская отрасль требует привлечения специалистов различных профессий. Необходимый обслуживающий персонал в туризме делится на несколько групп.

Первую группу составляют специалисты, которые работают непосредственно с отдыхающими. К ним относятся врачи, медсестры, экскурсоводы, библиотекари, аниматоры, инструкторы туризма и руководители туристских групп в туристских учреждениях, а также менеджеры и турагенты в туристских фирмах. Эти специалисты должны получить соответствующую профессиональную подготовку в туристских, медицинских и спортивных вузах и колледжах. Кроме того, сотрудники должны иметь и психологическую подготовку.

Во вторую группу входят рабочие и служащие, обеспечивающие работу технических, природных комплексов в пределах учреждений отдыха (электрики, сантехники, садовники, повара, работники бухгалтерии, водители спецтранспорта).

Третья группа − это работники общекурортных служб (складов, прачечных, обслуживающие общетуристскую инфраструктуру).

Четвертую группу образуют работники учреждений, обслуживающих курортный персонал и местных жителей (магазинов, школ, детских садов, общегородского транспорта, ресторанов, кафе).

Количество обслуживающего персонала варьируется в широких  пределах: от 0,2 человек персонала  на 1 отдыхающего (в некоторых национальных парках) до 8−10 человек на элитных курортах.

 

Выводы по первой главе:

Для начала туристские ресурсы  целесообразно разделить на природные и социально-экономические.

Туристские ресурсы  включают природные, культурные, исторические и иные объекты данной территории, которые составляют или могут составить основу туристического продукта.

Туристские ресурсы  определяются географическими и  климатическими факторами, а также  особенностями инфраструктуры района. Туристские ресурсы и туристский потенциал могут быть рассмотрены как синонимы.

Виды туризма на основе изучения туристских ресурсов: дачный; рекреационный; спортивный; экологический; религиозный; молодёжный; семейный; бизнес-туры; интеллектуальный и познавательный туризмы; научно-просветительного туризма.

Рынок туристических услуг можно первоначально разделить на два сегмента: а) в зависимости от активности населения; б) в зависимости от стиля жизни населения.

Экономика любого рынка, в том числе и рынка туризма, определяется действием законов  спроса и предложения.

Туристическое предложение  может быть первичным, которое оказывает  на туристов естественное, притягательное влияние, и вторичным, производственным, состоящим из туристической инфраструктуры.

Различают туристические  центры широкой и узкой специализации.

К широкой специализации  относят: образовательные центры; промышленно-административные центры, где заключаются коммерческие и политические сделки.

В узкой специализации  выделяют: места отдыха; курорты  – носят международный, региональный и местный характер; места с туристическими достопримечательностями.

Ряд экономических функций  в туризме:

1. Производственная функция; 

2. Функция занятости  населения; 

3. Функция создания дохода;

4. Функция выравнивания доходов  населения;

5. Функция нивелирования платежного  баланса.

Так же можно выделить ресурс социально-экономического развития туризма − рабочая сила.

Развитие туристской индустрии  невозможно без кадрового обеспечения. При проектировании новых туристских объектов этот фактор может оказаться  решающим. Туристская отрасль требует привлечения специалистов различных профессий. Необходимый обслуживающий персонал в туризме делится на несколько групп.

 

 

 

 

 

 

Глава II Современное состояние экономических ресурсов туризма в России.

2.1. Экономические районы и зоны развития туризма. Кадастр туристских ресурсов

Информация о работе Экономические ресурсы туризма