Экономические ресурсы туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы − рассмотреть экономические ресурсы туризма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить туристские ресурсы их понятия, виды, функции;
- исследовать характеристику экономических ресурсов туризма;

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I Теоретические основы изучения туристских ресурсов.
1.1. Туристские ресурсы: понятия, виды, функции ………………….. 5
1.2. Характеристика экономических ресурсов туризма ……………. 10
Глава II Современное состояние экономических ресурсов туризма в России.
2.1. Экономические районы и зоны развития туризма. Кадастр туристских ресурсов ………………………………………………...… 17
2.2. Экономический потенциал туризма в России (на примере Московской области) ………………………………………………………….. 23
Заключение …………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы …………………………………. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I Теоретические основы туристских р - (2!).doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 

В 70-80-х гг. в бывшем СССР была предпринята попытка районирования  туристских территорий с выделением зон приоритетного развития туризма  с привязкой к экономическим  районам и административным границам. На основании данных работ была создана карта туристских районов СССР.

В России с тех пор комплексная  «инвентаризация» туристских ресурсов на федеральном и региональном уровнях  практически не проводилась, хотя произошли  радикальные территориальные, структурные, экономические и административные изменения границ бывшего единого туристского пространства.

Локальная «инвентаризация» туристских территорий и туристских ресурсов была осуществлена только в нескольких субъектах  федерации: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле и др., что было положено в основу разработки целевых комплексных программ развития туризма в данных регионах. В других же регионах Российской Федерации аналогичные программы были разработаны без комплексного учета качественных и количественных параметров туристских ресурсов, а также без их должной экономической оценки.

В Федеральной целевой программе  «Развитие туризма в Российской Федерации» (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177) была заложена Концепция ООН - ВТО устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов. В рамках этой Программы в разделе «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» было предусмотрено выполнение некоторых разделов, связанных с Концепцией ООН - ВТО, а именно:

«Разработка Генеральной  схемы развития и размещения зон  и объектов туризма на территории Российской Федерации»;

«Разработка методических рекомендаций по определению предельно-допустимых нагрузок на территории при формировании туристских потоков».

Отсутствие финансирования первого этапа (1996-1997 гг.) данной Программы явилось причиной невыполнения в должном объеме этих работ.

В перечне мероприятий  по выполнению задач второго этапа (1998- 2005 гг.) Программы, утвержденных Распоряжением  Правительства РФ от 17 декабря 1999 г. № 2090-р, также предусмотрено несколько аналогичных проектов:

«Создание банка данных туристских объектов всероссийского значения» (период разработки 2000-2005 гг., целевое  финансирование не предусмотрено);

«Разработка схем перспективного размещения туристских объектов и развития туристской инфраструктуры на территории Российской Федерации» (перенесена невыполненная на первом этапе работа и частично изменено ее название, срок выполнения 2000-2005 гг.);

«Разработка стандартного туристского паспорта территории» (без целевого финансирования, срок выполнения 1999-2000 гг.).

Разработки перечисленных  основополагающих проектов развития туризма  в рамках принятой Концепции ООН - ВТО либо не были выполнены на первом этапе реализации Программы, либо перенесены сроки их выполнения на более поздний период. Отсутствие целевого финансирования ряда работ и перевод их в статус инициативного финансирования за счет средств Министерства по физической культуре, спорту и туризму РФ ставит под сомнение их выполнение в указанные сроки. Это означает, что на ближайшую перспективу не будет сформирована научная и методическая база федеральной и региональных программ развития туризма в стране.

Возможность выполнения данной работы в рамках создания Единого  земельного кадастра Российской Федерации (Постановление Правительства РФ «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» от 3 августа 1996 г. № 932) в качестве самостоятельной подпрограммы была упущена из-за слабой координации министерств и ведомств. Учитывая, что сроки разработки Единого земельного кадастра РФ были намечены на 2000-2001 гг., а данная работа была профинансирована из бюджета, это могло быть значительно дешевле и быстрее.

В соответствии с действующим законодательством, кроме Единого земельного кадастра РФ, предусмотрены разработка и ведение Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

Государственный кадастр  особо охраняемых природных территорий включает сведения о статусе территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Государственный кадастр  особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, учета территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Для создания Единого  кадастра туристских ресурсов РФ предлагается концептуальная модель.

Концептуальная модель должна учитывать следующее:

Туристские ресурсы  в соответствии с Концепцией ООН-ВТО  должны рассматриваться комплексно с учетом санаторно-курортных и спортивно-оздоровительных факторов.

Туристское районирование  должно быть осуществлено на основании  четких научно обоснованных признаков (показателей).

Туристское районирование  должно учитывать экономический  и социально-культурный прогнозы развития административной территории.

Туристское районирование  должно быть системным и иерархическим: федеральная схема размещения туристских территорий − туристские региональные территории − туристские муниципальные (районная) территории − туристские маршруты.

Туристское районирование  и зонирование целесообразно  увязывать с жесткой системой оценочных критериев (баллов); чем  больше баллов набирает туристская территория по утвержденным критериям, тем выше ее статус в принятой туристской иерархии: туристская зона федерального значения, регионального (межрегионального) и местного значения.

Единый кадастр туристских ресурсов РФ можно использовать в  качестве:

- инструмента планирования и прогнозирования развития туризма в регионе;

- контроля уровня потребления и восстановления туристских ресурсов;

- инструмента для определения туристской нагрузки на территории;

- системы учета и многокритериального ранжирования ресурсов;

- экономической оценки туристских ресурсов;

- обоснования проектирования туристского маршрута;

- самостоятельной информационно-справочной системы и др.

Проведение комплекса  предлагаемых мероприятий рассчитано на период от пяти до десяти лет и  потребует значительных инвестиционных (в том числе бюджетных и  внебюджетных) ресурсов.

Для работы целесообразно  привлечь ученых и специалистов соответствующего профиля, туристские администрации  субъектов федерации, туристские общественные организации и фонды, студентов  и аспирантов в рамках технологических  практик и стажировок, школьников в период каникул, туристов самодеятельного, походного и спортивного направлений и др.

Одним из вариантов решения  данной проблемы могло бы стать использование  общественных работ (по примеру ряда зарубежных стран), на базе программ содействия занятости.

Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность, и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Общественные работы призваны обеспечивать потребности территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ, предусмотренных в федеральных целевых и региональных программах социально-экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности их организации.

Общественные работы могут быть организованы по следующим  направлениям:

- строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

- проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

- строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

- обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

- озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

- обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;

- проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивных соревнований, фестивалей и т.д.);

- другие доступные виды трудовой деятельности.

С учетом материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения, регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнями развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в РФ.

К первому уровню относятся  часть Северо-Западного региона, Москва и Московская область, Черноморское и Азовское побережья, Кавказские Минеральные воды. Второй уровень охватывает часть Северо-Западного региона, Балтийское побережье, Золотое кольцо древних русских городов, Поволжье и Северный Кавказ. Третий уровень включает Север, Горный Алтай, Горную Шорию, Байкал, Якутию, Приморье, Сахалин, Курилы, Камчатку.

Таким образом, туристские ресурсы рассматриваются как  один из факторов развития туризма  и исходный базис для планирования производства туристского продукта.

Туристский потенциал  России формируется из двух составляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов и выражается в миллионах человеко-дней пребывания туристов в конкретном регионе в год.

Зоны развития туризма  федерального значения специализированы по видам туризма, а также городам, районам и регионам, рекомендуемым для развития как туристские центры соответствующих уровней.

 

 

 

2.2. Экономический потенциал туризма в России (на примере Московской области)

 

Согласно размещению туристских ресурсов можно производить  подробную паспортизацию зон перспективного развития туризма. Конечный результат зонирования территорий и их паспортизации - определение предельно допустимой туристской нагрузки на данную территорию с учетом ее полного воспроизводства и экологической защиты.

Туристская статистика в России не позволяет пока определить точные значения показателей туристской нагрузки по регионам. В целом по России по данным прибытий с туристской целью на 2000 г. такой показатель составлял величину около 1,3 человек/км2. Данные по туристской нагрузке закладываются в основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов, а также при разработке мероприятий по защите и воспроизводству природных туристских ресурсов.

ВТО рекомендует государствам проводить регулярную оценку туристской нагрузки. Только с помощью этого вида оценки можно выявить страны и регионы-лидеры по туристской нагрузке на территории. Туристская нагрузка считается, исходя из отношения количества туристских прибытий за определенный срок (обычно за календарный год) к площади страны.

Анализируя приведенные  данные, можно констатировать, что  среди европейских стран большие  показатели туристской нагрузки приходятся на Италию, Испанию, а наименьшие - на страны Скандинавского полуострова: Финляндию, Швецию, Норвегию. Максимальная туристская нагрузка приходится на Австрию - 208 человек/км2. Это объясняется сравнительно небольшой площадью страны и большим круглогодичным туристским потоком.

Туристская нагрузка в других регионах мира определяется в основном количеством прибытий.

Ограничения или запрещения по использованию туристско-рекреационных  ресурсов действуют для уникальных природных заповедников, заказников, природно-ландшафтных комплексов и  др. Аналогичная практика существует во всех развитых странах, в том числе, где туризм является основной статьей национального дохода.

Следует особо остановиться на оценке туристских ресурсов Московского  региона (Москвы и Московской области). Основой туристского ресурсного потенциала данного региона служат особо охраняемые природные территории и объекты природного и историко-культурного наследия.

Московский регион (Москва и Московская область) имеет самый  большой в стране историко-культурный потенциал. Количество объектов показа составляет 38% от общероссийского показа (для сравнения: Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская область в совокупности - только 16%). В структуре туристских ресурсов региона более 200 объектов внесены в реестр ООН.

Порядок создания, сохранения и использования туристских ресурсов в Москве регулируется «Комплексной программой развития туризма в Москве на период до 2010 г.» (Постановление Правительства Москвы «Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 г.» от 8 августа 2000 г. № 602), распоряжением Мэра Москвы «О формировании архитектурного комплекса туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» от 3 июня 1998 г. 557-РМ и другими нормативными документами.

Информация о работе Экономические ресурсы туризма