Естественные монополии в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы, которые мы постараемся решить являются:
1) причины возникновения естественных монополий;
2)особенности современной монополизации экономики;
3)действующие в России антимонопольные органы их функции и полномочия;
4)перспективы развития естественных монополий;

Содержание

Введение. 1
Глава 1. Сущность естественной монополии. 4
1.1.Понятие, признаки и причины возникновения естественной монополии. 4
1.2.Проблемы, порожденные существованием естественных монополий и способы их разрешения. 8
1.3 Способы регулирования естественных монополий. 10
Глава 2. Современные естественные монополии в России. 17
2.1. Государственно-правовое регулирование естественных монополий в России. 17
2.2. Современные естественные монополии в России, перспективы их развития. 23
Часть 3. Характеристика естественной монополии «Рособоронэкспорт». 29
Заключение 33
Список использованной литературы. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 140.08 Кб (Скачать файл)

"Газпром" был создан  в 1946 г. под другим именем для  эксплуатации газопровода Саратов - Москва. В 70-е гг., с открытием  и освоением уникальных месторождений  газа на севере Западной Сибири (Медвежьего,  Уренгойского и Ямбургского),  доля  которых  в  российской  газодобыче  превышает  70%, весьма заурядное предприятие превратилось в гигантскую многоуровневую структуру - министерство.

В 1988 г. Мингазпром преобразовался в государственное акционерное общество -"Газпром".  Позже  оно  было  приватизировано,  и  у  государства  остался  пакет  из 40% акций. "Газпром"  располагает  33  трлн.  кубометров  газа,  что  составляет  75%  всех разведанных запасов, большинство из которых приходится на Западную Сибирь. Основными потребителями газа являются крупные промышленные предприятия. Удаленность  месторождений  от  центров  газопотребления  более  чем  на  2000  км потребовала  строительства  производительных  систем  магистрального  трубопроводного  транспорта.  Для  них  характерна  значительная  единичная  мощность  и чрезвычайно высокая стоимость их прокладки, исчисляемая несколькими миллиардами долларов. На интенсивное развитие единой системы газоснабжения (ЕСГ) были  направлены  огромные  средства. Создание ЕСГ – одна из самых капиталоёмких реализованных программ в гражданском секторе экономики. Газотранспортная система ЕСГ была в основном завершена к началу 90-х. В пределах России она позволяла транспортировать свыше 600 млрд. кубометров природного газа в год. Это была самая большая система такого рода во всём мире. Основное  направление  трансформации  газовой  промышленности  в  начале 90-х годов было определено как "сохранение технологической целостности" газовой промышленности России. Добыча и магистральный транспорт природного газа "закреплялись" за РАО "Газпром"; передача и распределение газа по сетям низкого давления и коммунально-бытовым потребителям  переходили  под  эгиду  АО "Росгазификация".

РАО "Газпром" состоит из 42 дочерних предприятий, которые расположены в различных регионах России. Вместе они составляют единую систему. Эти предприятия обеспечивают полный производственный цикл от бурения скважин до поставки газа потребителям.  В  состав  отрасли  входят  предприятия  по  добыче,  переработке  и транспортировке газа. В  настоящее  время  газовые  магистрали  (140  тыс.  км)  принадлежат  РАО "Газпром", оно решает, кого допустить к ним и устанавливает цены на перекачку газа по своим магистралям. Этот факт создает серьезные препятствия для повышения эффективности деятельности предприятий отрасли.

Железнодорожные перевозки.

Рассматривая естественные монополии, нельзя не сказать о ОАО «РЖД». Железные дороги занимают 77%  грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны. Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Важнейшей особенностью отрасли является тот факт, что основная её продукция – железнодорожные перевозки – создаётся , как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть, на уровне всей отрасли. Отсюда возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

Если сравнивать показатели производительности российских железных дорог с зарубежными данными, то мы увидим, что в России производительность в 2,5-3  раза выше, чем скажем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.

Как и другие естественные монополии, ОАО «РЖД» реструктуризирована. В соответствии с программой реструктуризации была создана "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) на базе ОАО «РЖД» (2008-2009 гг.). Предположительно реструктуризация должна завершиться к 2012 г. Министерство транспорта РФ, Минэкономразвития и ряд других ведомств, ответственных за реформу, готовят соответствующие поправки в ряд законов, в частности, в закон "О железнодорожном транспорте в РФ".

Сейчас правом на железнодорожные перевозки в России пока пользуется компания ОАО «РЖД». Она полностью принадлежит государству.

Естественные монополии в 2014 году.

Несмотря на негативное мнение естественных монополий о заморозке тарифов, правительство все же решило заморозить их в 2014 году. Председатель правительства сказал, что это может позволить проконтролировать рост платежей ЖКХ, а это несомненно является важной деталью для граждан и даст довольно существенный антиинфляционный эффект.20

Президент России В. Путин поддержал заморозку тарифов на год. Глава Минэкономразвития, прокомментировал грядущий "маневр" с тарифами, и предположил, что их рост будет нулевым по отношению ко всем категориям потребителей, кроме населения. Другими словами, это даст необходимый ресурс предприятиям, позволит соразмерить свои бюджеты и планировать осуществление инвестиций в развитие в соответствии с принятыми бизнес-планами. Тарифы для населения в 2014-2016 годах планируется повышать на уровень инфляции, с использованием понижающего коэффициента 0,7. Инфляция в 2014 году ожидается на уровне 4,8 процента со снижением до 4,4 процента в 2016 году.

Глава Банка России считает, что решение проиндексировать тарифы для населения в 2014 году может прибавить к инфляции ещё 0,5 процента.

Поручение проработать это предложение Д. Медведев дал ведомствам в начале сентября. Минфин сразу же высказался в поддержку этой идеи. Был озвучен прогноз, что отказ от индексации даст возможность уменьшить инфляцию на 0,5-1 процента.

Вполне вероятно, что могут пострадать инвестиционные программы естественных монополий, но у них есть резервы, и замораживание тарифов будет являться стимулом для проведения структурных реформ.

Глава Минэкономразвития А. Улюкаев на "правительственном часе" в Госдуме сделал заявление о том, что население России в 2014 году возможно выиграет от замораживания тарифов более 40 миллиардов, а предприятия - около 130 миллиардов рублей.21

В Минтрансе однако отмечают, что ограничение роста тарифов отрицательно скажется на финансово-экономической деятельности железнодорожного транспорта. Особенно на реализации инвестпроектов. Тем не менее, принципиально нулевой рост тарифов был одобрен на совещании по бюджету у президента Владимира Путина 11 сентября.

Что касается самих естественных монополий, то они все это время пытались обратить внимание президента и правительства и на возможные последствия ограничения роста тарифов.

"Газпром" оценил свои потери в 510 миллиардов рублей. А в РЖД заявляли, что убытки могут составить 93,3 миллиарда рублей, из-за чего компании придется сокращать штат и переводить сотрудников на сокращенную рабочую неделю.

В принятом правительством проекте бюджета на 2014–2016 годы было решено— заморозки тарифов для граждан не будет. По расчетам Минэкономразвития, в 2014 году тарифы на газ, электроэнергию, тепло вырастут на 4,2%. Сперва ожидалось, что они будут заморожены, как и для промышленных потребителей. Это разогреет инфляцию в следующем году, говорят эксперты.

Тарифы естественных монополий в 2014–2016 годах будут заморожены только для промышленных потребителей, но не для населения. Эти нормы содержатся в проекте федерального бюджета на 2014–2016 годы, одобренном сегодня правительством. Это значит, что тарифы на газ, электроэнергию, тепло для населения увеличатся на уровень инфляции прошлого года, умноженной на 0,7. То есть в 2014 году тарифы для населения вырастут на 4,2% , так как инфляция в 2013 году ожидается на уровне 6%.

В  следующие годы для населения рост тарифов также будет рассчитываться по такой же формуле. В согласованном правительством проекте бюджета рост цен составит в 2014 году 4,5–5,5%, в 2015–2016 годах — на уровне 4–5%.

Для промышленных предприятий в следующем году тарифы не вырастут. 22Однако в 2015–2016 годах предполагается уже их индексировать на уровень инфляции за прошлый год.

Часть 3. Характеристика естественной монополии «Рособоронэкспорт».

 

Я хотела бы показать работу компании по импорту и экспорту вооружений- "Рособоронэкспорт". Компания создана в 2000 году ''В целях повышения эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами". «О создании федерального государственного унитарного предприятия „Рособоронэкспорт“»  было образовано ФГУП «Рособоронэкспорт» путем слияния федеральных государственных унитарных предприятий  "Государственная компания «Росвооружение» и «Промэкспорт».Рособоронэкспорт - Государственный монополист по экспорту и импорту продукции военного назначения.100% акций принадлежит госкорпорации «Российские технологии».Объем поставок по заключенным «Рособоронэкспортом» контрактам – $10,718 млрд. Портфель заказов по состоянию на май 2012 г. – $35,5 млрд.

Исходное положение.

На  период 1997-1999 гг. пришелся дефолт, приведший к резкому ухудшению финансово-экономической среды функционирования оборонной промышленности, а политическая система страны пережила острейший кризис, связанный с резким ослаблением ельцинского политического режима.

Последствия были таковыми, что практически полностью прекратилось финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых систем вооружения. Закупки в интересах российских вооруженных сил также полностью прекратились. Эти факторы крайне негативно сказались на состоянии российского ОПК и создали плохие стартовые условия для продвижения на внешний рынок нашей продукции оборонного назначения.

Видимо, особо негативное влияние оказала реформа 1997 г., в результате которой вместо одного государственного посредника было создано три агентства:

• "Росвооружение" -  как и ранее, продолжало поставки за рубеж;

• "Промэкспорт" -  поставлял вооружения и технику из наличия Министерства обороны РФ;

• "Российские технологии"  - должны были специализироваться на экспорте за рубеж оборонных и других высоких технологий.

Последнее предприятие так и не смогло наладить эффективную работу, а вот "Промэкспорт" к 1999 г. находился в очевидной конкуренции с доминировавшим "Росвооружением"

Однако с начала 2000 г. ситуация в стране в целом и в системе военно-технического сотрудничества начала быстро меняться в лучшую сторону. Осенью 2000 г. была проведена успешная реформа системы ВТС, ключевым элементом которой стало создание единственного государственного посредника - ФГУП "Рособоронэкспорт". Результатом стало снижение остроты проблемы российской конкуренции на внешних рынках. Начало нового века характеризовалось динамичным и самое главное стабильным экономическим ростом. Рост экономики и благоприятная конъюнктура на энергоресурсы  создали благоприятную почву для начала процесса быстрого наращивания ресурсов, выделяемых на развитие оборонной промышленности. Увеличились объемы финансирования НИОКР, больше средств (хотя по-прежнему абсолютно недостаточно) стало выделяться на оснащение Вооруженных Сил. Начался процесс реструктуризации оборонной промышленности, её превращение в более крупные и более мощные в инновационном и производственном отношении экономические единицы. Наиболее динамично эти процессы протекали в одном из наиболее важных секторов ( с точки зрения обеспечения экспорта) – в секторе авиационной промышленности и связанных с ним секторах приборостроения, двигателестроения, производстве авиационных средств поражения. Позитивным образом сказалась на институциональной и кадровой стабильности в системе ВТС наступившая в стране политическая стабильность. В период с 1997 по 2000 г. сменилось четыре руководителя "Росвооружения",ну а  с 2000 г. "Рособоронэкспортом"  стала руководить одна команда.

Благодаря этому характерная для второй половины 90-х гг стагнация в экспорте вооружений была преодолена. Всё это было в полной мере использовано "Рособоронэкспортом". Уже в 2000 г. стоимость поставок вооружения и военной техники за рубеж только по линии "Рособоронэкспорта" впервые после 1996 г. превысила 3 млрд. долл., в то время как в кризисные 1997 и 1998 гг. она едва превышала 2 млрд. долл. При этом общероссийский экспорт составил 3,68 млрд. долл., что стало первым в многолетней череде достижений рекордным значением этого показателя.

После относительно небольшого роста объемов поставок в 2001 г. до 3,3 млрд. долл. "Рособоронэкспорт" затем дважды увеличивал этот показатель на 1 млрд. долл., поставив в 2002 г. продукции уже на 4 млрд. долл., а в 2003 - на 5 млрд. В 2004 г. объемы поставок превысили 5,1 млрд. долларов. Также интенсивно растут и валютные поступления от продажи за рубеж вооружения и военной техники. Если в 2000 г. этот показатель составил 2,84 млрд. долл., то затем в течение двух лет они находились на уровне около 4,5 млрд., а в 2003 - 5,5 млрд., увеличившись в 2004 г. еще до 6 млрд. долларов. Таким образом, за пять лет существования "Рособоронэкспорта" предприятие увеличило поставки по сравнению с 1997-1998 гг. в два раза, а российский экспорт вооружений достиг величин, которые еще во второй половине 90-х гг. казались совершенно невероятными.

Характеристика.

На сегодняшний день «Рособоронэкспортом» на 100 процентов владеет государство. Он не имеет права осуществлять свою политику. Так же, компания открывает совместные предприятия с иностранными компаниями. Эту информацию можно найти в протоколах, предоставленных на сайте Рособоронэкспорта.

ОАО "Рособоронэкспорт" входит в число ведущих компаний на мировом рынке вооружений. На его долю приходится более 80% экспорта российского вооружения и военной техники. География военно-технического сотрудничества России – более 70 стран мира.

ОАО "Рособоронэкспорт" взаимодействует с более чем 700 предприятиями и организациями Оборонно-промышленного комплекса из 56 субъектов Российской Федерации.

Открытое акционерное общество «Рособоронэкспорт», входящее в корпорацию «Ростех», - единственный в России государственный посредник по экспорту/импорту всего спектра конечной продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения.  «Рособоронэкспорт» действует под строгим контролем Президента Российской Федерации, Правительства России и в полном соответствии с положениями ООН и международными соглашениями по контролю над вооружением.23

Только «Рособоронэкспорт» имеет право поставлять на мировой рынок весь спектр разрешенных к экспорту вооружений и военной техники, производимых предприятиями оборонно-промышленного комплекса России. На долю «Рособоронэкспорта» приходится более 80 процентов экспорта продукции военного назначения российского производства. Официальный статус эксклюзивного государственного посредника дает «Рособоронэкспорту» уникальные возможности расширять долговременное взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными партнерами, обеспечивать гарантированную государственную поддержку всех экспортно-импортных операций, укреплять лидирующие позиции России на мировом рынке вооружения. На основе комплексного анализа рынков оружия, интересов зарубежных партнеров сформирован ряд целевых программ и проектов по экспорту продукции в конкретные страны.

Информация о работе Естественные монополии в экономике России