Естественные монополии в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы, которые мы постараемся решить являются:
1) причины возникновения естественных монополий;
2)особенности современной монополизации экономики;
3)действующие в России антимонопольные органы их функции и полномочия;
4)перспективы развития естественных монополий;

Содержание

Введение. 1
Глава 1. Сущность естественной монополии. 4
1.1.Понятие, признаки и причины возникновения естественной монополии. 4
1.2.Проблемы, порожденные существованием естественных монополий и способы их разрешения. 8
1.3 Способы регулирования естественных монополий. 10
Глава 2. Современные естественные монополии в России. 17
2.1. Государственно-правовое регулирование естественных монополий в России. 17
2.2. Современные естественные монополии в России, перспективы их развития. 23
Часть 3. Характеристика естественной монополии «Рособоронэкспорт». 29
Заключение 33
Список использованной литературы. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 140.08 Кб (Скачать файл)

1).Прямое (непосредственное) установление цен.

Фиксация цен и тарифов на услуги естественных монополистов имеет в своей основе разные причины. Одной из них является забота о некоторых категориях потребителей и связанное с ней перекрестное субсидирование, значимость услуги для потребляющих ее отраслей и т. п.

Задача ценообразования на продукцию естественных монополий –определить такие цены, которые бы:

  • гарантировали производство и потребление продукции в том объёме, который был бы при совершенной конкуренции;
  • обеспечивали самофинансирование предприятия.

Если рассматривать взаимосвязь между объёмом производства и ценами, то последние можно поделить на линейные (одна и та же стоимость на все единицы продукции, расходы потребителя можно принять как линейную функцию от цены и объема покупки) и нелинейные (фирма-производитель взимает фиксированную плату, не зависящую от объема покупки, плюс единую цену за каждую единицу продукции;).

  • Линейное ценообразование.

При совершенной конкуренции P = MC; такая цена (Р) оптимальна с точки зрения общества, так как обеспечивает наиболее действенное распределение ресурсов.8 Однако , если на практике цена будет равна предельным издержкам, то монополия будет нести  убытки, потому что у разных производителей разные издержки, а значит, цены также были бы разными. Для того чтобы  покрыть   потери,  фирма должна получить недостающие средства в виде субсидий от государства.  Если издержки предоставления субсидий равны нулю, то такие платежи – простое перераспределение между обществом и монополистом. Это недостижимая на  практике  ситуация.  Пусть  при предоставлении  субсидии  в  один  рубль  общество  несет  дополнительные затраты на сбор и управление средствами в государстве  Х руб. Таким образом, общие затраты на предоставление субсидий будут равны  (1+Х).9 В таких условиях потребитель беззащитен перед шантажом производителя, который может завысить цену по различным причинам (причём, как реальным так и по вымышленным).

Ценообразование по модели Рамсея.

Другой подход для определения оптимальной цены был предложен Ф. Рамсеем в 1927 году.

Ценами Рамсея называются линейные цены, минимизирующие чистые потери общества при условии, что общая выручка предприятия равна его общим затратам. 10Отклонение от ценообразования по предельным затратам всегда приводит к появлению чистых потерь, но цены Рамсея позволяют их минимизировать, не прибегая при этом к дотациям со стороны государства.

Суть его метода заключается в следующем. Пускай естественная монополия производит несколько видов продукции (услуг). На каких уровнях установить цены, чтобы они превышали предельные затраты и при этом могли обеспечить безубыточность естественной монополии? Ответ: увеличение цен на товары должно быть обратно пропорционально эластичности спроса на товары. Математически это правило выглядит так:

 

PX - цена товара X; MCX- предельные затраты на производство X; eX - эластичность спроса на товар X по его цене; λ – константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности).

Правило Рамсея можно рассматривать как теоретическое основание для установления цен , соответствующих ценности услуги. За рубежом давно применяется практика установления грузовых железнодорожных тарифов по этому принципу ценообразования. Тарифы на перевозку песка, картофеля, апельсинов, яблок относительно ниже, чем тарифы на перевозку спиртных напитков, электронного оборудования или легковых автомобилей. В России в соответствии с этим принципом в августе 1995 г. была создана дифференциация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по трем классам грузов.

Три тарифных класса грузов:


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Нелинейное ценообразование.

Самый упрощённый вариант нелинейного ценообразования - установление двухставочного тарифа. Суть этого метода заключается в том, чтобы обеспечить потребление продукции естественной монополии в эффективном объеме и при этом покрыть убытки. Для этого одна часть тарифа фиксируется на уровне предельных затрат, а вторая часть тарифа может быть определена делением величины убытка на общее число потребителей.

Применение  двухставочных  тарифов  имеет  некоторые  преимущества.  Приведём пример: в случае  двухставочного  тарифа  затраты,  формирующие  тариф  на  тепловую  энергию распределяются  между  двумя  ставками  –  ставкой  за  энергию  и  ставкой  за  мощность. Ставка  за  мощность  включает  все  условно-постоянные  затраты,  не зависящие  от  объемов  производства  (заработная  плата,  аренда  и  т.д.).  Ставка  за энергию включает все издержки, прямо зависящие от объемов производства (топливо, покупная электрическая энергия для электрокотельных) .Таким образом, потребителю понятно, за что он платит:  ставка за мощность – это  плата  за  надежность  энергоснабжения,  а  ставка  за  энергию  –  это  плата  за потребленную  тепловую  энергию.  Поэтому,  в  теплый  летний  сезон  потребитель оплачивает  практически  только  надежность,  а  в  отопительный  сезон    платит  за надежность и за потребление тепловой энергии.

2).Косвенное регулирование цен.

  • Регулирование нормы доходности.

Отдельные страны (например, США и Великобритания) используют процедуру косвенного регулирования цен естественных монополий, устанавливая нормы доходности капитала, инвестированного в определённую фирму. Предпосылкой такого решения являлось то, что инвестиции естественной монополии в основной капитал должны приносить не меньшую доходность, чем другие альтернативные варианты. К тому же, норма доходности должна быть достаточна для того, чтобы в компанию привлекались новые инвестиции, и она могла развиваться. Помимо этого, фирма должна соответствовать уровню риска инвестирования средств в предприятие. Норму доходности определяют по формуле:

 

 

 

RR – норма доходности; TR – общая выручка; TC – общие затраты; IC – инвестированный капитал.11

Величина нормы прибыли, которую фирма получает каждый год, должна оставаться в рамках, установленных специальным регулирующим органом. Обойти эту норму прибыли можно только путём применения излишнего капитала, который с точки зрения производства не нужен, но нужен для поддержания необходимой регулирующей нормы. В итоге регулирование нормы доходности приводит к «перекапитализации» (использованию слишком большого количества капитала), т.к. прибыль, которую «разрешено» заработать фирме, ограничена количеством имеющегося у нее капитала. Результат – «стимулированное» регулированием неэффективное размещение ресурсов в масштабах экономики в целом. Это явление называется «эффект Аверча - Джонсона».12

  • Регулирование предела повышения цен.

Устанавливать пределы повышения цен предложил С. Литтлчайлд. Впервые ограничение повышения тарифов было применено, для контроля цен, устанавливаемых компанией «British Telecom», приватизированной в 1984 году.

Было решено ограничивать повышение тарифов, которые взимались «British Telecom» на тех участках рынка, где компания еще сохраняла достаточную монопольную власть после приватизации.  Стоимость набора услуг должна была ежегодно снижаться в реальном выражении на определенную величину. То есть, формула предела повышения цен была вида :

ΔP = ΔPR – X 13

где ΔP - предел относительного увеличения цен; ΔPR- относительный прирост розничных цен; Х - относительное снижение уровня цен в реальном выражении, планируемое органом регулирования.

Если при установлении цен придерживаться этой формулы, то можно обеспечивать  защиту потребителей  от  последствий  повышения  цен  в  реальном  выражении, уменьшать издержки ,стимулировать  компанию  повышать  свою  эффективность .  Кроме  того,  регулирование  цен,  по  этой  формуле, значительно  упрощается  по  сравнению  с  ограничением  нормы доходности, так как не нуждается в оценке затрат и величине инвестированного капитала.

3).Использование конкурентных механизмов.

В 1968 году вышла статья под названием «Зачем регулировать коммунальные предприятия?» автором которой являлся экономист из Америки Г. Демсец. В своей статье Демсец выработал теорию торгов за франшизу то есть за право быть естественным монополистом и предложил эту теорию в качестве решения проблемы регулирования тарифов естественных монополий. За основу Демсец взял идею Э.Чадвика «конкуренция за рынок. В итоге Демсец пришел к важным выводам:

  • Во-первых, если предположить, что существует множество квалифицированных и не склонных к сговору участников торгов за контракт, который будет заключаться с тем из них, кто предложит наименьшую удельную цену поставки, то цена победителя должна будет незначительно отличаться от удельных издержек производства (и таким образом, будет полностью решена проблема регулирования тарифов на продукцию и услуги естественных монополий).
  • Во-вторых, даже если соображения эффективности могут требовать наличия экс-должности одного продавца в отрасли с естественной монополией, нерегулируемые рыночные цены могут быть свободны от элементов монополии. 14

То есть, Демсец предложил использовать конкурсы с единственным критерием минимума цены в качестве альтернативы указанным выше способам тарифного регулирования естественных монополий.

Например, государство объявляет аукцион по продаже прав на железнодорожную деятельность в определённом регионе. Для того чтобы отрасль наиболее эффективно существовала, железнодорожные перевозки должна осуществлять одна компания. Многие фирмы – потенциальные перевозчики могут участвовать в аукционе, оформив соответствующую заявку.

В основе организации аукционов лежит 2 принципа. Английский аукцион предусматривает выигрыш за той компанией, которая назовёт наибольшую цену за покупку монопольных прав. Начальной будет считаться самая низкая цена. Далее цена будет повышаться, до тех пор, пока не останется единственный кандидат. На голландском аукционе право на покупку монопольных прав получает компания, предложившая самую низкую цену на товар или услугу, которые она будет предоставлять после начала производства (при соблюдении определенных стандартов качества). В этом случае начальная цена оказывается наивысшей, а цена победителя – наинизшей. Движение цены будет идти сверху вниз.

Даже если цена превысит уровень предельных издержек, то дополнительная прибыль будет поступать государству в качестве платы за доступ на рынок монополии. Однако здесь существует опасность сговора между участниками аукционных торгов, в результате чего предполагаемый эффект устранения монопольной прибыли не будет достигнут. В это же время при значительном количестве участников и при отсутствии сговора в долгосрочном периоде достигается результат Рамсея: цена устанавливается на уровне средних издержек, величина прибыли равна нулю. Роль государства кроме организации конкурентных торгов заключается в установлении минимальных стандартов качества поставляемых услуг, иначе уменьшение цены будет достигаться за счет понижения качества товара.

У этой теории есть и недостатки, на которые указал О. Уильямсон: проблема пересмотра долгосрочных контрактов, которые заведомо не могут предусмотреть всех существенных обстоятельств и проблема «фундаментальной трансформации» ( существенные преимущества у победителей предыдущих торгов перед их конкурентами при проведении последующих торгов).

Поэтому передача производства в аренду не означает того, что функция государства сводится здесь только к соблюдению противной стороной условий договора. Не обойтись и без определенного вмешательства регулирующего органа на случай непредвиденных или неучтенных в контракте обстоятельств.

 

Глава 2. Современные естественные монополии в России.

2.1. Государственно-правовое регулирование естественных монополий в России.

Назначение государственно-правового регулирования - соблюсти, а при необходимости урегулировать баланс интересов субъектов естественных монополий и потребителей. Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает неприемлемым их дробление, но с другой стороны их бесконтрольная деятельность способна принести значительный ущерб, поэтому государство не может не регулировать естественные монополии. Суть любого регулирования заключается в упорядочении деятельности участников социального общения и прежде всего в установлении для них определенных правил поведения.15

Государство предпочитает использовать в качестве основной формы воздействия на деятельность естественных монополий регулирование. Особенностью этого инструмента являются его методы, которыми Федеральные антимонопольные органы не могут пользоваться. Регулированием занимаются специально созданные федеральные органы исполнительной власти. По своим структуре, функциям, полномочиям и порядку их осуществления они имеют много схожего с федеральными антимонопольными органами. Их деятельность заключается в том, что они ставят цены на продукцию естественной монополии и характеризуют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию. Во всех сферах функционирования естественных монополий формируются органы их регулировки. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий и совсем необязательно в каждой сфере иметь отдельный орган. Для воплощения своих полномочий они могут создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в рамках своей компетенции. Территориальные органы формируются с одобрения Правительства РФ и образуют совместно с соответствующим федеральным органом единую систему регулирования в соответствующей сфере естественной монополии.

Органы регулирования естественных монополий образуются в их сферах деятельности. Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется руководителем, который назначается на должность и освобождается от неё Президентом Российской федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководитель органа регулирования естественной монополии является одновременно членом правления данного органа. Чтобы определить основные направления деятельности федерального органа исполнительной власти и принятия решений создаётся правление в количестве не более семи членов, включая руководителя, из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в определенной области. Члены правления назначаются Правительством Российской Федерации сроком не менее чем на четыре года. Для обеспечения преемственности в работе правления начиная с пятого года работы данного органа ежегодно осуществляется замена до одной трети общего количества членов правления. На работников органов регулирования распространяется правовой статус государственного служащего. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется при появлении возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке или в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.

Информация о работе Естественные монополии в экономике России