Естественные монополии в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы, которые мы постараемся решить являются:
1) причины возникновения естественных монополий;
2)особенности современной монополизации экономики;
3)действующие в России антимонопольные органы их функции и полномочия;
4)перспективы развития естественных монополий;

Содержание

Введение. 1
Глава 1. Сущность естественной монополии. 4
1.1.Понятие, признаки и причины возникновения естественной монополии. 4
1.2.Проблемы, порожденные существованием естественных монополий и способы их разрешения. 8
1.3 Способы регулирования естественных монополий. 10
Глава 2. Современные естественные монополии в России. 17
2.1. Государственно-правовое регулирование естественных монополий в России. 17
2.2. Современные естественные монополии в России, перспективы их развития. 23
Часть 3. Характеристика естественной монополии «Рособоронэкспорт». 29
Заключение 33
Список использованной литературы. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 140.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 
Оглавление


 

 

 

 

Введение.

Появление монополий вносит как положительное, так и негативное влияние на экономику страны. По этой причине государства вынуждены прибегать к различным методам и приёмам антимонопольного регулирования, чтобы компенсировать несовершенства рынка в определённой области. Чтобы противодействовать монополизации рынков и защитить конкуренцию государства выполняется ряд действий, а именно:

1) разрабатываются законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, задействованные в монополизации;

2) создаются организации, которые проверяют и контролируют события на рынках и выявляют случаи монополизации;

3) создаются новые фирмы и предприятия, которые могут противодействовать монополизации рынков.

Исходя из этого, проблема государственного антимонопольного регулирования и создание способов поддержки конкуренции играет большую роль в решении экономических проблем, которые образуются в процессе развития любого государства.

Вопрос естественных монополий является весьма актуальным для России, так как законодательная база в ней еще недостаточно развита, и чтобы рынок мог нормально функционировать нужно учитывать наличие естественных монополий. Контролированию этих субъектов в разных странах, в том числе и в России уделяется большое внимание. Самый первый закон о регулировании естественных монополий был принят ещё в 1995 году. Его суть заключалась в  создании гармонии между интересами субъектов этих монополий и потребителей. Наиболее часто естественные монополии существуют в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством.

Сферы естественных монополий подвижны. Они могут расширяются, сужаться, или же вовсе ликвидироваться. На это есть определённые причины, такие как изменения природных факторов (например, наличие или отсутствие полезных ископаемых и других природных богатств),существующий спрос на товары и другие. По этой причине необходимо постоянное исследование и реформирование естественных монополий. Бесконтрольная деятельность естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны. Поэтому с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как один из важнейших бюджетообразующих и структурообразующих факторов развития экономики.

Объектом исследования в курсовой работе является деятельность естественных монополий в РФ.

Предмет исследования – роль естественной монополии на примере «Рособоронэкспорта» в экономике России.

При написании курсовой работы я использовала следующие методы:

· метод анализа и синтеза;

· метод индукции;

· системный метод;

· функциональный метод;

· статистический метод.

Задачами данной курсовой работы, которые мы постараемся решить являются:

1) причины возникновения естественных монополий;

2)особенности современной  монополизации экономики;

3)действующие в России  антимонопольные органы их функции и полномочия;

4)перспективы развития естественных монополий;

 

 

Глава 1. Сущность естественной монополии.

1.1.Понятие, признаки и причины возникновения естественной монополии.

Естественная монополия  - разновидность абсолютной монополии, наличие которой объективно выгодно с позиции общественных интересов, так как позволяют удовлетворять больший совокупный спрос в условиях минимизации затрат.1

По  Федеральному закону «О естественных монополиях» от 19.07.1995г., корпорации, которым принадлежит статус естественных монополий, работают в таких отраслях как:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи. 2

Функционирование всех естественных монополий связано с созданием и поддержанием в работоспособном состоянии больших инфраструктурных объектов. При этом эффект масштаба создает довольно значимые ограничения для входа на такие рынки новых участников.

Естественная  монополия  характеризуется  такой ситуацией  на рынке, при которой потребительский спрос может быть удовлетворен наилучшим образом одной или небольшой группой фирм. Здесь важная роль отводится технологическим особенностям  производства  и  системе потребительского обслуживания.3 Конкуренция не имеет практического  смысла  и  даже  может  быть  нежелательна.  Например, такие отрасли как электроэнергетика, телефонная, почтовая  и радиотелевизионная  связь  имеют  в  своем  составе небольшое число, а может и единственное предприятие, которое является монополистом. Для  того  чтобы  наиболее  точно  охарактеризовать  естественную  монополию,  необходимо  рассмотреть  ее  основные признаки:

  1. Фирмы, являющиеся  естественными  монополистами,  лучше всего работают тогда, когда на рынке отсутствует конкуренция. Это связано с тем, что такая ситуация позволяет экономить на масштабах производства вследствие очень высоких издержек. Примером можно назвать транспортную отрасль.

Услуги перевозок тем ниже, чем большую величину составляет  численность  перевозимых  людей  и  грузов.  Следовательно,  стоимость  единицы  транспортной  услуги  находится в обратной зависимости от количества ее потребителей;

  1. Барьеры входа на рынок для других предприятий. Потери, связанные с воплощением функционирования естественной монополии, так высоки, что деятельность схожих по специализации фирм не может быть материально оправдана;
  2. Естественная  монополия  характеризуется  невысокой  эластичностью спроса по цене. Продукт, поставляемый на рынок фирмой монополистом, уникален и не имеет заменителей или близких по свойствам аналогов. Потому потребительский спрос на него не изменяется в зависимости от динамики цены. Этот продукт удовлетворяет важнейшие потребности  покупателей,  поэтому  они  в  любом  случае будут его потреблять;
  3. Деятельность  фирмы монополиста  построена  сообразно  сетевому  принципу.  То есть,  главная  организация имеет  широкие  географические  и  экономические  связи  со всеми  дочерними  структурами.  Посредством этого фирма контролирует рынок и механизм его функционирования.

Можно выделить два вида естественных монополий:

  1. Природные монополии. Они появляются, благодаря барьерам, построенным самой природой. К примеру, монополистом  может стать фирма,  геологи  которой  нашли месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на  земельный участок,  где размещается это  месторождение.  Теперь никто другой это месторождение использовать не сумеет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (однако это вовсе не означает, что государство не применит регулирующее вмешательство в деятельность такого монополиста);
  2. Технико-экономические монополии. Это монополии,  происхождение которых продиктовано или техническими, или экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. 4

Приведём пример. Создавать  в одном  городе две канализационные сети,  два подвода  газа или две сети электроэнергии в квартиры весьма нерационально.  Также не всегда рационально прокладывать в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться  к услугам  друг друга,  когда  клиент  одной  сети  звонил  бы клиенту  другой.  Наиболее  крупномасштабными  монополиями  чаще всего  являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирм для уменьшения средних затрат на производство.  Это проявляется в том, что создание в  таких отраслях нескольких маленьких фирм вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста может привести к увеличению затрат на производство и в итоге к росту цен.

Также естественная монополия может быть вызвана сравнительно небольшим объемом рыночного спроса. 5В качестве примера представим себе лодочника на переправе между двумя небольшими населенными пунктами, который перевозит несколько пассажиров в день и полученных денег едва хватает на покрытие его затрат. Зачем на этой переправе два лодочника? Другой пример: производство атомных ледоколов. Их нужно производить всего 2 или 3 в год, Поэтому логично, что в этой отрасли может быть только одна фирма.

Причины возникновения естественных монополий.

Появление естественных монополий можно связать с индустриальным освоением пространства и высокой эффективностью специфических способов масштабного перемещения в пространстве определенных товаров. Электроэнергию в промышленных масштабах невозможно передавать иначе, чем через электросети; газ, несмотря на распространение технологий сжижения, по-прежнему эффективнее транспортировать по газопроводам; железная дорога чаще всего не имеет конкурентов в перевозках массовых и высокотоннажных грузов на большие расстояния.

Возникновение монополий по экономическим причинам обуславливается различиями в эффективности функционирования различных производителей товаров и услуг. Если какая-то компания в состоянии поддерживать уровень удельных издержек, ниже чем у всех остальных потенциальных производителей и при этом она может удовлетворить потребности рынка, то, в конечном итоге, она становится единственным производителем и, следовательно, монополистом.

Возникновение монополий может быть также связано с политическими причинами, к примеру, с наделением компании какими-либо привилегиями. В таком случае доминирование на рынке обусловлено не столько характеристиками эффективности, сколько этими привилегиями и следующими из них ограничениями для других участников рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Проблемы, порожденные существованием естественных монополий и способы их разрешения.

Как и в случае с другими монополиями, существование естественных монополий может вызвать определённые проблемы, связанные с желанием фирмы-монополиста использовать своё положение для извлечения сверхприбылей и, следовательно, улучшения своего финансового положения за счет остальной экономики. Монопольное поведение и негативные последствия существования монополий можно разглядеть в таких чертах как:

  • Завышение цен фирмой-монополистом.
  • Непрозрачность работы фирм-монополистов и отсутствие адекватной для восприятия информации о затратах и результатах деятельности данного предприятия.
  • Невыполнение или же неполное выполнение финансовых обязательств перед государством.
  • Осуществление собственных интересов и проектов, не согласованных в должной мере с интересами общества и государства.
  • Невысокое качество предоставляемых услуг.
  • Появление искаженных рыночных сигналов для инвесторов и, впоследствии, деформирование рыночного пространства.

Исторический опыт говорит о том, что монополии в тех или других формах были везде и всегда, с большим или меньшим успехом, велась борьба с монополиями и проявлениями монополизма в экономике.

По отношению к естественным монополиям, предлагается четыре основные стратегии борьбы с ними.

  • Первая — это государственная собственность и государственное управление предприятиями. Теоретически, при такой схеме госсектор формирует цены,которые равны  предельным издержкам, а разницу между предельными и средними издержками восполняет за счет налоговых платежей.

Несмотря на то, что общемировая тенденция заключается в уходе от государственного управления предприятиями, этот способ вмешательства государства по-прежнему играет важную роль в сфере естественных монополий.

  • Второй вариант подразумевает сохранение частной собственности, однако для покрытия разницы между выручкой при ценах, равных предельным издержкам, монополия станет вынуждена обращаться к государственным субсидиям через налоговую систему.
  • Третий вариант —регулировка естественных монополий государственной комиссией, цель которой – сделать так, чтобы тарифы покрывали издержки с нулевой сверхприбылью.
  • Четвертый вариант — это внедрение естественной либо умышленно подстёгиваемой конкуренции. Такое соперничество превращает естественные монополии в то, что называется состязательным рынком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Способы регулирования естественных монополий.

Основным объектом регулировки в естественных монополиях считаются цены и тарифы на их продукцию (услуги). 6Для регулировки деятельности естественных монополий могут быть применены различные инструменты, которые можно поделить на три категории:7

  1. Прямое установление цен на продукцию фирм-монополистов.
  2. Косвенное регулирование цен путём введения предельных величин прибыли или доходности. В косвенном регулировании цен применяют два метода. Первый метод – эт введение границ повышения цен, второй - фиксация нормы доходности.
  3. Внедрение конкурентных механизмов для передачи прав на создание товаров (оказание услуг) в условиях естественной монополии. Здесь имеется ввиду конкурсная реализация лицензий, которые предоставляют компании право стать естественным монополистом в какой-либо сфере. Одним из ярких примеров является передача отдельных железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и ещё в нескольких развивающихся странах, чтобы увеличить эффективность их функционирования. Подобная практика в свое время имела место быть и в России.

Информация о работе Естественные монополии в экономике России