Естественные монополии в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы, которые мы постараемся решить являются:
1) причины возникновения естественных монополий;
2)особенности современной монополизации экономики;
3)действующие в России антимонопольные органы их функции и полномочия;
4)перспективы развития естественных монополий;

Содержание

Введение. 1
Глава 1. Сущность естественной монополии. 4
1.1.Понятие, признаки и причины возникновения естественной монополии. 4
1.2.Проблемы, порожденные существованием естественных монополий и способы их разрешения. 8
1.3 Способы регулирования естественных монополий. 10
Глава 2. Современные естественные монополии в России. 17
2.1. Государственно-правовое регулирование естественных монополий в России. 17
2.2. Современные естественные монополии в России, перспективы их развития. 23
Часть 3. Характеристика естественной монополии «Рособоронэкспорт». 29
Заключение 33
Список использованной литературы. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 140.08 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим перечень функций, который должны выполнять органы регулирования естественных монополий.16 Итак, они :

  1. сформировывают и ведут реестр субъектов естественных монополий, по отношению к которым выполняется государственное регулирование и контроль;
  2. определяют способы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к определенному субъекту естественной монополии;
  3. контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Федерального закона;
  4. вносят в установленном порядке предложения которые могут улучшить работу законодательства о естественных монополиях;
  5. принимают решения по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования.

Реализация контрольных полномочий открывает для органов регулирования естественных монополий большие возможности вносить вклад в реформирование экономики, повышение эффективности функционирования естественных монополий. Органы регулирования естественных монополий вправе:17

  1. принимать решения о внедрении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);
  2. устанавливать правила применения цен  на товары субъектов естественных монополий;
  3. принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;
  4. направлять субъектам естественных монополий обязательные для выполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона или об устранении их последствий;
  5. принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
  6. направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;
  7. обращаться в суд с иском, а также принимать участие в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;
  8. осуществлять другие полномочия, установленные федеральными законами.

Причинами для рассмотрения дел, связанных с подконтрольными органами регулирования, являются заявления хозяйствующих субъектов, потребителей, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, представления органов исполнительной власти могут стать причиной для начала рассмотрения дела, касающегося подконтрольных органов регулирования.

Ликвидация органов по регулированию естественных монополий может произойти только в случае возникновения возможности для развития конкуренции на определенном товарном рынке или в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий. Про упразднения органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий мы можем узнать из публикаций  СМИ. Также там должны сказать о причинах, повлиявших на это решение.

Работники органов регулирования естественных монополий могут свободно получать информацию о деятельности естественных монополий, имеющеюся у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также у субъектов естественных монополий. Если органам регулирования естественных монополий требуется документация естественных монополий, то те обязаны предоставить её. Сведения, составляющие коммерческую тайну, полученные органом регулирования естественной монополии, разглашению не подлежат. Деятельность органов регулирования функционирования естественных монополий базируется на демократических началах, в обстановке широкой гласности. О принятых ими решениях о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о включении и реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых способах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий в обязательном порядке сообщается через средства массовой информации. 18Органы регулирования естественных монополий каждый год публикуют доклад о своей деятельности. Также через средства массовой информации должно обязательно сообщаться обо всех случаях применения ответственности за нарушения в федеральном законе "О естественных монополиях", а решения по делам, связанным с нарушениями этого Федерального закона, должны быть опубликованы в средствах массовой информации в достаточном объеме не позже чем через месяц со дня их принятия. Достаточно важным является то, чтобы и финансовый отчет, и концепция развития отрасли, включающая целевую норму прибыли предприятий-монополистов, уровень дивидендов, способы снижения издержек и направления инвестиций были опубликованы и гласно обсуждались специалистами.

Методы регулирования деятельности естественных монополий.

Федеральный закон "О естественных монополиях" устанавливает два специфических метода регулирования естественных монополий (регулирование должно проводиться только этими методами):

1. Органы регулирования естественных монополии обязаны проводить политику ценового регулирования посредством установления цен или их предельного уровня. Если посмотреть на опыт других стран, то мы увидим, что на первом этапе либерализации цены на товары естественных монополий контролировались государством напрямую. Но в условиях высокой инфляции и внезапных изменений относительных цен, постоянные пересмотры тарифов просто не успевали за ростом издержек.Поэтому и была принята на вооружение практика регулирования ценообразования по разнообразным формулам, и одновременно с этим стала осуществляться приватизация или коммерциализация естественных монополистов. Государство не вправе применять ценовое регулирование в рыночных отношениях, т.к. согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.19 Однако существуют случаи, предусмотренные законодательством, когда начинает применяться установление тарифов. Это исключительное право предоставлено органам регулирования естественных монополий. Есть три пути осуществления ценового регулирования : либо устанавливается фиксированная цена, либо вводится потолок цены ( предельный уровень), либо вводятся предельные коэффициенты изменения цен на товары. Обычно используются заранее выбранные схемы установления цен:

а) метод предельных издержек: государство требует и следит за тем, чтобы цена на продукцию естественной монополии была равна предельным издержкам. Однако этот метод нередко ведет к убыткам и к необходимости субсидировать монополию за счет государства;

б) метод средних издержек: вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена равна средним издержкам). Этот метод может дать такой результат, при котором продукции будет производиться слишком мало по сравнению с необходимой для эффективного функционирования экономики в целом, но, с другой стороны, это исключает заинтересованность в минимизации издержек: монополист заранее знает: его расходы будут компенсированы;

в) метод установления потолка цен, который обычно приводит к дефициту продукции;

г) предоставление субсидий естественным монополиям. Многие страны с рыночной экономикой в некоторой степени пользуются этим методом, придерживаясь варианта предельных издержек. При таком раскладе получается, что одни потребители продукции естественной монополии получают ее по более низким ценам за счет других, на которых фактически возлагается дополнительное бремя. Наиболее неприятным оказалось положение промышленных предприятий, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения. Недостатки подобной практики заключаются в возложении на естественные монополии несвойственных им функций социальной политики. Также ограничивается потенциал развития промышленности.

Социальная эффективность этого своеобразного налога на промышленных потребителей довольно низкая: дотация распределяется не по нуждаемости, а по объему потребления услуги. Это значит, что наиболее благополучные слои населения получают больше, чем менее защищенные, для кого, собственно, и должна предназначаться такого рода помощь. Однако не существует наилучшей для всех условий схемы, которая обеспечивала бы безотказную реализацию целей общества - производства необходимого объема продукции с минимальными затратами. Как правило, достаточно эффективной оказывается система мер, включающая сочетание элементов частной собственности и государственного контроля посредством установления жестких правил ценообразования.

    1. Современные естественные монополии в России, перспективы их развития.

В  наше время регулирование  деятельности  субъектов естественных монополий на федеральном уровне осуществляется, главным образом, в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по производству и передаче  электрической  и  тепловой  энергии,  железнодорожные  перевозки,  услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Основными объектами регулирования являются РАО "ЕЭС России",  РАО  "Газпром",  ЖД  России.   Федеральная энергетическая комиссия России (ФЭК России) и Федеральные службы по регулированию  естественных  монополий  в  области  связи  и  на  транспорте проводят  ценовое  регулирование  деятельности  естественных  монополий. Касаемо России существуют 3 фактора, влияющие на экономику страны. Эти факторы связаны с особенностями географического положения. Рассмотрим их поподробнее:

Во-первых, это огромные размеры. Ни для кого не является секретом, что Россия - самая большая страна мира при очень низкой плотности населения. Она охватывает 8 целых часовых поясов. По этой причине,  естественные  монополии  получают значительную «экономию от масштаба» и имеют такое большое влияние.

Второй фактор – это климат, его особенности.  Большая  часть  России  -  северные или околосеверные земли. Недостаток тепла Россия должна покрывать гораздо большим по сравнению с некоторыми странами расходованием энергоресурсов.

В-третьих, весьма богатая сырьевая база. В России находится 13% всех мировых запасов нефти (известных), 40% газа, половиной угля, поэтому в количестве энергоресурсов проблемы нет. Проблема в цене, по которой их можно использовать  наиболее  эффективно.  Сегодня  при  значительных  энергоресурсах  России производство получает их по цене, обеспечивающей его неконкурентоспособность даже на собственном рынке.

Электроэнергетика.

Россия обладает крупнейшим в мире электроэнергетическим потенциалом, объединенным в технико-экономический комплекс - Единую энергетическую систему (ЕЭС России). ЕЭС России - это совокупность технически, технологически и экономически связанных хозяйствующих субъектов с общей системой прогнозирования, планирования  и  оперативно-диспетчерского  регулирования  производства,  передачи  и распределения тепловой  и электрической энергии.

Для  управления  электроэнергетическим  комплексом  на  уровне  федерации создано  Российское  акционерное  общество  энергетики  и  электрификации  РАО

"ЕЭС России". К имуществу  РАО "ЕЭС России" отнесены общесистемные  высоковольтные линии электропередачи, система диспетчерского управления (ЦДУ ЕЭС России),  крупные  электростанции  федерального  значения.  По  отношению  к  региональным  организациям  и  электростанциям  (кроме  АЭС)  оно  является  материнской компанией, владеющей контрольными пакетами  их акций. При этом государству  принадлежит  контрольный  пакет  акций  РАО  "ЕЭС  России".

В субъектах федерации образовано 74 акционерных общества энергетики и электрификации. Они обладают максимальной самостоятельностью в энергоснабжении  потребителей  своих  регионов  и  возможностью  доступа  к  магистральным сетям. На базе 25 крупнейших тепловых и гидравлических станций созданы акционерные общества, которые вместе с 9 атомными станциями поставляют 30 % всей  производимой  в  стране  электроэнергии  на  федеральный  (общероссийский) оптовый рынок энергии и мощности . Последний стал важнейшим элементом  качественно  новой  экономической  среды  в  электроэнергетике.  Единая энергетическая система обеспечивает электроэнергией 98 % потребителей страны.

Российский рынок электроэнергии выглядит сегодня примерно так: свыше 30 крупнейших станций (все АЭС, ряд ГРЭС и ГЭС) и около десяти региональных энергосистем, имеющих избыток энергии, поставляют ее на оптовый рынок, где ее закупают энергодефицитные регионы. На пути к потребителям энергию высокого напряжения трансформируют так называемые перепродавцы - в основном предприятия  коммунального  хозяйства,  образованные  местными  администрациями. Они покупают ее у региональных систем, куда поступает также энергия местных станций, и продают конечным потребителям.

Газовая промышленность.

Добыча природного и нефтяного попутного газа осуществляется РАО "Газ-

пром",  АО  "Норильскгазпром",  АО  "Якутгазпром"  и  нефтедобывающими  предприятиями. РАО "Газпром" обеспечивает производство и транспортировку газа в объеме  около  94%,  поставляемого  российским  потребителям,  расположенным  в зоне единой системы газоснабжения.

Информация о работе Естественные монополии в экономике России