Государственная финансовая политика Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 14:18, реферат

Краткое описание

Целью финансовой политики, разработанной в современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности общественного производства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы финансовой политики государства
1.1 Содержание и значение финансовой политики
1.2 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Глава 2. Основные направление финансовой политики Кыргызской Республики
2.1 Налогово-бюджетная политика в Кыргызской Республике
2.2 Инвестиционная политика как одна из важных частей финансовой политики государства

Глава 3. Среднесрочная перспектива финансовой политики Кыргызской Республики

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Академия Государственного Управления при Президенте Кыргызской Республики.docx

— 55.51 Кб (Скачать файл)

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 гг. отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.

Особенно ярко названные черты проявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями на основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых отраслевыми органами управления к конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей из прибыли (платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.) не смогло изменить систему изъятия в целом - она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обоснованно определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.

 

2.2 Инвестиционная политика как  одна из важных частей финансовой  политики государства

 

Учитывая социальные проблемы, государственная инвестиционная политика направлена, в первую очередь, на сокращение бедности и улучшение качества предоставляемых социальных услуг. Значительные средства направляются на борьбу с такими социальными проблемами, как бедность и безработица. На наш взгляд, сложившиеся в республике экономические условия не дают пока реальных возможностей для быстрого накопления сбережений и мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов. В этой связи большое значение для подъема экономики и расширения на этой основе финансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных инвестиций. Они могут осуществляться в различных формах. Мировой опыт доказывает огромную действенность прямых иностранных инвестиций. Инвестиционная ситуация в Кыргызской Республике" 2009г.

К числу основных механизмов реализации инвестиционной политики относится создание благоприятного инвестиционного климата. В экономической литературе принято следующее определение этого понятия "инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, социальных и юридических факторов, максимально благоприятствующих инвестиционному процессу, равные для отечественных и иностранных инвесторов, одинаковые по привлекательности условия для вложения капиталов в национальную экономику". То есть в понятие инвестиционного климата входит ряд составляющих, таких, как политическая стабильность, предсказуемость внутренней политики, стабильность законодательства, макроэкономическая стабильность, развитая инфраструктура, развитая законодательная и судебная система, присутствие в стране международных финансовых организаций, иностранных коммерческих банков и консалтинговых фирм и т.д. Каждая из этих составляющих инвестиционного климата представляет собой довольно трудную задачу, требующую неотложного решения.

Основным по важности вопросом для иностранных инвесторов является полнота и стабильность законодательства. В частности, принципиально важными для инвестора, требующими отражения в законодательстве аспектами, являются

- Предоставление  государственных гарантий по  защите интересов инвесторов.

- Свобода  репатриации регистрации предприятий.

- Свободный  доступ иностранных предприятий  к приватизации объектов, возможность  приобретения земли и недвижимости.

- Формирование  рыночной системы ценообразования.

- Свобода  предпринимательской деятельности.

- Предоставление  льгот и преференций инвесторам  для реализации инвестиционных  проектов в приоритетных секторах  экономики.

Из вышеуказанного следует, что привлекательность инвестиций во многом зависит от политических и экономических факторов.

Они включают политическую стабильность, законодательство, участие в двух - и многосторонних межгосударственных соглашениях, общее состояние экономики, положение в налоговой, валютной и кредитной системах принимающей страны, таможенный режим, стоимость рабочей силы, условия для репатриации прибыли, наличие гарантий против национализации, характер процедуры регистрации и т.д.

Инвестиционное законодательство является ключевым фактором, определяющим инвестиционный климат в государстве. Одной из его целей является исключение всех сомнений в надежности защиты интересов инвесторов. Государство может на долгий срок потерять доверие потенциальных инвесторов, если будет допускать ошибки при разработке инвестиционного законодательства.

Итак, инвестиционный климат и инвестиционный риск тесно взаимосвязаны. Чем благоприятнее инвестиционный климат, тем ниже инвестиционный риск. И наоборот, чем хуже инвестиционный климат, тем больше инвестиционный риск.

В Кыргызстане главным документом, регулирующим отношения, связанные с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, как уже отмечалось, является Закон Кыргызской Республики "Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республики".

На сегодняшний день законодательством КР иностранным инвесторам предоставлены следующие права

- на участие  в приватизации;

- на приобретение  недвижимости и право пользования  землей, природными ресурсами на  основании договора аренды;

- право на  производство расчетов в иностранной  валюте и реинвестирование валюты  в КР;

- на привлечение  финансовых средств в виде кредитов, выпуск ценных бумаг, займов;

- на репатриацию  капитала и беспрепятственный  вывоз прибыли;

- на приобретение  акций и других ценных бумаг;

- на обращение  при разрешении споров, связанных  с инвестиционной деятельностью, в соответствии с действующим  в КР законодательством в суды любого уровня или по договоренности сторон.

Потенциально Кыргызстан может стать одной из ведущих стран приложения прямых инвестиций. Его природные ресурсы предоставляют возможности для эксплуатации минеральных богатств, особенно месторождений золота, развитие гидроэнергетики и экспорта электроэнергии, разведки и эксплуатации месторождений нефти и газа, развития туризма и далее увеличения объема продукции, и диверсификации аграрного комплекса. Высокий уровень образованности населения и сравнительно развитая инфраструктура создают условия для использования возможности увеличения объемов производства в отраслях обрабатывающей промышленности и сферы услуг.

Использование этих возможностей роста потребует существенных инвестиций в модернизацию промышленности инфраструктуры Кыргызстана.

 

 

Глава 3. Среднесрочная перспектива финансовой политики Кыргызской Республики

 

Важным фактором дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов и лавинообразного роста бюджетного дефицита бывшего Союза явилась финансовая система. Консерватизм ее структур, их ориентированность на административно-командные рычаги управления экономикой не позволяли оперативно маневрировать финансовыми ресурсами в усложнившихся условиях. Сложившиеся еще в 30-е годы и лишь внешне подновленные в последующий период принципы организации финансовых отношений во всех звеньях народного хозяйства пришли в явное противоречие с задачами, выдвинутыми эпохой радикальных преобразований.

Программа перевода экономики страны на рельсы рыночного хозяйства требовала коренных изменений во всем финансовом механизме, реформирования всех его структур.

Осуществлялась налоговая реформа, направленная на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов бюджета. Совершенствование налоговой системы продолжается и по сей день. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффективных налогов, расширения налоговой базы путем отмены ряда налоговых льгот, увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов, постепенного перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц. Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление контроля за соблюдением налогового законодательства. Центр экономических и социальных реформ при Минфине КР.

В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма - усилить его воздействие на эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.

Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Нарастание инфляционных процессов существенно снижает жизненный уровень населения, ведет к обострению социальной напряженности.

Крайне отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. Стремление к равновесию бюджетных доводов и расходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня одна из главных задач. Только при ее решении можно проводить целенаправленную финансовую политику. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого и иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджетных расходов с доходами.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:

1) бюджетный  дефицит - зло, но еще большим злом  для экономики и финансов страны  является мнимое его устранение  путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо "лечения" экономики ее болезнь переходит  в скрытые формы, бороться с  которыми гораздо труднее;

2) баланс  бюджета и даже превышение  бюджетных доходов над расходами  не следует рассматривать в  качестве неотъемлемой черты  здоровой, динамично развивающейся  экономики. Мировой опыт убедительно  показывает, что на отдельных  этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;

3) величина  бюджетного дефицита, о чем свидетельствует  мировой опыт, не должна превышать  предельно допустимого размера. Наличие дефицита, превышающего  предельно допустимые размеры, требует  осуществления таких мер, которые  привели бы к его быстрейшему  сокращению;

4) для покрытия  бюджетного дефицита могут использоваться  разнообразные формы государственного  кредита (как внутреннего, так и  внешнего). Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной  потребностями товарооборота, должна  расцениваться как мера, грубо  нарушающая законы денежного  обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только  на заемной основе путем размещения  на финансовом рынке государственных  ценных бумаг;

5) для преодоления  бюджетного дефицита необходимо "лечение" самой экономики, ибо  без обеспечения динамизма в  ее развитии и реально ощутимой  эффективности невозможно добиться  финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые  меры ни применялись при этом.

Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им. Отсюда неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в короткий срок во что бы то ни стало добиться равновесия между доходами и расходами бюджета, ликвидировать проблему незакрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.

В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, (стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов. Сюда относятся:

Информация о работе Государственная финансовая политика Кыргызской Республики