Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:26, доклад

Краткое описание

До 1930 г. финансовая политика Советского Союза имела ряд особенностей. Она формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса и В. И. Ленина. В марксистсколенинской теории о сущности социалистического государства предопределялся главный принцип финансовой политики социалистического государства — концентрация финансовых ресурсов в руках государства. Финансовые ресурсы нужны были для финансирования мероприятий индустриализации, строительства предприятий оборонной промышленности. Финансовая политика учитывала происходящие преобразования в сельском хозяйстве. Колхозный строй — новый общественный строй в деревне, а каждый общественный строй, по выражению В. И. Ленина, возникает лишь при финансовой поддержке определенного класса.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая политика.docx

— 19.52 Кб (Скачать файл)

Финансовая политика, проводимая Советским  государством в течение длительного  времени, направленная на ускоренное развитие военно-промышленного комплекса, космоса  и топливно-энергетического комплекса

 

До 1930 г. финансовая политика Советского Союза имела ряд особенностей. Она формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса и В. И. Ленина. В марксистсколенинской теории о сущности социалистического государства предопределялся главный принцип финансовой политики социалистического государства — концентрация финансовых ресурсов в руках государства. Финансовые ресурсы нужны были для финансирования мероприятий индустриализации, строительства предприятий оборонной промышленности. Финансовая политика учитывала происходящие преобразования в сельском хозяйстве. Колхозный строй — новый общественный строй в деревне, а каждый общественный строй, по выражению В. И. Ленина, возникает лишь при финансовой поддержке определенного класса.

Для целей развития экономики в  СССР были созданы три основных общегосударственных  фонда денежных средств и, следовательно, три группы финансовых отношений, связанных  с их формированием и использованием. Основным общегосударственным фондом финансовых ресурсов был государственный  бюджет, а главным источником поступлений  средств в бюджет — налоги. Ставки налогов были дифференцированы. Дифференциация ставок налога была принята с учетом укрепления позиций социалистического сектора экономики (пониженные ставки для государственных и кооперативных организаций).

Вторым по значению общегосударственным  фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и  личного страхования. Он формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. В 19201930е гг. обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, в том числе и государственных предприятий. На добровольных принципах страховались имущество, здоровье и жизнь граждан.

Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального  страхования. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций  и отдельных лиц, использующих наемную  рабочую силу.

Государственная финансовая политика того периода обеспечила выполнение поставленных государством задач по досрочному выполнению первого плана  развития экономики (19281932 гг.) и упрочению  государственного и кооперативного секторов.

Уже в 1930 г. в промышленности государственный  сектор становится господствующим. На государственных предприятиях производилось 94,4% валовой продукции1. Главными производителями сельскохозяйственной продукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.

В1930 г. на долю государственного сектора в розничной торговле приходилось 22,3%, потребительской кооперации — 65,7, частного сектора — 5,5%2. В 1931 г. потребительская кооперация в розничном товарообороте занимала 69,9%.

В 1930-1931 гг. в Советском Союзе была проведена налоговая реформа, в результате которой было сокращено количество налогов, упрощены'методика их расчета и порядок перечисления средств в бюджет. Был введен налог с оборота, который заменил 53 ранее действовавших платежа. Налог с оборота был очень удобным для государства и плательщиков. Он просуществовал вплоть до 1992 г. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и вносился в государственный бюджет по мере реализации товаров. Поэтому он обеспечивал регулярное и устойчивое поступление денежных ресурсов в бюджет для финансирования расходов государства. Доля налога с оборота в общем объеме доходов государственного бюджета составляла: в 1940 г. — 58,7%, в 1950 г. — 55,8, в 1960 г. — 40,7, в 1980 г. — 40,1, в 1990 г. — 26,0%.

Вторым по величине источником доходов  бюджетов всех уровней стали отчисления от прибыли. Они составили в доходах  бюджета: в 1940 г. — 12%, в 1960 г. — 24,2, в 1980 г. — 49,5, в 1990 г. —26,1%.

Был установлен следующий  порядок распределения прибыли. В результате распределения прибыли  на предприятии оставалось 28% полученной прибыли, из них 12% предприятие направляло на капитальные вложения, 5% — в  поощрительные фонды и 3% — на другие цели; 72% прибыли вносилось  в бюджет. Сохранялся сельскохозяйственный налог на предприятия сельского  хозяйства (колхозы и совхозы).

Такая финансовая политика организации финансов позволила  государству успешно выполнить  задачи пятилетних планов, бесперебойно финансировать производственный и  социальный сектор экономики, обеспечить победу в Великой Отечественной  войне 19411945 гг. В 1960 г. страна по уровню развития промышленности становится одной  из крупнейших индустриальных держав мира.

Объявленная в 1965 г. правительством Советского Союза хозяйственная  реформа вводила новую систему  распределения и использования  прибыли с целью повышения  заинтересованности работающих на предприятиях. В основу реформы (она называлась экономической) были положены следующие принципы:

усиление принципа хозрасчета предприятия, повышение  заинтересованности работников в результатах  работы, в связи с чем были повышены размеры поощрения работников за рост прибыли и рентабельности;

расширение прав предприятий  в расходовании средств за счет прибыли  и амортизационных отчислений на мероприятия по совершенствованию  производства и внедрению новой  техники;

введение платы  за пользование производственными  фондами, предоставляемыми государством предприятию;

повышение ответственности  за сохранность собственных оборотных  средств.

Реформа дала определенные положительные  финансовые результаты.

В 1990 г. была провозглашена  новая цель экономической реформы  — переход к регулируемой рыночной экономике. Она предполагала сочетание  плана и рынка и была закреплена в постановлении Верховного Совета СССР "О концепции перехода к  регулируемой рыночной экономике в  СССР" (июнь 1990 г.). Начать переход было намечено с 1991 г., по окончании 12й пятилетки.

Однако цель новой  экономической реформы, предусматривавшей  переход в СССР к регулируемому  рынку, не была достигнута. 8 декабря 1991 г. руководители трех союзных республик  — РСФСР, Украины, Белоруссии — втайне от Верховного Совета СССР и народов  страны в Беловежской пуще приняли  соглашение о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в АлмаАте представители 11 республик поддержали "Беловежское соглашение" о создании СНГ и роспуске СССР. 26 декабря 1991 г. Верховный Совет СССР решением одной палаты (Совета Союза) самоликвидировался. Союзные республики стали суверенными республиками.

 

Противоречия экономической жизни. К концу 80-х гг. советская экономика  оказалась в состоянии кризиса. Концепция ускорения, принятая как  основа экономического развития в 1985 г., выявила свою несостоятельность. Сориентированная на ускорение развития машиностроения, она еще больше, чем прежде, ослабила производство потребительских товаров, усилила инфляционные процессы. 6 отличие  от традиционных кризисов, свойственных рыночной экономике капитализма, кризис советской экономики сочетал  в себе не только снижение темпов прироста по показателям, традиционно считавшихся  важнейшими, но и начавшееся уменьшение объемов производства. К этому  добавились инфляционные тенденции  и дефицит как на оптовом, так и на потребительском рынке. Более сложной и противоречивой ситуации, чем эта, в экономической истории XX в. не наблюдалось.

Экономика командно-бюрократической  системы кризисна по своему существу. Но в 30—40-е гг. она могла развиваться за счет использования массового принудительного труда в ГУЛАГе, строившего заводы и гидростанции, дороги и рудники, за счет под-Держания жизни миллионов людей в условиях полунищенского существования, ограбления деревни и-, конечно, с помощью подлинного энтузиазма людей, не сознававших всей правды о существующем политическом режиме. Если экономика держалась в 60—70-е гг., то это прежде всего потому, что шла торговля с Западом невосполняемыми природными ресурсами, главным образом нефтью. Положение осложнялось тем, что многие десятилетия экономика СССР развивалась с подавляющим преобладанием добывающих и перерабатывающих отраслей индустрии при совершенно недостаточном производстве предметов потребления. Свою крайне отрицательную роль сыграла и сверхмилитаризация экономики. Экспорт же оружия в слаборазвитые страны увеличивал их долг нашей стране, который они не в состоянии полностью оплатить. Необходима была глубокая структурная перестройка экономики.

 Не проводилось  серьезной, научно обоснованной  финансовой политики. Миллиардные  средства расходовались на содержание  бюрократического аппарата, многочисленные  капитальные вложения омертвлялись  в тысячах незавершенных строек, практически неконтролируемой стала денежная эмиссия и т. д. Над всем этим отсутствовал твердый контроль. Принятые в 1985—1989 гг. законы (о госпредприятии, кооперации) были крайне непоследовательны и не вырвали экономику из рук бюрократии. Более того — усиливали ее бесконтрольность.

 Разложение такой системы  ослабило традиционные рычаги  руководства экономикой, а новых  экономических рычагов создано  не было. В свою очередь, усиливались  кризисные явления — падение  производственной дисциплины, рост  расхлябанности, невыполнение договорных обязательств, отказ от уже заключенных контрактов, рост числа убыточных предприятий и т. п. Все это еще более усиливало разбалансированность народного хозяйства.

 Правительство СССР весной 1989 г. попросило полтора года для  осуществления программы стабилизации  экономики и разработки глубокой  экономической реформы. Задача была трудной: необходимо одновременно сократить бюджетный дефицит и попытаться выполнить многочисленные социальные программы (повысить пенсии и социальные пособия, заработную плату ряду категорий трудящихся, найти средства для финансирования экологических программ), изыскать возможности насытить потребительский рынок товарами, приостановить неконтролируемый рост денежной эмиссии, увеличить капиталовложения в сельское хозяйство.

 Довольно быстро выявилось,  что осуществить все эти планы  одновременно невозможно. О выполнении  очередной, 12-й пятилетки уже не  говорили.

 Все острее ощущалась нехватка  товаров, пустели полки магазинов,  снижался покупательский вес  рубля. 

 Правительство пыталось предпринять  шаги, чтобы избежать нежелательных  последствий. Однако его попытки  наложить ограничения на рост  заработной платы в ряде отраслей  промышленности натолкнулись на  явное и скрытое сопротивление  производственников. При усиливающихся  инфляционных тенденциях деньги  теряли свой вес. Появилось  массовое стремление реализовать  их, превратить в предметы потребления.  Нарастал ажиотажный спрос на  товары прежде всего долговременного пользования: телевизоры, холодильники, мебель, автомобили и т. п. Установленная государственная цена не отражала в этих условиях цену, которую готов был выплатить потребитель. Определяющей становилась цена «черного рынка». В обществе в целом стала нарастать напряженность, которую усиливали постоянно повторяющиеся кризисы отдельных товаров: «сахарный кризис», нехватка моющих средств (лето 1989 г.), «чайный кризис» (осень того же года), «табачный кризис» (лето 1990 г.)... Правительство находилось под огнем критики. На митингах и демонстрациях раздавались требования о его отставке.

 Лето 1989 г. останется в истории как период, когда в нашей стране началась волна многотысячного забастовочного движения. Эта волна была неожиданной для многих, а отношение к ней у разных людей колебалось от сочувствия к забастовщикам до полного неприятия методов их борьбы.


Информация о работе Финансовая политика