Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Промышленность РТИ является одной из ведущих подотраслей нефтехимии и характеризуется огромным набором самостоятельных производств, разнообразием ассортимента продукции, значительным удельным весом мелкосерийного производства. Ассортимент РТИ насчитывает около 100 тысяч наименований. РТИ находят широкое применение на транспорте для комплектации и эксплуатации автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной техники, самолетов, в изделиях бытового назначения, и т.д. Подробнее рассмотрим все, что касается автомобилей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ предприятия ОАО «БРТ» 6
Краткая характеристика предприятия 6
Организационная структура предприятия 8
Анализ внешней и внутренней среды предприятия 9
Анализ технико-экономических показателей работы
предприятия ОАО «БРТ» 22
Глава 2. Анализ рентабельности предприятия 34
2.1 Теоретический аспект проблемы 34
2.2 Анализ основных показателей рентабельности
предприятия 40
2.3 Факторный анализ рентабельности 47
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию и улучшению работы предприятия 53
Заключение 57
Список используемой литературы 58

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ рентабельности предприятия.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

 

Результаты вычислений в таблице позволяют сделать вывод о том, что выручка на 1 руб. себестоимости возросла с 1,0620 до 1,0767 раз, а доля оборотных активов в формировании оборотных активов за текущий период возросла с 0,4436 до 0,4629 раз. Это связано, с одной стороны, с тем, что снизилась доля внеоборотных активов в результате постепенного выбытия основных средств, увеличения суммы начисленного износа и низкого обновления оборудования. Это связано с изменением абсолютной оценки оборотных активов в результате инфляции или изменением остатков запасов на складе.

Динамика показателя доли запасов в формировании оборотных активов свидетельствует о том, что происходит снижение этой доли с 0,6669 до 0,6501, т.е. происходит снижение оборотного капитала в запасах, что можно расценивать как положительную тенденцию повышения качества управления структурой оборотного капитала и общей эффективности производства.

Четвертый показатель четырехфакторной модели – оборачиваемость запасов – показывает, сколько оборотов в течение отчетного года запасы совершают а процессе производства и продажи товаров. Например, чем больше этот показатель, тем лучше для предприятия, так как он свидетельствует об эффективности использования оборотного капитала. Запасы в данном случае составляют более 65% общей суммы оборотного капитала, и оборачиваемость запасов выросла с 7,1754 оборотов в предыдущем периоде до 7,5645 в текущем периоде.

Чтобы более подробно оценить влияние каждого отдельного фактора на рентабельность активов предприятия, проводят факторный анализ, результаты которого представлены в заключительной части приведенной выше таблицы. Полученные данные можно прокомментировать следующим образом.

Основным фактором, который повлиял на рентабельность активов, был ценовой фактор – доля выручки на 1 руб. себестоимости, в результате рентабельность активов увеличилась на 3,13%. Изменение доли запасов в формировании оборотных активов оказало отрицательное влияние на рентабельность активов и составило – 0,41%.

В результате проведенного анализа, следует подчеркнуть, что большое влияние на эффективность производства оказывают внешние факторы: курс валюты, инфляция и т.д. Администрация предприятия не в силах влиять на изменение внешних факторов, и следует максимально использовать внутренние резервы, такие как оптимизация структуры активов, рост оборачиваемости активов и т.д. Полный анализ влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности  активов предприятия способствует предотвращению влияния негативных тенденций на будущее, наиболее полно использовать выявленные резервы.

 

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию и улучшению работы предприятия

 

Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности производства, эффективности функционирования предприятий отрасли. Рентабельность производства как раз соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств - основных фондов и оборотных средств, с помощью которых она получена. Эти использованные в производстве средства для получения известной прибыли являются как бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем меньше затребованных средств при той же величине полученной прибыли, тем, разумеется, эффективнее производство, а предприятие функционирует с большим эффектом. Все изложенное верно при отсутствии фиксированной рентабельности, утверждаемой в ряде регионов для поддержания определенного уровня цены. Со временем этого не должно быть.

Рентабельность производства в самом общем виде в отраслевой экономике определяют как:

где Р - рентабельность, %

П - сумма прибыли, руб.

ОФ - стоимость основных фондов, руб.

ОС - стоимость оборотных средств, руб.

Период функционирования  предприятия может быть разным - месяц, квартал, год, а посему стоимость основных фондов и оборотных средств исчисляют в среднем значении. Рентабельность производства можно вообще определить в любом диапазоне времени, в любой период целевого функционирования, чтобы знать эффективность проведенных производственных операций. Как правило, при стабильном функционировании она исчисляется за квартал и за год.

В отраслевой экономике различают рентабельность производства общую и расчетную. Общая рентабельность практически совпадает с ранее определенной рентабельностью:

Прибыль принимается в виде общей, балансовой суммы, а стоимость оборотных средств определялась до нормируемой ее части, что неверно. Надо принимать в расчет всю использованную стоимость оборотных средств - собственных и заемных.

Расчетная рентабельность как показатель эффективности потеряла смысл и по существу не имеет какого-либо практического значения. Он может только характеризовать, какой ценой, размерами каких средств получена прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Гораздо больший интерес представляет показатель рентабельности продукции, исчисленный как отношение прибыли к полной себестоимости продукции:

где Ри - рентабельность продукции, %

П - прибыль от реализации продукции, руб.

Сп - полная себестоимость продукции, руб.

Если изделие одно, то формула принимает вид:

где Ц - цена единицы изделия

Сп - полная себестоимость единицы данного изделия.

А рентабельность всей реализованной (произведенной) продукции исчисляется как отношение всей полученной прибыли от реализации продукции к  полной себестоимости реализованной продукции.

Этот показатель очень важен для принятия текущих и стратегических решений. Указанный показатель в ходе анализа показывает рентабельность или убыточность производимой продукции, степень их рентабельности и убыточности. В рынке, где цель предпринимательской деятельности - получение максимума прибыли, предприятие после такого анализа должно принять соответствующее решение - избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и, наоборот, увеличить высокорентабельные виды продукции. Если же отрасль дотационная или отдельные изделия дотируются, то следует сделать определенные корректировки.

Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности её, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значит улучшить Финансовое, социально-экономическое положение предприятия отрасли.

Как видно из общей формулы рентабельности производства

факторами роста её будут:

1. Величина прибыли 

2. Стоимость и эффективность  использования основных фондов.

3. Стоимость и эффективность  использования оборотных средств

Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования отрасли. И наоборот.

Таким образом, из факторов рентабельности производства следуют и основные пути её повышения.

В отраслевой экономике к наиболее обобщающим путям повышения рентабельности производства относятся следующие.

1. Все пути, повышающие сумму прибыли.

2. Все пути, улучшающие эффективность  использования основных фондов.

3. Все пути, улучшающие эффективность  использования оборотных средств.

 

Заключение

 

ОАО «Балаковорезинотехника» является стабильным предприятием, которое пережило и перестройку, и приватизацию. Я считаю, что при правильной политике правления все финансовые и производственные трудности в скором времени будут решены. Вложение дополнительного капитала, внедрение новых производств – все ведет к расширению выпускаемой продукции, а следовательно и к увеличению товарооборота.

Современное производство немыслимо без нововведений. Параллельно на БРТ идет процесс модернизации производства, реконструкции действующего оборудования. Ежегодно покупать новые линии за рубежом слишком дорого даже для такого сильного предприятия. По плану, разработанному руководством и техническим персоналом ОАО (он рассчитан до 2012 года), предусматривается ежегодные вложения порядка 60 млн рублей в реконструкцию производства.

Ведь на БРТ помимо мощного производства налажена стабильная работа над повышением технических характеристик изделий, качества производимой продукции. Свидетельство тому - сертификаты соответствия международному стандарту ИСО-9001, многочисленные призы, полученные в Испании, Франции, США. Сейчас БРТ готовится к сертификации по стандарту Евро-4, открывающему путь на европейский рынок.

Поэтому завоевание нового рынка сбыта, повышение конкурентоспособности предприятия – это самые главные задачи деятельности ОАО «БРТ» на ближайшие 3 года.

Предприятие постоянно работает над качеством и безопасностью продукции, гибко реагирует на постоянно ужесточающиеся требования потребителей.

Обеспечить высокое качество позволяет применение современных технологий, высокая квалификация и многолетний опыт специалистов предприятия, оборудование известных зарубежных фирм.

Список используемой литературы

 

 

  1. Абрютина М.С. Экономика предприятия. М.: Дело и Сервис,2004.
  2. Анализ рентабельности продукции, работ, услуг: учеб. Пособ/ Ю.И. Брынских. Екатеринбург : ГОУ УГТУ-УПИ, 2002.
  3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учебник / В.И. Стражев, Л.А. Богдановская , О.Ф. Мигун и др.; Минск: высшая школа, 2003.
  4. Денисов А.Ю., Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Дело и Сервис, 2002.
  5. Ефимова О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. 2-е изд. М. : Бухгалтерский учет, 2001.
  6. Савицкая  Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник . М.: Юрайт ,2003.  
  7.      Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд. — Мн.: ИП «Экоперспектива»; «Новое знание», 1999. — 498 с.
  8.      Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др.; Под ред. Проф. В.А.Швандара. — М.: ЮНИТИ-дана , 2000. — 487 с.
  9.      Управление качеством: Учебник для вузов С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.— 199 с.
  10.     Шим Д.К. и Сигел Д.С. Методы управления стоимостью и анализа затрат. — М.: изд. Дом «Филинъ», 1996г.
  11.    Экспертные оценки затрат на качество. С. Мищенко, С. Пономарев, Б. Герасимов, О. Пономарева. Стандарты и качество, М27-8, 2001г.

 

 

 

 


 



Информация о работе Анализ рентабельности предприятия