Анализ и оценка показателей финансовой устойчивости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является определение теоретического обоснования экономического содержания финансовой устойчивости организации, рассмотрение методики текущего ее анализа, обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений и практическое применение анализа для определения финансовой устойчивости, разработки мероприятий по ее усовершенствованию на конкретном примере ОАО «Московская книга».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теорию и практику анализа финансовой устойчивости;
- провести анализ финансового состояния организации и определить тип финансовой устойчивости;
- разработать мероприятия по усовершенствованию арендных услуг

Содержание

Введение.................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы анализа финансовой устойчивости................ 5
Роль финансовой отчетности в анализе финансовой устойчивости предприятия...................................................................................................... 5
Понятие финансовой устойчивости и факторы, влияющие на неё............. 7
Информационная база анализа финансовой устойчивости предприятия.................................................................................................... 12
Методика анализа финансовой устойчивости............................................. 14
Глава 2. Анализ финансовой устойчивости организации на примере
ОАО «Московская книга»................................................................... 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации................. 27
2.2 Анализ финансового положения ОАО «Московская книга»..................... 31
2.3 Анализ финансовой устойчивости организации......................................... 35
2.4 Диагностика банкротства организации........................................................ 62
Глава 3. Мероприятия по обеспечению финансовой устойчивости предприятия.......................................................................................................... 64
3.1 Оценка деловой активности организации.................................................... 64
3.2 Основные перспективы, направленные на развитие ОАО «Московская книга».............................................................................................................. 71
Заключение........................................................................................................... 77
Список использованной литературы..........................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 676.17 Кб (Скачать файл)

Деловая активность предприятия  в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Коэффициенты деловой  активности позволяют проанализировать, на сколько эффективно предприятие использует свои средства. Коэффициенты могут выражаться в днях, а также в количестве оборотов того либо иного ресурса предприятия за анализируемый период.

Показатели оборачиваемости

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности

                                                          

Показывает среднее время, требуемое для взыскания задолженности. Чем больше это число, тем быстрее  дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а следовательно повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Низкое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях со взысканием средств по счетам дебиторов.

Период оборота  дебиторской задолженности

                                                 

Аналогичный показатель, но выраженный в днях. Показывает сколько в среднем требуется времени для превращения продаж в денежные поступления. Как правило, чем меньше этот показатель, тем лучше.

Коэффициент оборачиваемости  запасов

                                                                                        

Отражает скорость реализации запасов. С одной стороны, чем  выше этот показатель, тем эффективнее  используются ресурсы компании. С  другой стороны, высокая оборачиваемость  запасов повышает требования к стабильности поставок материалов и товаров и  может сказаться на устойчивости бизнеса.

Период оборота запасов

                                                                               

 

Тот же показатель, выраженный в днях.

 Коэффициент оборачиваемости активов

                                                                       

Характеризует эффективность  использования компанией всех имеющихся  в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Данный коэффициент показывает сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения. Его значения сильно варьируются в зависимости от отрасли.

 Коэффициент оборачиваемости постоянных активов

                                                         

Показатель, также, известен как «фондоотдача». Этот коэффициент  характеризует эффективность использования  предприятием имеющихся в распоряжении основных средств. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно предприятие использует основные средства. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений. Однако, значения данного коэффициента сильно отличаются друг от друга в различных отраслях. Также значение данного коэффициента сильно зависит от способов начисления амортизации и практики оценки стоимости активов. Таким образом может сложиться ситуация, что показатель оборачиваемости основных средств будет выше на предприятии, которое имеет изношенные основные средства.

Коэффициент оборачиваемости  оборотного капитала

                                                                 

Показывает насколько  эффективно компания использует инвестиции в оборотный капитал и как это влияет на продажи. Чем выше значение этого

коэффициента, тем более  эффективно используется предприятием чистый оборотный капитал.

 

Чистый операционный цикл

Показатели RT и IT в данной формуле используются в варианте расчета в днях. Отражает тот период в днях, на который финансируется  оборотный капитал. Чем больше этот период, тем больше риски ликвидности.

Расчет  показателей деловой активности (оборачиваемости)

В таблице № 3.1 рассчитаны показатели оборачиваемости ряда активов, характеризующие скорость возврата авансированных на осуществление предпринимательской деятельности денежных средств, а также показатель оборачиваемости кредиторской задолженности при расчетах с поставщиками и подрядчиками.

 

 

Таблица 3.1

Расчет показателей оборачиваемости

Показатель оборачиваемости

Значение в  днях

Коэфф. 
2008 г. 

Коэфф. 
2010 г.

Изменение, дн.  
(гр.4 - гр.2)

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1

2

3

4

5

6

7

Оборачиваемость оборотных  средств (отношение средней величины оборотных активов к среднедневной  выручке*; нормальное значение для данной отрасли: не более 246 дн.)

1153

249

223

0,35

1,64

-930

Оборачиваемость запасов 

(отношение средней стоимости  запасов к среднедневной выручке;  нормальное значение для данной  отрасли: 58 и менее дн.)

0

2

2

-

182,5

+2

Оборачиваемость дебиторской  задолженности (отношение средней величины дебиторской задолженности к среднедневной выручке; нормальное значение для данной отрасли: 110 и менее дн.)

151

223

   143

2,42

2,6

-8

Оборачиваемость кредиторской задолженности (отношение средней величины кредиторской задолжен-ности к среднедневной выручке; )

109

56

71

3,34

5,2

-39

Оборачиваемость активов (отношение средней стоимости активов к среднедневной выручке)

1219

3090

3685

0,3

0,01

35284

Оборачиваемость собственного капитала (отношение средней величины собственного капитала к среднедневной  выручке)

1106

1042

1520

0,33

0,24

+414


 

* Приведен расчет показателя  в днях. Значение коэффициента  равно отношению 365 к значению  показателя в днях.

 

3.2 Основные перспективы, направленные на развитие ОАО «Московская  книга»

При любом общественном устройстве особое место в системе общественных отношений занимает «недвижимое  имущество», с функционированием  которого так или иначе связаны  жизнь и деятельность людей во всех сферах бизнеса, управления и организации.

Понятие «недвижимое имущество» впервые сформулировано в римском  праве в связи с введением  в гражданский оборот земельных  участков и других природных объектов, и в настоящее время оно  стало общепринятым во всех странах  мира. С переходом к рыночной экономике  установилось множество форм собственности  на недвижимое имущество: частная, государственная, муниципальная. Недвижимость включена в систему рыночного оборота  путем совершения с ней таких  сделок, как купля-продажа, залог, наследование, доверительное управление, аренда и  другие. 
Причина роста популярности аренды состоит в том, что она представляет собой весьма простую финансовую сделку. Арендатор имеет преимущества низких расходов в денежной форме и многократное забалансовое финансирование. Легкость использования, однако, уравновешивается сложной природой факторов, определяющих решение вопроса, чему следует отдать предпочтение - аренде или покупке. Аренда требует способности хорошо разбираться в налогообложении, бухгалтерском учете и финансах, а также в законодательстве, в вопросах кредитования и управления активами. 
Основное понятие аренды не изменилось со времен самых первых сделок: одна из сторон предлагает в аренду землю, здание, оборудование, словом, все что угодно, другой стороне на определенный период времени. Первая сторона получает доход в форме рентных платежей, а вторая - выгоду от использования имущества по минимальной цене, и кроме того, избегает крупных расходов, которые были бы связаны с приобретением имущества, что позволяет сэкономить деньги для других финансовых нужд. 
Демократизация экономических отношений в современной России началась в 1989г. с интенсивного распространения аренды, удивительные возможности которой для укрепления народного хозяйства, к сожалению, не были использованы в полной мере. Аренда по своей сути затрагивает базисные отношения общества и в своем развитии закономерно ведет к эволюционному изменению социального статуса наемного работника и становлению его как самостоятельного предпринимателя – собственника. Она более полно отвечает требованиям гармоничного сочетания личных, коллективных и общественных интересов и позволяет преодолеть отчуждение работника от средств производства, труда от капитала, исполнительных функций  от  управленческих. Возникновение аренды – естественное следствие реализации права каждого человека на самостоятельную предпринимательскую деятельность. Не случайно во многих странах аренда давно уже получила широкое распространение и считается более предпочтительным способом организации производства даже по сравнению с ведением его на основе частной собственности. Возможность и необходимость широкого распространения аренды недвижимости при многоукладной экономике изначально заложены в самом многообразии видов собственности и форм организации предпринимательства. Мировая практика свидетельствует: на каждом историческом этапе аренда всегда адекватно включалась в господствующие производственные отношения, способствуя более  эффективному использованию накопленного потенциала.

В переводе с латинского аренда означает найм или Договор  на передачу имущества собственником  во владение другому лицу на определенных условиях.

Традиционное определение  аренды, это передача одним лицом (арендодателем) другому лицу (арендатору) – имущества во временное владение или пользование (или только пользование) – за плату. 
Основная форма выражения таких взаимоотношений – Договор. Почему? Потому что речь в данном случае, идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться различные по характеру общественные взаимоотношения.

Целью аренды, является обеспечение  передачи имущества во временное  пользование, при этом пользование  подразумевает извлечение из вещи ее полезных свойств, и самое главное  приобретение плодов и доходов. 
В отличие от чисто юридического определения аренды как договорного, срочного и возмездного владения и пользования имуществом, аренда – это система хозяйствования или организационная форма предпринимательства, выражающая отношения собственности и состояние производственных сил и прежде всего рабочей силы.

Арендные отношения реализуются  с помощью разнообразных рычагов  и инструментов, но наиболее существенное значение имеют две экономические  формы: арендная плата и арендный доход.

С помощью аренды соединяются  два важнейших фактора производства: труд (предпринимательские способности) и капитал, которые в совокупности обеспечивают, с одной стороны, участие  арендаторов в формировании муниципального и федерального бюджетов и социальных фондов, а с другой, - расширенное  воспроизводство в самих арендных подразделениях и удовлетворение потребительского спроса. Двойственность социально-экономического статуса арендаторов как непосредственных исполнителей (работников) и как  самостоятельных предпринимателей объективно заинтересовывает их не только в улучшении личного потребления, но и в осуществлении накоплений для расширения производства или  его модернизации – прироста совместной собственности. 
Основу экономических взаимосвязей между арендатором и арендодателем образуют арендные платежи, которые отражают отношения владения, пользования, распоряжения и присвоения прав собственности на недвижимое имущество. Право владения арендованным объектом и получение доходов от него в принципе возможно лишь после внесения платы.

Центральным и наиболее важным звеном организации арендных сделок является экономически обоснованный состав и размер арендных платежей. Именно в них заключены единство и  противоречия между собственником  недвижимости, арендатором и обществом. Всякое произвольное увеличение или  уменьшение величины арендной платы  ущемляет интересы предпринимателя  либо наносит ущерб собственнику и государству. Просчеты ведут к  негативным последствиям: к необоснованно  большим доходам одних или  банкротству предпринимателей. Высокая  арендная плата снижает материальные стимулы или даже исключает объекты  из производительного использования. В чем же сущность арендной платы, что она выражает, какова ее природа? Арендная плата – это форма экономических отношений равноправных партнеров (собственника и арендатора) по распределению вновь созданной стоимости в процессе использования арендованного имущества. Она выполняет функции возмещения стоимости объекта недвижимости, накопления, стимулирования трудовой активности, перераспределения доходов и выступает одной из экономических форм реализации права собственности.

Основными видами деятельности Общества являются:

- предоставление  в аренду офисных помещений  и мест для парковки: настоящий  сегмент представлен сдачей в  аренду офисных помещений, включая  оказание арендаторам телекоммуникационных  услуг и иных услуг делового  характера, а также предоставлением  в аренду мест для парковки.

В течение отчетного периода  Обществу удалось сохранить устойчивое конкурентное преимущество и добиться роста основных показателей финансово-хозяйственной деятельности Общества. Благодаря обеспечению сервиса и комфорта высокого уровня и предоставлению широкого комплекса услуг, а также политике Общества, базирующейся на постоянном мониторинге и анализе изменений рыночной ситуации, стремлении максимально уменьшить время реакции на изменения потребностей клиента.

В 2010 году заметно укрепились позитивные изменения в экономике России и началось восстановление рынка недвижимости, которое повлекло повышение уровня спроса на офисные площади и постепенный рост арендных ставок.

В отчетном периоде постоянно  уделялось внимание совершенствованию  и расширению спектра предоставляемых  услуг, как основного конкурентного  преимущества.

В августе 2010 года была запущена новая услуга в офисном сегменте – «Прайм офис», которая заключается в предоставлении арендаторам готовых офисных помещений с дополнительным набором услуг. Основными клиентами «Прайм офиса» являются организации,  желающие открыть дополнительный представительский офис для встреч с партнерами и заключения контрактов в престижном бизнес центре. В числе клиентов также находятся развивающиеся компании, подыскивающие имидж-офис небольшой площади на длительный период времени, и организации, ищущие офис для обслуживания сезонного и проектного бизнесов, в том числе для удобства сотрудничества с крупными компаниями, которые уже арендуют офисные площади в  «Московская книга».

Помимо офисных помещений, для успешного продвижения новой  услуги «Прайм офиса» было спроектировано специализированное пространство для  предоставления дополнительных услуг  арендаторам и организации мероприятий - информационно-сервисная зона Reception. Параллельно с развитием офисной деятельности были отремонтированы и запущены в эксплуатацию новые переговорные комнаты, доступные для пользования как арендаторами «Прайм Офиса», так и остальными клиентами «Московская книга».

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ОАО «Московская книга» являются:

Информация о работе Анализ и оценка показателей финансовой устойчивости предприятия