Анализ и оценка показателей финансовой устойчивости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является определение теоретического обоснования экономического содержания финансовой устойчивости организации, рассмотрение методики текущего ее анализа, обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений и практическое применение анализа для определения финансовой устойчивости, разработки мероприятий по ее усовершенствованию на конкретном примере ОАО «Московская книга».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теорию и практику анализа финансовой устойчивости;
- провести анализ финансового состояния организации и определить тип финансовой устойчивости;
- разработать мероприятия по усовершенствованию арендных услуг

Содержание

Введение.................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы анализа финансовой устойчивости................ 5
Роль финансовой отчетности в анализе финансовой устойчивости предприятия...................................................................................................... 5
Понятие финансовой устойчивости и факторы, влияющие на неё............. 7
Информационная база анализа финансовой устойчивости предприятия.................................................................................................... 12
Методика анализа финансовой устойчивости............................................. 14
Глава 2. Анализ финансовой устойчивости организации на примере
ОАО «Московская книга»................................................................... 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации................. 27
2.2 Анализ финансового положения ОАО «Московская книга»..................... 31
2.3 Анализ финансовой устойчивости организации......................................... 35
2.4 Диагностика банкротства организации........................................................ 62
Глава 3. Мероприятия по обеспечению финансовой устойчивости предприятия.......................................................................................................... 64
3.1 Оценка деловой активности организации.................................................... 64
3.2 Основные перспективы, направленные на развитие ОАО «Московская книга».............................................................................................................. 71
Заключение........................................................................................................... 77
Список использованной литературы..........................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 676.17 Кб (Скачать файл)

Для коэффициента быстрой  ликвидности нормативным значением  является 1. В данном случае его значение составило 0,46. Это свидетельствует  о достаточности у ОАО "Московская книга" ликвидных активов для погашения краткосрочной кредиторской задолженности. Коэффициент быстрой ликвидности укладывался в нормативное значение в течение всего рассматриваемого периода.

Третий из коэффициентов, характеризующий способность организации  погасить всю или часть краткосрочной  задолженности за счет денежных средств  и краткосрочных финансовых вложений, имеет значение, соответствующее  допустимому (1,02). За весь анализируемый период коэффициент вырос на +0,46.

Рис. 2.8 Динамика коэффициентов ликвидности

Анализ соотношения  активов по степени ликвидности  и обязательств по сроку погашения

Все активы фирмы в зависимости  от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, можно условно разделить на несколько  групп.

Таблица 2.6

Анализ соотношения активов  по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения

Активы по степени  ликвидности

На конец отчетно-го периода, тыс. руб.

Прирост за анализ. 
период, %

Норм. соотно-шение

Пассивы по сроку  погашения

На конец отчетного  периода, тыс. руб.

Прирост за анализ. 
период, %

Излишек/ 
недостаток 
платеж. средств 
тыс. руб., 
(гр.2 - гр.6)

1

2

3

4

5

6

7

8

А1. Высоколиквидные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения)

9 810

+105,1

П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.)

9 644

+12,1

+166

А2. Быстрореализ-уемые активы (краткосрочная деб. задолженность)

19 540

-33,5

П2. Средне-срочные обязательства (краткосроч. кредиты и займы)

0

+19 540

А3. Медленно реализуемые  активы (долгосроч. деб. задол. + прочие оборот. активы)

1 137

+6,8

П3. Долгосрочные обязательства

289 531

-21,4

-288 394

А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы)

473 415

+0,3

П4. Постоянные пассивы (собственный капитал)

204 727

+57

+268 688


 

   Из четырех соотношений, характеризующих соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, выполняется два. Организация способна погасить наиболее срочные обязательства за счет высоколиквидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений), которых больше на 1,7%.. В данном случае краткосрочные кредиты и займы отсутствуют.

Анализ  эффективности деятельности ОАО "Московская книга"

Ниже в таблице приведены  основные финансовые результаты деятельности ОАО "Московская книга" в течение  анализируемого периода (с 31 декабря 2007  по 31 декабря 2010  г.).

Таблица 2.7

Обзор результатов  деятельности организации

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

Средне- 
годовая 
величина, тыс. руб.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

тыс. руб.  
(гр.4 - гр.2)

± % 
((4-2) : 2)

1

2

3

4

5

6

7

1. Выручка от продажи  товаров, продукции, работ, услуг

45 493

60 707

49 910

+4 417

+9,7

52 037

2. Расходы по обычным  видам деятельности

18 318

24 937

19 213

+895

+4,9

20 823

3. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2)

27 175

35 770

30 697

+3 522

+13

31 214

4. Прочие доходы

53 022

38 798

110 966

+57 944

+109,3

67 595

5. Прочие расходы

56 066

3 790

103 096

+47 030

+83,9

54 317

6. Прибыль (убыток) от прочих операций  (4-5)

-3 044

35 008

7 870

+10 914

13 278

7. EBIT (прибыль до уплаты  процентов и налогов)

39 798

70 778

56 067

+16 269

+40,9

55 548

8. Изменение налоговых  активов и обязательств, налог  на прибыль и прочее

-17 547

-8 216

-8 216

-8 588

9. Чистая прибыль  (убыток) отчетного периода  (3+6+8)

24 131

53 231

30 351

+6 220

+25,8

35 904

Справочно: Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса   (измен. стр. 470)

2 333

39 962

31 999

     

За анализируемый период (с 31.12.2007 по 31.12.2010 г.) наблюдался рост выручки  на 4 417 тыс. руб. (до 49 910 тыс. руб.).

За последний год значение прибыли от продаж составило 30 697 тыс. руб. За 3 последних года произошло заметное повышение финансового результата от продаж, составившее 3 522 тыс. руб.

Изучая расходы по обычным  видам деятельности, следует отметить, что организация не использовала возможность учитывать общехозяйственные  расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость  производимой продукции (выполняемых  работ, оказываемых услуг). Это и  обусловило отсутствие показателя "Управленческие расходы" за отчетный период в форме  №2.

Ниже на рисунке  2.9 наглядно представлено изменение выручки и прибыли ОАО "Московская книга" в течение всего анализируемого периода.

Рис. 2.9 Изменение выручки и прибыли ОАО "Московская книга" в течение всего анализируемого периода.

В условиях рыночных отношений  велика роль показателей рентабельности продаж. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности компании. Они характеризуют относительную доходность, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Анализ  рентабельности

Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или  доходности).

Одно из определений рентабельности звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия  получать достаточную прибыль на  инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между  суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования  прибыли. В процессе прогнозирования  с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Таким образом, можно сделать  вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия  с различных позиций и систематизируются  в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Рентабельность  производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Рентабельность  Продаж по чистой прибыли (англ. Return on Sales) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.

      Рентабельность Продаж = (чистая  прибыль / объему продаж)

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Рентабельность  по EBIT

       

Отражает прибыльность продаж компании без учета затрат на проценты по кредитам и выплату налога на прибыль.

Рентабельность  продаж по валовой прибыли – показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. При этом в качестве финансового результата в расчете могут использоваться различные показатели прибыли, что обуславливает существование различных вариаций данного показателя. Наиболее широко используются следующие: рентабельность продаж по валовой прибыли (gross profit margin), операционная рентабельность (return on sales, ROS), рентабельность продаж по чистой прибыли (net profit margin).

Рентабельность продаж по валовой прибыли = Валовая прибыль / Выручка

Валовая прибыль представляет собой разницу между двумя  ключевыми показателями "Отчета о прибылях и убытках": выручкой и себестоимостью продаж.

Операционная рентабельность = EBIT / Выручка    

где EBIT – прибыль до вычета процентов и налогов

Рентаб. продаж по чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка  

Для расчета всех приведенных  выше показателей рентабельности достаточно данных, содержащихся во 2-й форме  бухгалтерской отчетности – "Отчете о прибылях и убытках".

Нормальное значение рентабельности продаж определяется отраслевыми и  прочими особенностями работы организации. При одинаковой финансовой эффективности, для организаций с длительным циклом производства, рентабельность продаж будет выше, для "высокооборотных" видов деятельности – ниже. Рентабельность продаж показывает, прибыльная или  убыточная деятельность предприятия, но не дает ответа на вопрос, насколько  выгодны вложения в данное предприятие. Чтобы ответить на этот вопрос, рассчитывают рентабельность активов и капитала (рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестированного капитала).

Таблица 2.8

Расчет показателей рентабельности продаж

Показатели рентабельности

Значения показателя (в %, или в копейках с рубля)

Изменение показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

коп., 
(гр.4 - гр.2)

± % 
((4-2) : 2)

1

2

3

4

5

6

1. Рентабельность продаж по валовой  прибыли (величина прибыли от  продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной  отрасли: 15% и более.с050ф№2:с010ф№2*100

59,7

58,9

61,5

+1,8

+3

2. Рентабельность продаж по EBIT (величина  прибыли от продаж до уплаты  процентов и налогов в каждом  рубле выручки).с140№2:с010ф№2*100

87,5

116,6

112,3

+24,8

+28,4

3. Рентабельность продаж по чистой  прибыли (величина чистой прибыли  в каждом рубле выручки).c190№2:с010ф№2*100

53

87,7

60,8

+7,8

+14,6

Cправочно: 
Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг)

сф№050:с020ф№2*100

148,4

143,4

159,8

+11,4

+7,7

Коэффициент покрытия процентов к  уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: не менее 1,5.

2,5

3,2

+0,7

+26,1

Информация о работе Анализ и оценка показателей финансовой устойчивости предприятия