Анализ денежно- кредитной политики Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – провести анализ деятельности и роли Центрального Банка РФ в денежно-кредитной политике на всем пути становления банковской системы страны. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть сущность и цели денежно-кредитной политики;
- рассмотреть историю развития денежно-кредитной политики;
- обозначить роль Центрального банка в денежно-кредитной политике;
- определить объекты и субъекты денежно-кредитной политики;
- рассмотреть этапы разработки денежно-кредитной политики;
- определить инструменты и методы денежно-кредитной политики;
- провести анализ денежно- кредитной политики Банка России;
- рассмотреть проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
Гл. 1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики……………… 6
Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………. 6
История развития денежно-кредитной политики……………………... 9
1. 3 Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике …………. 21
Гл. 2 Денежно-кредитная политика Банка России………………………… 27
2.1 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………………. 27
2.2 Разработка денежно-кредитной политики…………………………….. 33
2.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России. 36
Гл. 3 Анализ денежно- кредитной политики Банка России……………….. 57
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики в 2013 г. и на период 2014 - 2015 гг……………………………………………………….. 57
3.2 Проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения……….. 68
Заключение……………………………………………………………………. 78
Список литературы………………………………………………………….. 81

Вложенные файлы: 1 файл

Denezhno-kreditnaya_politika_Banka_Rossii_1.doc

— 1,005.00 Кб (Скачать файл)

Первый вариант денежной программы предполагает рост чистого кредита федеральному правительству. Второй и третий вариант - его снижение, за счет планируемого накопления средств на счетах суверенных фондов.

Данные условия определят влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения. Это будет способствовать росту валового кредита банкам в 2013 году в первом и втором вариантах, в 2014 - 2015 годах - по всем вариантам.

Значительное снижение средних мировых цен на нефть в 2013 по первому варианту денежной программы  может привести к уменьшению ЧМР по сравнению с предыдущим годом на 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,2 трлн. рублей, в 2015 году - на 0,7 трлн. рублей. Чтобы обеспечить рост денежной базы, согласно объемам  данного варианта программы, нужно увеличить чистые внутренние активы (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования в 2013 году.

Если цена на нефть будет ниже проектного уровня, то это может привести к повышению уязвимости бюджета к различным шокам. Уровень дефицита федерального бюджета в 2013 году может составить 3 - 4% ВВП. Но, возможность уменьшить в 2014 - 2015 годах   расходы федерального бюджета на величину условно утвержденных расходов, приведет к снижению бюджетного дефицита. Однако, при развитии кризисных ситуаций в глобальной экономике, могут измениться в худшую сторону условия заимствований, как на внутренних, так и на внешних долговых рынках. В результате чего станет невозможным привлечение средства в необходимых объемах на приемлемых условиях. Проект федерального бюджета предусматривает в случае, когда возникнет недостаточность нефтегазовых доходов при цене ниже базовой, использование средств Резервного фонда, чтобы покрыть дефицит бюджета.

Первый вариант программы предполагает, что объем чистого кредита расширенному правительству в 2013 увеличится на 0,5 трлн. рублей, в 2014 на 0,4 трлн. рублей в 2015 году на 0,3 трлн. рублей. Согласно расчетам по программе, при реализации данного сценария в 2013 - 2015 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 - 1,3 трлн. рублей в год за счет активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В этих условиях к концу 2015 года объем валового кредита банкам может составить порядка 60% от объема денежной базы.

Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2013 году 0,8 трлн. рублей, в 2014 году - 0,7 трлн. рублей, а в 2015 году - 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам, в 2013 - 2015 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА с учетом динамики денежной базы.

Исходя из предусматриваемого в соответствии с проектом федерального бюджета сокращения дефицита федерального бюджета в рассматриваемый период и осуществления его финансирования в основном за счет немонетарных источников объем чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2014 годах, по оценке, снизится на 0,6 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году - на 0,8 трлн. рублей.

При этом основным каналом увеличения ЧВА в 2013 - 2015 годах, как и в первом варианте, будет прирост чистого кредита банкам (на 0,6 - 1,4 трлн. рублей в год), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.

В соответствии с третьим вариантом денежной программы, базирующимся на сценарии высоких цен на нефть, прогнозируемое увеличение ЧМР в 2013 году составит 3,2 трлн. рублей, в 2014 году - 3,0 трлн. рублей, в 2015 году - 2,5 трлн. рублей. При этом в соответствии с оцениваемой динамикой денежной базы в указанные годы прогнозируется снижение ЧВА.

Если внешнеэкономическая конъюнктура будет благоприятной, а рост ВВП увеличится, то по этому варианту остатки средств на бюджетных счетах в Банке России могут увеличатся и соответственно будет снижение чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2015 годах на 1,5 - 1,6 трлн. рублей в год. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках. Тогда в 2015 году величина Резервного фонда превысит нормативную величину 7% ВВП.

По этому сценарию в 2013 году можно ожидать, что чистый кредит банкам уменьшится на 0,3 трлн. рублей, в 2014 и 2015 годах - его рост на 0,04 и 0,7 трлн. рублей соответственно.

В зависимости от того как будет развиваться ситуация на внешних рынках, какие решения будет принимать Банк России по валютной и процентной политике, какое соотношение будет складываться между уровнями процентных ставок на внутреннем и внешнем рынках и реализацией бюджетной стратегии Российской Федерации будут определяться основные решения по денежной программе. Следовательно, показатели программы не будут жестко задаваться и в результате изменения экономической конъюнктуры и отклонения фактических значений от исходных условий сценариев  развития экономики их можно корректировать. 

При изменении состояния денежно-кредитной сферы и учитывая возможные риски при реализации денежно-кредитной политики, Банк России, реагируя на изменения, будет применять все виды инструментов, которые есть в его распоряжении.

В курсовой политике выделены две основные задачи на 2013 год и период 2014 - 2015 годов: сократить прямое вмешательство Банка России в механизм   курсообразования  и создать  условия для перехода к режиму

плавающего валютного курса к 2015 году.

Переход к режиму плавающего валютного курса даст возможность Банку России не использовать операционные ориентиры курсовой политики, связанные с уровнями валютного курса.  Однако Банк России не исключает того, что после перехода к данному режиму будет проводить интервенции на внутреннем валютном рынке, объемы  которых  будут  определяться с учетом конъюнктуры денежного рынка.

Банк России продолжит развитие и применение системы инструментов, с помощью которых  в обозначенный период сможет достичь целей денежно-кредитной политики,  учитывая переход к режиму таргетирования инфляции, а также обеспечить финансовую стабильность, бесперебойное функционирование платежной системы Банка России и систему расчетов по операциям с инструментами российского финансового рынка.

Система инструментов продолжит учитывать особенности взаимодействия Банка России с региональными кредитными организациями, характеристики трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и состояние российского финансового рынка.

Банк России сохранит в системе инструментов денежно-кредитной политики - коридор процентных ставок и решит вопрос о его сужении для увеличения активности процентной политики. Для обеспечения краткосрочных ставок межбанковского рынка инструментами Банка России будут депозитные операции и операции рефинансирования (ломбардные кредиты и операции РЕПО) постоянного действия на срок 1 день.  Дополнительными инструментами Банка России станут однодневные сделки валютный своп и сделки своп с драгоценными металлами, которые смогут повысить жесткость верхней границы процентного коридора при возникновении недостатка стандартного обеспечения у кредитных организаций.

Чтобы приблизить краткосрочные процентные ставки денежного рынка к центральной части процентного коридора, будут продолжены осуществления операций на открытом рынке - ломбардные аукционы и аукционы прямого РЕПО, депозитные аукционы - сроком на 1 неделю с установлением лимитов предоставления или изъятия средств на основе сводного прогноза ликвидности банковского сектора.

Формирование списка активов, которые принимаются в виде обеспечения при предоставлении ликвидности, и установление поправочных коэффициентов, будет иметь контрциклический характер, чтобы обеспечить доступность инструментов рефинансирования для кредитных организаций.

Для поддержания финансовой стабильности, будут применяться инструменты рефинансирования на сроки свыше 1 недели. Для того чтобы ограничить влияние этих операций на определенный сегмент кривой рыночных процентных ставок и не допустить изменения сигналов процентной политики, Банк России может рассмотреть возможность перехода к их осуществлению по плавающей ставке. Для решения этого вопроса Банк России может дополнить систему инструментов сделками своп с иностранной валютой и драгоценными металлами на срок до 1 года для увеличения доступа кредитных организаций к рефинансированию на эти сроки.

Предполагаемый рост объемов операций по  рефинансированию планирует изменения в технологии проведений операций РЕПО на срок более 1 дня. В 2013 году возможно у банков появится право на осуществление оперативной замены ценных бумаг, проданные Банку России по сделкам РЕПО, на другие ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России без перезаключения сделки.

Банк России планирует расширение практики предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов под залог как ценных бумаг, которые входят в Ломбардный список Банка России, так и иных активов.

Банк России и в дальнейшем будет использовать нормативы обязательных    резервов     как   инструмент денежно-кредитной политики

,изменяя их в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния ликвидности банковского сектора. Положительный результат использования

механизма усреднения обязательных резервов, дает возможность Банку России рассмотреть  дальнейшее повышение коэффициента усреднения.

Для банка России большое значение имеет сотрудничество с государственными органами по вопросам реализации денежно-кредитной политики и развития финансовых рынков. Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России и Федеральным казначейством для решения вопроса по развитию механизма размещения временно свободных средств бюджета в банковском секторе, в задачу которого входит минимизация сезонного воздействия бюджетных потоков на объем ликвидности банковского сектора.

В результате отклонения рассмотренных сценариев прогноза Банк России имеет право изменить применяемые инструменты денежно-кредитной политики.

 

       3.2 Проблемы денежно-кредитной политики и пути их решения

От того как реализуется в стране денежно-кредитная политика зависит ее экономическое развитие. С начала 1980-х гг. денежно-кредитная (монетарная) политика становится главным регулятором рыночной экономики. Поэтому реализации денежно-кредитной политики в стране уделяется большое внимание. В последнее время денежно-кредитная и эмиссионная политика Банка России вызывает критику со стороны экспертов и деловых кругов. Несколько  лет лучшие российские макроэкономисты, такие как  М. Делягин,  В. Катасонов, М. Мусин, С. Губанов, М. Хазин, Ю. Болдырев и учёные РАН академики Н. Петраков, С. Глазьев, с цифрами в руках доказывают, что на 80% причиной  инфляции в стране является немонетарный  фактор, который не связан  с увеличением предложения  денег в экономике. Инфляция в России носит немонетарный характер и не обусловлена переполнением каналов денежного обращения. Необоснованный рост цен и падение уровня жизни населения связаны с неконтролируемым ростом тарифов естественных и псевдоестественных монополий, коррупцией, монополизированностью экономики в целом и оптово-розничной торговли в частности, плачевным состоянием основной инфраструктуры,  устаревшими производственными и управленческими технологиями.

 Несмотря на рекомендации  видных ученых-экономистов, представителей  бизнеса, Банк России снова проводит  денежно-кредитную политику, цели которой не соответствуют интересам российской экономики.

Реализация денежно-кредитной политики в лице руководства Банка России привела к тому, что рост экономики снизился и близок к застою, а сам банк превратился в "валютный обменник", тем самым закрепляя для страны положение "сырьевой колонии".

Условия, в которых Банку России приходится проводить денежно-кредитную политику, связаны с крайней неустойчивостью и изменчивостью условий развития экономики страны. И все же Банк России не изменяет курс денежно-кредитной политики, которая выявила ряд нерешаемых проблем.

Денежно кредитная политика Банка России направлена на решение проблемы связанной с инфляцией, анализ которой учитывает только монетарные факторы и уровень спроса. Когда практически во всех странах мира основу денежно-кредитной политики составляют стимулирующие меры, прежде всего, рост  государственных   расходов и смягчение денежно-кредитной политики (Центральный банк это лишь констатирует).

Курсовая политика Банка России направлена на стабильность обменного курса и  продолжающееся реальное укрепление рубля. В результате  увеличился импорт машиностроительной продукции (уже более 50% всего импорта) и стабильный экспорт энергоносителей (более 65% всего экспорта).

Продолжается  увеличение внешнего долга России (сейчас уже 624 млрд. долл., рост за год 83 млрд.) на фоне снижения роста международных

резервов РФ (сейчас 538 млрд. долл., прирост 39 млрд.). 11

Наблюдается  снижение роста денежной массы М2 (за год 12%, в 2 раза ниже 2011года), снижение уровня ликвидности банковской системы (ЦБ было предоставлено  краткосрочных кредитов банкам на сумму 2,7 трлн. руб., что соответствует показателям начала 2009 года), существенное снижение темпов роста кредитования корпоративного сектора.

За 2012 год темп роста стоимостного объема финансового рынка, по предварительной оценке, уступил темпу роста номинального валового внутреннего продукта. Результатом стало уменьшение соотношения совокупного объема финансового рынка и ВВП России до 108% на конец 2012г. против 112% на конец 2011г. 12

В январе-феврале и первой половине марта 2012г. когда объемы ликвидных средств российских банков увеличились, ставки денежного рынка были ниже уровня, которые установились  в последние месяцы 2011 года. Укрепление рубля, а также достаточно низкий уровень инфляции повысили интерес инвесторов, в том числе нерезидентов, к рублевым ценным бумагам и повышению их котировок.

Информация о работе Анализ денежно- кредитной политики Банка России