Анализ денежно- кредитной политики Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – провести анализ деятельности и роли Центрального Банка РФ в денежно-кредитной политике на всем пути становления банковской системы страны. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть сущность и цели денежно-кредитной политики;
- рассмотреть историю развития денежно-кредитной политики;
- обозначить роль Центрального банка в денежно-кредитной политике;
- определить объекты и субъекты денежно-кредитной политики;
- рассмотреть этапы разработки денежно-кредитной политики;
- определить инструменты и методы денежно-кредитной политики;
- провести анализ денежно- кредитной политики Банка России;
- рассмотреть проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
Гл. 1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики……………… 6
Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………. 6
История развития денежно-кредитной политики……………………... 9
1. 3 Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике …………. 21
Гл. 2 Денежно-кредитная политика Банка России………………………… 27
2.1 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………………. 27
2.2 Разработка денежно-кредитной политики…………………………….. 33
2.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России. 36
Гл. 3 Анализ денежно- кредитной политики Банка России……………….. 57
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики в 2013 г. и на период 2014 - 2015 гг……………………………………………………….. 57
3.2 Проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения……….. 68
Заключение……………………………………………………………………. 78
Список литературы………………………………………………………….. 81

Вложенные файлы: 1 файл

Denezhno-kreditnaya_politika_Banka_Rossii_1.doc

— 1,005.00 Кб (Скачать файл)

Представим теперь, что меняется спрос на деньги, а предложение останется неизменным (линия Sm1). Допустим, что спрос на деньги вырос в результате увеличения номинального ВНП, когда требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а население и фирмы свои активы держат в денежной форме. При неизменном предложении денег равновесие может установиться когда увеличится цена денег (номинальная ставка процента).

Если спрос на деньги увеличился, то:

- кривая спроса на деньги сместиться вправо вверх, в результате произойдет нарушение существовавшего равновесия на денежном рынке;

- при неизменном предложении  денег процентная ставка увеличится.

При снижении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке будет установлено при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.

 В случае если Центральный банк проводит гибкую денежно-кредитную политику, то увеличение спроса на деньги компенсируется ростом денежного предложения, чтобы не было роста процентной ставки.

Субъектами денежно-кредитной политики являются банки и прежде всего Центральный банк в соответствии с данными ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства. Для регулирования денежной массы в обращении Центральный банк использует различные денежные агрегаты для уменьшения или увеличения их объема, изменяя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Центральный банк, регулируя денежный оборот с помощью кредитной экспансии или кредитной рестрикции (рисунок 7).

     

Рисунок 7. Цели и методы регулирования денежного оборота

 Кредитная  экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выданных кредитов увеличивают общую массу денег в обороте.

Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков выдачи кредитов и вследствие этого насыщение экономики денежными ресурсами.

В зависимости от причин, которые вызвали изменение спроса на деньги, меняются и цели денежно-кредитной политики: жесткая или гибкая денежно-кредитная политика, т.е. необходимо выбрать такой вариант монетарной политики, при котором допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки.

На эффективность денежно-кредитной политики оказывает большое влияние стабильность банковской системы – составляющей экономики страны. Банки в рамках денежно-кредитных отношений обеспечивают непрерывность производственного процесса и потребления. Поэтому, регулирование и контроль коммерческих банков Центральным банком является одним из направлений денежно-кредитного регулирования экономики.


        2.2  Разработка денежно-кредитной политики

Разработкой денежно-кредитной политики занимается Банк России. В соответствии с нормами Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" разрабатывается проект "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год". В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики " отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей.

Чтобы сформировать концепцию и определить целевые ориентиры денежно-кредитной политики Банк России проводит анализ экономики за предыдущий период и делает прогноз развития на предстоящий год. Кроме этого, анализируется прогноз программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и текущих задач, содержащихся в проекте федерального бюджета.

Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики включают следующие разделы:

1. Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики. При разработке денежно-кредитной политики Банк России исходит  из законодательно закрепленной за ним задачей по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты. Основной целью является снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.

2. Краткая характеристика состояния экономики. Банк России при разработке денежно-кредитной политики оценивает макроэкономическую ситуацию. В 2012 год денежно-кредитная политика проводилась Банком России в условиях, когда неопределенность развития внешнеэкономической ситуации и сохранения рисков для устойчивости роста российской экономики была достаточно высокой.

3. Прогноз достижения текущих целей денежно-кредитной политики. На 2012 год предполагалось снижение инфляции до уровня  4-5 % при базовой инфляции в 4 %. И при росте ВВП 4-5%.

4. Количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз возможности их достижения с помощью определенных мероприятий или корректировки целей.

5. Сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год — благоприятный и менее благоприятный. Различия сценариев определяются вариантами развития мировой экономики и направлениями инвестиционной политики. Данный подход связан с большой зависимостью российской экономики от экспорта сырьевых товаров. Поэтому в сценарии указываются цены на нефть и другие товары российского экспорта, прогноз потоков капитала в страну и из страны. Например, прогноз цен на 2012 г. на нефть сорта «Юралс» по первому и второму сценарию составили 75 и 100 долл. за баррель соответственно; Сценарий прогноз развития экономики России на предстоящий год.

6. Прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год.

7. Целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов. Так, на 2012 г. были предусмотрены: уровень инфляции – 4 – 5 %; увеличение спроса на деньги на 19 - 25%; курс доллара 31,7 и 31,3 руб. за доллар США соответственно по двум сценариям прогноза; прирост ВВП 3,8%(по первому варианту прогноза) и 5,2% (по второму); инвестиции — 4,5 — 6,5% (по первому варианту) и — 8% (по второму). 3

8. Показатели денежной программы на предстоящий год. Данная программа отражает показатели по денежной базе и источники ее формирования: чистые внутренние активы органов денежно-кредитного регулирования, которые включают чистый кредит правительству и чистый кредит банкам, а также  чистые международные резервы органов денежно-кредитного регулирования.

 9.  Варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, которые должны обеспечить достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры.

10. План мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию    банковской   системы    Российской   Федерации,

банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Таким образом, происходит достижение единства целей денежно-кредитной  и финансовой политики.

Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования.

 

 2.3 Методы и инструменты денежно кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов, инструментов   воздействия    субъектов    денежно-кредитной  политики на объекты    денежно-кредитной     политики     для достижения поставленных

целей.4

В денежно-кредитной политике применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы включают в себя административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного обращения и цен на финансовом рынке. Данные меры дают наиболее быстрый результат по контролю центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия при отрицательном воздействии на деятельность хозяйственных субъектов могут вызвать отток финансовых ресурсов в "теневую" экономику или за рубеж.

Косвенные методы денежно-кредитной политики регулируют поведение хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. На эффективность использования косвенных методов оказывает влияние уровень развития денежного рынка.

Кроме прямых и косвенных методов в денежно-кредитной политике используют общие и селективные методы.

К общим методам относятся в основном косвенные, которые влияют на денежный рынок.

С помощью селективных методов регулируются конкретные виды кредита. Данные методы имеют директивный характер и применяются в решении частных задач связанных, например, с ограничением выдачи ссуд некоторым банкам, рефинансированием на льготных условиях отдельных коммерческих банков. При использовании селективных методов центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Такие функции несвойственны центральным банкам с рыночной экономикой, так как они искажают рыночные    цены    и  распределение ресурсов,  снижают  конкуренцию  на

финансовых рынках.

После утверждения денежно-кредитной политики ее реализацией занимается Банк России. Законом установлены инструменты и методы, которыми может пользоваться при этом Банк России, в том числе он может устанавливать процентные ставки по своим операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), проводить операции на открытом рынке, осуществлять рефинансирование банков, валютное регулирование, устанавливать ориентиры роста денежной массы, прямые количественные ограничения. Механизм действия денежно-кредитной политики показан на рисунке 8.

 


 








 


 

 

      Рисунок 8. Механизм действия денежно-кредитной политики

 

Процентная политика Банка России используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Особенность процесса регулирования процентных ставок в экономике в настоящее время заключается в том, что Банк России не оказывает непосредственного воздействия на рыночные процентные ставки, в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами. Последние определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банковской системы, уровнем развития и стабильностью функционирования финансовых рынков.

 В российской практике процентная политика Банка Росси как метод денежно-кредитного регулирования начала использоваться с 1988 г. одновременно с началом децентрализации банковской системы. Но в отсутствии механизма коммерческого кредитования, обращения коммерческих векселей и неразвитости рынка ценных бумаг, базовой стала процентная ставка по прямым кредитам коммерческим банкам.

При дальнейшем реформировании банковской системы, развития межбанковского кредитного рынка, повысилась самостоятельность банков в проведении кредитной политики, что  привело к отказу от административных методов регулирования процентных ставок.

Банк России проводит процентную политику по двум направлениям. Первое заключается в  регулировании займов коммерческих банков у центрального банка, второе -  в депозитной политике центрального банка (учетной политике или ставке рефинансирования).

Ставка рефинансирования - это инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Центральным банком РФ для установления

верхней границы процентных ставок на денежном рынке. 5

Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.6

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Банк России. Уменьшение ставки дает возможность коммерческим банкам получить дешевые займы от центрального банка. Полученный кредит увеличивает резервы коммерческих банков и вызывает мультипликационное увеличение количества  денег в обращении. Когда учетная ставка увеличивается, то брать займы становится не выгодным. Увеличение ставки приводит к сокращению банковских резервов, так как заемные средства становятся для банков дорогими,  тот кто   имеет    заемные    средства   пытается их возвратить. В результате это приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Информация о работе Анализ денежно- кредитной политики Банка России