Анализ денежно- кредитной политики Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – провести анализ деятельности и роли Центрального Банка РФ в денежно-кредитной политике на всем пути становления банковской системы страны. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть сущность и цели денежно-кредитной политики;
- рассмотреть историю развития денежно-кредитной политики;
- обозначить роль Центрального банка в денежно-кредитной политике;
- определить объекты и субъекты денежно-кредитной политики;
- рассмотреть этапы разработки денежно-кредитной политики;
- определить инструменты и методы денежно-кредитной политики;
- провести анализ денежно- кредитной политики Банка России;
- рассмотреть проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
Гл. 1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики……………… 6
Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………. 6
История развития денежно-кредитной политики……………………... 9
1. 3 Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике …………. 21
Гл. 2 Денежно-кредитная политика Банка России………………………… 27
2.1 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………………. 27
2.2 Разработка денежно-кредитной политики…………………………….. 33
2.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России. 36
Гл. 3 Анализ денежно- кредитной политики Банка России……………….. 57
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики в 2013 г. и на период 2014 - 2015 гг……………………………………………………….. 57
3.2 Проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения……….. 68
Заключение……………………………………………………………………. 78
Список литературы………………………………………………………….. 81

Вложенные файлы: 1 файл

Denezhno-kreditnaya_politika_Banka_Rossii_1.doc

— 1,005.00 Кб (Скачать файл)

Если же экономика находится в состоянии подъема, то для ее "охлаждения" Банк России будет продавать ценные бумаги. Соответственно, уменьшатся кредитные возможности банков, и уменьшится предложение денег. Уровень процентной ставки при этом возрастет, уменьшив, тем самым, спрос на кредиты, а, соответственно, и инвестиционные расходы. В результате уменьшается совокупный спрос и падает объем производства. В обоих случаях применение проведение денежно-кредитной политики приводит к стабилизации экономики. В настоящее время для операций на открытом рынке Банк России использует исключительно государственные ценные бумаги – ГКО и ОФЗ, а также собственные облигации. В некоторых западных странах для операций на открытом рынке используются наряду с государственными и высококлассные корпоративные ценные бумаги.

Наиболее гибким инструментом считается сделка РЕПО - соглашение о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене. 9Такие сделки возникли на базе рынка государственных бумаг. Сделка РЕПО состоит из двух частей: сначала одна сторона продает ценные бумаги другой стороне и одновременно берет на себя обязательства выкупить их в определенный срок (либо по требованию другой стороны), затем происходит обратная покупка ценных бумаг по цене, отличной от цены первоначальной продажи. Разница между ценами и представляет тот доход, который получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств). Преимущества РЕПО по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики заключаются в том, что они:

- во-первых, обеспечивают финансовую систему ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого не нужно вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу;

- во-вторых, ценные бумаги, выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а продолжают в нем участвовать. Эти операции ЦБ широко использовал для поддержания ликвидности государственных банков (Сбербанк и Внешторгбанк) во время кризиса 2004 г.

Для практики проведения Банком России операций на открытом рынке необходимо определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

- низкий кредитный риск;

- высокая ликвидность;

- обращение на организованном рынке.

 Операции центрального  банка на открытом рынке влияют  на объем свободных ресурсов, которые имеются у коммерческих банков. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковской ликвидности, процентных ставок, курса ценных бумаг, а также денежной массы в обращении. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка Росси.

Операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег, поскольку они приводят к быстрой реакции банковской системы и действуют более тонко, чем другие инструменты денежно-кредитной политики.

Под рефинансированием коммерческих банков понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. Центральный банк (Банк России) предоставляет коммерческим банкам кредиты для пополнения их ликвидности и расширения ресурсной базы. В условиях высокой инфляции Банк России устанавливает высокую ставку рефинансирования, тем самым, ограничивая поступление денег в экономику. Подобная денежно-кредитная политика носит название рестрикции (политика сдерживания роста денежной массы).

В условиях экономического спада Банк России может установить низкую учетную ставку с целью оживления экономики, облегчения получения кредитов экономическими агентами. Подобная денежно-кредитная политика получила название кредитной экспансии.

 В настоящее время  Банк России предоставляет банкам, заключившим Генеральный кредитный  договор, следующие виды обеспеченных  кредитов: внутридневные кредиты; кредиты "овернайт", ломбардные кредиты.

Внутридневные кредиты предоставляются Банком России путем оплаты с корреспондентского счета банка платежных документов при отсутствии или недостаточности средств на этом счете. Погашаются эти кредиты за счет текущих поступлений на корреспондентский счет банка в сумме, покрывающей допущенное банком внутридневное разрешенное дебетовое сальдо. При непогашении кредита в течение операционного дня непогашенная сумма в конце дня переоформляется в кредит "овернайт". Плата за пользование этим кредитом не взимается.

Однодневный расчетный кредит (кредит "овернайт") предоставляется для завершения банком своих расчетов в конце операционного дня путем зачисления на его корреспондентский счет суммы кредита с последующим списанием средств с этого счета по неисполненным платежным документам, находящимся в РКЦ Банка России. Кредит предоставляется на один операционный день и не подлежит пролонгации. Получение расчетного кредита в течение двух дней подряд не допускается. Размер процентной ставки по этому кредиту устанавливается Советом директоров ЦБ в зависимости от частоты и периодичности пользования им.

С  1996 г.   Банк  России   предоставляет    коммерческим         банкам

ломбардные кредиты в целях регулирования их ликвидности. Ломбардные кредиты предоставляются под залог (блокировку) ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России. Эти кредиты выдаются коммерческим банком на основе заключения кредитных договоров на срок от 3 до 30 дней включительно. Кредиты предоставляются двумя способами: на аукционной основе и по фиксированным ломбардным процентным ставкам по заявлениям банков. Кредит предоставляется при наличии обеспечения, покрывающего объем требований Банка России.

Кредит предоставляется банком на срок до 30 календарных дней. Банк России обеспечивает учет ценных бумаг, принимаемых в залог в качестве обеспечения ломбардного кредита в специальном депозитарии (депозитарий — это специальная организация, обеспечивающая хранение ценных бумаг и учет прав собственности на них). Ценные бумаги, передаваемые в залог, должны отвечать следующим требованиям:

- они должны быть государственными ценными бумагами, включенными в ломбардный список Банка России;

- должны принадлежать банку, испрашивающему кредит, на праве собственности и не могут быть обременены другими обязательствами банка;

- должны иметь срок погашения не ранее чем через 10 дней после наступления срока погашения ломбардного кредита.

Испрашиваемая банком сумма ломбардного кредита (в том числе и процента за весь срок кредитования) не должна превышать рыночную цену заложенных ценных бумаг, сложившуюся на момент предоставления кредита. При этом учитывается риск изменения рыночных цен. Для этого используется специальный поправочный коэффициент, устанавливаемый Банком России. Проверка достаточности обеспечения ломбардных кредитов проводится при рассмотрении заявления банка на получение кредита.

Рыночная стоимость ценных бумаг определяется на основе биржевой информации на соответствующую дату. Если банк не исполняет обязательства по погашению кредита, то заложенные ценные бумаги реализуются по сложившимся рыночным ценам. Если выручки от реализации недостаточно, то разница взыскивается с банка-заемщика по мере поступления денежных средств на его корреспондентский счет в расчетно-кассовом центре Банка России.

Кредиты Банка России позволяют коммерческим банкам пополнять их денежные резервы и регулировать на этой основе свою ликвидность. Кредиты, как правило, предоставляются устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности.

Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Цель этих операций – изъятие излишней ликвидности банковской системы, путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций. Банк России использует на практике следующие варианты проведения депозитных операций:

- депозитные аукционы;

- привлечение депозитов  по фиксированной процентной  ставке;

- прием в депозит средств  банков, заключивших с Банком  России генеральное соглашение  о проведении депозитных операций  в валюте РФ с использованием системы "рейтерс – дилинг";

- прием в депозит средств  банков на основе отдельного  соглашения, определяющего условия  депозита.

Банк России оставляет за собой право выбирать банки-контрагенты, с которыми он осуществляет депозитные операции, а также приостанавливает действие Генерального соглашения на неопределенный срок без предварительного осведомления банка.

Валютное регулирование подразумевает разработку и реализацию Банком России политики валютного курса. В рамках своей компетенции, определенной Федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и "О валютном регулировании и валютном контроле", Банк России совместно с Правительством РФ определяет текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты. Направления валютной политики Банк России вырабатывает в результате анализа множества экономических параметров, как текущих, так и прогнозируемых. Важнейшими из этих параметров являются: состояние платежного баланса страны, внутренняя денежно-кредитная политика, система валютного регулирования. Кроме того, существенным фактором, влияющим на выбор Банком России валютной политики, являются международные обязательства в отношении конверсии национальной валюты, принимаемые на себя Российской Федерацией перед международными организациями (в частности, перед Международным валютным фондом).

В ходе разработки валютной политики государства Банк России выбирает оптимальный режим обменного курса и определяет экономически обоснованный его уровень. Центральный банк должен поддерживать то значение курса национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени соответствует текущим целям экономической политики государства. При этом факторами, ограничивающими возможности достижения (удержания) определенного уровня валютного курса, являются текущий размер золотовалютных резервов Центрального банка и степень их ликвидности.

Для обеспечения экономически обоснованной динамики валютного курса рубля с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму плавающего валютного курса. При реализации избранной валютной политики Банк России использует широкий арсенал методов, которые условно можно разделить на рыночные и административные.

К рыночным методам можно отнести проведение Банком России операций по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынке (валютные интервенции) для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание курса на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание резких колебаний валютного курса, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валютных резервов Банка России. Объемы валютных интервенций представлены в Приложении 3.

Административные методы основаны на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке. К их числу относятся:

1. мероприятия в области валютного регулирования;

2. лимитирование, т.е. установление количественных (абсолютных либо относительных) ограничений для субъектов рынка, прежде всего уполномоченных банков, величины возможной покупки (продажи) иностранной валюты. Наиболее характерное ограничение – установление лимитов открытой валютной позиции. Банк России, в зависимости от стоящих задач в области курсовой позиции, может менять принцип расчета открытой валютной позиции, перечень компонентов, включаемых в расчет открытой валютной позиции, соотношение этих компонентов.

3. прямой запрет для уполномоченных банков на совершение определенных операций с иностранной валютой (как за свой счет, так и по поручению клиентов), включая лишение участника технической возможности заключать сделки на валютном рынке. В Российской Федерации прямые запреты на совершение операций с иностранной валютой в настоящее время не применяются.

В рамках предоставленных полномочий по проведению валютной политики Банк России обеспечивает регулирование и совершенствование инфраструктуры валютного рынка. Основным звеном этой инфраструктуры служит система уполномоченных валютных бирж, которые функционируют на основании лицензии Банка России. Текущее воздействие на валютный курс Банк России проводит, выходя непосредственно на валютные биржи. В определенные периоды времени Банк России проводит интервенции и на

межбанковском валютном рынке, воздействовать на операции которого и осуществлять контроль за ним труднее, чем за валютными биржами. В целях адекватной реализации валютной политики и своевременного реагирования на неблагоприятные изменения Банк России осуществляет постоянный мониторинг всех сегментов валютного рынка.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Они могут применяться в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ. В современных условиях Банк России отказался от практики использования прямых количественных ограничений.

В 2012 году, особенно начиная с марта, Банк России активно использовал инструменты рефинансирования кредитных организаций. Объем валового кредита Банка России кредитным организациям вырос за  2012 год с 1,47 до 2,82 трлн. рублей.

Информация о работе Анализ денежно- кредитной политики Банка России