Анализ внешней и внутренней среды предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:53, доклад

Краткое описание

Выделяются следующие основные характеристики факторов внешней предпринимательской среды: 1) взаимосвязанность; 2) сложность; 3) подвижность; 4) неопределенность.
Взаимосвязанность факторов внешней среды — это взаимовлияние различных факторов в процессе функционирования фирмы. Например, рост цен на нефть, газ, электричество влечет за собой повышение цен почти на все товары

Вложенные файлы: 1 файл

Predprinimatelskaya_sreda.docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

Предпринимательская среда

 

1 Характеристики  и классификация факторов внешней  среды

Внешняя среда фирмы может  быть определена как множество сил  и субъектов, которые оказывают  непосредственное (прямое) или опосредованное (косвенное) влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами.

Выделяются следующие  основные характеристики факторов внешней  предпринимательской среды: 1) взаимосвязанность; 2) сложность; 3) подвижность; 4) неопределенность.

Взаимосвязанность факторов внешней среды — это взаимовлияние различных факторов в процессе функционирования фирмы. Например, рост цен на нефть, газ, электричество влечет за собой повышение цен почти на все товары.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, которые могут оказать существенное влияние на хозяйственную деятельность фирмы и на которые фирма обязана реагировать.

Подвижность внешней среды — это скорость изменения во внешнем окружении фирмы, зависящая от ее отраслевой принадлежности. Подвижность внешнего окружения может быть различной и для внутренних подразделений фирмы.

Неопределенность внешней среды определяется объемом информации, которой располагает фирма по поводу конкретного фактора, а также степенью достоверности этой информации.

Классификация факторов внешней среды

    1. Факторы внешней среды прямого воздействия

1.1. Поставщики.

Поставщиками для фирмы  являются организации или другие фирмы, обеспечивающие ее различными ресурсами. В зависимости от вида ресурса  выделяются:

а) поставщики сырья и  материалов;

б) поставщики оборудования и энергии;

в) поставщики капитала (банки, финансовые структуры, акционеры, частные  лица, государственные структуры, коммерческие и некоммерческие организации);

г) поставщики трудовых ресурсов (службы занятости, государственные  и коммерческие структуры, учебные  заведения и др.).

1.2. Потребители.

Классификация потребителей:

а) непосредственные потребители: отдельные лица, домашние хозяйства, приобретающие товары и услуги для  личного пользования;

б) фирмы-производители, получающие товары и услуги для производственных целей;

в) фирмы-посредники («промежуточные продавцы»), приобретающие  товары и услуги для последующей перепродажи;

г) бюджетные организации  и учреждения, покупающие товары и услуги для использования в своей сфере деятельности;

д) иностранные потребители, приобретающие товары и услуги для личного и производственного потребления.

1.3. Конкуренты

Конкуренты – один из наиболее динамичных внешних факторов. Во многих случаях не потребители, а  конкуренты определяют, какую продукцию  и по какой цене нужно производить  и реализовывать.

Классификация конкуренции:

а) конкуренция между продавцами;

б) конкуренция товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных  с точки зрения цены - (конкуренция  товаров);

в) конкуренция между поставщиками;

г) конкуренция между покупателями, связанная с экономическими возможностями  и рыночным потенциалом покупателей;

д) появление на рынке  новых конкурентов.

Конкуренты ведут борьбу не только за потребителей, но и за материальные и трудовые ресурсы, капитал и  право использовать определенные технические  нововведения. От реакции на конкуренцию  во многом зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей  с подчиненными.

1.4. Контактные  аудитории

Контактные аудитории - это  внешние силы, которые оказывают  непосредственное воздействие на принятие решений фирмы и преследуют интересы, связанные с ее деятельностью:

а) государственные учреждения надзора и регулирования предпринимательской деятельности;

б) средства массовой информации (рекламные агентства, газеты, журналы, радиостанции и телецентры);

в) общественные организации (профсоюзы, гражданские группы общественного мнения и др.);

г) местные контактные аудитории (общины, религиозные организации  и др.).

    1. Факторы внешней среды косвенного воздействия

Среда косвенного воздействия  включает факторы, которые могут  не оказывать немедленного прямого  воздействия на функционирование фирмы, но отражаются на результатах ее деятельности.

2.1. Государственно-политические факторы:

а) фактор политической стабильности. Политическая ситуация в стране оказывает влияние на экономическую обстановку в целом, так как способы управления экономикой во многом есть результат реализации политических целей и задач находящегося у власти правительства;

б) фактор государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственная поддержка, с одной стороны, может стимулировать деятельность фирмы (субсидии, налоговые льготы, кредиты, юридические услуги), с другой - действия государства могут быть ограничивающими, запрещающими (обеспечение производственной  безопасность, качество товаров и др.);

2.2. Экономические  факторы.

Инфляция сокращает покупательную  способность потребителей и реальный спрос на товары и услуги; новые  налоги изменяют распределение доходов, приводят к переменам в покупательной  способности фирм и населения; уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предпринимательские структуры; уровень занятости определяет наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы персонала и т.д.

    1. Социально-демографические факторы.

Социально-демографическая  среда включает две группы факторов, оказывающих наибольшее воздействие  на производственно-хозяйственную  деятельность фирм: социокультурные и демографические.

а) Социокультурная  среда отражает уровень жизни различных групп населения, стиль жизни, привычки, нравственные и этические нормы, религиозные основы общества. Все эти факторы социально-культурной среды влияют на поведение покупателей и, соответственно, могут влиять на спрос на отдельные товары и услуги. Например, пропаганда здорового образа жизни создала большие возможности для фирм, производящих и продающих спортивное снаряжение, одежду для отдыха, но при этом пострадали фирмы, предлагающие табачные изделия.

б) Демографические  факторы связаны с изменениями в обществе и отражают:

- изменения численности  населения (прирост населения,  снижение рождаемости, повышение  уровня смертности);

- изменения в возрастном  и половозрастном структурном  составе населения.

Тенденции в возрастной и  половозрастной структуре должны учитывать  предприниматели, производящие и реализующие  новые виды (марки) изделий. Темпы  рождаемости и связанные с  этим социальные меры по защите материнства  также могут повлиять на рынок  товаров и услуг. Рост численности  пенсионеров, одиноких людей ведет  к появлению многочисленных фирм, занимающих определенные ниши на рынках бытовых услуг, оздоровительных  мероприятий, отдыха.

    1. Международные факторы.

Международные события большого значения (крупные политические события, войны, катастрофы и т.д.) оказывают  косвенное влияние на деятельность и выживание фирм в различных  странах, выходящих на мировые рынки.

    1. Научно-технологические факторы.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который активно воздействует на предпринимательство(например, в области компьютеризации, информационных технологий и т.д.). Причем новые технологии могут привести как к повышению конкурентоспособности продукции фирмы, так и к ее снижению, если большего успеха в их разработке и применении добился конкурент.

Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой  продукты производятся и покупаются, на скорость старения продуктов, на получение  информации о том, какие виды продуктов  ожидают потребителей той или  иной фирмы, т.е. технологические нововведения влияют на процесс производства, его  развитие, обновление и совершенствование. Технологические изменения существенно  влияют на изменение численности  и качественный состав рабочей силы.

    1. Правовые факторы.

С помощью законов и  иных нормативных актов регулируется экономическое поведение фирм и их взаимоотношения с контрагентами - поставщиками, потребителями и персоналом. Законодательные акты определяют уровень налогов, таможенных пошлин, деятельность кредитно-финансовых структур. В правовых актах государственных органов могут устанавливаться и льготные условия функционирования фирм (например, в малом предпринимательстве).

2.7. Физико-географические  факторы - наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности; физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций.

 

2 Внутренняя предпринимательская  среда

К внутренней предпринимательской  среде организаций относятся  структура, культура и ресурсы организации. Под структурой предприятия понимается состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и (или) управленческих процессов. В соответствии с этим различают структуру производства и управления.

Структура организации состоит из следующих функциональных подсистем:

  А) Маркетинг - это процесс, состоящий из определения потребностей покупателей, осмысления этих потребностей с точки зрения производственных возможностей организации, планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой и продвижением товаров к покупателям.

Б) Снабжение включает приобретение, хранение и подготовку к использованию  в процессе производства необходимых  материально-технических ресурсов.

В) Производство и научно-техническое  развитие - организация производственной и научно-технической деятельности фирмы по изготовлению конкурентной продукции и оказанию услуг потребителям.

Г) Сбыт - решение комплекса  вопросов по организации и управлению товарными потоками, направляемыми от фирмы к потребителям.

Д) Финансовое хозяйство  и учет - обеспечение фирмы необходимыми финансовыми ресурсами, учет и контроль всех хозяйственных операций, затрат и результатов хозяйственной  деятельности.

Е) Управление персоналом - отбор  и прием на работу сотрудников  в соответствии с потребностями  фирмы и решение всех вопросов, связанных с эффективным использованием рабочей силы.

Культура  организации (корпоративная культура) - это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии, а следовательно, на процессы и результаты совместной работы.

Виды корпоративных  культур по Д. Зонненфельду:

1. «Бейсбольная команда»  возникает в компаниях, где  необходимы быстрые бизнес-решения, поощряется талант, новаторство, инициатива, креативность. Успешные сотрудники считают себя «свободными игроками», они очень конкурентоспособны на рынке рабочей силы, зачастую за таких работников компании конкурируют между собой. Работников с невысокими личностными и профессиональными качествами быстро увольняют. Бейсбол-культура встречается в высокорисковых и очень мобильных сферах бизнеса.

2. «Клубная» корпоративная  культура характеризуется стабильными,  безопасными условиями труда,  преданностью, лояльностью, сработанностью  сотрудников. Это способствует  поощрению возраста и опыта  сотрудников. Карьерный рост происходит  медленно и постепенно, поэтому  работники имеют широкий профессиональный  кругозор. На каждом новом уровне  работник должен постигнуть все  аспекты работы.

3. «Академическая» культура  также предполагает медленный  постепенный карьерный рост внутри  компании, но в отличие от «клубной»  культуры работники здесь редко  переходят из одного отдела  в другой или из одного направления  работы в другое. В таких компаниях  поощряется выбор сотрудниками  своего специфического направления  деятельности, совершенствование личного  мастерства и опыта. Основанием  для поощрения и продвижения  являются хорошая работа и  профессиональное мастерство. Такая  узкая специализация ограничивает  развитие личности и препятствует  внутриорганизационной кооперации. Академическая культура характерна  для учебных заведений и крупных  промышленных компаний.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды предпринимательства