Анализ ассортимента и качества молочной продукции ОАО «Вимм-Билль-Данн»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта проведение анализа ассортимента и качества продукции организации, выявление резервов их увеличения и разработка мероприятий по мобилизации внутренних резервов.
В курсовом проекте решаются следующие основные задачи:
- рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- дать общую экономическую характеристику организации – объекта исследования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Методические основы анализа объемов, ассортимента и качества продукции ………………………………………………………… 5
1.1. Сравнение методик анализа объемов производства и продажи продукции………………………………………………………………………... 5
1.2. Методика анализа ассортимента и структуры продукции………… 11
1.3. Методика анализа качества продукции……………………………….. 14
Глава 2. Анализ ассортимента, структуры и качества молочной продукции ОАО «Вимм-Билль-Данн»……………………………….. 19
2.1. Общая экономическая характеристика ОАО «Вимм-Билль-Данн»..19
2.2. Анализ ассортимента и структуры молочной продукции………….. 21
2.3. Анализ качества молочной продукции……………………………… 24
2.4 Определение резервов объема производства и продаж и мероприятия по повышению экономической эффективности ……….……………………. 26
Глава 3. Пути совершенствования ассортимента и качества молочных товаров в ОАО «Вимм-Билль-Данн» …………………………...………… 28
Выводы ………………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы ……………………………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

КЭХД -с замечаниями.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

2. Коэффициент ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

Анализ положения товаров на рынках сбыта имеет также большое значение. От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т. д. Г.В. Савицкая для анализа положения товаров на рынках сбыта предлагает все товары разделить на 4 категории:

- «звезды» – приносят  основную прибыль предприятию;

- «дойные коровы» – в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль;

- «трудные дети» –  новые товары, нуждающиеся в рекламе, не приносят пока прибыли;

- «мертвый груз» или  «неудачники» – нежизнеспособные  товары.

Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию. Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.

В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, проанализировать показатели их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, технологию производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ поведения конкурентов и выбрать наиболее приемлемые способы конкурентной борьбы.

Под конкурентоспособностью Г.В. Савицкая понимает характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.

Анализа конкурентоспособности товаров Г.В. Савицкая предлагает проводить путем расчета единичных, групповых, интегральных показателей.

Таким образом, проведя содержательный анализ литературных источников, мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день существует множество различных методик анализа объемов производства и продаж продукции. На наш взгляд наиболее полно характеризует анализ объема производства и продаж продукции методика Г.В. Савицкой. Именно с помощью такого подхода можно провести развернутый комплексный анализ объема производства и объема продаж продукции.

 

1.2. Методика анализа ассортимента и структуры продукции

Результаты финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом, структурой производства и реализации продукции. В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать нежелательных последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно работать по формированию товарного ассортимента.

Согласно точке зрения И.Н. Чуева, ассортимент – это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.

Номенклатура – это систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров).

Целью анализа ассортимента и структуры продукции Г.В. Савицкая видит в выработке рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции, по мнению Г.В. Савицкой, включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих  и перспективных потребностей покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

- изучение жизненного  цикла изделий и принятие своевременных  мер по внедрению новых, более  совершенных видов продукции  и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

Изменения в ассортименте продукции показывает коэффициент ассортиментности. Г.В. Савицкая, И.Н. Чуев и Л.Н. Чуева предлагают рассчитать данный коэффициент следующим образом:

Кас = Nас/Nпл,

где Кас – коэффициент ассортиментности;

Nас – объем продукции, принятый в расчет;

Nпл – плановый объем производства.

Г.В. Савицкая также предлагает рассчитать коэффициент обновления ассортимента продукции путем деления объема выпуска новых изделий на общий выпуск продукции.

Коб.ас. = Nн/N,

где Коб.ас – коэффициент обновления ассортиментности;

Nн – объем выпуска новых изделий;

N – общий выпуск продукции.

Оценка выполнения задания по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана. Причины, влияющие на данный показатель, И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева делят на две группы: внешние и внутренние.

К внешним причинам относят конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья.

Внутренними причинами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры.

Согласно точке зрения А.И. Алексеевой, структура – это удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме их выпуска.

Анализ структуры товаров предполагает изучение удельного веса каждого вида товаров в плановом и фактическом их объеме, то есть плановой и фактической структуры выпускаемых товаров, степени выполнения плана по структуре.

 Изменение структуры  выпуска и реализации изменяет  все показатели работы: объем  выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость. При нарастании удельного веса дорогостоящей продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении, и наоборот. Возрастание удельного веса высокорентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, и наоборот.

Проведя содержательный анализ экономической литературы, следует отметить, что большинство авторов тождественны в области методики анализа ассортимента и качества продукции. Анализ ассортимента и структуры товаров играют огромную роль, так как их изменение влияет на основные экономические показатели и положение организации на рынке.

 

1.3. Анализ качества продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.

А.И. Алексеева качество продукции определила как совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность.

Повышение качества продукции, работ, услуг – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.

Основными задачами анализа качества продукции, по мнению Л.Н. Чечевицина являются:

- оценка качества выпускаемой  продукции;

- выявление причин снижения  качества;

- установление влияния  изменения качества на объем  выпуска продукции.

Качество продукции подтверждается сертификатами соответствия. Сертификация дает возможность установить, что должным образом идентифицированные продукция, процесс, услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

При успешном прохождении сертификации предприятию-производителю выдается сертификат соответствия, и устанавливается право маркировать изделие и (или) упаковку знаком соответствия. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, производится инспекционный контроль.

Г.В. Савицкая показатели, характеризующие качество продукции, подразделяет на обобщающие, индивидуальные и косвенные.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой  продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции  высшей категории качества;

- средневзвешенный балл  продукции;

- средний коэффициент  сортности (отношение стоимости  произведенной продукции к ее  стоимости по ценам первого  сорта);

- удельный вес аттестованной  и неаттестованной продукции;

- удельный вес сертифицированной  продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой  продукции, в том числе в высокоразвитые  промышленные страны.

Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

- полезность (жирность молока, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);

- надежность (долговечность, безотказность в работе);

- технологичность, т.е. эффективность  конструкторских и технологических  решений (трудоемкость, энергоемкость);

- эстетичность изделий.

Косвенные показатели:

- штрафы за некачественную  продукцию;

- объем и удельный вес  забракованной продукции;

- удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей;

- потери от брака и  др.

Проведя содержательный анализ литературных источников можно отметить тождественность научных определений в области методики анализа качества продукции. Большинство авторов сходятся во мнении о том, что анализ качества продукции необходимо начинать с определения обобщающих показателе, и изучается их динамика. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности. При оценке выполнения плана по структуре фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности Любушин предлагает рассчитать двумя способами:

- отношением количества  продукции 1 сорта к общему количеству;

- отношением стоимости  продукции всех сортов к возможной  стоимости продукции по цене 1 сорта.

Качество товара оказывает влияние на такие стоимостные показатели работы организации, как выпуск товара, выручка от продаж и прибыль. А.И. Алексеева предлагает рассчитать влияние качества на данные показатели следующим образом следующие:

- изменение объема производства  товаров:

 

∆VП = (Р1 – Р0) * QК,

 

- изменение выручки от  продаж:

 

∆В = (Р1 – Р0) * QПК,

 

- изменение прибыли:

 

∆П = [(Р1 – Р0) * QК] – [(C1 – C0) * QПК ],

 

где Р0,, Р1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

QК – количество произведенного товара повышенного качества;

QПК – количество проданного товара повышенного качества.

Важным косвенным показателем качества продукции, по мнению Г.В. Савицкой, А.И. Алексеевой, является брак. Он делится на:

- исправимый и неисправимый;

- внутренний (выявленный  в организации) и внешний (выявленный  у потребителя).

Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака.

Основными причинами понижения качества продукции, по мнению А.И. Алексеевой, являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих и др. После изучения причин снижения качества и допущенного брака разрабатываются мероприятия по их устранению.

В настоящее время недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Кочергов Д. в статье «Система первой необходимости» говорит о создание системы качества.

Единственно верный путь к сердцам потребителей, по мнению Кочергова Д., лежит через систематическое повышение качества продукции. Система качества представляет собой совокупность всех аспектов (ресурсы, персонал, оргструктура и т.д.) влияющих на качество конечной продукции. Принцип системности позволяет выстроить четкие и прозрачные схемы взаимодействия всех элементов производства и реализации продукции. Схемы позволяют выявить и устранить слабые места в работе компании, ухудшающие потребительские свойства продукции. Системный подход закладывает прочный фундамент стабильности управления качеством.

Информация о работе Анализ ассортимента и качества молочной продукции ОАО «Вимм-Билль-Данн»