Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и содержание экологического воспитании дошкольников….5
1.2. Особенности экологического воспитания дошкольников …………….10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….13
Глава 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Информация об опыте………………………………………………………14
2.2 Технология опыта……………………………………………………………19
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экологическое воспитание дошкольников.docx

— 60.21 Кб (Скачать файл)

Экологические знания, предназначенные  для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро»  и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение. 
Таким образом, экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

 

1.2 Особенности  экологического воспитания дошкольников

  Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и дошкольной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Дошкольный возраст –  самоценный этап в развитии экологической  культуры человека. В этот период закладываются  основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему  миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается  эмоционально-ценностное отношение  к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций  личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с  ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых  экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного  возраста не является самоцелью. Они  – необходимое условие выработки  эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед  педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального  природопользования.

Воспитание заботливого  отношения к окружающей природной  среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Живая природа издавна признавалась в  педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

  Основу  для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры дошкольников составляет содержание воспитательной деятельности детского сада, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах.

  Целевые установки экологического воспитания в детском саду обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания дошкольников в духе любви  и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в детскому саду. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, дошкольники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды.

 

Выводы по 1 главе

Проблема экологического воспитания дошкольника относится  к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда  сфера воспитательного воздействия  значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и  актуальность.

  Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. 

Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне  развитого человека. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Информация  об опыте

Формирование представлений  о жизни и повадках птиц у детей  дошкольного возраста посредством  проекта «Птицы - наши друзья».

Автор опыта Андросова  Людмила Степановна более восьми лет работает в муниципальном  автономном дошкольном образовательном  учреждении «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка», расположенном по адресу: г. Губкин, Белгородская область, улица Космонавтов.

Возникновение опыта тесно  связано с процессом обновления содержания образования на основе федеральных  государственных требований, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в  ДОУ примерной основной общеобразовательной  программой «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова).

На территории ДОУ разработана  экологическая тропа, состоящая  из множества познавательных остановок, имеется оборудованная метеостанция, природные зоны и центры экспериментальной  деятельности. Автором опыта разработана  система игр, бесед, наблюдений по формированию представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, которая помогает просветить ребенка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного  возраста, так как в современном  обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотного поведения.

Исходя из того, что детский  сад посещают дошкольники, проживающие  в городской местности, педагог  работает над развитием у детей  чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность.

Поэтому педагог решила уделить  внимание проблеме формирования представлений  о жизни птиц, познавательного  интереса и любознательности в процессе наблюдения за повадками птиц, как  наиболее доступному средству приобщения к экологической культуре.

На первом этапе проверила  уровень экологической воспитанности  по методике Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой. [7, с. 53]

Для улучшения положения  необходимо было внедрение инновационных  технологий. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой педагогом признана организация  проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее  сообщество детей и взрослых.

Актуальность.

Проблема взаимосвязи  человека с природой имела место  всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень  острой и приняла огромные масштабы.

Современное дошкольное образовательное  учреждение призвано воспитать поколение, которому присуще особое видение  мира как объекта его постоянной заботы. Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее  время. Начинать экологическое образование  надо с младшего возраста, так как  в это время приобретенные  знания могут в дальнейшем преобразоваться  в прочные убеждения.

Большинство современных  детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Педагог считает, что, если ребенок  хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе и школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок  получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Перед педагогом встала проблема: может ли развивающая игровая деятельность стать естественным, социально – значимым средством экологического развития дошкольников, развитием познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

Решение данной проблемы педагог  видит в создании системы педагогической работы, направленной на формирование представлений о птицах, их важной роли в природе, побуждение к необходимости  беречь пернатых друзей, защищать их. Создание такой системы возможно при активном включении детей в различные  виды и формы игровой деятельности, а также в условиях проведения целенаправленной работы в непосредственно-образовательной  деятельности.

В совместной работе с родителями нужно создать условия для  общения ребенка с миром природы  и для посильной помощи нашим  пернатым друзьям.

До сих пор у старшего поколения, значит и у детей приоритеты: человек - «хозяин», «царь» природы. Тогда  как правильным должны быть другие приоритеты: человек - часть Природы, согласование человеческих потребностей с экологическими требованиями. Какие  формы взаимодействия с ребенком выбрать, чтобы сформировать в нём  основы экологической культуры?

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для  саморазвития детей.

Уникальным средством  обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода  к экологическому образованию и  воспитанию детей является технология проектирования.

Выбор темы «Формирование  представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста посредством проекта «Птицы- наши друзья», обусловлен пониманием педагога значимости цели, поставленной в данном проекте.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке и апробации проекта «Птицы- наши друзья» с целью формирования представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, в создании условий для развития у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.

Длительность работы над  опытом.

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы педагогом в течение трех лет  с 2008-2009 уч. г. по 2010-2011 уч. г.

1-й этап — аналитико-диагностический: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор научно-популярной и художественной литературы о птицах, проведение диагностики. (Сентябрь 2008 г. – декабрь 2008г.) .

2-й этап — практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. (Январь 2009 –февраль 2011г.).

3-й этап — аналитико-обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. (Март 2011– май 2011 г.) .

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен  единой системой работы по внедрению  проектной деятельности в образовательный  процесс – непосредственно- образовательная  деятельность + совместная деятельность педагога с детьми (игры, прогулки, экскурсии, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная  деятельность детей) + работа с родителями (системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог).

При составлении плана  реализации проекта автор проекта  использовала современные источники. Изучила литературу по экологическому воспитанию детей: Кондратьева Н. Н. «Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы  к её решению»; Николаева С. Н. «Методика  экологического воспитания дошкольников»  и «Воспитание экологической  культуры в дошкольном детстве»; Рыжова Н. «Наш дом – природа».

Новизна опыта.

Новизной опыта является создание системы педагогической работы, направленной не только на формирование представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, но и на развитие личности в целом, умеющей думать, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и  понимать красоту природы.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников