Глобальный аспект экологической проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация хозяйственной деятельности привела к тому, что на механизм мирового хозяйства все более заметное воздействие стали оказывать проблемы, о которых мировое сообщество впервые заговорило в конце 60-х - начале 70-х гг. Эти проблемы получили название глобальных, а в научный обиход был введен термин «глобалистика» как специфическое направление международных экономических исследований. Большинство исследований сходится в том, что, несмотря на все разнообразие глобальных проблем, они обладают общей спецификой, выделяющей их на фоне других проблем мировой экономики. Основная цель данной работы - изучить основные аспекты глобальных проблем мирового хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

Глобальный аспект экологической проблемы.docx

— 71.41 Кб (Скачать файл)

 

Конференция пройдёт при  поддержке Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ, Минприроды России, Минрегионразвития России, Минпромторга России, Минэкономразвития  РФ, МИД России, МЧС России, Росгидромет, Росводресурсы, Росприроднадзор, ФАС  России, ТПП России, РСПП, Российской Академии Наук, Правительства Москвы, научно-экологических центров, высших профильных учебных заведений, ведущих  общественных экологических организаций.

 

В Программе конференции: 14 декабря Торжественное открытие конференции в 10.00 часов в Администрации  Президента РФ.

 

Приветствия представителей высших органов государственной  законодательной и исполнительной власти, руководителей международных  и национальных делегаций.

 

Пленарные заседания (выступления  руководителей федеральных министерств, служб и агентств, членов Совета Федерации ФС РФ, депутатов Госдумы  ФС РФ, глав администраций регионов России, видных российских ученых, практиков, общественных и государственных  деятелей, руководителей общественных и международных ассоциаций и  объединений). Презентации проектов внедрения новых технологий в  сфере охраны окружающей среды. Выставка-экспозиция "Экология России - 2009?. Награждение  победителей Всероссийского смотра-конкурса "Лидер природоохранной деятельности России-2009". Вручение национальных профессиональных наград. Торжественный прием.

 

15 декабря Практический  семинар по экологии и природоохранному  законодательству. Занятия проводят  специалисты Минприроды России, Минрегионразвития России, Ростехнадзора  России (с 10.00 до 16.00 часов).

 

Регистрация участников Конференции  проводится с 03 декабря 2009 г. (10.00-18.00) в  штабе Оргкомитета по адресу: Голиковский  пер., д.14 Проезд до станции метро "Третьяковская", "Новокузнецкая". Тел. (926) 531-65-65, E-mail: form@prelena.ru.

 

В начале 2008 г. в ряде выступлений  Д.А. Медведева была выражена озабоченность  состоянием существующей системы государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Высказывалась необходимость  воссоздания в стране единого  государственного органа в сфере  экологии, полномочные функции которого позволили бы более компетентно  и эффективно решать весь комплекс национальных задач по реализации конституционного права россиян на благоприятную  окружающую среду.

 

Формирование единого  национального органа управления в  области окружающей среды соответствует  природоохранной практике большинства  развитых стран мирового сообщества. В этих государствах идеи эколого-ориентированного развития национальных институтов и  экономики становится главной политико-социальной доктриной повседневной жизни. Такой  подход позволяет преодолеть ведомственную разобщенность существующих структур управления в данной сфере и способствует концентрации усилий государств, общества, бизнеса и населения в преодолении наиболее болезненных проблем по экологической реабилитации опасно загрязненных территорий городов и промышленных центров. В рамках деятельности этого органа должны были бы быть предприняты энергичные усилия по пропаганде экологической культуры природопользования и созданию нетерпимой обстановки для субъектов хозяйствования, не обеспечивающих экологически своих производственных выбросов, сбросов и отходов.

 

Необходимо развенчать известные  псевдоэкологические "страшилки" предыдущих лет, когда экологическая  ситуация в России гипертрофированно  оценивалась с позиции "экологической  виновности" перед мировым сообществом  по всем направлениям природопользования (выбросы вредных веществ в  атмосферу, сбросы загрязненных сточных  вод, концентрация отходов производства и потребления (в том числе  токсичных, радиоактивных), опустынивание, сокращение биоразнообразия и истощение  ресурсов растительного и животного  мира).

 

При этом игнорируется факт, что:

 

- 65% территории России (около  11 млн. км2) мало затронуто, или  вообще не затронуто хозяйственной  деятельностью и это крупнейший  в мире, целостный ареал естественных  природных комплексов фактически  является глобальным регулятором  поглощения СО2 и образования  значительных количеств кислорода.  В данном случае, проводя масштабные  средо и ресурсозащищающие мероприятия,  Россия, поддерживает кислородный  баланс планеты и вправе рассчитывать  на понимание этого чрезвычайно  важного обстоятельства мировым  сообществом;

 

- количество выбросов  вредных веществ в атмосферный  воздух, перемещаемых воздушными  потоками за пределы России, в  2-2,5 раза меньше, чем привносимые  в Россию вследствие деятельности  промышленных и иных производств  западных стран;

 

- на нужды водопользования  в стране изымается всего лишь  около 2% подвижных поверхностных  вод, хотя сброс недостаточно  очищенных стоков создает критические  и сверхкритические нагрузки  по качеству питьевой воды  в ряде густонаселенных регионов;

 

- более 7,5% территории России  имеет статус особо охраняемых  природных территорий государственных  заповедников, национальных и природных  парков, заказников и памятников  природы и др. (без учета морской  акватории, имеющей статус ООПТ). При этом 30 объектов имеют международный  статус биосферных резерватов  ЮНЕСКО, 8 - находятся под юрисдикцией  Всемирной конвенции о сохранении  культурного и природного наследия (не считая 15 объектов культурного  наследия), 35 - под юрисдикцией международной  Конвенции о водно-болотных угодьях,  имеющих международное значение, 4 имеют дипломы Совета Европы, 3 входят в состав международных  трансграничных особо охраняемых  территорий.

 

Это показатели определяют особое место России в мире в сфере  влияния на экологическую обстановку, и более активно должны использоваться при подготовке и реализации международных  договоров и соглашений, особенно с государствами, в значительной степени исчерпавшими свои возможности  по регулированию потенциала биосферы и удержания его на допустимом для цивилизации уровне в континентальном, или общеглобальном масштабе.

 

Вместе с тем в ряде регионов антропогенные нагрузки превышают  рекреационную емкость природных  экосистем и установленные нормативы; сложилась ситуация, при которой  возникают угрозы существенного  изменения ландшафтов; продолжается истощение и утрата природных  ресурсов, ухудшаются условия проживания населения. К числу таких регионов относятся крупнейшие городские  агломерации - Московская и Санкт-Петербургская, промышленные города центра России, промышленные и горнодобывающие центры Крайнего Севера, Юга Сибири, Дальнего Востока, а также Среднее Поволжье, Северный Прикаспий, Средний и Южный Урал, Кузбасс.

 

В числе наиболее острых экологических  проблем, характерных для густонаселенной  части страны с максимальной концентрацией  промышленных и сельскохозяйственных производств, выделяются:

 

- ненадежность систем  водоснабжения населения городов  и других населенных пунктов  и угрожающее загрязнение водных  ресурсов (Архангельская область,  Южный Урал, Кузбасс, Нижнее Поволжье, Дагестан, Калмыкия и др.): тяжелые  металлы - более 10 ПДК, марганец - до 22 ПДК, железо - до 100 ПДК;

 

- несовершенство системы  обращения с отходами производства  и потребления (Московская, Кемеровская,  Тюменская, Ярославская области,  гг. Архангельск, Владивосток и  др.): ежегодно образуется более  100 млн. т опасных отходов, значительная  часть которых не используется  и не обезвреживается;

 

- чрезмерное загрязнение  атмосферного воздуха в результате  выбросов промышлен-ных предприятий  и функционирования автомобильного  транспорта (гг. Карабаш, Нижний Тагил,  Магнитогорск, Череповец, Каменск-Уральский,  Новокузнецк и др.): формальдегид - 7?9 ПДК, сероуглерод - до 10 ПДК,  бензапирен - 9 ПДК (среднегодовые  показатели).

 

В 2007 г. в стране насчитывалось  порядка 200 городов, в которых концентрации вредных веществ (в среднем за год) превышали допустимые нормативы. В таких городах проживает  около 65 млн. человек. Перечисленные  и ряд других экологических проблем  типичны для 10?15% территории России.

 

Есть обоснованные опасения, что происходящий в последние  годы экономический рост экономики  страны может обострить экологическую  обстановку в вышеперечисленных  и прилегающих к ним регионах и должны быть предусмотрены адекватные меры и действия, минимизирующие неблагоприятные факторы и побуждающие природопользователей к более интенсивной экологизации производственной, хозяйственной и бытовой деятельности

 

Реабилитация критических  или околокритических с точки  зрения интенсивной урбанизации  регионов должна выступать в качестве национального приоритета.

 

Создание современной  системы экологического менеджмента, выработка приоритетов и реализации государственной политики в области  защиты окружающей среды отвечает национальным интересам. Такое намерение положительно комментировалось научным сообществом, различными печатными и электронными СМИ. В принципиальном плане оно  поддерживается основными политическими  и общественными объединениями, а также многочисленными группами населения, которому далеко не безразличны  проблемы улучшения качества и состояния  среды в местах его обитания.

 

Вместе с тем фактические  изменения в структуре нового Правительства РФ - объединение Росприроднадзора и Ростехнадзора РФ под одной  крышей Минприроды России, имеет незаконченный  характер. Судя по всему, решение большинства  наиболее злободневных эколого-управленческих задач, отложено на перспективу, вероятно предполагается, что они будут  рассмотрены позднее, по мере решения  наиболее приоритетных экономико-социальных проблем нашей страны.

 

Предметом заинтересованного  обсуждения с участием экспертных структур, научной общественности и населения  должна являться выработка национальных приоритетов экологической деятельности и приоритетов экологического оздоровления регионов; сбережение и защита природно-ресурсного и рекреационного потенциала территорий; активное повышение экологической  культуры природопользования у населения; усиление экологической ответственности  хозяйствующих субъектов, а также  развитие законодательной базы обеспечения  экологической безопасности и охраны окружающей среды, с инициацией завершения разработки и принятия Экологического кодекса России

 

С изложенных позиций, деятельность национального органа управления в  экологической сфере должна быть тесно увязана с экологическими потребностями всех групп населения  страны, обоснование планов действий и выбор приоритетов должны осуществляться не в обособленном режиме, а с  широким участием общественных структур и жителей, перечень природоохранных  мероприятий, обоснование затрат на их осуществление и государственное  финансирование должны осуществляться в условиях максимальной "прозрачности" на всех уровнях системы экологического менеджмента.

 

Исходя из вышеизложенного, основополагающими задачами по осуществлению  государственной экологической  политики и управлению охраной окружающей природной среды, являются:

 

- обеспечение гармоничного  паритета интересов ресурсно-хозяйственного  сектора российской экономики  и экологического благополучия  населения;

 

- создание системы регулирования  и организации хозяйственной  деятельности на принципах, исключающих  превышение предельно допустимых  техногенных нагрузок на экосистемы  соответствующих уровней;

 

- разработка и внедрение  научно-технологических, организационно- правовых и экономических механизмов, обеспечивающего снижение антропогенной  нагрузки и устранение последствий  чрезмерного техногенного воздействия  на экосистемы высокоурбанизированных  территорий;

 

- установление паритетных  взаимоотношений с мировым сообществом  в области природоохранительного  сотрудничества.

 

Их компетентное решение  выходит за рамки возможностей существующего  федерального органа исполнительной власти и представляется более крупной  общенациональной проблемой, реализация которой достижима только на основе комплексного объединения интеллектуального, финансового и материально-технического потенциала всех министерств и ведомств природно-ресурсного блока страны. Кроме того необходимо активное взаимодействие с Российской академией наук, организациями

 

Минобразования России, ведущими корпоративными структурами ресурсодобывающего и ресурсоперерабатывающего профиля, а также с активным привлечением различных общественных организаций, объединений и граждан, на базе чего обеспечивается паритетность интересов  природопользователей и населения.

 

Важнейшими направлениями  концентрации общих усилий общества и государства в эколого-ресурсной  сфере должны быть:

 

- формирование национального  перечня и региональных перечней  неотложных экологических проблем  и государственного плана действий  по их преодолению;

 

- совершенствование систем  федерального и регионального  экологического менеджмента;

 

- создание дифференцированной  системы госрегулирования позволяющей  экономически обоснованно ужесточить  режимы природопользования и  степень ответственности в регионах  и на территориях, где интенсивность  негативных воздействий превышают  рекреационную емкость местных  экосистем, а возможность проживания  или деятельности людей становится  серьезной эколого-социально-политической  проблемой;

 

- разработка механизмов, форм и способов мобилизации  финансовых источников средств  для реабилитации наиболее загрязненных  производств и территорий, в том  числе и за счет приватизационных  процедур, способствующих привлечению  средств новых владельцев к  ремедиации вновь приобретаемых  объектов недвижимости земель  и природных ресурсов;

Информация о работе Глобальный аспект экологической проблемы