Глобальный аспект экологической проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация хозяйственной деятельности привела к тому, что на механизм мирового хозяйства все более заметное воздействие стали оказывать проблемы, о которых мировое сообщество впервые заговорило в конце 60-х - начале 70-х гг. Эти проблемы получили название глобальных, а в научный обиход был введен термин «глобалистика» как специфическое направление международных экономических исследований. Большинство исследований сходится в том, что, несмотря на все разнообразие глобальных проблем, они обладают общей спецификой, выделяющей их на фоне других проблем мировой экономики. Основная цель данной работы - изучить основные аспекты глобальных проблем мирового хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

Глобальный аспект экологической проблемы.docx

— 71.41 Кб (Скачать файл)

 

Переход к устойчивому  развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым  будет нелегко, особенно на начальных  этапах. Это, в частности, осуществление  хозяйственных мероприятий, преимущественно  на уже освоенных территориях  и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый  ущерб окружающей среде или экологические  последствия которых недостаточно изучены.

 

2.3 Оценка экологической  ситуации в России и в отдельных  регионах

 

 

В последние годы на территории Российской Федерации напряженность  экологической ситуации существенно  не снизилась, несмотря на то, что в  целом по стране несколько сократился выброс вредных веществ в атмосферу  и сброс загрязненных сточных  вод в поверхностные водоемы. Более чем для 40% субъектов Российской Федерации характерны проблемы загрязнения атмосферного воздуха городов и промышленных центров, обезвреживания и утилизации промышленных отходов, рациональной безопасности; на 30% территории остро стоят вопросы загрязнения поверхностных вод, загрязнения и истощения подземных вод; задачи сохранения плодородия почв и земель актуальны для всей территории Российской Федерации. В отдельных районах Российской Федерации обострилась проблема сохранения биологического разнообразия и ресурсов растительного и животного мира.

 

В ряде регионов антропогенные  нагрузки давно превысили установленные  нормативы, и сложилась критическая  ситуация, при которой возникают  значительные изменения ландшафтов, происходит истощение и утрата природных  ресурсов, значительно ухудшаются условия  проживания населения.

 

 К числу таких регионов  относятся крупнейшие городские  агломерации - Московская и Санкт-Петербургская,  промышленные центры Центральной  России, промышленные и горнодобывающие  центры Крайнего Севера, Сибири  и Дальнего Востока, Среднего  Поволжья, Северного Прикаспия, Среднего  и Южного Урала. Они также  оказывают заметное негативное  влияние на экологическое состояние  соседних регионов.

 

 При этом на территориях,  где сосредоточено основное население  Российской Федерации, удельные  показатели нарушения окружающей  среды на единицу площади и  единицу валового внутреннего  продукта являются повышенными.  Так, в расчете на 1 км2 территории  в Москве приходится 114,04 т выбросов  вредных веществ в атмосферный  воздух и 1480,15 тыс. м3 сбросов  загрязненных сточных вод в  поверхностные водоемы, в Санкт-Петербурге, соответственно, 50,88 т и 954,36 тыс.  м3, в Липецкой области - 15,83 и  6,21, в Челябинской области - 10,80 и 8,76, в Кемеровской области  - 10,07 т и 8,33 тыс. м3. Следует отметить, что в крупных городах основной  вклад в объеме выбросов вредных  веществ в атмосферу приходится  на долю автотранспорта, например, в Москве - 88%, в Санкт-Петербурге - 71%.

 

В тоже время обширные территории Российской Федерации еще обладают большим природно-ресурсным потенциалом  и малоизмененными человеком  природными условиями: в Европейской  части - это, прежде всего, северо-восточные  территории, в Азиатской части - почти  весь север Восточной Сибири и  Дальнего Востока, а также районы Западной Сибири. Сохранение их естественного  состояния является одной из приоритетных задач.

 

При реализации стратегии  экономического развития России необходимо учитывать допустимый уровень дополнительного  антропогенного воздействия. Это допустимое воздействие зависит как от современной  экологической напряженности, так  и от устойчивости отдельных экосистем.

 

Приоритетные направления  обеспечения национальной безопасности РФ в экологической сфере 

 

Решение задач охраны окружающей среды и обеспечения экологически устойчивого развития осуществляется путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых  механизмов экологической политики (включая нормативно-правовую базу, экономическую и финансовую систему, методы государственного экологического мониторинга и контроля, экологическую  экспертизу), а также проведения научных исследований в целях  более глубокого понимания экологических  проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания.

 

Принципы и положения  долгосрочной экологической политики Российской Федерации были сформулированы в таких основополагающих документах, как “Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”, Государственной стратегии устойчивого  развития Российской Федерации, планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Экологическая политика должна быть совместима с экономической  политикой и обеспечивать ее результатами эколого-экономического учета и  оценки природных ресурсов; стимулировать  эффективные экономические, финансовые, а также институциональные механизмы  управления и формирования рынка, чтобы  сделать выгодным для хозяйствующих  субъектов переход на принципы ресурсосбережения; стимулировать экологически ориентированное  и экономически эффективное управление предприятий (с использованием соответствующих  нормативов и стандартов, например, экологического аудирования, международных  экологических стандартов ISO -14000).

 

Тем самым экологическая  политика также должна быть совместимой  с социальной политикой, способствуя  улучшению здоровья населения, созданию экологически благоприятных условий  для проживания, развитию экологического сознания и образования, усилению экологических  факторов при формировании структуры  потребления и спроса, общественного  участия в принятии решений, относящихся  к окружающей природной среде.

 

“Государственная стратегия  устойчивого развития” определяет долговременные приоритеты развития экономики  и природопользования как единого  целого. Она рассматривает Государственную  политику по важнейшим направлениям на длительную перспективу как стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной  основы.

 

Целью государственной экологической  политики является создание необходимых  условий для реструктуризации и  снижения антропогенного воздействия  на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания  жизнеобеспечивающих функций биосферы, для охраны и воспроизводства  природных ресурсов. Для достижения этой цели необходимо решение целого ряда задач в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

 

В сфере природопользования к таким задачам относится:

 

- совершенствование системы  управления природопользованием,  включая осуществление обоснованного  разграничения полномочий между  федеральными органами исполнительной  власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

 

- развитие института государственной  собственности на природные ресурсы  с учетом возможного разграничения  прав собственности между Российской  Федерацией и ее субъектами;

 

- реформирование и развитие  системы учета и экономической  оценки природных ресурсов, систем  экологических ограничений и  лицензирования природопользования;

 

- проведение постепенного  реформирования налоговой системы,  направленного на увеличение  доли ресурсных платежей в  доходной части бюджета при  снижении ставок по другим  видам налогов; 

 

- совершенствование экономических  и финансовых механизмов воспроизводства  природных ресурсов (плата за  природопользование, оценка и возмещение  причиненного вреда, экологическое  страхование и др.), развитие рынка  работ и услуг в области  природопользования;

 

- развитие систем мониторинга  состояния природных ресурсов  и контроля за использованием  и охраной природных ресурсов 

 

- проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий  в области охраны, воспроизводства  и рационального использования  природных ресурсов, а также стимулирование  внедрения ресурсо и энергосберегающих  технологий, увеличение доли использования  вторичных ресурсов, повышение степени  утилизации отходов Совершенствование  хозяйственного механизма в сфере  охраны окружающей среды предполагает:

 

- развитие методов экономической  оценки негативных воздействий  хозяйственной и иной деятельности  на состояние окружающей среды; 

 

- совершенствование платежей  за загрязнение окружающей природной  среды; 

 

- последовательный переход  на систему международных стандартов  технологических процессов и  производимой продукции; 

 

- выделение и реабилитация  территорий с опасными изменениями  качества окружающей природной  среды, возмещение ущерба здоровью  и имуществу граждан, нанесенного  в результате негативных экологических  последствий; 

 

- усиление деятельности  по сохранению биологического  разнообразия, экосистем и ландшафтов, развитие сети особо охраняемых  природных территорий и территорий  с уникальными природными ресурсами  и свойствами, расширение зон  ограниченного природопользования;

 

- широкое распространение  достоверной и своевременной  информации о состоянии окружающей  природной среды; 

 

- поддержка общественных  экологических движений и привлечение  неправительственных организаций  к решению экологических проблем; 

 

- обоснование и проведение  внешней политики в сфере обеспечения  экологической безопасности, отвечающей  национальным интересам России  и отдельных регионов страны. Задача по обеспечению эффективного  управления природопользованием  включает в себя следующие  направления: 

 

- учет и социально-экономическая  оценка природных ресурсов территории, ведение кадастров природных  ресурсов;

 

- совершенствование нормативно-правовой  базы, регулирующей вопросы рационального  природопользования;

 

- разработка и реализация  региональных целевых программ  по использованию, воспроизводству  природных ресурсов и охране  окружающей среды; 

 

- организация на лицензионной  основе и установление природоохранных  и экологических лимитов использования  природных ресурсов (лимитов на  выбросы, сбросы загрязняющих  веществ в окружающую среду  и размещение отходов и лимиты  на изъятие природных ресурсов  из экосистемы);

 

- определение размеров  доходов, которые должны быть  получены от использования или  передачи природных ресурсов  пользование, обеспечение использования  соответствующей части платежей  за природопользование для воспроизводства  природных ресурсов;

 

- обеспечение условий  для финансирования деятельности  по управлению охраной, использованием  и воспроизводством природных  ресурсов;

 

- лицензирование деятельности  в сфере работ и услуг в  области охраны окружающей среды  и природопользования;

 

- развитие сети охраняемых  природных территорий на региональном  уровне;

 

- осуществление международного  сотрудничества в области охраны  окружающей среды и рационального  природопользования на региональном  уровне. С развитием научно-технического  прогресса роль природных ресурсов  в жизни общества не ослабевает. Прежде всего, в связи с ростом  потребностей населения и производствам  из природы извлекаются все  большие массы первичного сырья.  Значимость тех или иных элементов  природы для общественного производства  не остается неизменной. Если  в XVIII в. природную основу хозяйства  составляли обрабатываемые земли  и лес, то в XIX в. на первое  место вышли каменный уголь  и железная руда. К середине XX в. неизмеримо возросла роль  нефти, природного газа, цветных  металлов. В настоящее время все  большую ценность приобретают  ресурсы пресной воды, нетронутые  ландшафты, пригодные для отдыха  населения, участки земли для  размещения нового строительства  и земледелия, ресурсы атомного  сырья и редких металлов.

 

На современном уровне развития производительных сил специализация  и хозяйственный комплекс регионов зависят прежде всего от наличия  минерального сырья и топлива, гидоэнергоресурсов, а также биологических ресурсов.

 

Однако следует помнить, что возможности поддержания  темпов экономического роста за счет увеличения масштабов использования  природных ресурсов уже практически  исчерпаны. Все очевиднее становится ограниченность энергетических, водных, лесных, земельных и других естественных ресурсов. В этих условиях разработка и реализация мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды  рациональному использованию природных  ресурсов является одним из стратегических направлений обеспечения экологической  безопасности национальной экономики  и обеспечения благоприятного качества окружающей среды для настоящего и будущего поколений.

2.4 Всероссийская экологическая  конференция "Новые приоритеты  национальной экологической политики  в реальном секторе экономики"

 

 

14 декабря 2009 года в  Администрации Президента РФ  состоится пятая Всероссийская  экологическая конференция "Новые  приоритеты национальной экологической  политики в реальном секторе  экономики".

 

Цель конференции: Будут  обсуждаться вопросы разработки и реализации государственных программ по регулированию природоохранной  деятельности в период выполнения правительственных  антикризисных решений. Будут рассматриваться  вопросы дальнейшего развития правового  обеспечения по стимулированию перехода на экологически эффективные технологии, способствующие формированию современной  экологической инфраструктуры и  налаживанию эффективных механизмов частногосударственного партнерства  в экологической сфере.

Информация о работе Глобальный аспект экологической проблемы