Глобальный аспект экологической проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация хозяйственной деятельности привела к тому, что на механизм мирового хозяйства все более заметное воздействие стали оказывать проблемы, о которых мировое сообщество впервые заговорило в конце 60-х - начале 70-х гг. Эти проблемы получили название глобальных, а в научный обиход был введен термин «глобалистика» как специфическое направление международных экономических исследований. Большинство исследований сходится в том, что, несмотря на все разнообразие глобальных проблем, они обладают общей спецификой, выделяющей их на фоне других проблем мировой экономики. Основная цель данной работы - изучить основные аспекты глобальных проблем мирового хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

Глобальный аспект экологической проблемы.docx

— 71.41 Кб (Скачать файл)

 

 Монополизм государственной  собственности на природные ресурсы  и средства производства лишал  природопользователей стимулов  к охране окружающей среды,  сводил к формальностям государственный  контроль за экологической ситуацией.  Получалось так: государство само  через свои предприятия эксплуатировало  природные ресурсы, само себя  контролировало через соответствующие  органы и само себя наказывало, в том числе и материально,  за нарушения законодательства, которое оно же, государство, принимало.

 

 Милитаризация экономики  - это господство военно-промышленного  комплекса (ВПК), "закрытого"  и потому бесконтрольного в  отношении используемых технологических  процессов, размещения и расширения  мощностей, потребления производственных, в том числе природных ресурсов. Территории, занятые различными  объектами ВПК, в несколько  раз превышают территории, занимаемые  всеми заповедниками страны.

 

 Износ производственных  фондов; вплоть до конца 80-х  гг. не менее 70-80% всех производственных  капитальных вложений направлялось  не на перманентную реконструкцию  и техническое обновление производственного  аппарата, как нормального способа  экономического развития, а на  новое строительство и расширение  мощностей. В результате сегодня  степень износа технологического  оборудования в базовых отраслях  народного хозяйства достигает  85 - 90%; на подавляющем большинстве  предприятий используется отсталая  ресурсорасточительная экологически  агрессивная технология; на многих  предприятиях отсутствуют очистные  сооружения.

 

Устаревшее и неэффективное  природоохранное оборудование на завершающих  стадиях технологических цепочек.

 

Чрезмерная химизация  сельского хозяйства. В течение  нескольких десятилетий химические способы защиты сельскохозяйственных культур от болезней и вредителей признавались наиболее перспективными методами повышения продуктивности сельскохозяйственного производства. В нашей с гране до последнего времени это представление служило "обоснованием" для выделения  значительных средств па производство пестицидов в ущерб развитию альтернативных, экологически чистых технологий ведения  сельского хозяйства.

 

 Бесплатность природных  ресурсов, вытекающая из вульгарного  толкования трудовой теории стоимости  К. Маркса, вела к увеличению  удельных норм расхода природных  ресурсов при производстве продукции.  Самыми варварскими методами  у природы отбиралось все лучшее, а остальные отбрасывалось, поскольку  было бесплатным. Расчеты показывают, что природоемкость отечественной  продукции по многим видам  в 2 - 3 раза выше, чем в развитых  странах.

 

 Слабая правовая и  экономическая защита природы.  Существовавшее экологическое законодательство  слабо защищало природу от  хищнической ее эксплуатации. Отсутствовал  единый комплексный закон об  охране окружающей природной  среды, а действующее поресурсное  законодательство было далеко  от совершенства. Сложившаяся система  экологических норм и правил  не способствовала рациональному  природопользованию и в большинстве  случаев не могла предотвратить  экологический ущерб. Экономические  меры воздействия не давали  желаемых результатов.

 

 Просчеты в развитии  и размещении производительных  сил. Во время войны осуществлялась  эвакуация заводов на восток; ни о каком учете природного  фактора при выборе места их  расположения и речи не было. Позже, когда стали очевидными  ошибки размещения, были предприняты  попытки "подтянуть природу"  к промышленному производству, например, перебросить часть стока рек  и др.

 

 Рост городского населения,  рост предложения товаров и  услуг государственного и частного  секторов экономики за счет  потребления природных ресурсов.

 

Отсутствие в стране стройной системы экологического образования  и воспитания, формирования экологического мировоззрения; преобладание потребительской  психологии; слабое развитие экологической  культуры и этики. Нехватка квалифицированных  специалистов в области охраны окружающей среды. Их не хватает и для укомплектования  природоохранных служб, и на производстве (особенно на предприятиях повышенной экологической опасности), и в  органах управления, и в отраслевых и академических институтах, и  при организации внешнеэкономической  деятельности.. Особо острая потребность  в специалистах системного комплексного уровня подготовки, способных видеть проблемы в целом, а не отдельные  аспекты, и принимать решения  на основе всестороннего анализа  экологических факторов.

 

 Искаженность системы  оценок экологической выгоды  и экологических издержек, ведущая  к убыточности природосбережения:  отсутствие институтов и собственного  опыта экологического регулирования  хозяйственной деятельности.

 

Начало радикальных реформ в стране усилило постоянно действующие  факторы разрушения природной среды, и прибавило новые, среди них:

 

 Распад СССР ухудшил  реальные возможности решения  проблем охраны окружающей среды  как на межгосударственном уровне, так и в самой России.

 

Нарушение межреспубликанских хозяйственных связей отрицательно сказалось на выпуске природоохранного оборудования, реагентов для очистки  сточных вод и отходящих газов, другой продукции, необходимой для  охраны окружающей среды. Возникли трудности  при решении межреспубликанских экологических проблем, вызванных  подъемом уровня Каспийского моря, необходимостью охраны вод в приграничных и трансграничных водоемах и переносом  загрязнений через атмосферу  и др.

 

Усилился конфликтный  характер отношений при использовании  природных ресурсов (например, по продаже  туркменского природного газа Украине, российских энергоресурсов и цветных  металлов Прибалтике и т.п.). Произошло  свертывание и децентрализация  долгосрочного) финансирования, что  привело к измельчению экологических  усилий, к политике бессистемного "латания  дыр" на местах.

 

Межнациональные конфликты  и войны. Помимо прямого ущерба для  природы и среды обитания в  целом (разрушение земной поверхности, нарушение водоснабжения, загрязнение  рек и др.) межнациональные конфликты  полностью изменили приоритеты общественного  развития отодвинув вопросы экологии на задний план. Население занято проблемами каждодневного выживания - ему не до природной среды. Крайне обостряет  обстановку угроза разрушения коммуникаций, трубопроводов и природоохранных  сооружений, аварий на АЭС и т.п.

 

Экологические последствия  демилитаризации, деатомизации. Один из главных виновников кризиса экосистемы в прошлом - милитаризм, продолжает отравлять природную среду и  на стадии демилитаризации нашего общества. Но демилитаризация и сама порождает новые экологические трудности: угрозу поражения природной среды в связи а захоронением ядерных отходов; проблему безопасного уничтожения атомного и химического оружия, использования испытательных полигонов других территорий, занятых прежде военными объектами.

 

Переход к рыночным отношениям, на первом этапе формирования которых  возможно обострение экологических  проблем в силу действия следующих  факторов: стремления предпринимателей к максимизации разовой прибыли  или сокращению сроков оборота капитала и игнорирования ими необходимости  охраны окружающей среды; отсутствия стимулов у предприятий к использованию  высококачественного сырья, топлива, экономии электроэнергии при производстве продукции разрушения хозяйственных  связей, нарушения Проектных технологических  режимов, роста аварийности производства; сокращения бюджетных средств на экологические цели и уменьшения финансовых возможностей предприятий  в реализации природоохранных мероприятий. Скудное "из остатков" финансирование природоохранной деятельности, практиковавшееся в дореформенный период усугубляется резким снижением инвестиционной активности во всем народном хозяйстве; отсутствия действенного организационно-экономического механизма природопользования (особенно остро это ощущается на уровне регионов и проявляется: в слабой постановке учета и оценки природных  ресурсов недостаточной координации  работ по изучению и воспроизводству  ресурсов и др., а главное - я отсутствии комплексного управления природопользованием. Этому способствовали непрекращающаяся перестройка государственных структур управления, нерешенность вопросов разграничения  собственности на природные ресурсы  между Федерацией и ее субъектами, что нередко приводило к неэффективному природопользованию и возникновению  экологической напряженности); отсутствие адекватной правовой защиты природы.

 

Россия имеет огромный земельный фонд. Только площадь сельскохозяйственных земель (пашни, сады, виноградники, пастбища) превышает 600 млн. га. Это огромное национальное богатство, но оно разрушается. Более  половины из этих угодий в настоящее  время поражено сильной водной и  ветровой эрозией, засолением, перенасыщено азотными соединениями, тяжелыми металлами, болезнетворной микрофлорой. Из-за использования  тяжелой техники отсталой технологии орошения и осушения структура почв разрушается, они теряют плодородие. В результате урожайность сельскохозяйственных культур низка. Если в странах  Западной Европы с каждого гектара  собирают по 50-60 ц. пшеницы, то у нас  лишь 16-17 ц. Располагая огромными земельными ресурсами, Россия вынуждена большое  количество продовольствия закупать в  других странах.

 

Из-за расточительного пользования  водой в сельском хозяйстве в  ряде регионов страны в ней испытывается острый дефицит.

 

Переход к устойчивому  развитию должен обеспечить на перспективу  сбалансированное решение проблем  социальноэкономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей. При  этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач: в процессе выхода страны из нынешнего  кризиса обеспечить стабилизацию экологической  ситуации; добиться коренного улучшения  состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и  структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления; ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

 

Основными направлениями  перехода России к устойчивому развитию являются:

 

создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в  частности, экономические механизмы  регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

 

разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические  результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как  поставщик ресурсов, а как фундамент  жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социальноэкономической системы и  ее отдельных элементов;

 

оценка хозяйственной  емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого  на них антропогенного воздействия;

 

формирование эффективной  системы пропаганды идей устойчивого  развития и создание соответствующей  системы воспитания и обучения.

 

Переход к устойчивому  развитию потребует скоординированных  действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических  институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях  является основополагающей.

 

Важнейшее значение в создании методологической и технологической  основы этих преобразований будет принадлежать науке.

 

В соответствии с принципами устойчивого развития, выработанными  на Конференции ООН по окружающей среде и развитию и последующих  международных форумах, должна предусматриваться  реализация комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, борьбу с преступностью, искоренение  бедности, изменение структуры потребления  и уменьшение дифференциации в доходах  населения.

 

Одним из основных условий  перехода к устойчивому развитию является обеспечение прав и свобод граждан. Движение к этой цели предполагает формирование открытого общества, включающего в качестве системных элементов правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество.

 

Важным фактором обеспечения  устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения  в осуществлении социально-экономических  преобразований. Особое место здесь  принадлежит молодежи, которой должно быть гарантировано безопасное будущее  и возможность участия в принятии решений.

 

В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических  лиц и социальных групп в решении  задач устойчивого развития, ведущая  роль отводится государству. Прежде всего, оно должно гарантировать  безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной  и других сферах, без чего переход  к устойчивому развитию невозможен.

 

Государственное управление процессом перехода к устойчивому  развитию предполагает разработку системы  программных и прогнозных документов:

 

государственной стратегии  действий долгосрочного характера;

 

долгосрочных и среднесрочных  прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем  в результате хозяйственной деятельности;

 

краткосрочные прогнозы и  программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. При этом одним из важных условий является создание отлаженной системы взаимодействия "центр - регионы".

Информация о работе Глобальный аспект экологической проблемы