Виды экологического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).

Содержание

Введение
1. Понятие, цели и задачи экологического контроля
2.Виды экологического контроля
2.1 Государственный экологический контроль
2.2 Государственный общий экологический контроль
2.3 Государственный специальный экологический контроль
2.4 Ведомственный и производственный экологический контроль
2.5 Муниципальный и общественный экологический контроль
3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения
4. Понятие, виды и структура экологических правонарушений
5. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
6. Административная ответственность за экологические правонарушения
7. Уголовная ответственность за экологические преступления
8. Конституционная ответственность за экологические правонарушения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

Возбуждение и рассмотрение об административном экологическом  правонарушении, исполнение постановлений  по таким делам регулируется главами 28, 29, 31, 32 КоАП РФ.

Привлечение к административной ответственности за экологические  правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф  хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением  вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством  в бюджет или на специальные счета  экологических фондов.

 

5. Уголовная ответственность  за экологические преступления

 

В УК РФ прямо сказано, что  его задачей наряду с охраной  прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного  порядка является охрана окружающей среды.

От чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и, соответственно, от чистоты почвы  в значительной степени зависит  состояние здоровья человека, являющегося  в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью. Между тем деградация природы служит одним из существенных факторов сокращения продолжительности  жизни мужчин в России в последние 25 лет с 71 года до 58 лет. На основании  данных об уровнях загрязнения атмосферного воздуха в более чем 100 городах  России выявлено, что наиболее многочисленная часть населения (15,4 млн. человек) подвергается воздействию взвешенных веществ. По результатам расчетов риска смерти, проводимых Минздравом России, только от загрязнения атмосферного воздуха  этими веществами число смертей  равняется 21000, что составляет 7% ежегодных  случаев смерти среди жителей  этих городов <90>. Кто понес уголовную  ответственность за это? Начиная  с 1961 г. Уголовным кодексом предусматривалась ответственность за экологические преступления, в частности за загрязнение атмосферы.

--------------------------------

 

Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов <91>.

--------------------------------

 

Все составы преступлений, сформулированные в действующем  Уголовном кодексе РФ, с точки  зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три группы: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.

Специальные экологические  составы сформулированы в отдельной главе "Экологические преступления" (гл. 26). Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

- нарушение правил охраны  окружающей среды при производстве  работ (ст. 246);

- нарушение правил обращения  экологически опасных веществ  и отходов (ст. 247);

- загрязнение вод (ст. 250);

- загрязнение атмосферы  (ст. 251);

- загрязнение морской  среды (ст. 252);

- порчу земли (ст. 254);

- нарушение правил охраны  и использования недр (ст. 255);

- нарушение правил охраны  рыбных запасов (ст. 257);

- незаконную охоту (ст. 258);

- уничтожение критических  местообитаний для организмов, занесенных  в Красную книгу Российской  Федерации (ст. 259);

- другие преступления.

К специальным экологическим  составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих  опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с  животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).

Смежными составами  преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217) и др.

Некоторые составы, не являясь  по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах  также могут быть использованы в  целях охраны окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

За совершение экологических  преступлений УК РФ предусматривает  следующие виды наказаний:

- штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа - 40 тыс. рублей, максимальный - 500 тыс. рублей;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;

- обязательные работы. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 240 часов);

- исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 2 лет); за загрязнение атмосферы (до 1 года); за порчу земли (до 2 лет); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет);

- ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 2 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет);

- арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев);

- лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (до 5 лет); загрязнение вод (до 5 лет); загрязнение атмосферы (до 5 лет); порчу земли (до 5 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); уничтожение или повреждение лесов (до 7 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).

Субъективная сторона  составов экологического преступления выражается, как правило, в форме  косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления  негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий  и сознательно допускает их наступление  либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным  образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения  с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические  преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Общее число  зарегистрированных в стране преступлений сократилось в 2000 г. на 1,6%, но экологических - возросло на 19,4%. В результате их удельный вес в общей структуре преступности увеличился с 0,3% в 1999 г. до 0,5 в 2000 г. По-прежнему преобладает незаконная порубка деревьев (50,7%), незаконная добыча водных животных и растений (42,7%), незаконная охота (4,9%), которые в совокупности составляют 98,3% от числа всех экологических преступлений (в 1999 г. - 97,7%).

 

6. Конституционная  ответственность

за экологические  правонарушения

 

Современное российское законодательство предусматривает новый вид юридической  ответственности за экологические  правонарушения, которую можно назвать  конституционной. Установление этого  вида ответственности связано с  потребностями решения важнейшей  задачи обеспечения единообразного законодательного регулирования общественных экологических отношений в пределах всего государства, что служит фактором укрепления российской федеративной государственности. Особенно актуальна эта задача для  федеративного государства на его  стадии формирования нового законодательства и становления основ федеративной государственности. Значение конституционной  ответственности подтверждается практикой  нормотворческой деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях, характеризуемой нарушением принципа соответствия принимаемых актов  Конституции РФ, законам и другим нормативным правовым актам. Такая  практика является довольно распространенной в течение всего периода развития современного Российского государства. Требование о соответствии установлено  Конституцией РФ и другими актами.

Конституционная ответственность  регулируется Федеральным законом  от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <95>, а также Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" .

Так, согласно статье 3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов  Российской Федерации несут ответственность  за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам  и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов  республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов  и осуществляемой ими деятельности.

В случае принятия органами государственной власти субъектов  Российской Федерации нормативных  правовых актов, противоречащих Конституции  РФ, федеральным конституционным  законам и федеральным законам  и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом.

Правовые акты законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ, руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ, высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ, иных органов государственной  власти субъекта РФ, а также правовые акты должностных лиц указанных  органов, противоречащие Конституции  РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном  законом порядке (ст. 27).

Согласно Федеральному закону обязанности по обеспечению соблюдения Конституции Российской Федерации  и федеральных законов на уровне субъектов РФ возложены на законодательный  орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ) и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации  при осуществлении ими своих  полномочий.

При выявлении несоответствия закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта законодательного органа государственной власти субъекта РФ федеральному законодательству, конституции (устава) субъекта РФ до принятия мер  конституционной ответственности  Президент России вправе обратиться в представительный орган государственной  власти субъекта РФ с представлением о приведении их в соответствие с  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, конституциями (уставами). В случае возникновения разногласий при  реализации этого права Президент  России использует согласительные процедуры  для их разрешения. Если не удается  достичь согласованного решения, Президент  России может передать разрешение спора  на рассмотрение соответствующего суда.

Информация о работе Виды экологического контроля