Виды экологического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).

Содержание

Введение
1. Понятие, цели и задачи экологического контроля
2.Виды экологического контроля
2.1 Государственный экологический контроль
2.2 Государственный общий экологический контроль
2.3 Государственный специальный экологический контроль
2.4 Ведомственный и производственный экологический контроль
2.5 Муниципальный и общественный экологический контроль
3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения
4. Понятие, виды и структура экологических правонарушений
5. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
6. Административная ответственность за экологические правонарушения
7. Уголовная ответственность за экологические преступления
8. Конституционная ответственность за экологические правонарушения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

Во взаимодействии с территориальными подразделениями государственных  органов, осуществляющих контроль за охраной  и использованием земель, органы местного самоуправления не допускают самовольного занятия земельных участков; следят за соблюдением установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принимают меры к устранению нарушений  земельного законодательства; обеспечивают выполнение экологических требований при отводе земель; контролируют соблюдение таких требований при размещении, проектировании, строительстве и  эксплуатации предприятий и других объектов.

В соответствии с Законом  РФ "О недрах" в компетенцию  органов местного самоуправления входит контроль за использованием и охраной  недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при  строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 5).

Для реализации полномочий органов местного самоуправления в  области охраны окружающей среды  и использования природных ресурсов, в том числе по осуществлению  муниципального экологического контроля, в последнее время в структуре  этих органов создаются отделы по охране окружающей среды, вводится должность  заместителя главы администрации  по вопросам экологии и санитарии.

--------------------------------

 

Решения органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления, принятые в  пределах их полномочий, обязательны  для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования  предприятиями, учреждениями и организациями  независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Такие  могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными  по решению суда. Неисполнение или  ненадлежащее исполнение решений органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.

С учетом того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого на благоприятную  окружающую среду, а также в связи  с низкой эффективностью реализации экологической функции государством, в российском экологическом праве  остро стоит проблема разработки и осуществления современной  концепции общественного экологического контроля.

В формируемом правовом механизме  взаимодействия общества и природы  имеется существенный сдвиг в  направлении его демократизации. Важно то, что граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать  в рамках права в обеспечении  выполнения или контроле за выполнением  экологических требований в предпринимательской  и управленческой сферах на стадиях  подготовки и принятия хозяйственных  и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в  рамках ряда следующих процедур, в  большей или меньшей степени  урегулированных в законодательстве.

В соответствии с Земельным  кодексом РФ граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют  право участвовать в решении  вопросов, затрагивающих интересы населения  и связанных с изъятием, в том  числе путем выкупа, земельных  участков для государственных и  муниципальных нужд и предоставлением  этих земельных участков для строительства. Реализация этого права важна  в контексте общественного контроля за распоряжением земельными ресурсами. Однако формы и процедуры участия  общественности в решении вопросов предоставления земельных участков для строительства Земельный  кодекс РФ не устанавливает. Он ограничивается положением о том, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (ст. 31). Правда, при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей допускается проведение сходов и референдумов граждан. Решение принимается с учетом их результатов.

Общественные контрольные  функции по проверке выполнения экологических  требований реализуются также в  рамках общественных слушаний по результатам  оценки воздействия планируемой  деятельности на окружающую среду, общественной экологической экспертизы.

Важной формой осуществления  общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и  государственных органов является затребование от них информации о  природоохранной деятельности и  состоянии окружающей среды, право  на которое предусмотрено рядом  законов. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и  бездействие, нарушающие их экологические  права и законные интересы в суде. С проведением общественного  экологического контроля может быть связано также обжалование в  суде заключения государственной экологической  экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим  правам и интересам граждан и  общественных формирований.

Повышению эффективности  экологического контроля в России способствовало бы развитие сотрудничества и взаимодействие всех органов контроля, особенно государственного и общественного, с органами прокуратуры.

 

3.Юридическая  ответственность за экологические  правонарушения

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Посредством применения юридической  ответственности реализуется государственное  принуждение к исполнению экологических  требований. При этом важно иметь  в виду, что юридическая ответственность  не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических  требований в механизме экологического права. С учетом специфики функций  этого механизма такую роль играют также государственная экологическая  экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический  контроль, в определенной мере - экономические  меры (например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду).

Об особом месте юридической  ответственности в механизме  обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует  роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей  теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных  элементов - гипотезы, диспозиции и  санкции. Санкция - это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие.

Ответственность за экологические  правонарушения выполняет ряд основных функций:

- стимулирующую к соблюдению  норм экологического права;

- превентивную, обеспечивающую  предупреждение новых правонарушений;

- компенсационную, направленную  на возмещение потерь в природной  среде и возмещение вреда здоровью  человека;

- карательную, заключающуюся  в наказании лица, виновного в  совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической  ответственности в рассматриваемой  сфере служит экологическое правонарушение.

2. Понятие, виды  и структура экологических правонарушений

 

Экологическое правонарушение - это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным  субъектом, причиняющее экологический  вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов  экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые - менее общественно опасные  деяния по сравнению со вторыми и  являются дисциплинарными, административными  и гражданскими правонарушениями. За экологические правонарушения наступает  дисциплинарная, административная, уголовная  и гражданско-правовая ответственность. Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" предусматривалась  также материальная ответственность  за экологические правонарушения. Однако новым Федеральным законом "Об охране окружающей среды" она была обоснованно исключена.

В соответствии с общей  теорией права экологическое  правонарушение по своей структуре  состоит из объекта, субъекта, объективной  и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда  либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь между  противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда  либо нарушением иных законных прав и  интересов субъектов экологического права.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется  в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные  лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные  лица и граждане.

В соответствии с действующим  законодательством административная и уголовная ответственность  физических лиц за экологические  правонарушения наступает с 16-летнего  возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений  относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности  лиц, виновных в совершении экологических  правонарушений в трудовой сфере.

Субъективная  сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может  иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный  источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой  форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха  или вод), другие - только при умышленной форме вины (незаконная охота или  рыбная ловля), третьи - по неосторожности (например, небрежное обращение с  огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

 

3. Дисциплинарная  ответственность

за экологические  правонарушения

 

Дисциплинарная ответственность  за экологические правонарушения предусмотрена  в ст. 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Основания дисциплинарной ответственности, круг субъектов и меры дисциплинарного  наказания регулируются Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. Она выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заключаться в неисполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования. В отличие от уголовного и административного законодательства более или менее систематизированный перечень экологических дисциплинарных проступков здесь отсутствует <88>.

--------------------------------

 

Субъективной стороной дисциплинарного  экологического проступка является, как правило, неосторожность. В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса  РФ за совершение дисциплинарного проступка  могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника  объяснение в письменной форме. В  случае отказа работника дать указанное  объяснение составляется соответствующий  акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее  одного месяца со дня обнаружения  проступка, не считая времени болезни  работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Информация о работе Виды экологического контроля