Виды экологического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).

Содержание

Введение
1. Понятие, цели и задачи экологического контроля
2.Виды экологического контроля
2.1 Государственный экологический контроль
2.2 Государственный общий экологический контроль
2.3 Государственный специальный экологический контроль
2.4 Ведомственный и производственный экологический контроль
2.5 Муниципальный и общественный экологический контроль
3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения
4. Понятие, виды и структура экологических правонарушений
5. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
6. Административная ответственность за экологические правонарушения
7. Уголовная ответственность за экологические преступления
8. Конституционная ответственность за экологические правонарушения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

- возможность обжалования  действий (бездействия) должностных  лиц органов государственного  контроля (надзора), нарушающих порядок  проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством.

Правовые основы организации  и осуществления государственного экологического контроля установлены  Конституцией РФ, законами, регулирующими  статус Президента РФ, Правительства  России и правительств субъектов  РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных  подзаконных актов. К основным актам  относятся Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (ст. ст. 64 - 66), Земельный кодекс РФ (ст. 71), Водный кодекс РФ (ст. 36), Лесной кодекс РФ (ст. 96), Закон РФ "О недрах" (ст. 37), Федеральный закон "О животном мире" (ст. 16), Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 24). В соответствии с названными Законами Правительство РФ утвердило ряд  положений об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной  отдельных природных ресурсов.

Государственный контроль в  сфере взаимодействия общества и  природы регулируется также законом  общего характера - Федеральным законом  от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Хотя этот Закон, судя по названию, регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), он предусматривает ряд существенных положений по организации и проведению контроля, важных для эффективной реализации этой важнейшей функции государственного управления.

Как предусматривает ст. 1, данный Федеральный закон не применяется  к мероприятиям по контролю, при  проведении которых не требуется  взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями  и на них не возлагаются обязанности  по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе. В  контексте Закона мероприятие по контролю - совокупность действий должностных  лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением  проверки выполнения юридическим лицом  или индивидуальным предпринимателем обязательных требований. Очевидно, во-первых, то, что применительно к государственному экологическому контролю взаимодействие с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями необходимо и полезно для обеих сторон, во-вторых, - наназванных субъектов как природопользователей возложен большой ряд обязательных экологических требований.

 

2.2 Государственный общий экологический контроль

 

Государственный общий экологический  контроль проводится Президентом России, Правительством РФ, правительствами  субъектов РФ, администрацией субъектов  РФ и органами местного самоуправления.

Полномочия Президента России как главы государства по проведению экологического контроля регулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента и опосредованного - через подразделения его администрации. Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб.

Президентский контроль реализуется  через Контрольное управление Президента РФ и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента РФ в субъектах Федерации.

Государственный общий экологический  контроль осуществляют также органы исполнительной власти общей компетенции - Правительство РФ, правительства (администрации) субъектов Федерации. Экологический контроль проводится ими путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствующими органами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям правительств.

Правительства (администрации) субъектов РФ осуществляют контроль за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, соблюдением  утвержденных проектов строительства, состоянием учета и отчетности в  организациях.

 

2.3 Государственный специальный экологический контроль

 

Государственный специальный  экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в  пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует  организационная подчиненность.

Детальное регулирование  такого контроля осуществляется Положением о государственном земельном  контроле, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833; Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293; Положением об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г.; Положением об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801; Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г.; другими актами.

Важные положения, касающиеся организации и проведения мероприятий  по контролю, предусмотрены Федеральным  законом "О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного  экологического контроля, широк. В систему  таких органов входят как специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных  природных ресурсов, так и министерства и ведомства РФ, выполняющие определенные задачи в данной сфере, включая:

- Федеральную службу по  экологическому, технологическому  и атомному надзору;

- Федеральную службу по  надзору в сфере природопользования;

- Федеральную службу по  ветеринарному и фитосанитарному  надзору;

- Министерство природных  ресурсов РФ;

- иные министерства и  ведомства РФ (Министерство внутренних  дел РФ, Федеральная служба по  надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия  человека и др.).

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический  контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный  контроль осуществляется применительно  к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными  органами, дача ими заключений на проекты  решений. Так, в соответствии с Федеральным  законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а  также внедрение новых технологических  процессов согласовываются с  федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 50).

Текущий государственный  экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий  и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий  контроль может быть плановым и внеплановым.

Важнейшим условием решения  задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие  достаточного объема правомочий государственных  инспекторов по охране природы и  использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля инспекторы в  пределах своей компетенции имеют право:

- посещать в целях проверки  организации, объекты хозяйственной  и иной деятельности независимо  от форм собственности, в том  числе объекты, подлежащие государственной  охране, оборонные объекты, объекты  гражданской обороны, знакомиться  с документами и иными необходимыми  для осуществления государственного  экологического контроля материалами;

- проверять соблюдение  нормативов, государственных стандартов  и иных нормативных документов  в области охраны окружающей  среды, работу очистных сооружений  и других обезвреживающих устройств,  средств контроля, а также выполнение  планов и мероприятий по охране  окружающей среды;

- проверять соблюдение  требований, норм и правил в  области охраны окружающей среды  при размещении, эксплуатации и  выводе из эксплуатации производственных  и других объектов;

- проверять выполнение  требований, указанных в заключении  государственной экологической  экспертизы, и вносить предложения  о ее проведении;

- предъявлять требования  и выдавать предписания юридическим  и физическим лицам об устранении  нарушения законодательства в  области охраны окружающей среды  и нарушений природоохранных  требований, выявленных при осуществлении  государственного экологического  контроля;

- привлекать к административной  ответственности лиц, допустивших  нарушение законодательства в  области охраны окружающей среды;

- осуществлять иные определенные  законодательством полномочия.

Некоторые существенные полномочия государственных инспекторов по охране природы законодательством  установлены применительно к  иным сферам. Так, согласно Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" они вправе аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ  в атмосферный воздух и на вредные  физические воздействия на него или  приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия  таких разрешений не соблюдаются; давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об ограничении, о приостановлении или о прекращении  выбросов вредных (загрязняющих) веществ  в атмосферный воздух и вредных  физических воздействий на него.

Приведенный перечень прав убеждает в том, что государственные  инспекторы по охране природы и использованию  природных ресурсов обладают необходимым  объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач  и обязанностей.

Для обеспечения защиты законных интересов субъектов экологического права Федеральным законом "О  защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора)" установлены требования о порядке проведения контроля. В  частности, для проведения контроля органом государственного контроля (надзора) издается распоряжение (приказ). В распоряжении (приказе) указываются  лицо (лица), уполномоченное на проведение контроля, и должность; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия  по контролю; правовые основания проведения контроля, в том числе нормативные  правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; срок проведения контроля.

Контроль может проводиться  только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе). Его продолжительность  не должна превышать один месяц. В  исключительных случаях, определенных Законом, срок проведения контроля может  быть продлен, но не более чем на один месяц.

Контроль за выполнением  юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями обязательных экологических  требований должен быть плановым. При  этом в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя  каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более  чем один раз в два года.

Одновременно Закон предусматривает  проведение внепланового контроля. Так, внеплановые проверки проводятся для  контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в  деятельности юридического лица или  индивидуального предпринимателя, выявленных в результате планового  контроля.

Внеплановый контроль проводится также в случаях:

- получения информации  от юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей, органов государственной  власти о возникновении аварийных  ситуаций, об изменениях или о  нарушениях технологических процессов,  а также о выходе из строя  сооружений, оборудования, которые  могут непосредственно причинить  вред жизни, здоровью людей,  окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- возникновения угрозы  здоровью и жизни граждан, загрязнения  окружающей среды, повреждения  имущества, в том числе в  отношении однородных товаров  (работ, услуг) других юридических  лиц и (или) индивидуальных  предпринимателей;

Информация о работе Виды экологического контроля