Виды экологического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).

Содержание

Введение
1. Понятие, цели и задачи экологического контроля
2.Виды экологического контроля
2.1 Государственный экологический контроль
2.2 Государственный общий экологический контроль
2.3 Государственный специальный экологический контроль
2.4 Ведомственный и производственный экологический контроль
2.5 Муниципальный и общественный экологический контроль
3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения
4. Понятие, виды и структура экологических правонарушений
5. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
6. Административная ответственность за экологические правонарушения
7. Уголовная ответственность за экологические преступления
8. Конституционная ответственность за экологические правонарушения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие, цели и задачи  экологического контроля

2.Виды экологического  контроля

  2.1 Государственный экологический контроль

  2.2 Государственный общий экологический контроль

  2.3 Государственный специальный экологический контроль

  2.4 Ведомственный и производственный экологический контроль

  2.5 Муниципальный и общественный экологический контроль

3.Юридическая ответственность  за экологические правонарушения

4. Понятие, виды и структура экологических правонарушений

5. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

6. Административная ответственность за экологические правонарушения

7. Уголовная ответственность за экологические преступления

8. Конституционная ответственность за экологические правонарушения

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый гражданин  нашей страны имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия  окружающей природной среды; в свою очередь, он обязан охранять природу  и окружающую среду, принимать участие  в ее охране.

Контрольно-надзорная  деятельность государственных органов  в области охраны окружающей среды  и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных  инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных  направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая  экспертиза проектов хозяйственно-технических  решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права  в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими  и другими научно-техническими методами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, цели  и задачи экологического контроля

 

Экологический контроль - важнейшая  правовая мера обеспечения рационального  природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция  государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение  соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических  требований. Весьма часто меры юридической  ответственности за экологические  правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его  результатам.

Ранее подчеркивалось, что  функция экологического контроля выполняется  и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального  природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений  деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому  из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как  и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной  для процедуры, на основе специальных  правовых норм и направленную на решение  своих задач.

Российское административное право выделяет два вида контрольной  деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

Экологический контроль как  функция управления экологической  деятельностью представляет собой  систему действий по сбору информации о подконтрольных объектах, ее обработке, оценке и передаче для принятия управленческих решений в заранее определенных целях.

Экологический контроль как  гарантия экологической деятельности является способом обеспечения реализации всех других функций экологического управления, элементом экономического механизма решения экологических  проблем, а издаваемые для или  в процессе его осуществления  акты применения права - элементом правового  механизма природопользования и  охраны окружающей природной среды.

Экологический контроль как  правовая форма экологической деятельности представляет собой систему действий по обеспечению соблюдения законодательства об экологической безопасности, об охране окружающей природной среды, об использовании природных ресурсов, применению предусмотренных им мер  государственного принуждения, а также  формирования адекватного происходящим в этой области изменениям нового законодательства, в том числе  путем прямого контроля, экспертизы законопроектов.

Выделяются цель, подцели  и задачи экологического контроля. Его цель совпадает с целью  всей экологической деятельности - удовлетворение справедливых социальных, экономических, экологических потребностей нынешнего и будущих поколений. Его подцелями являются обеспечение:

 а) социально здоровой и безопасной,

 б) экономически продуктивной

в) экологически целостной  и разнообразной окружающей природной  среды, т. е. достижение и поддержание  такого ее качества, при котором: воздействие  ее факторов обеспечивает здоровье человека и его плодотворную жизнедеятельность  в гармонии с природой; разработка природных ресурсов ведет к экономическому росту и устойчивому развитию общества; достигается защита и восстановление здорового состояния и целостности  экосистемы, зашита разнообразия флоры  и фауны. Задачи экологического контроля определяются применительно к его  видам.

Принципы экологического контроля можно подразделить на общие  и специальные. Специальные принципы экологического контроля должны определяться исходя иа общепризнанных международных  руководящих принципов контроля, с учетом специфики контроля экологической деятельности. Это принципы:

а) независимости контрольных  органов и их должностных лиц;

б) иммунитета хозяйственной  деятельности от незаконного вмешательства  органов контроля;

в) разграничения контрольных  и хозяйственных функций;

г) приоритета предупредительного контроля,

д) приоритета финансового контроля,

е) принцип контроля результата экологической деятельности;

ж) принцип самоконтроля предприятий;

з) принцип законодательного ограничения сроков функционирования органов экологического контроля, действующих  в составе центральных органов  государственного управления;

и) принцип информационного, научного и кадрового обеспечения  контроля.

 

Экологический контроль как  правовая мера выполняет ряд функций - предупредительную, информационную и  карательную.

Роль предупредительной  функции заключается в том, что  субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что  в процессе контроля соответствующие  органы и лица собирают разнообразную  информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется  в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных  законодательством санкций.

 

 

2.Виды экологического  контроля

 

В подходе к определению видов экологического контроля заложены три следующие посылки. В их традиционную классификацию - государственный, производственный, общественный, ведомственный - последний вид не включен. Во-вторых, она должна быть дополнена классификацией видов государственного экологического контроля по критерию принадлежности органа контроля к одной из трех ветвей власти. С этих позиций выделяются законодательный, исполнительный, судебный виды государственного экологического контроля. Наконец, в его систему не могут быть включены мониторинг окружающей природной среды и экологическая экспертиза. Они хотя и имеют сферы пересечения с экологическим контролем, но все т представляют собой самостоятельные виды управленческой деятельности.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, муниципальный, производственный, общественный. Критериями такой классификации  служит субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

 

 

 

2.1 Государственный экологический контроль

 

Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется  от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции  государства, государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный  экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс  исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления  экологической функции государства  может использовать не только собственные  полномочия государственно-властного  характера, но и прибегать к поддержке  правоохранительных органов - прокуратуры  и суда. Основными мерами административного  принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление  или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф  и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении  к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного  воздействия).

Государственный экологический  контроль проводится в форме предупредительного и текущего.

Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях ее планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Соответственно подразделению  органов государственного управления природопользованием и охраной  окружающей среды на органы общей  и специальной компетенции государственный  экологический контроль можно подразделить наобщий и специальный.

Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля наобщий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Государственный экологический  контроль проводится на определенных принципах. Основные из них:

- открытость и доступность  для юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей и иных субъектов  нормативных правовых актов, устанавливающих  обязательные экологические требования, выполнение которых проверяется  при проведении государственного  контроля (надзора);

- законность. Принцип законности  проявляется в том, что такой  контроль могут проводить лишь  уполномоченные органы в пределах  компетенции и полномочий, определяемых  нормативными правовыми актами;

- периодичность и оперативность  проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и  максимально быстрое проведение  его в течение установленного  срока;

- объективность. Объективность  государственного экологического  контроля основывается на достоверных  и полных данных о деятельности  контролируемого объекта;

- разделение хозяйственных  и контрольных функций. Принцип  разделения хозяйственных и контрольных  функций характерен лишь для  специально уполномоченных органов  государственного экологического  контроля. Носивший ранее в основном  доктринальный характер, в настоящее  время он закреплен в ст. 65 Федерального  закона "Об охране окружающей  среды". Его суть заключается  в том, что функция проведения  специального государственного  экологического контроля не может  возлагаться на органы, эксплуатирующие  природные ресурсы;

Информация о работе Виды экологического контроля