Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".

Вложенные файлы: 1 файл

3_kurs_-_EKOLOGIChESKOE_Konechnye.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

66. Законод-во  об охране и использовании  животного мира. Задачей законод-ва в области охраны и использования животного мира является регулирование отношений в области охраны и рационального использования животного мира в целях обеспечения условий его существования, сохранения видового разнообразия и целостности естественных сообществ живых организмов. Законодательство, регулирующее отношения в данной сфере, основывается на Конституции и состоит из законов, декретов и указов Президента, иных законод-ных актов. Специальными законод-ыми актами являются законы: «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях»; декреты: 2003 г. «О некоторых вопросах компетенции Гос-ной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте РБ»; 2005 г. «О некоторых мерах по соверше-нию гос-ного регулирования в области природопользования»; указы Президента РБ: 2003 г. «Об образовании Гос-ной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте»; 2005 г. «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деят-ти, совершенствованию гос-ного управлении ими» также Положение об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории РБ. Отношения в области охраны и рационального использования животного мира в РБ регулируются Законом «Об охране и использовании животного мира», который закрепляет единый для страны порядок правового регул-ния в области охраны и использования животного мира для удовлетворения экологических, эконом-ких, эстетических и иных потребностей человека с учетом интересов нынешнего и будущих поколений. Кроме того, отношения в области охраны и рац-ного использ-ния животного мира регул-ся адм-ным, уголовным, гражд.законод-вом. Отношения в области охраны и рационального использования с/х и других домашних животных, а также диких животных, содержащихся в неволе и используемых в хоз-ных, научных, культурно-просветительных и иных целях, регул-ся соответствующим законод-вом. Субъектами отношений в области охраны и использования животного мира м/б юрид-кие и физ.лица, в т.ч. и иностранные, а также иностранные гос-ва, международные организации.

67.Правовые  меры охраны животного мира. Охрана животного мира — комплекс мероприятий, направленных на сохранение видовою разнообразия и численности объектов животного мира, по сохранению среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации диких животных. Охрана животного мира осуществляется путем: установления правил и норм по охране, рациональному использованию и воспроизводству объектов животного мира; установления ограничений и запретов в пользовании животным миром; организации охраны среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; ограничения прав и возложения обязанностей на пользователей объектов животного мира в интересах его охраны; создания особо охраняемых природных территорий; учета, охраны и разведения в неволе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных; проведения других мероприятий. Охрану животного мира обеспечивают специально уполномоченные государственные органы (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте РБ); арендаторы охотничьих и рыболовных угодий; пользователи животным миром; пользователи компонентов природной среды, являющихся средой обитания животного мира, а также иные субъекты, обеспечивающие охрану указанных компонентов; иные юридические и физические лица, деятельность которых может оказать негативное воздействие на состояние животного мира и среды его обитания. Одним из направлений сохранения видового разнообразия животного мира является создание зоологических коллекций. Зоологическая коллекция — систематизированное собрание живых животных, их чучел, тушек, частей, продуктов, а также птичьих кладок, яиц и гнезд, представляющее научную, культурно-просветительную и историческую ценность.

68. Право пользования  животным миром и его виды. Пользование — одно из основных правомочий собственника, а также юрид.лица, являющегося субъектом права оперативного управления или права хозяйственного ведения. Право пользования животным миром представляет собой систему правовых норм, направленных на обеспечение рационального использования его объектов, а также регламентирующих права, обязанности и конкретные правомочия пользователей животным миром. Пользователями животного мира могут быть юридические и физические лица независимо от форм собственности, в том числе и иностранные, а также иностранные государства и международные организации. Согласно экологическому законодательству могут осуществляться следующие виды пользования животным миром: охота; рыболовство промысловое и любительское; добыча животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных-почвообразователей, естественных санитаров среды, опылителей растений и др.; использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. В соответствии с Законом «Об охране и использовании животного мира» пользователи животного мира имеют право: осуществлять пользование объектами животного мира в соответствии с условиями их предоставления; собственности на добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них; реализовывать полученную продукцию и изделия из объектов животного мира; предъявлять в установленном порядке иск за ущерб причиненный им неправомерными действиями.

69. Отв-ть за нарушение  законодательства об охране и  использовании животного мира. Природоохранным законодательством предусматриваются и меры юридической ответственности за нарушение норм законодательства об охране и использовании животного мира. Нарушения в этой области можно классифицировать на две группы:  нарушения права гос.собственности на животный мир (самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на животный мир); нарушения права пользования животным миром (самовольное пользование объектами животного мира; нарушения правил охоты, рыболовства и других видов пользования животным миром; нарушения правил охраны среды обитания и путей миграции животных; нарушения правил хранения и применения средств защиты растений, причинившие ущерб животному миру; нарушения правил ввоза объектов животного мира и т.д.). Так, в соответствии со статьей 50 КоАП самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на животный мир, а равно самовольное пользование объектами животного мира, на пользование которыми требуется получение разрешения, влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех минимальных заработных плат и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц — от трех до десяти минимальных заработных плат. К уголовной ответственности в соответствии со статьей 281 УК привлекаются лица за незаконное занятие рыбным или другим водным добывающим промыслом в реках, озерах, прудах, водохранилищах без надлежащего на то разрешения либо в запретное время, либо в недозволенных местах, или недозволенными орудиями, способами и приемами (эти действия, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до трех месяцев).

70. Понятие и состав  особо охраняемых территорий  и обьектов. Понятие «особо охраняемые территории» дано в Законе «Об особо охраняемых природных территориях». В силу статьи 1 данного Закона особо охраняемые природные территории — это участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Основной целью объявления территорий особо охраняемыми природными территориями является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия. В настоящее время структура особо охраняемых природных территорий включает четыре категории: заповедник; национальный парк; заказник; памятник природы. Заповедники и национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения. Заказники и памятники природы могут быть особо охраняемыми природными территориями республиканского или местного значения. Для режима особо охраняемых природных территорий характерно проявление признака заповедования в трех его видах: абсолютном; относительном; смешанном.

71. Правовой режим природных заповедников. В соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда растительного и животного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов. Объявление, преобразование и прекращение функционирования заповедника осуществляется решением Президента, Правительства по представлениям Минприроды или иного республиканского органа государственного управления. При объявлении или преобразовании заповедника решением Президента, Правительства Республики Беларусь утверждаются: границы, площадь и состав земель заповедника; положение о заповеднике; государственный орган, в оперативное управление которого передается заповедник; сроки создания гос-ного природоохранного учреждения, осуществляющего управление заповедником; сроки передачи земель заповедника в постоянное пользование гос-нному природоохранному учреждению, осущ-му управление заповедника.

72.Правовой  режим природных заказников. Заказником является территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов. Согласно статье 30 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, заказники подразделяются наследующие виды: ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов и комплексов;  биологические (ботанические, зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких, исчезающих, а также ценных в экологическом, научном, хозяйственном и культурном отношении растений, животных или отдельных особо ценных участков леса; водно-болотные, предназначенные для сохранения водно-болотных угодий, имеющих особое значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграции; гидрологические (болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем; геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы;  палеонтологические, предназначенные для сохранения отдельных ископаемых объектов и их комплексов. На территории страны существуют заказники республиканского и местного значения. По состоянию на I января 2001 г. сеть заказников республиканского значения представлена 94 заказниками, в том числе 24 ландшафтными

73. Правовой режим национальных  природных парков и памятников  природы. Национальным парком является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительских, оздоровительных и рекреационных целях. Национальный парк — это наиболее оптимальная форма заповедования, сочетающая в себе сохранение в естественном состоянии и восстановление природных комплексов и объектов с их генетическим фондом растений и животных, с использованием части их территории в природоохранных и научных целях, в интересах организации отдыха и оздоровления населения, регулируемого туризма, пропаганды знаний о природе. По состоянию на 1 января 2001 г. на территории Беларуси функционировали четыре национальных парка: «Беловежская пуща», «Браславские озера», «Нарочанский», «Припятский». Памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историке-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений. Законодательство выделяет три признака, по которым отбираются природные комплексы и объекты в категорию памятников природы: уникальность; социальная ценность (научная, историко-культурная, эколог-кая, эстетическая); нуждаемость в особой охране гос-ва.

74. Отв-ть за нарушение природозаповедного режима. Законодательными актами. В частности, к адм-ной и уголовной отв-ти привлекаются лица, виновные в нецелевом использовании особо охраняемых природных территорий, в том числе: самовольном изменении границ, отводе земель особо охраняемых территорий; осуществлении в пределах особо охраняемых природных территорий, их защитных зон запрещенной хозяйственной деятельности; нарушении порядка пользования животным и растительным миром и нарушении правил их охраны; нарушении требований разрешений на использование этих территорий; порче, повреждении и уничтожении природных комплексов, зарезервированных для включения в состав особо охраняемых природных территорий. Так, в соответствии сКоАП самовольный сбор растений, занесенных в Красную книгу, либо корней, цветов и плодов таких растений влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пяти минимальных заработных плат. Нарушение установленного порядка осуществления пользования животным миром в заповедниках и на других особо охраняемых территориях влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до пяти минимальных заработных плат и на должностных лиц — от пяти до двадцати пяти б/в.

75. Атмосферный  воздух как обьект использования  и охраны. Таким образом, атмосферный воздух — это охраняемый законом природный объект, представляющий собой воздушную (газовую) оболочку планеты и выполняющий экологическую, экономическую и социальную функции. В качестве объекта охраны, с одной стороны, воздух (закон «Об охране атмосферного воздуха»), с другой — атмосферу в целом (закон «Об охране окружающей среды»). В частности, основными задачами Закона «Об охране атмосферного воздуха» являются: регулирование отношений в области охраны атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной среды обитания человека, сохранения, улучшения и восстановления состояния атмосферного воздуха;  предотвращение и снижение уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух; обеспечение рационального использования атмосферного воздуха для производственных нужд; укрепление правопорядка и законности в области охраны атмосферного воздуха.

76. Законод-во об охране атмосферного воздуха. В настоящее время правовые и организационные основы норм хоз-ной и иной деят-ти в области использования и охраны атмосферного воздуха регулируются Законом 1997г. «Об охране атмосферного воздуха», Положением о порядке ведения гос. кадастра атмосферного воздуха 1995 г., Положением о порядке проведения в составе Нац-ной системы мониторинга окружающей среды в РБ мониторинга поверхностных вод, подземных вод, атмосферного воздуха, локального мониторинга окружающей среды и использования данных этих мониторингов. Данные акты направлены на сохранение и улучшение качества атмосферного воздуха, его восстановление для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, а также предотвращения вредного воздействия на окружающую среду. Основными задачами Закона РБ «Об охране атмосферного воздуха» являются: регулирование отношений в области охраны атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной среды обитания человека, сохранения, улучшения и восстановления состояния атмосферного воздуха; предотвращение и снижение уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух; обеспечение рационального использования атмосферного воздуха для производственных нужд; укрепление правопорядка и законности в области охраны атмосферного воздуха.

77. Правовые  меры охраны атмосферного воздуха. Основные проблемы окружающей среды, касающиеся атмосферы, связаны как с изменениями и колебаниями климата, так и с загрязнением воздушного бассейна и разрушением озонового слоя. За последние годы в воздушное пространство страны в среднем за год выбрасывается около 2100 тыс. т загрязняющих веществ. Основными источниками этих выбросов являются автотранспорт, объекты энергетики и промышленные предприятия. Большая их часть продуцирована передвижными источниками, преимущественно автотранспортом (80%). На долю стационарных источников приходится около 20% суммарных выбросов. В составе выбросов преобладают: оксид углерода — 59%; диоксид серы — 10%; углеводороды —17%; оксиды азота — 9%. Под охраной атмосф. воздуха понимается совокупность орган-ных, экономических, технических, правовых и иных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, осуществляемых государственными органами, юридическими и физическими лицами. Законодательство об охране атмосферного воздуха конкретизирует эти общие направления его охраны, считая первостепенным сохранение и улучшение качества атмосферного воздуха, его восстановление, устранение вредных воздействий на атмосферу.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"