Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".

Вложенные файлы: 1 файл

3_kurs_-_EKOLOGIChESKOE_Konechnye.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

13. Содержание права собственности  на компоненты природной среды. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РБ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие зак-ву, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окруж.среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими компонентами природной среды в той мере, в какой их оборот допускается зак-вом, осущ-ся их собственником свободно. Ограничения в осуществлении права собственности на компоненты природной среды обусловлены требованием о целевом характере их использования и кругом субъектов, в собственности которых могут находиться компоненты природной среды в соот с зак-вом РБ.

14. Охрана права собственности  на компоненты прир.среды. Природоресурсное зак-во предусматривает признание недействительными сделок, нарушающих право гос.собственности на компоненты природной среды (ст.159 Кодекса о земле, ст.55 Кодекса о недрах, ст.94 Водного кодекса, ст.67 Закона «Об охране и исп-вании жив.мира», ст.74 Закона «О раст-ном мире»). Самовольная переуступка права пользования компонентами прир.среды, а также другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право гос.собственности на компоненты прир.среды, явл-ся недейств-ми. Самовольно занятые участки (земельные, леса, водные объекты) возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Приведение участков в пригодное для исп-вания состояние, включая снос строений, производится за счет лиц, самовольно занявших такие участки. Вещно-прав. способами защиты права собственности явл-ся виндикационный и негаторный иски. В соотв-вии со ст.282 ГК собственник вправе истребовать свое имущ-во из чужого незаконного владения (виндикационный иск). Ст.285 ГК предусматривает защиту прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск). Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

15. Право общего природопользования. Право природопользования в общем смысле представляет собой систему прав.норм, устан-щие порядок и условия исп-ния отд-ных природных объектов. В субъект.смысле – право конкретного субъекта использовать предоставляемые ему прир.объекты. В зависимости от предоставляемого ему природного объекта в право природопользования выделяют: землепользование (с/х землепользование, землепользование насел.пунктов); водопользование; лесопользование; недропользование. В зависимости от хар-ра и правомочий субъекта делятся на: общее, спец-ное, совместное и обособленное. Общее использование – без какого-либо разрешения в силу гражда.правоспособности (собирать ягоды, грибы).  Спец-ное – исп-вание природных объектов на основании спец.разрешения, лицензии либо с применением техн.устройств и сооружений (пользователи – в большинстве юрид.лица). Совместное право природопользования – признаётся использование одного природного объекта несколькими субъектами. Обособленное  - когда один  природный  объект  используется  одним  субъектом    Первичное – предоставлено в  собственность  гос-вом.  Вторичное – предоставленное  в  пользование  природопользователем. В зависимости от срока действия    права  делятся: постоянное – без заранее установленного  срока возврата; временное делится на  краткое (1-3 года) и долгосрочное (от 3 до 10 л.). Принципы: рац-ного  природопользования -  эффективное пользование с наименьшими затратами; целевого  исп-вания – это обязанность; устойчивости  права  природопользования – заинтересованность  природопользователя в длительном пользовании. Есть  исчерпывающий  перечень  прекращения  права  природопользования; платности  (налог, арендная  плата, платежи).

16. Право спец-го природопользования. Спец-ное природопользование — осущ-ние природопользования в процессе эконом. деят-ти. Право спец. природопользования характ-ся признаками. Разрешительный характер — ведущий признак, отличающий право спец.природопользования от права общего природопользования. Целевой характер. При предоставлении природного ресурса в пользование гос.орган указывает цель (вид) природопользования. Закреплен в природоресурсном законод-ве (ст.4 Кодекса о земле, ст.20 Водного кодекса, ст.25 Кодекса о недрах, ст.46 Лесного кодекса). Исп-вание природного ресурса не в соот. с указанной в док-те целью явл-ся основанием для прекращения права спец.природопользования. С целевым характером исп-вания природных ресурсов тесно связано понятие рац-ного природопользования. Рациональным в соот. с эколог.зак-вом признается природопользование, которое характ-ся устойчивостью, т.е. длительным хар-ром исп-вания прир.ресурса без снижения его первоначальной кадастровой оценки. Рац.хар-ру природопользования способствует и его платность. Платный характер спец-ного природопользования урегулирован Законами «Об охране окруж среды», «О налоге за исп-вание прир.ресурсов (экол.налог)». Платежи за природопользование включают платежи за исп-вание природных ресурсов и платежи за вредное воздействие на окруж.среду. Рац-ному природопользованию также способствует установление его сроков. Спец-ное природопользование м/б постоянным (без заранее установленного срока) или временным. Временное выступает как краткосрочное или долгосрочное. Сроки временного пользования установлены природоресурсным зак-вом (землепользование может быть краткосрочным - до 3 лет и долгосрочным - от 3 до 10 л.).

17. Права и обязанности  природопользователей. Общее содержание права природопользователей заключается в правомочиях и обязанностях субьектов этого права по владению и пользованию соотв-щими природными ресурсами. Правомочия собств. и правомочия природопольз. по своей сущности различны. Собственник пр. ресурсов имеет более широкие правомочия (право владения, пользования, распоряжения). Право природопользования явл-ся производным и зависимым от права гос.собственности  на пр.есурсы и пр.обьекты. Только собственник в лице респ-ки может определить содержание права владения и пользования природопользователей. Правомочия по владению и пользованию в праве гос.собств. не зависимы друг от друга (республика вправе владеть землей, не пользуясь ею); в праве природопользования они взаимосвязаны (природопользователь не может владеть природным ресурсом или обьектом природы не пользуясь им). Содержание прав.института природопользования заключается в соответств. правах и обязанностях субьектов этого права. Эти права и обязанности составляют содержание норм института природопользования.

18. Право граждан на благоприятную окруж. среду и гарантии этого права. Право на благоприятную окружающую среду впервые провозглашено в международных документах, согласно которым человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Конституция РБ декларирует право граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46). В Законе «Об охране окружающей среды» закреплены право на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан. Право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным, в порядке, установленном законодательством РБ. Моральный вред, причиненный гражданину нарушением этого права, подлежит компенсации в соответствии с законодательством РБ (ст.ст. 12, 14). Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее оздоровлению, предупреждению и ликвидации Последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий: возмещением вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду; предоставлением полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; обжалованием решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц; судебной защитой, самозащитой и получением квалифицированной юридической помощи; деятельностью общественных объединений; контролем в области охраны окружающей среды (ст. 13 Закона «Об охране окружающей среды).

19. Эколог.права  и обязанности граждан и общ.объединений. Закон «Об охране окруж среды» определяет перечень экологических прав и обязанностей граждан (ст. 12) и общ.объединений (ст. 15). Граждане имеют право:создавать общест экол объед и общест фонды охраны природы; обращаться в органы гос управления, иные организации и к дол лицам для получения инфор о состоянии окр среды и мерах по ее охране; принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окр среду планируемой хоз и иной деятельности (ОВОС); вносить предложения о проведении обществ экол экспертизы и участвовать в ее проведении; оказывать содействие гос органам в решении вопросов охраны окр среды; осуществлять общественный контроль в области охраны ок среды; обращаться в гос органы с жалобами, заявлениями и предлож по вопросам, касающимся охраны окруж среды, вредного воздействия на окр среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; требовать компенсации имущественного ущерба и материального возмещения морального вреда от органов, учр, орг-ций или предприятий, долж лица которых допустили нарушение прав и свобод граждан при рассмотрении их обращений; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окр среду. Граждане обязаны:  соблюдать зак-во РБ об охране окруж среды; повышать экол  культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения; беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы; выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в общественных местах; выполнять предписания органов и долж  лиц, осуществляющих гос экол контроль; возмещать вред, причиненный их действиями окр среде, и т.д. Содержание прав и обязанностей общественных объед, осущ-щих свою дея-ть в области охраны окр среды, корреспондирует содержанию экол прав и обязанностей граждан.

20. Понятие  гос.управления природопользованием  и охраной окр.среды. Гос.регул-ние – воздействие на общ-во с целью его упорядочения и развития. Это организация исполнительно-распорядительной деят-ти гос.органов. Цель – обеспечение рац-ного использования природных ресурсов и охраны окруж.среды. Особенности гос.регул-ния экологией: юрид.основанием регул-ния явл-ся преимущественное право гос.собственности на природные ресурсы; комплексный характер регулирования. Любой природной объект связан с другим. Планирование, использование природных объектов делается с учётом влияния этих мер на другие природные ресурсы и в других регионах; регулирование эколог.отношений осущ-ся не только по адм.-территор.признаку, но и по природно-географическому. Гос.регулирование экологией – основанное на преимущ-ном праве гос.собственности на природные ресурсы деят-ть исполн.-распорядительных органов гос-ва по организации, рациональном использовании прир.ресурсов и эффективной охраны окруж.природной среды. Содержание: принцип законности. Реализуется для соблюдения норм.актов; принцип плановости гос.регулирования природопользования и охраны окруж.среды; сочетание гос. регул-ния с местным самоуправлением; сочетание демократических начал с единоначалием.  Формы управления (правовые и неправовые) – это внешнее проявление регулирующей деят-ти. Правовые – правотворческая деят-ть, правоприменительная и правоохранительная. Неправовые – оперативное хоз.распорядительство. Обеспечивают исполнителей необходимыми средствами для выполнения необходимых функций. Методы гос.управления: метод обязательных предписаний (императивный). Исп-зуется в управленческих отношениях; рекомендации, т.е. решение не имеет обязательной силы; метод санкционирования. Обязательный акт, принимаемый после утверждения  компетентным органом; разрешение – полное самоуправление. Функции; учёт прир.ресурсов путём ведения кадастров и мониторинга; распределение и перераспределение природных ресурсов. Осущ-ся предоставлением прир.ресурсов; планирование по охране, исп-ванию прир.объектов и их фин-вания. Планирование – планы, программы, бюджет. Фин-рование – из бюджетов, добровольных пожертвований; пространственно-территориальное устройство прир.объектов; контроль; разрешение споров.

21. Адм-ный механизм  управления природопользованием  и охраной окруж.среды. Механизм упр-ния в области природоп-ния и охраны окруж среды включает методы, формы, функции управления и систему гос органов, осущ-щих управление в данной области. Методы управления в области природопользования и охраны окруж среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечения рационального природопользования, воспроизводства и охраны окруж среды. Выделяют след. методы управления в области природопользования и охраны окруж среды: административные, т.е. прямой приказ, обеспечиваемый возможностью гос принуждения. В рассматриваемой области являются преобладающими; - эконом., создающие условия эконом. заинтересованности юрх лиц и ИП в реализации природоохранных мер. Закон «Об охране окруж среды» закрепляет эконом. механизм в области природопользования и охраны окруж среды; методы морального стимулирования, которые реализуются как посредством применения мер поощрительного характера, так и в форме воздействия на нарушителей. Форма управления в области природопользования и охраны окруж среды означает юрй способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты. Выделяют правотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность государства как внешнее проявление пр. форм управления. Под функциями гос управления в области природопользования и охраны окруж среды понимаются наиболее характерные, специфические по своему содержанию обособленные виды деятельности, воздействующие на экологические отношения и связи, составляющие единый хозяйственный механизм.

22. Эконом.механизм  охраны окруж.среды и природопользования. Регул-ние охраны окруж среды и природопользования выражается в сочетании административно-пр. средств воздействия и мер экономического характера. И если метод административно-пр. воздействия исходит из отношений власти и подчинения, то экономический механизм опирается на материальную заинтересованность исполнителя в достижении реальной цели. Задачами внедрения экономических методов являются: обеспечение эколого-экономиче-ской согласованности между общественными интересами и интересами отдельных субъектов-природопользователей; дополнение механизмов регулирования хозяйственной деят-ти эконом-ми элементами стимул-ния; обеспечение оптимального исп-вания фин.ресурсов на природоохранные цели. Экономический механизм охраны окруж среды и рационального природопользования - совокупность предусмотренных зак-вом экономических мер, которые обеспечивают охрану окруж среды и рациональное природопользование.В соответствии со ст.79 Закона «Об охране окруж среды» эконом. механизм охраны окруж среды и природопользования включает следующие элементы:разработку гос прогнозов и программ социально-экономического развития РБ в части рационального использования природных ресурсов и охраны окруж среды;финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окруж среды;создание фондов охраны природы;установление платежей за природопользование; проведение экономической оценки природных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окруж среду; установление мер экономического стимулирования в области охраны окруж среды; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окруж среду; экологическое страхование.В состав экономического механизма входят как традиционные элементы (эколог. налогообложение), так и новые, возникновение которых связано с переходом к рыночным отношениям в современных условиях (проведение эконом.оценки природных объектов).

23.Система органов гос.управления  природопользованием и охраны  окруж.среды. Все органы, имеющие полномочия в природопользовании составляют систему: общей компетенции, осущ-т эколог.функцию в ряде функций: Президент, СМ, Парламент, местные советы депутатов и исполнительные комитеты. Нац.собрание определяет гос.эколог. политику путём издания законод-ных актов, разработки и утверждения гос. экол.программ. СМ реализует гос.экологическую политику, создаёт республ-кий фонд охраны природы, утверждает перечень особо ценных прир.ресурсов и объектов окруж.среды, утверждает порядок разработки эколог.нормативов, лимитов использования природных ресурсов – выбросов и сбросов, загрязняющих веществ. Местные советы депутатов планируют природопользование и охрану окруж.среды, финансируют и обеспечивают (материально и технически) эколог.программы на соотв-щей территории; принимают решения о запрещение деят-ти предприятий-загрязнителей; обеспечивают население необходимой эколог.информацией и др. Они могут делегировать свои полномочия местным исполнит.комитетам, местным комитетам по природным ресурсам. Природоохранные органы: Суды (общие и хоз-ные), прокуратура, ОВД. Виды: комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные – управления всеми прир.объектами (мин-ва). В мин-ве – департаменты и отделы. В области – областные комитеты, в районах – инспекции. Полномочия мин-ва: контроль за деят-тью всех ведомств в области охраны окруж.среды; организация мониторинга окруж. Среды; осуществление гос.эколог.экспертизы; выдача и аннулирование лицензии; разработка гос.эколог.программ; ведение Красной Книги РБ. Отраслевые – регулируют отд-ные эколог.отношение. Это: комитет лесного хоз-ва; комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совмине; комитет рыбоохраны при Минприроды.  Функциональные – те органы, которые имеют отдельные функции по управлению отдельными отношениями; мин-во с/х и продовольствия (контроль, планирование, использование земель с/х назначения); мин-во здравоохранения и комитет Санипеднадзора (контроль за состоянием водных ресурсов и воздуха); комитет по проблемам преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС (контроль за использованием радиоактивных земель); департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике (контроль, надзор, лицензирование по использованию природных недр).

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"