Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".

Вложенные файлы: 1 файл

3_kurs_-_EKOLOGIChESKOE_Konechnye.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

47. Недра как  объект использования и охраны. Недра - это охраняемый законом природный объект, составная часть окруж.среды; это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отс-вии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, которые распространяются до глубин, доступных для геологического изучения и освоения; это часть поверхности земли, если она содержит запасы полезных ископаемых. Органическая связь недр с землей состоит в том, что они явл-ся естественным продолжением земельной территории. В эколог-ком аспекте недра служат ест-ным фундаментом земной поверхности и ест-ной кладовой земли. Эксплуатация недр связана с возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окруж.природной среде в целом, здоровью человека. Богатства недр земли относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов, поскольку исп-ние богатств недр сопровождается истощением их запасов. Запасы находящихся в недрах богатств ограничены, как ограничена земная поверхность. Полезные ископаемые и мин-ные ресурсы не поддаются восстановлению. В процессе разработки и последующего потребления они могут исчезнуть вообще. Полезность недр для чел-ка состоит в том, что они явл-ся не только источником сырья, ископаемого топлива, но и удовлетворяют научные потребности общ-ва. Они используются также для устройства подземных сооружений и коммуникаций - хранилищ, складов, трубопроводов, линий электропередач, метро. Основным богатством недр явл-ся полезные ископаемые, под которыми понимаются составные части недр - твердые, жидкие и газообразные природные образования земной коры, которые исп-ся или пригодны для исп-ания во всех сферах человеческой деят-ти или непосредственно, или посредством извлечения из них полезных компонентов. Месторождением полезных ископаемых считаются естественные скопления полезных ископаемых, по кол-тву, кач-ву и условиям залегания пригодные для промышленного и иного хоз-ного использования. Все полезные ископаемые подразд-ся на два вида: общераспростр-ные; необщераспр-ные. Те полезные ископаемые, запасы которых свидетельствуют об относ-ной достаточности их для удовлетворения потребностей экономики гос-ва на перспективу и в случае их истощения м/б заменены аналогичными полезными ископаемыми, называются общераспр-ными. Они распределены в недрах относительно равномерно и их месторождения встречаются практически повсеместно. К общераспространенным относятся: песок, глина, суглинок, супесь, доломит мергель. Кроме того, различают полезные ископаемые балансовые и забалансовые. Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запасы, использование которых в настоящее время эконом-ки целесообразно и которые должны удовлетворять определенным кондициям. Забалансовые - это такие запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экон-ки нецелесообразно из-за низкого содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических условиях. Однако в дальнейшем они могут использоваться для промышленного освоения.

48. Законод-во о недрах. Правовое регул-ние отношений, возникающих в связи с геологическим изучением, пользованием и охраной недр РБ, осущ-ся системой законод-ных актов, которые подразделяются на общие и специальные. К общему законод-ву относятся такие основные законод-ные акты, как Конституция, Законы «Об охране окруж.среды», «О гос-ной эколог.экспертизе» и др. К спец-ному законод-ву относятся, прежде всего, Кодекс о недрах; Положение о порядке застройки площадей залегания полезных ископаемых и размещения в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; Положение о порядке ведения гос-ного кадастра недр; Положение о порядке осуществления гос-ной экспертизы геологической информации о недрах и утверждения запасов полезных ископаемых; Положение о порядке осущ-ния гос.надзора за рациональным использованием и охраной недр, безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами; Положение о первооткрывателях важнейших месторождений полезных ископаемых; Положение о порядке предоставления участков недр (горных отводов) для добычи полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и др. Кодекс о недрах содержит правовые основы комплексного рац-ьного использования и охраны недр, обеспечивающие защиту интересов гос-ва и граждан, а также прав пользователей недр. Однако регул-ние отношений в области недропользования, а также отношений, связанных с использованием и охраной земель, вод, лесов, раст-ного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающих при пользования недрами, регулируется  и  другим  экологическим  законод-твом. Так, специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться иными законод-ми актами с соблюдением принципов и положений, установленных Кодексом о недрах. В целом же можно выделить три вида отношений, связанных с недрами: отношения по геологическому изучению недр, которые представляют собой научно-произв. комплекс исследовательских работ, выполняемых с целью получения знаний о строении и природных свойствах недр, а также о ценностях полезных ископаемых; отношения, связанные с использованием недр, т. е. отношения по извлечению из недр содержащихся в них полезных ископаемых, созданию искусственных полостей для размещения в них и эксплуатации подземных сооружений, а также для иных хоз-ных надобностей; отношения по охране недр, т.е. отношения по обеспечению сохранения, восстановления и улучшения состояния недр.

49. Право пользования  недрами. Право пользования недрами представляет собой совокупность прав.норм, определяющий порядок и условия рац-ного использования недр. Использование – деят-ть, на осуществление которой гос-вом дано соотв. разрешение, т. е. когда гос.органы, учреждения и граждане наделены правом пользования недрами. Виды: основной вид права пользования недрами является право пользования для добычи полезных ископаемых. Недра предост. в пользование на основании акта, удостоверяющего горный отвод органами гос.горного надзора. Горные отводы для разработки месторождений ПИ предоставляются исполкомами СНД и подлежат регистрации в органах горного надзора. Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых предоставляются только предприятиям, которые в соответствии с их уставами, положениями или решениями компетентных органов вправе вести разработку месторождений общ. Полезных ископаемых; предоставление недр для целей, не связанных с добычами полезных ископаемых, т. е. для строительства и сооружения поземных сооружений, в т. ч. для подземного хранения нефти, захоронения веществ и отходов производства; предоставление для разработки месторождений торфа, сапронеля. Предоставляется для разработки на основании постановления СМ или решения исполкома СНД; пользование недрами для удовлетворения иных потребностей. Предприятия, граждане имеют права пользования недрами для своих хозяйственных и бытовых нужд. Производится без предоставления горного отвода. Субьекты права пользования - граждане, предприятия, которые в установленном порядке приобрели право пользования недрами и права и обязанности по рацион. использованию.  

50. Правовая охрана недр. Правовая охрана недр представляет собой совокупность правовых средств, содержащих пред. закр, восст. кар. меры, закрепленные в нормах права, обеспечивающие сохранение, восстановление и улучшение состояния недр. сновные требования в области недр выражены в горном законодательстве. Они сводятся к следующему: - обеспечение полного и комплексного геолог. изучения недр; - соблюдение установленного порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недр - наиболее полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых - недопущение вредного влияния работ - охрана месторождений ПИ от затопления, пожаров, снижающих качество ПИ - предотвращение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность эксплуатируемых и находящихся на консервации горных выработок и буровых скважин - предотвращение загрязнения недр при подземном хранении и захоронении.

51. Отв-ность за нарушения зоконод-ва о недрах. Эколог. преступление - есть виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранит. законодательство и причиняющее вред окружающей среды и здоровью человека. Правомерные деяния, которые считаются нарушениями законодательства о недрах. Нарушение права гос. собственности (сделки). Нарушение пользования недрами. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, приведения к недостоверной оценке разведенных запасов ПИ или условий для строительства и эксплуатации предприятий (по добычи ПИ), а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. КоАП: адм.отв-ть - самовольная застройка, порча, невып. санкции за нарушения правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшие к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных. Уголовная отв-ть - УК - привлек. лица, виновные в нарушении зак-ва об ООС (загрязнения). Дисц-ная – должн.лица, предприятия, организации за нарушение законодательства об ООС, горного законодательства м/б привлечены к дисц-ной отв-ти в соотв-вии с законод-вом о труде. При этом должн.лица и другие работники, по вине которых предприятия понесли расходы, связанные с возмещением убытков, несут мат-ную отв-ть.

52. Вода как обьект использования и охраны. Воды - часть окруж.среды и природный объект, состоящий из естественных и искусственных водоемов, подземных вод, ледников, мирового океана, выполняющих экологич. и культ.-оздор. функции. Т.к. это совокупность водных обьектов, использование которых поддается регулированию, то вода в атмосфере, почвенная влага, вода из природной среды не относится к водам. Водное законод-во регулирует водные отношения, т. е. общественные отношения в области использования и охраны вод в РБ. Предмет правового регулирования - воды. В состав входят: а) реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов; б) подземные воды. Основа водных отношений – гос-ная собственность на водные обьекты (Декларация ст. 5, ст. 4 Закон о собственности; 14.11.1991 внесены изменения в Водный Кодекс РБ, которые закрепили право гос-ной собственности РБ на землю). Содержание права - правомочия РБ по владению, пользованию и распоряжению водами на территории РБ. Это значит, что водные объекты передаются только в пользование. Субъект права собственности на воды РБ в целом. Право коммунальной собственности на воды не предусмотрены. Водное законодательство: Водный Кодекс, постановлений СМ по вопросам использования и охраны в т. ч. Пост. СМ "О водоохранных полосах (зонах) малых рек", Постановление СМ "Об улучшении организации работ по охране малых рек от загрязнения, засорения и истощения", других нормативных актов. Экономическая основа водных правоотношений: Закон "О собственности в РБ"; "О предприятиях", "Об аренде", закон "О платежах на землю" 1991 "О налоге за пользование природными ресурсами".

53. Водное законодательство. Водные отношения, т. е. общественные отношения в области рационального использования и охраны вод, регулируются Водным кодексом, принятым Палатой представителей Нац.собрания РБ 1998 г. Водное законодательство РБ основывается на Конституции РБ и состоит из Водного кодекса РБ, иных актов законодательства РБ. Экономическая   основа   водных   правоотношений   заложена   в Гражданском кодексе, законах Республики Беларусь: «О питьевом водоснабжении», «Об аренде», «О платежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» и ряде других нормативных правовых актах. Задачами водного законодательства являются регулирование отношений в области использования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах юридических и физических лиц, в том числе иностранных, охраны вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, восстановления и улучшения состояния водных объектов. Отношения, связанные с использованием и охраной атмосферного воздуха, земель, недр, лесов, растительного и животного мира, возникающие при водопользовании, регулируются соответствующим законодательством РБ. Предметом правового регулирования водных отношений являются воды (водные объекты) РБ. В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РБ все воды (водные объекты), находящиеся на территории республики, составляют государственный водный фонд РБ . Он включает: поверхностные воды (водные объекты) - реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т. п.; подземные воды. Отнесение земель к землям водного фонда и определение их границ производятся в порядке, установленном земельным законодательством.

54. Право водопользования  и ее виды. Совокупность правовых норм, определяющих порядок и условия рационального использования вод составляет право водопользования в объективном смысле. В субъективном смысле право водопользования представляет собой правомочия конкретного водопользователя по использованию полезных свойств водных объектов в целях, предусмотренных законом. Водопользователи: ВК гос-ные, кооперативные, общественные организации, учреждения и граждане РБ. Иностранцы только на условиях аренды. В зависимости от целевого назначения право пользования водами: а) для удовлетворения пит., бытовых, личных и других; б) для с/х, промышленности, энергетики, транспорта, рыбного хозяйства; в) для сброса сточных вод. Приоритет отдается питьевым и бытовым нуждам. В зависимости от влияния на состояние вод: общее и специальное водопользование (с применением технических сооружений и устройств) или без, но с влиянием на воды. Совместное и обособленное водопользование (наход. только водные объекты, предоставленные юридическим лицам). Это первичные пользователи, которые могут разрешать вторичное водопользование при согласовании с орг. Общие - без разрешения, специальные - с разрешением. Содержание права водопользования - права и обязанности. Правомочия только владение и пользование. Общие права ВК: - добывать воду для использования - эксплуатировать водные обьекты для нужд с/х и т. п. - возводить гидротехнические сооружения - пользоваться водными обьектами для отдыха. Прекращение права водоп-вания: минование надобности в водоп-вании, истечение срока, ликв-ция предприятия, передача объекта, изъятие.

55. Правовая  охрана вод. По показателю удельной водности РБ занимает одно из последних мест в СНГ. Отсюда следует важность охраны вод. Под правовой охраной понимается совокупность правовых средств, направленных на сохранение восстановление и улучшение состояния природных запасов вод. ВК содержит основные принципы и положения охраны вод от вредных воздействий. В настоящее время охрана водных ресурсов осуществляется главным образом путем установления запретов и ограничений вместо развития системы мер профилактического характера, предотвращающих ухудшение качества вод. Правовая основа охраны вод-ст.94 ВК РБ, по которой все воды подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинять вред здоровью населения, вызвать уменьшение рыбных запасов. Под загрязнением вод понимается насыщение природных запасов воды посторонними веществами растворимых или удерживаемыми в воде в виде взвесей. Уровень - опасность для здоровья людей и т.п. Засорение вод - насыщение водоёмов различными нерастворимыми в воде предметами, отходами и отбросами. Истощение вод - сокращение воды в водном объекте. Водопользователи обязаны проводить согласованные с ГК по экологии МСНД по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, а именно: - наводнений, затоплений, подтоплений - разрушение берегов, защитных дамб и др. сооружений - заболевание и засоление почв; эрозии. Конкретные меры по охране вод в РБ содержатся в "Основных направлениях оздоровления и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов в РБ на 1991-95 до 2000 года" от 21.03.89г. К 2000 году сократить удельный расход воды не менее чем на 25%, прекратить сброс сточных вод в водоёмы.

56. Ответственность  за нарушение водного законодательства. Отв-ть за нарушение водного законодательства наступает за экологические правонарушения в области использования и охраны вод. Они делятся на два вида: правонарушения связанные с нарушением права государственной собственности на воды. Сейчас разрешена аренда, сделки с земельными участками, на которых могут находиться водные объекты; связанные с нарушением порядка рационального использования и охраны - забор воды с нарушением планов водопользования. - бесхозяйственное использование воды. - самовольное производство г/техн. работ и других влияющих - повреждение водохозяйственных сооружений и устройств - нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений, изменение качества вод; загрязнение, засорение, истощение. Субъекты: юридические и физические лица. Административную и уголовную ответственность несут только физические лица. Уголовная отв-ть ст. 48 УК - за загрязнение и засорение вод, причинившее или могущее причинить вред здоровью людей, народному хозяйству, растительному и животному миру. Если без последствий, то адм-ная отв-ть - посягательство на право гос.собственности на воды и с нарушением установленного порядка использования и охраны вод ст.59 - нарушение правил охраны водных ресурсов ст.60 - нарушение правил водопользования ст.61 - повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил эксплуатации. Меры административной ответственности выполняют в основном предупредительную роль. Гражд.-правовая отв-ть применяется при признании недействительными сделок, нарушающих право гос.собственности на воды, а также при возмещении предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами убытков, причиненных нарушением водного законодательства. Помимо юрид.отв-ти - меры экономического воздействия (экологический налог, который состоит из платежей за пользование и за сброс загрязненных вод в ОС. Ставки налога за сброс сточных вод в водные источники (неочищенные, недостаточно очищенные) изъятие.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"