Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:07, доклад

Краткое описание

Одним из направлений охраны окружающей среды в экономически развитых государствах является заповедная охрана природы или охрана особо ценных природных объектов. Идея создания особо охраняемых природных территорий и объектов родилась главным образом в связи с интенсивным использованием природных ресурсов - лесов, земель, расширением пространственной сферы вовлечения их в хозяйственный оборот и угрозой деградации природы. По подсчетам специалистов, уникальные природные объекты занимают в мире около 2,68% от всей территории.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по эП.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

    - сохранение природной среды, природных  ландшафтов;

    - создание условий для отдыха (в  том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

    - разработка и внедрение эффективных  методов охраны природы и поддержание  экологического баланса в условиях  рекреационного использования территорий  природных парков;

    В зависимости от экологической и  рекреационной ценности природных участков парка на его территории устанавливаются различные режимы их особой охраны и использования. Исходя из этого на территории природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

    Важнейшими  элементами обеспечения правового  режима природных парков являются запреты на определенную деятельность. Так, на территории природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

    Природный парк «Оленьи ручьи» создан на основании постановления Правительства Свердловской области от 29.10.1999 г. № 1255-ПП «Об учреждении Свердловского областного государственного учреждения «Природный парк «Оленьи ручьи». На территории Парка сосредоточено 18 природных  и исторических объектов, имеющих статус памятника природы. Долина реки Серги, протекающей по территории Парка характеризуется обилием ручьев, скал, пещер и геологических провалов, а также археологических памятников, возраст которых составляет около 14 тыс. лет.  

Располагается Парк на территории Нижнесергинского муниципального района и имеет площадь 12 700 га. Площадь охранной зоны - 10 500 га.

     Природный парк «Река Чусовая», созданный на основании постановления Правительства Свердловской области от 17.06.2004 г. № 519-ПП, расположен на территории Горноуральского и Шалинского городских округов и городского округа Староуткинск. Парк общей площадью 77 146 га состоит из двух участков - Чусовского, непосредственно примыкающего к реке Чусовая, и Висимского, расположенного около п. Висим, где сохранились исторические объекты, связанные с фамилией Демидовых. Уникальность Чусовой в том, что это единственная река, пересекающая центральную гряду Уральского хребта. Ее берега изобилуют памятниками природы, заселены редкими видами растений.

    Природный парк «Бажовские места» создан на основании постановления Правительства Свердловской области от 02.04.2007 г. № 275-ПП «Об организации особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Бажовские места». Расположен на территории Сысертского городского округа и имеет площадь 39 938 га. Территория Парка богата и разнообразна: здесь сохранились нетронутые естественные ландшафты, обитают редкие представители флоры и фауны, а также имеются уникальные исторические объекты. Парк носит имя знаменитого уральского писателя П.П. Бажова.

    г) государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

    - комплексными (ландшафтными), предназначенными  для сохранения и восстановления  природных комплексов (природных  ландшафтов);

    - биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

    - палеонтологическими, предназначенными  для сохранения ископаемых объектов;

    - гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными  для сохранения и восстановления  ценных водных объектов и экологических  систем;

    - геологическими, предназначенными  для сохранения ценных объектов  и комплексов неживой природы;

    Специфических требований относительно режима особой охраны территорий заказников Закон не предусматривает, а устанавливает лишь то, что на территории заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

    На  территории государственных природных  заказников, где проживают малочисленные  этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение их традиционного образа жизни.

    Под угрозой применения установленных  законодательством административных, уголовных и иных санкций ответственность  за обеспечение соблюдения режима особой охраны государственных природных  заповедников возложена на собственников, владельцев и пользователей земельных участков, расположенных в границах заказников.

    Природно-минералогический заказник «Режевской» охватывает центральную часть единой геолого-минералогической системы, известной под названием «Самоцветная полоса Урала». Создан на основании постановления Главы администрации Свердловской области от 13.02.1995 г. № 65. Расположен на территории Режевского городского округа и занимает площадь 32 300 га.

    д) памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения;

    Территории, занятые природными объектами и  комплексами, объявленными памятниками  природы, могут быть особо охраняемыми  природными территориями федерального и регионального значения. Они учреждаются решениями Правительства России и исполнительными органами субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Памятники природы находятся в ведении государственных органов, их учредивших. Но они могут быть переданы федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в ведение и под охрану иных лиц. При этом оформляются охранное обязательство, паспорт и другие документы.

    Объявление  природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей  этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства РФ или органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

    На  территории, на которой находятся  памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может влечь нарушение сохранности памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, Законом возложена обязанность по обеспечению режима их особой охраны.

    е) дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности;

    Дендрологические  парки и ботанические сады могут  быть федерального или регионального  значения. Они образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти РФ или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов РФ.

    На  территории дендрологических парков и  ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

    Для обеспечения режима особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов их территории могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

    - экспозиционную, посещение которой  разрешается в порядке, определенном  дирекциями дендрологических парков  или ботанических садов;

    - научно-экспериментальную, доступ  в которую имеют только научные  сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

    - административную.

    ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты. К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств;

    Для обеспечения режима особой охраны лечебно-оздоровительных  местностей и курортов установлен запрет или ограничение в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

    Специфической мерой сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов служит организация округов санитарной или горно-санитарной охраны.

    Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством России, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

    В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, каждая из которых имеет свой режим. Так, на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

    На  территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

    На  территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

    Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей  зонах - пользователями, землепользователями  и проживающими в этих зонах гражданами.

    Санитарно-оздоровительные  мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

    Разновидностью  рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

    з) хотя в Законе "Об особо охраняемых природных территориях" зеленые зоны городов и других поселений не выделены в качестве самостоятельного вида особо охраняемых природных территорий, но по существу они являются таковыми. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" этот вид включен в главу "Природные объекты, находящиеся под особой охраной". Такие зоны выполняют средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции;

     и) к природным объектам особой охраны относятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их охрана преследует главную цель сохранения биологического разнообразия.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов