Лекции по дисциплине "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:48, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит конспекты лекций по дисциплине "Экологическое право".

Вложенные файлы: 1 файл

Ekologicheskoe_pravo_Konspekt_lektsy_A_V_Gorel.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

Экологическое право подразделяется на две составляющие: природоохранное право;

природоресурсное право.

Следовательно, природоохранное право и природоресурсное право – это  подотрасли экологического права.

Природоохранное право составляют нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Основополагающим источником права, регулирующим данную сферу общественных отношений, является в настоящее время Закон об охране окружающей среды.

Нормы природоресурсного права регулируют общественные отношения в области использования и охраны отдельных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, животного мира.

Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регулирования отношений по рациональному использованию и защите отдельных компонентов окружающей среды, включая права и обязанности физических и юридических лиц в сфере данных общественных отношений, формы собственности на компоненты окружающей среды, правовые основы их использования, основы государственного управления в регулируемых областях общественных отношений.

Соотношение экологического и иных отраслей права

Третью часть экологического права составляют нормы иных отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, эти нормы касаются экологии, объединенные задачей защиты окружающей среды.

Различные авторы рассматривают регулирование экологических правоотношений нормами иных отраслей права либо в контексте системы самой отрасли экологического права, либо в контексте соотношения экологического права с иными отраслями. Процесс включения норм, направленных на охрану окружающей среды, в иные отрасли права можно охарактеризовать как экологизацию данных отраслей права.

Основу развития экологического права как отрасли  права составляет Конституция Республики Беларусь. Прежде всего, именно нормы Конституции Республики Беларусь играют основополагающую роль в регулировании отношений природопользования, охраны и рационального использования земель, защиты экологических прав граждан как на национальном, так и на международном уровнях, поскольку в Конституции Республики Беларусь непосредственно содержится ряд экологических норм.

Статья 13 Конституции  Республики Беларусь закрепляет две  формы собственности: государственная  и частная. Так, в исключительной собственности государства находятся  леса, воды, недра. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Статья 46 Конституции  Республики Беларусь закрепляет право  каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 55 Конституции Республики Беларусь государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Важными с точки зрения гарантий осуществления права граждан на благоприятную окружающую среду являются нормы статей 34, 35, 36, 37, 40, 55, 60, 61 Конституции Республики Беларусь. Так, в статьях 35-37, 40 закреплены возможности участия граждан в принятии экологически значимых решений и управлении государством через свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан.

Экологическое право  тесно связано с административным правом. Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны и использования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавливает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право, в отличие от административного, определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, специфика экологических отношений определяет осуществление особых функций управления, например таких как государственная экологическая экспертиза и т.д.

Экологическое право имеет  также некоторые смежные предметы регулирования с гражданским правом. Так, гражданское законодательство устанавливает основы права собственности гражданского оборота земли и иных природных ресурсов. В силу статьи 129 Гражданского кодекса Республики Беларусь земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается Кодексом Республики Беларусь о земле, законодательством о земле и других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области отдается природоресурсному законодательству.

В ряде случаев  природоресурсным законодательством предусмотрено заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и физическими лицами. К данным правоотношениям применимы нормы подразд. 2 «Общие положения о договорах» разд. III Гражданского кодекса Республики Беларусь. Также, например, в соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса Республики Беларусь подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и несет ответственность за нарушение данных требований.

Согласно  статье 102 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей седы» вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

Т.о. при причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица применяются нормы гл. 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь об обязательствах вследствие причинения вреда.

 

 

 

Вопрос 4

 

Под экологическим  правом понимается не только отрасль права, но также наука и учебная дисциплина. Экологическое законодательство, практика его применения, проблемы, достижения, недостатки и пути развития являются предметом научного исследования ученых-юристов и изучения в высших учебных заведениях.

Предмет науки и учебной дисциплины намного шире сферы общественных отношений, регулируемых законодательством, включает изучение зарубежного законодательства, а также такие общетеоретические положения, как источники, система, методология экологического права, соотношение его с другими отраслями права, повышение эффективности действия, специфика юридической ответственности за экологические правонарушения.

Наука экологического права

Наука экологического права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологического права, является составной частью системы юридических наук. Предметом науки экологического права являются:

- отрасль экологического  права. 

Наукой изучаются нормы и институты экологического права, анализируется правовые норм и институты в регулировании соответствующих общественных отношений.

Объектом  изучения является также отрасль экологического права в целом. Наукой исследуются источники отрасли, ее система, особенности эколого-правовых отношений, виды норм способы их реализации, специфический характер предмета отрасли, место отрасли экологического права в правовой системе Республики Беларусь;

- эколого-правовые  отношения. Исследование права невозможно без изучения, обобщения практики его применения. Предметом науки экологического права являются регулируемые данной отраслью общественные отношения. Их изучение позволяет выявить проблемы реализации изучаемых правовых норм, выработать предложения по повышению эффективности их применения.

Сделанные на основе обобщения  практического опыта выводы и теоретические концепции составляют содержание науки экологического права. На основе изучения практики норм экологического права разрабатываются предложения по совершенствованию норм и применения действующего законодательства. Сами по себе положения эколого-правовой науки не имеют нормативного, общеобязательного характера, однако становятся теоретической базой для создания новых правовых норм, для дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

Представителями белорусской  науки  в области экологического права являются Д.М.Демичев, Т.М. Макарова, С. Балашенко и др.

Экологическое право как учебная дисциплина

Экологическое право входит в государственный  стандарт юридического образования.

Цель изучения экологического права состоит в том, чтобы студенты получили представление о развитии данной отрасли права, ее месте в системе отраслей права Республики Беларусь, об экологических правах и обязанностях граждан, а также способах их защиты, о законодательных требованиях к хозяйствующему субъекту в области охраны окружающей среды, об ответственности за причинение вреда окружающей среде и иных институтах экологического права.

Экологическое право как учебная дисциплина состоит из двух частей; общей и особенной.

В рамках общей  части студентами изучаются такие темы, как предмет, методы, система экологического права, его принципы, место в системе права Республики Беларусь; источники экологического права, экологические права и обязанности граждан, основы государственного управления охраной окружающей среды; плата за загрязнение окружающей среды и иные элементы экономического механизма ее охраны; экологические бедствия и чрезвычайные экологические ситуации; ответственность за нарушение экологического законодательства.

Особенная часть  экологического права включает в  себя изучение правового регулирования использования и охраны отдельных видов природных объектов: лесного, водного фондов, животного мира, атмосферного воздуха, недр, земель; правовое регулирование использования и охраны особо охраняемых природных территорий.

 

 

Вопрос 5

5.1. Понятие и структура экологического правоотношения

Правоотношение это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями.

Экологическое правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами  экологического права, возникающие по поводу охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Структура экологического правоотношения состоит  из:

    • объекта;
    • субъекта;
    • прав и обязанностей (содержание).

Субъекты экологического правоотношения в самой общей форме закреплены в статье 6 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Субъектами отношений  в области охраны окружающей среды  являются:

    • Президент Республики Беларусь,
    • Совет Министров Республики Беларусь,
    • специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды,
    • местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также иные государственные органы,
    • органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции;
    • общественные объединения, иные юридические лица Республики Беларусь,
    • граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - граждане).

Мера участия данных субъектов в экологических правоотношениях определяется их экологической правоспособностью и дееспособностью.

Экологическая правоспособность - это закрепленная в законодательстве способность иметь юридические экологические права и нести такого рода обязанности. Оно начинается с момента рождения физического или образования юридического лица и прекращается смертью индивида или ликвидацией юридического лица. Для того, чтобы стать реальным участником отношений в области охраны окружающей среды, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Экологическая дееспособность - это признаваемая нормами права способность самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности в экологических правоотношениях.

Экологическую деликтоспособность.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются всеми правами и несут обязанности в сфере использования и охраны окружающей среды в одинаковой мере как граждане Республики Беларусь.

Информация о работе Лекции по дисциплине "Экологическое право"