Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:59, контрольная работа

Краткое описание

По решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ часть земельного участка природного парка была изъята для целей строительства автодороги областного значения, а также гостиницы, объектов общественного питания и торговли, обслуживающих водителей и пассажиров автотранспорта.
Оценить правомерность данного решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое право.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

ВАРИАНТ 3 (С-Я)

Задача  № 1

По решению исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ часть земельного участка природного парка была изъята для целей строительства  автодороги областного значения, а  также гостиницы, объектов общественного  питания и торговли, обслуживающих водителей и пассажиров автотранспорта.

Оценить правомерность данного  решения.

 

Согласно п. 1 ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995 №33, часть земельного участка природного парка не может быть изъята для целей строительства автодороги, а также гостиницы, объектов общественного питания и торговли. Природные парки, являются особо охраняемыми природными территориями. Кроме того, согласно п. 4 ст. 58 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7, изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев предусмотренных законами. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной – запрещается, согласно п. 2 ст. 59 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7. Поскольку выхлопные газы автотранспорта оказывает негативное воздействие на окружающую среду, разрешение на строительство автодороги не могло быть выдано. Из сказанного выше следует, что данное решение является не правомерным.

 

 

 

Задача  № 2.

 

Гражданин Иванов осуществлял без разрешения сбор камней и иных минералов на территории государственного природного заповедника «Денежкин камень». В момент данной деятельности он был задержан сотрудниками заповедника. В отношении гражданина было возбуждено уголовное дело и предъявлен иск о возмещении ущерба, причиненного его незаконными действиями.

Решить вопрос об ответственности  гражданина Иванова.

 

Пребывание  на территории государственных природных  заповедников граждан, не являющихся работниками  данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускаются только при наличии разрешений этих органов, или дирекций государственных природных заповедников ( п. 5 ст. 9 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995 № 33). Гражданин Иванов находился на территории заповедника «Денежкин камень» без соответствующего разрешения. Кроме того, он осуществлял несанкционированный сбор камней и минералов, что можно квалифицировать как преступление,  предусмотренное ст. 262 УК РФ. Согласно данной статье, гражданина Иванова за нарушение режима государственного природного  заповедника «Денежкин камень» ждет  наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период до восемнадцати месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительные работы до двух лет.

 

 

Задача  № 3.

ООО «Лесовоз» обратилось в районную администрацию с ходатайством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование для заготовки живицы и древесины. Администрация отказала в рассмотрении ходатайства по мотиву отсутствия соответствующей компетенции.

Определить понятие «леса», «лесного участка». Раскрыть порядок предоставления лесных участков в пользование;  виды и содержание права лесопользования юридическими лицами.

 

Юридическим  понятием «лес» определяют совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений  (мхов, лишайников и т.п.).

В ст. 7 Лесного  кодекса РФ дано определение понятию  «лесной участок». Согласно этой статье лесным участком является земельный  участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

В ст. 71 Лесного  кодекса РФ представлен порядок  предоставления гражданам, юридическим  лицам лесных участков, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности. Согласно этой статье

1. В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.

2. Предоставление  гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

3. К договору  аренды лесного участка применяются  положения об аренде, предусмотренные  Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. Предоставление  лесных участков, находящихся в  государственной или муниципальной  собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное  пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Содержание  права лесопользования составляют права и обязанности субъекта, конкретный набор которых определяется в зависимости от вида лесопользования. При осуществлении лесопользования лесопользователи имею право:

- получать информацию  об участках лесного фонда,  передаваемых им в пользование;

- осуществлять  пользование лесным фондом в установленных пределах;

- возводить  на срок лесопользования строения  и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке;

- иметь другие  права, если их реализация не  противоречит требованиям лесного законодательства РФ.

Вместе с  тем лесопользователи обязаны:

- осуществлять  пользование участками лесного  фонда в соответствии с лесным  законодательством;

- соблюдать  условия договоров аренды, концессии,  безвозмездного пользования, а  также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета;

- не допускать  нанесения вреда здоровью граждан,  окружающей природной среде;

- вести работы  способами, предотвращающими возникновение  эрозии почв, исключающими или  ограничивающими негативное воздействие  лесопользования на состояние лесов, водных и других природных объектов;

- соблюдать  санитарные правила в лесах,  правила пожарной безопасности, а в случае возникновения лесного  пожара обеспечить его тушение;

- не оставлять  недорубов (лесосек с незаконченными  рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков заготовки и вывозки);

- проводить очистку лесосек от порубочных остатков;

- осуществлять  лесовосстановительные мероприятия  в сроки и не условиях, указанных  в договорах аренды, концессии,  лесорубочном билете, ордере, лесном билете;

- приводить  земли на участках лесного  фонда, предоставленных в пользование,  за свой счет в состояние,  указанное в соответствующих  договорах и других документах  на лесопользование;

- своевременно  вносить платежи за пользование лесным фондом;

- выполнять  другие обязанности, предусмотренные  лесным законодательством.

В п.1 ст. 25 Лесного  кодекса РФ определены виды права  лесопользования.

1. Использование  лесов может быть следующих  видов:

1) заготовка  древесины;

2) заготовка  живицы;

3) заготовка  и сбор недревесных лесных  ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных  ресурсов и сбор лекарственных  растений;

5) осуществление видов  деятельности в сфере охотничьего  хозяйства;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной  деятельности;

9) создание лесных плантаций  и их эксплуатация;

10) выращивание лесных  плодовых, ягодных, декоративных  растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) выполнение работ по  геологическому изучению недр, разработка  месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация  водохранилищ и иных искусственных  водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

13) строительство, реконструкция,  эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины  и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной  деятельности;

16) иные виды, определенные  в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

В п.3 настоящей статьи указано, что использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", из чего следует, что ООО «Лесовоз» имеет право на пользование лесным участком.

Согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, к которым относится и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование и организация использования лесов. Следовательно, ООО «Лесовоз» следует обратиться в органы государственной власти субъекта РФ (областная администрация) с соответствующим прошением о предоставлении в бессрочное пользование участка леса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача  № 4

Муниципальное унитарное предприятие  «Даль» осуществляло несанкционированный  сбор бытовых отходов, за что взимало  плату с местных жителей сельского поселения. Твердые отходы размещались МУП на территории расположенного вблизи поселения лесного участка, жидкие – сбрасывались в водный объект.В результате, был нанесен существенный вред окружающей среде (растительности, животным и водным биологическим ресурсам).

Дать правовую оценку ситуации. Каковы эколого-правовые требования при обращении с отходами производства и потребления?

 

Согласно ст. 51 Закона об охране окружающей среды, отходы производства и потребления, в том  числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Одновременно  в целях исключения экологического вреда Закон запрещает  захоронение  отходов  на наиболее экологически и социально ценных территориях. В частности, запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Важную роль в охране природы играют требования к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к объектам размещения отходов; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов.

В частности, при  проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели и юридические  лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека, а также иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов. При проектировании жилых зданий, предприятий и других объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, должны предусматриваться места (площадки) для сбора таких отходов.

Одним из наиболее распространенных способов удаления отходов  в мире и в России является их размещение на специально оборудованных  объектах (полигонах, свалках). Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Для обладания информацией о местах размещения отходов объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр указанных объектов.

Информация о работе Экологическое право