Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

Антропогенные воздействия на окружающую природную среду привели к сокращению генофонда живых организмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Самой эффективной мерой по охране генофонда живых организмов на нашей планете является организация широкой сети охраняемых природных территорий. Они выполняют следующие задачи: сохранение уникальных ландшафтов, охрана редких и исчезающих видов флоры и фауны, обеспечение необходимых условий для их воспроизводства и др.

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

1. Правовой режим национальных и природных парков

Антропогенные воздействия на окружающую природную среду привели к сокращению генофонда живых организмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Самой эффективной мерой по охране генофонда живых организмов на нашей планете является организация широкой сети охраняемых природных территорий. Они выполняют следующие задачи: сохранение уникальных ландшафтов, охрана редких и исчезающих видов флоры и фауны, обеспечение необходимых условий для их воспроизводства и др.

Согласно Преамбуле  к Федеральному закону «Об особо  охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности  
и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного оборота и для которых установлен режим особой охраны.

Статьей 2 названного закона устанавливаются категории особо  охраняемых природных территорий, к  числу которых относятся:

• государственные природные заповедники;

• национальные парки;

• природные парки;

• государственные природные заказники;

• памятники природы;

• дендрологические парки и ботанические сады;

• лечебно­оздоровительные местности и курорты.

Помимо названных  категорий решениями Правительства  РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления могут устанавливаться такие особо охраняемые природные территории, как:

• территории, на которых находятся зеленые зоны;

• городские леса;

• городские парки;

• памятники садовопаркового искусства;

• охраняемые береговые линии;

• охраняемые речные системы;

• охраняемые природные ландшафты;

• биологические станции;

• микрозаповедники и другие.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Особо охраняемые природные  территории могут быть федерального, регионального или местного значения, причем государственные заповедники и национальные парки находятся исключительно в ведении Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Национальные парки

Национальные  парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на их территории, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления.

Государственная система  национальных парков Российской Федерации  начала формироваться более 30 лет  назад, первые национальные парки «Сочинский» и «Лосиный остров» образованы в 1983 г.

Конкретный национальный парк функционирует на основании  положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Вокруг национального парка  создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Задачами национальных парков являются:

а) сохранение природных  комплексов, уникальных и эталонных  природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение  населения;

г) создание условий для  регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение  научных методов охраны природы  и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Национальные парки  учреждаются постановлением Правительства  Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий субъектов Российской Федерации к объектам федеральной собственности.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная  деятельность и рекреационное использование территории;

б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

в) познавательного туризма, предназначенная для организации  экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

г) рекреационная, предназначенная  для отдыха;

д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

ж) хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Национальные парки  являются юридическими лицами, которые  не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые национальными парками средства:

а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;

б) в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков;

в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

г) в порядке безвозмездной  помощи и благотворительных взносов.

Земельные участки в  границах национальных парков, а также  находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.

Национальные парки, а  также собственники, владельцы и  пользователи земельных участков в границах территорий национальных парков, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение регулируемого  туризма и отдыха на территориях  национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Природные  парки

Природные парки находятся  в ведении субъектов Российской Федерации, являются природоохранными рекреационными учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Территории природных  парков располагаются на землях, предоставленных  им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

На природные парки  возлагаются следующие задачи:

а) сохранение природной  среды, природных ландшафтов;

б) создание условий для  отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

в) разработка и внедрение  эффективных методов охраны природы  и поддержание экологического баланса  в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Решение об образовании  природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.

На территориях природных  парков устанавливаются различные  режимы особой охраны и использования  в зависимости от экологической  и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях природных  парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

С природными парками  согласовываются вопросы социально-экономической  деятельности юридических лиц, расположенных  на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.

Управление национальными  природными парками осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Национальные природные  парки возглавляются директорами, назначаемыми государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся национальные природные парки.

Директор  национального природного парка  руководит деятельностью парка  и несет за нее полную ответственность, обеспечивает выполнение возложенных на парк задач.

На территориях национальных природных парков устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим на территориях национальных природных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

– зоны заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено;

– зоны заказного режима, обеспечивающие условия сохранения природных объектов, в пределах которых допускается строго регулируемое рекреационное пользование;

– зоны познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями национального природного парка;

– зоны рекреационного использования, включая территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства;

– зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающие условия для сохранения комплексов и объектов культурного наследия;

– территории агроландшафтов, предназначенные для ведения сельского хозяйства экологически безвредными методами;

– зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания;

– зоны хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся хозяйственно-производственные работы, необходимые для обеспечения функционирования национального природного парка, а также удовлетворения основных нужд проживающего на его территории населения.

Лимиты посещения гражданами национальных природных парков определяются администрациями парков на основании научно обоснованных норм использования территорий в рекреационных целях по согласованию с государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные природные парки.

Соблюдение режима национального  природного парка обеспечивается службой  его охраны, в состав которой входят:

– директор национального природного парка и его заместители;

Информация о работе Экологическое право