Система цен в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества факторов. В систему цен входят не только национальные, но и мировые цены.
Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, объясняются следующими причинами:
• существует единый процесс формирования цен на производство. То есть все цены формируются на единой методологической основе: на законах стоимости, спроса и предложения и других экономических законах;
• хозяйственная деятельность всех предприятий связана между собой - они используют продукцию друг друга. К примеру, изменение тарифов на грузовые перевозки, электроэнергию отражается на ценах практически любой продукции;
• имеет место тесная связь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
Систему цен характеризуют следующие параметры: уровень цен, их структура и динамика.

Содержание

Введение
Система цен в экономике
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

MetodMaterial44.docx

— 48.52 Кб (Скачать файл)

Таким образом систему цен принято классифицировать в соответствии с определенными признаками:

  • по характеру обслуживаемого оборота: оптовые, закупочные, розничные, на строительную продукцию, тарифы грузового и пассажирского транспорта, тарифы на платные услуги населению, надбавки в сфере обращения, цены внешнеторгового оборота;
  • в зависимости от сферы регулирования: свободные, договорные, контрактные, регулируемые, фиксированные;
  • по способу фиксации: контрактные, трансфертные, биржевые, торговые;

по степени обоснованности: базисные, справочные, прейскурантные, фактических сделок, потребления;

  • по времени действия: постоянные, текущие, скользящие, сезонные, ступенчаты;

в зависимости от территории действия: единые или поясные цены, региональные (зональные) цены;

  • в зависимости от величины включения транспортных расходов в цену товара: цена "франко-станция отправления", цена "франко-станция назначения", цена "франко-склад покупателя" и др.

Составной частью системы ценообразования является широко распространенная система скидок с установленных прейскурантных цен.

Скидки используют производители товаров и розничная торговля, как ответные действия на снижение цен конкурентами, уменьшая первоначальную цену в целях привлечения новых покупателей, сокращения запасов на складах.

Цены различаются в зависимости от того, на какой стадии они формируются. Обычный массовый товар проходит три стадии товароведения: предприятие — оптовая торговля, оптовая торговля — розничная торговля, розничная торговля — потребитель. Соответственно этим стадиям товародвижения формируются три основных вида цен: оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, розничные цены.

Оптовая цена предприятия состоит из полной себестоимости и прибыли, которую предприятие самостоятельно устанавливает на одну единицу продукции. Основу цены продукции составляет ее себестоимость, которая отражает текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов, но и развитие предприятия, создание резервных фондов.

На стадии "оптовая торговля — розничная торговля" реализуется оптовая цена промышленности. Оптовая цена промышленности — это цена, по которой производятся расчеты с оптовой торговлей. В количественном отношении в отличии от оптовой цены предприятия цена оптового посредника включает в себя издержки оптовой торговли плюс прибыль оптовой торговли плюс НДС.

На стадии "розничная торговля — потребитель" реализуется розничная цена. Розничная цена — это цена, по которой продукция реализуется населению. В количественном отношении розничная цена отличается от оптовой цены промышленности на величину издержек и прибыли розничной торговли и НДС.

Разновидностью оптовой цены предприятия является закупочная цена, когда речь идет о закупке сельскохозяйственной продукции снабженческо-сбытовыми организациями.

  1. Заключение

 

При анализе системы цен необходимо учитывать следующие особенности:

Во-первых, все элементы системы цен (отдельные виды цен) тесно взаимоувязаны и их следует рассматривать в единстве, изолированное рассмотрение отдельно взятой цены может привести к ошибочным выводам. Например, при определении цен на издательскую продукцию необходимо учитывать цены на бумагу, картон, переплетные материалы, на полиграфическое оборудование, тарифы на перевозку и т.д.

В основе взаимосвязи отдельных цен лежит объективный процесс формирования общественно необходимых затрат труда, в котором затраты труда на производство каждого конкретного товара зависят от затрат труда на производство всех других товаров и от всей совокупности затрат общественного труда. Взаимосвязь всех цен предопределяется взаимосвязью всех предприятий, производств и отраслей в хозяйственном механизме.

Во-вторых, все элементы системы цен находятся в определенной, строго обусловленной соподчиненности, выражающейся в том, что разные виды цен, решая конкретные задачи, настроены как единое целое на выполнение основной задачи, стоящей перед системой.

В-третьих, задачи, возложенные на систему цен в целом, распределяются по отдельным видам цен. Отдельные элементы системы цен решают строго определенные задачи: если на какую-либо цену возложить решение несвойственной ей задачи, это может привести к отрицательным последствиям. Например, если цены на детскую, научную или учебную литературу устанавливать исходя из требований получения высокой прибыли, то это может вызвать сокращение спроса на нее.

В-четвертых, система цен обладает определенной устойчивостью (стабильностью), но вместе с тем она динамична. Стабильность системы цен и ее динамичность определяются характером хозяйственного механизма, его стабильностью или изменчивостью. Система цен, являясь составной частью хозяйственного механизма, должна соответствовать ему, своевременно реагировать на его изменение. В случае изменений системы цен вслед за изменениями, происходящими в хозяйственном механизме, изменяются конкретные виды цен. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды цен обладают относительно меньшей устойчивостью, чем система цен в целом.

Взаимосвязь между ценами не исключает относительно самостоятельного движения отдельных видов цен. Повышение или понижение цены на какой-либо один товар или группу товаров под влиянием каких-либо факторов не должно обязательно сопровождаться соответствующим изменением цен на все другие, даже технологически тесно связанные между собой товары. Однако такое самостоятельное, изолированное движение отдельных цен возможно только в так называемых границах относительной самостоятельности изменений цен. Изменение цен, превышающее эти границы, вызывает изменение и других цен.

Границы относительно самостоятельного движения цен определяются силой соответствующих взаимосвязей между ценами, зависящей от действия целого ряда факторов. К числу важнейших из них относятся: комплексность и сопряженность производства различных товаров, степень их функциональной однородности или взаимозаменяемости, удельный вес данного производства во всем общественном производстве и пр.

В-пятых, система цен обладает обратными связями, т.е. изменение цены на какой-либо отдельный товар может вызвать изменение цен на другие товары по всей технологической цепочке и привести к общему изменению отдельных видов цен или системы в целом.

Как уже отмечалось, система цен состоит из отдельных видов, которые сами могут рассматриваться как системы, но более низкого порядка по отношению к единой системе цен. В системе цен следует видеть внутреннюю форму ее организации, выступающую как единство устойчивых взаимосвязей между отдельными ценами или группами цен. Эти взаимосвязи подчиняются диалектике отношений части и целого: свойства системы цен не равны сумме свойств отдельных цен; свойства системы цен нельзя переносить на отдельные виды цен, характер действия которых может в определенные моменты не совпадать со свойством системы в целом.

Так, система цен обладает свойством, по которому сумма всех конечных цен, входящих в систему, должна соответствовать общественной стоимости. Каждая отдельно взятая цена случайно может совпасть со стоимостью, но, как правило, она отклоняется от нее под воздействием ценообразующих факторов. Это свойство заложено в самой природе цены как денежной формы стоимости.

К конкретной цене нельзя предъявлять все требования, которые ставятся перед системой в целом. Реальные обстоятельства иногда объективно обусловливают необходимость предъявления таких требований к отдельным ценам, которые могут в определенной мере противоречить требованиям, предъявляемым к системе цен. Игнорирование указанных свойств приводит к искаженному представлению системы цен и отдельных ее элементов.

 

 

 

 

  1. Использованная литература
    1. Цены и ценообразование Автор: "Калинина Л.Л.".

Учебно-методический комплекс для специальности финансы и кредит.- М: 2004.

    1. Цены и ценообразование Автор: "Под ред. В.Е. Есипова".

Учебник.-4-е изд., -СПб.: Питер, 2005.-560с.

    1. Цены и ценообразование Автор: "Под ред. И.К. Салимжанова".

Учебник.- М.: ТКВелби, Проспект, 2005.-360с.

    1. Цены и ценообразование. Автор: "Под ред. И.К.Салимжанова".

чебник для вузов.-М.: ЗАО "Финстатинформ",2001.-304с.

    1. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО "Финстатинформ", 2003. – 304 с.
    2. Стратегия повышения эффективности издержек производства фирмы/Под ред. А.Е. Хачатуров //Менеджмент в России и за рубежом: периодическое издание - М, 2003 -№6. С. 11-18.
    3. Агапова И.И. История экономической мысли: учеб.-практич. пособие / Ассоциация авторов "Тандем".―М.: Издательство "ЭКМОС", 2005. ― 248с.
    4. Амосов А.И. Ценообразование и социально-экономическая политика в России / А.И Амосов // периодика.Экономика и математические методы. ―2005. ―№7
    5. Цены и ценообразование: Учебное пособие / Желтякова И. А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. — СПб: Издательство "Питер", 2000.— 112с.
    6. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Есипова. 4-е изд. СПб.: Издательство "Питер", 2007.― 560с.
    7. Сфера управленческого контроля за издержками производства/ Н.Н. Парасоцкая //Период. издание - Всё для бухгалтера -2010 -№7.
    8. Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие / Герасименко В.В.― М.: ИНФРА-М, 2008. ―427с.
    9. Шуляк П.Н. Ценообразование: учеб.-практич. Пособие / Шуляк П.Н. ―8-е изд. ―М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005. ―192с.
    10. 9 Салимжанов И.К. Ценовая политика организации / И.К. Салимжанов // Финансы.―2006. ―№8. ― С.55-58.
    11. Ценообразование: Учеб. пособие/ Под ред. Г.А. Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2005.

 


Информация о работе Система цен в экономике