Система цен в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества факторов. В систему цен входят не только национальные, но и мировые цены.
Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, объясняются следующими причинами:
• существует единый процесс формирования цен на производство. То есть все цены формируются на единой методологической основе: на законах стоимости, спроса и предложения и других экономических законах;
• хозяйственная деятельность всех предприятий связана между собой - они используют продукцию друг друга. К примеру, изменение тарифов на грузовые перевозки, электроэнергию отражается на ценах практически любой продукции;
• имеет место тесная связь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
Систему цен характеризуют следующие параметры: уровень цен, их структура и динамика.

Содержание

Введение
Система цен в экономике
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

MetodMaterial44.docx

— 48.52 Кб (Скачать файл)

В-третьих, система цен динамична. Она находится под воздействием меняющихся экономических условий. Система цен своевременно должна реагировать на меняющиеся условия в экономике. Но в то же время обладает определенной устойчивостью, что определяется объективными условиями экономики.

Конкретные виды цен обладают меньшей устойчивостью, чем система цен в целом. Под влиянием различных факторов происходят изменения отдельных видов цен. Такое изменение вызывает изменение других цен, так как все виды цен взаимосвязаны. К примеру, изменились цены на зерно. В результате этого с большой долей вероятности можно ожидать изменение цен на хлебобулочные и кондитерские изделия, на комбикорма, на молоко и мясо и т.д. Однако изменение отдельных цен не всегда вызывает изменение других даже технологически тесно связанных видов цен. Существуют определенные границы воздействия изменения одних цен на другие. Если цены на какой-то товар изменились, но не вышли за пределы допустимых границ, то при этом необязательно будут изменяться цены других товаров. Например, в разы могут измениться цены на иглы, которые применяются для пошива костюмов. При этом цены на костюмы могут и не меняться. Это показывает то, что конкретные виды цен взаимосвязаны между собой, но при этом обладают и относительной самостоятельностью в своем движении.

В-четвертых, системе цен присущи обратные связи. Допустим, что по ряду причин выросли цены на железную руду на 20%. Это вызовет рост цен на другие товары по технологической цепочке: руда — чугун — сталь — машины (горное оборудование). Горное оборудование будут покупать рудники уже по более высоким ценам. Это вызовет рост затрат на добычу железной руды, допустим, на 2%. Значит рост цен на железную руду на 20% вызвал дополнительный рост затрат и цен на нее еще порядка 2%. Общий рост цен уже составит 22%.

При изучении и анализе системы цен следует особое внимание уделять следующим ее параметрам:

  • уровень цены конкретных товаров, их видов и групп. Под уровнем цены понимается абсолютное выражение цены в денежной форме (в рублях, евро, долларах США и др. денежных единицах);
  • структура цены. Под структурой цены понимается отношение отдельных элементов цены к ее уровню, выраженное в процентах, либо долях;
  • динамика цены. Под динамикой цены понимается изменение уровня цены во времени. Характеризуется динамика цены либо абсолютным отклонением цены (в денежных единицах) анализируемого периода от цены базового периода, либо индексами цены.

Виды цен, входящих составными элементами в систему цен, в зависимости от ряда классификационных экономических признаков (оснований) подразделяются на различные группы.

В современной экономике функционируют многие миллионы конкретных цен, которые формируются и регулируются на единых методологических основах. Поэтому многообразие цен вызывает необходимость их упорядочения, объединения в отдельные группы (виды) цен, характеризующиеся общими признаками. Количество признаков, в соответствии с которыми классифицируются цены в различные группы (виды), достаточно велико. Причем одна и та же конкретная цена может входить в разные группы (виды) цен. Экономическая теория и хозяйственная практика выработали классификационные группы (виды) цен, объединяемых по следующим признакам:

  • система национальных и мировых рынков;
  • сфера обслуживания национальной экономики;
  • степень (жесткость) государственного регулирования цен;
  • стадии ценообразования;
  • базисные условия поставки товаров и др.

В соответствии с признаком — система национальных и мировых рынков — все конкретные цены подразделяются на национальные (внутренние) цены и цены мировых рынков. Национальные (внутренние) цены обеспечивают функционирование национальной экономики. Сфера их действия не выходит за пределы страны. Они формируются с учетом особенностей всех сфер национальной экономики и требований внутреннего рынка страны. Цены мировых рынков обслуживают деятельность мировых (региональных) рынков и формируются с учетом их требований. Уровень и структура национальных (внутренних) цен и мировых цен на одну и туже продукцию, как правило, различаются между собой. Их совпадение является исключением из общего правила. Хотя имеется тесная связь между национальными и мировыми ценами, которая обеспечивается в первую очередь системой контрактных цен на продукцию внешнеторгового оборота.

Признак — сфера обслуживания национальной экономики — предполагает объединение цен, обслуживающих различные сферы экономики, в самостоятельные группы, среди которых особо выделяются следующие виды цен: оптовые (отпускные), закупочные, розничные, цены на строительную продукцию, тарифы на услуги, внешнеторговые цены.

Оптовые (отпускные) цены обслуживают оборот продукции промышленного производства. По этим ценам промышленные предприятия-производители непосредственно сами или через посредников реализуют продукцию потребителям. Потребителями, закупающими продукцию промышленного производства, могут быть предприятия (организации) любой сферы экономики, любой формы собственности. Оптовые (отпускные) цены не предназначены для реализации промышленных товаров непосредственно населению. Следует отметить, что государственные закупки промышленной продукции также производятся по оптовым (отпускным) ценам. Как правило, при реализации промышленной продукции по оптовым ценам происходит смена собственника. При этом широко используется система безналичных расчетов.

На основе оптовых (отпускных) цен формируется большинство стоимостных показателей, используемых в системе планирования, прогнозирования и анализа как на уровне макро-, так и на уровне микроэкономики.

Закупочные цен обслуживают оборот сельскохозяйственной продукции между предприятиями сельского хозяйства и предприятиями (организациями) любой сферы экономики, любой формы собственности. Продукцию сельского хозяйства, предназначенную для обеспечения государственных заказов, государство приобретает также по закупочным ценам. Закупочные цены не предназначены для реализации товаров непосредственно населению. Продукция несельскохозяйственного происхождения реализуется сельскохозяйственными предприятиями не по закупочным, а по оптовым (отпускным) ценам. К примеру, сельскохозяйственное предприятие имеет цех по производству хрустящего картофеля. Реализация этого продукта будет не по закупочным, а по оптовым ценам.

Розничные цены — обслуживают товарооборот между населением и организациями розничной торговли. По розничным ценам также организации могут приобретать товары в розничной сети. Розничные цены являются ценами конечной реализации товаров народного потребления. По розничным ценам товары народного потребления выбывают из воспроизводственного процесса, то есть потребляются либо населением в домашнем хозяйстве, либо в производстве. Динамика розничных цен характеризует изменение уровня жизни и благосостояния населения.

Цены на строительную продукцию обслуживают экономические взаимоотношения между производителями строительных работ (первоначальными собственниками) и потребителями (заказчиками) строительной продукции. Цены на строительную продукцию представляют собой систему из трех видов цен: сметной стоимости объекта строительства; цены единицы строительной продукции, входящей составной частью в строительный объект; договорной (рыночной) цены готового объекта строительства.

Сметная стоимость как разновидность цены является по существу ценой производителя строительных работ (первоначального собственника) и формируется на основе предельных затрат на строительно-монтажные работы, приобретаемое оборудование и целевой прибыли. Сметная стоимость широко применяется при возведении объектов по индивидуальным (специальным) проектам, привязанным к конкретным условиям строительства. Как правило, сметная стоимость рассчитывается до начала строительства и корректируется на протяжении всего периода строительства.

Цена единицы строительной продукции (1 кв. м общей площади, 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м полезной площади, одно-, двух-, трехкомнатная квартира и др.) формируется на основе сметной стоимости путем дифференциации затрат по элементам, входящим в единый строительный объект. Как правило, цена единицы строительной продукции выступает в виде прейскурантной цены, устанавливаемой производителем строительных работ (первоначальным собственником) с учетом затрат и рыночной конъюнктуры.

Договорная (рыночная) цена готового объекта устанавливается на договорной основе между потребителем (заказчиком) и собственником на уже готовый объект.

Внешнеторговые цены обслуживают экспортный и импортный обороты страны. Исходя из этого, внешнеторговые цены делятся на экспортные и импортные цены. По экспортным ценам отечественные производители вывозят товар для его реализации за пределы страны. По импортным ценам товар поставляется из-за рубежа для потребления в стране ввоза. Внешнеторговые цены формируются на основе мировых цен. Экспортные и импортные цены являются контрактными ценами (ценами международных контрактов).

Движение товаров от производителя к потребителю опосредуется конкретными видами цен, дифференцированными в зависимости от наличия образующих эти цены элементов. В зависимости от этой классификации (стадий ценообразования) можно выделить следующие виды цен:

  • оптовая цена изготовителя;
  • оптовая (отпускная) цена изготовителя;
  • оптовая (отпускная) цена закупки;
  • розничная цена.

Оптовая цена изготовителя формируется на стадии изготовления товара. Она включает в себя затраты на производство и реализацию товара (себестоимость) и прибыль изготовителя. В конечном счете именно оптовая цена изготовителя предназначена для обеспечения изготовителю расширенного воспроизводства. К примеру, если затраты на производство и реализацию единицы конкретного товара (себестоимость) составляют 100 руб., а прибыль — 50 руб., то оптовая цена изготовителя будет 150 руб.

Оптовая (отпускная) цена изготовителя предназначена для реализации товара изготовителем. Именно по этой цене товар покупает у изготовителя либо непосредственно потребитель, либо посредник. Оптовая (отпускная) цена изготовителя состоит из оптовой цены изготовителя и величины акциза и НДС. Причем акциз входит в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя только по подакцизным товарам. Если товар является подакцизным, то при включении в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя вначале рассчитывается (включается) акциз, а затем НДС. К примеру, известно, что на единицу конкретного товара оптовая цена изготовителя равна 150 руб., акциз установлен в размере 20 руб., а ставка НДС — 18%. В этом случае оптовая (отпускная) цена изготовителя будет рассчитываться по следующей схеме:

  • К оптовой цене изготовителя добавляется акциз (150 руб. + 20 руб. = 170 руб.).
  • Рассчитывается величина НДС (170 руб. ∙ 18 / 100 = 30,6 руб.)
  • К полученной оптовой цене изготовителя с учетом акциза добавляется величина НДС (170 руб. + 30,6 руб. = 200,6 руб.)

Оптовая (отпускная) цена закупки формируется, если между изготовителем и потребителем существует система посреднических организаций (за исключением организаций розничной торговли). Посредник за свои услуги получает определенную цену, предназначенную для покрытия его затрат, обеспечения прибыли и возможности уплаты НДС. Цена за посреднические услуги может быть выражена в различных формах: посредническая надбавка, снабженческо-сбытовая надбавка, комиссионный сбор или вознаграждение и др.

Пример определения оптовой (отпускной) цены закупки.

Оптовая (отпускная) цена изготовителя единицы продукции составляет 200.6 руб. Затраты посредника — 30 руб., прибыль — 15 руб., НДС — 18%. В этом случае оптовая (отпускная) цена закупки будет рассчитываться следующим образом.

  • Определяется цена за посреднические услуги без НДС (30 руб. + 15 руб. = 45 руб.). Рассчитывается величина НДС, которую должен уплатить посредник (45 руб. ∙ 18 / 100 = 8,1 руб.).
  • Определяется посредническая надбавка (45 руб. + 8,1 руб. = 53,1 руб.).
  • Определяется оптовая (отпускная) цена закупки (200,6 руб. + 53,1 руб. = 253,7 руб.).

Розничная цена формируется на базе оптовой (отпускной) цены закупки с добавлением розничной надбавки. Розничную (как и посредническую) надбавку следует рассматривать в двух ипостасях. Во-первых, как элемент розничной цены на конкретный товар. Во-вторых, как цену за услуги розничной торговли. Розничная надбавка состоит из затрат организации розничной торговли, ее прибыли и НДС, уплачиваемого ею.

Пример расчета розничной цены товара.

Цена закупки равна 200,6 руб. Затраты организации розничной торговли составляют 30 руб., прибыль — 20 руб. НДС — 18%. Тогда розничную цену можно определить следующим образом.

  • Определяется цена за услуги розничной торговли без НДС (30 руб. + 20 руб. = 50 руб.).
  • Рассчитывается величина НДС, которую должна уплатить организация розничной торговли (50 руб. ∙ 18 / 100 = 9 руб.).
  • Определяется розничная надбавка (50 руб. + 9 руб. = 59 руб.).
  • Определяется розничная цена (200,6 руб. + 59 руб. = 259,6 руб.).

Розничная цена используются в системе розничной торговли. Это конечная цена. При формировании цен по стадиям ценообразования розничная цена является наиболее высокой из всех видов цен на конкретный товар.

Оптовые (отпускные) цены подразделяются на два вида в зависимости от того, где происходит их окончательное формирование: в местах производства (пунктах отправления) или в местах потребления (пунктах назначения). Такое деление вызвано в основном оплатой расходов по перемещению продукции от производителя к потребителю. На практике это проявляется в системе франкирования цен. "Франко" означает, до какого пункта (места) продвижения продукции от изготовителя (продавца) до потребителя (покупателя) транспортные расходы включены в состав цены. Если покупатель приобретает продукцию со склада изготовителя (продавца), то базисными условиями поставки считаются "франко-склад поставщика". А цена покупки определяется как оптовая (отпускная) цена изготовителя, в которую включены затраты на доставку товара до склада изготовителя.

Информация о работе Система цен в экономике