Методы исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель изучения конъюнктуры рынка — определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Этот процесс происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методы расчета средней цены и индексная оценка динамики цен……….6
1.1. Уровень цен и исчисление средней цены……………………………………...6
1.2. Формы индексной оценки динамики цен……………………………………….9
Глава 2. Особенности ценообразования на различных типах (моделях) рынков...12
2.1. Определение типа рынка………………………………………………………...12
2.2. Конкурентная реактивность рынка и показатели
(индексы) рыночной концентрации товаров………………………………….22
2.3. Расчет индексов фондового рынка…………………………………………….32
Глава 3. Анализ конъюнктуры рынка и цен лесоматериалов………..……………….36
Заключение……………………………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование..doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

 

                            1.2. Формы индексной оценки динамики цен.

 

       Индексные оценки применяются для неоднородных товарных групп и отражают относительное изменение уровня цен товаров во времени или по территориальному признаку.

       Индекс (от лат. index – указатель, список) – это экономический и статистический показатель, характеризующий в относительном виде изменение экономических параметров во времени за определенный период и равный отношению конечной величины к исходной. Индекс исчисляется по отношению к базисной величине, соответствующей  определенному году (кварталу, месяцу, дню), принятому в качестве точки отсчета. Наиболее распространенные индексы цен промышленного производства, индексы оптовых, розничных, потребительских цен, являющиеся показателями динамики стоимости корзины потребительских товаров и услуг (продовольственных товаров, жилья, промышленных и бытовых товаров массового потребления, электроэнергии, топлива и т.д.), индексы стоимости жизни, уровня жизни, темпов инфляции, цен товаров и другие, характеризующие состояние рынка ценных бумаг и покупательной способности единицы национальной валюты.

       Для вычисления индивидуального индекса цен какого-либо конкретного товара важно в начале определить его цену за отчетный (текущий) период, а затем за базисный. Индивидуальный индекс цен определяется по следующей формуле:

                                                    iц = (Pо / Pб) х 100%                 

где Pо  и Pб  - цена товара соответственно отчетного (текущего) и базисного периодов.

       В настоящее время в отечественной и зарубежной экономической статистике различают агрегатную, среднеарифметическую и гармоническую формы индексов цен.

       Для разнородных товаров (услуг) основной формой индекса цен является агрегатная.

      При расчетах индексов цен всех указанных форм используется система взвешивания (весов) – количество (объем) проданного товара в базисном или отчетном (текущем) периодах. 

      В экономической литературе считается, что первый индекс цен был построен итальянским экономистом Карли в 1764 г. Этот индекс был построен  по среднеарифметической формуле без применения какой-либо системы взвешивания. В XIX веке при построении индексов цен, в основном по агрегатной или соответствующей ей среднеарифметической формуле, статистики начинают использовать систему взвешивания. В связи с разным выбором весов в базисном или отчетном периодах для расчетов индексов цен товаров стали применять формулы Ласпейреса (1871 г.) и Пааше (1874 г.) (табл. 1).

                                                                                                                                    Таблица 1

                               

                                  Расчет индексов цен товаров по агрегатной,

                                   среднеарифметической и гармонической формам.

 

     Форма

 индексов цен

                                    Расчет индексов цен по формулам

                  Ласпейреса                                                       Пааше

Агрегатная

Jp = Σ(Pо х Qб) / Σ (Pб х Qб)                Jp = Σ(Pо х Qо) / Σ (Pб х Qо)              

Среднеариф-

метическая

Jp = Σ ip (Pб х Qб) / Σ (Pб х Qб)           Jp = Σ ip (Pб х Qо) / Σ (Pб х Qо)              

Гармоническая

Jp = Σ (Pо х Qб) / Σ (1/ ip )(Pо х Qб)    Jp = Σ (Pо х Qо) / Σ (1/ ip )(Pо х Qо)                


      

       При агрегатной форме расчета индексов цен экономически четко устанавливается изменение цен, при этом в формуле Ласпейреса объем проданного товара принимается в базисном периоде, а в формуле Пааше – в текущем. Во многих развитых странах индексы цен товаров рассчитываются по их среднеарифметической форме, применяя формулу Ласпейреса.

      В настоящее время общий индекс цен (индекс потребительских цен) в нашей стране рассчитывается по новой методике, согласно которой используется гармоническая форма расчетов индексов цен по формуле Ласпейреса. Формула Ласпейреса наиболее известна в мире, а рассчитываемый по ней индекс потребительских цен (ИПЦ) показывает соответствующие изменения потребительских расходов в текущем (отчетном) периоде по сравнению с базисным при постоянном потреблении.

     Другой важны показатель – дефлятор валового национального продукта в большинстве стран рассчитывается с помощью формулы Пааше которая отражает общий объем товаров, изготовленных в текущем периоде.

      Таким  образом, формулы Ласпейреса и  Пааше могут успешно использоваться для расчета индексов цен товаров, знание которых необходимо для решения конкретных экономических и социальных задач. [2, 101-103]

     

  

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

                                                             Глава 2.

 

    Особенности ценообразования на различных типах (моделях) рынков.

 

                                        2.1. Определение типа рынка.

 

      Рынок – это сфера социально-экономических отношений в области обмена, регулирования, реализации и обращения товаров (работ, услуг) между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), где осуществляются сделки купли-продажи. Сума денег, которую покупатель уплачивает продавцу в обмен на товар, составляет его цену. Выручка предприятия складывается из суммы денег (цен), полученной им за все проданные товары на различных рынках. Общая выручка зависит от следующих факторов: 1) количество проданных предприятием товаров; 2) состава (ассортимента) товаров; 3) уровня их цен.   

      Указанные факторы взаимосвязаны на рынке и обусловлены спросом и предложением, которые на различных рынках имеют свои особенности.

      Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. [11]

      Ценовая политика продавца (производителя) зависит от типа рынка, на котором он осуществляет свою деятельность, и в первую очередь от конкурентной структуры рынка.

      Структура рынка – это его основные характерные черты, к которым относятся количество и размер предприятий, находящихся на рынке, степень однородности (сходства или отличия) предлагаемых ими товаров, легкость или трудность вхождения на рынок и выхода из него, наличие конкурентной среды, доступность рыночной информации. Существуют различные варианты сочетания элементов рыночной структуры, т.е. разные типы (модели) рынков, в зависимости от которых предприятия вступают в конкурентную борьбу или не участвуют в ней. При однотипности мотива экономического интереса, проявляющегося, например, в максимизации прибыли, результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции.

       Основу конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, составляет свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.

        В современных условиях рыночной экономики все рынки можно классифицировать следующим образом:

       - по экономическому назначению выделяют рынки: товаров и услуг, средств производства, сырья, труда, ценных бумаг, денег (капитала, валюты), научно-технических разработок;

      - по степени ограничения конкуренции (рыночной концентрации) различают рынки: свободной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции, чистой монополии;

     - по географическому положению выделяют рынки: местные (региональные), национальные, мировые;

     - по отраслям производства различают рынки: автомобилей, металлов, нефти, зерна и др.;

     - по видам участников рыночных отношений выделяют рынки: оптовой торговли и розничной торговли;

     - по способу соблюдения законности рынки подразделяют на легальные и теневые (нелегальные).

       С точки зрения процесса ценообразования наибольшее значение имеет классификация рынков по степени ограничения конкуренции (концентрации рынков).

      Для наиболее успешной реализации стратегии ценообразования и обоснования цен товаров руководству предприятия необходимо прежде всего определить целевые рынки, на которые оно будет работать, а также иметь четкое представление о состоянии различных рынков и возможностях предприятия в удовлетворении рыночного спроса.

      В связи с этим главными критериями классификации типов рынков являются степень свободы конкуренции и характер ценообразования, в зависимости от которого различают четыре основных типа (модели) рынков.

   1. Рынок свободной (чистой или совершенной) конкуренции – самый массовый тип рынка, отличительной особенностью которого является наличие множества (более 40) продавцов, а также покупателей какого-либо схожего товара (пшеницы, сахара, леса, цветных металлов и т.д.). Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает здесь особого влияния на уровень текущих рыночных цен товара, поскольку она задается рынком. Продавец не в состоянии запросить цену товара выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести любое необходимое его количество по установленной рыночной цене. Рынок характеризуется однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров, отсутствием ценовых ограничений. В условиях свободной конкуренции для любой фирмы спрос полностью зависит от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно значительной доли рынка.

     При расширении объема производства фирма, как правило, не меняет цену. Зависимость между ценой и спросом на рынке для отраслей национальной экономики является обратно пропорциональной, т.е. снижение цен приводит к увеличению спроса. Если наблюдается увеличение предложения товаров в отраслях, то их цена уменьшается во всех фирмах независимо от объема производства.

     В условиях свободной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметную роль, цены складываются в основном под воздействием спроса и предложения и приближаются к единым рыночным ценам конкретного товара в соответствующем месте и фиксированный момент времени. Поэтому фирмы приспосабливаются к существующим уровням цен и вынуждены с ними считаться. Чем более совершенным считается рынок, тем больше предпосылок для того, чтобы во всех  фирмах в один и тот же момент за аналогичный товар платили одинаковую цену.

    На рынке свободной конкуренции стремление каждого продавца к максимизации прибыли в действительности приводит к снижению цен. Увеличение реализации товаров, а следовательно и выручки, на рынке каждым продавцом достигается за счет установления некоторой скидки с рыночной цены. Скидка, как правило, не столь значительна, но в сопоставлении с ценами других продавцов она воспринимается покупателем как существенная. В результате взаимодействия продавцов и покупателей уровень цены товара понижается.

     В современных условиях единственными примерами рынка, приближающегося к свободной конкуренции, являются так называемые городские рынки, ярмарки и биржевой рынок. Продавцы на рынке свободной конкуренции не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, поскольку на нем роль маркетинговых исследований, мероприятий по разработке товара, политике цен, стимулирования сбыта товаров, рекламы и других мер ограничена.

     Рынок этого типа не однороден по развитию конкуренции и ее воздействию на производство и потребление. Экономическая наука различает чистую и совершенную конкуренцию. Чистая конкуренция предполагает всего лишь отсутствие монополии, что достигается наличием большого числа покупателей и продавцов одинакового и в основном стандартного товара. Совершенная конкуренция, кроме этого фактора, включает еще множество других, благодаря которым восстанавливается равновесие на рынке. К таким факторам относятся мобильность ресурсов, четкая информированность, способность быстро перестраивать технологию, организацию производства, производственный режим, оперативно концентрировать финансы.

     На рынке чистой конкуренции работают предприятия, занимающиеся весьма широкой сферой предпринимательской деятельности. К таким можно отнести предприятия розничной торговли, не имеющие своего устоявшегося фирменного знака и реализующие массовые однородные стандартные продукты: овощи и фрукты, стандартизированные хлебные изделия, мясомолочную продукцию, яйца, сахарный песок, специи, промышленные товары (текстильные, трикотажные, швейные изделия, предметы хозяйственного обихода, строительные материалы, лесоматериалы, массовую продукцию металлургической промышленности, предметы бытовой химии и др.). Для рынка чистой конкуренции особое значение имеет защита прав потребителей, остро стоит вопрос обеспечения требований  по безопасности товаров (работ, услуг), надлежащему контролю за их качеством, повышению роли финансового контроля, защите наемных работников, предотвращению соответствующего давления на субъекты рынка.

Информация о работе Методы исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики