Методы исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель изучения конъюнктуры рынка — определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Этот процесс происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методы расчета средней цены и индексная оценка динамики цен……….6
1.1. Уровень цен и исчисление средней цены……………………………………...6
1.2. Формы индексной оценки динамики цен……………………………………….9
Глава 2. Особенности ценообразования на различных типах (моделях) рынков...12
2.1. Определение типа рынка………………………………………………………...12
2.2. Конкурентная реактивность рынка и показатели
(индексы) рыночной концентрации товаров………………………………….22
2.3. Расчет индексов фондового рынка…………………………………………….32
Глава 3. Анализ конъюнктуры рынка и цен лесоматериалов………..……………….36
Заключение……………………………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование..doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

    Вместе с продуктами Доу-Джонс конкурентная разведка и аналитика становятся легким и приятным занятием, а бизнес-решения всегда подкреплены оперативной и качественной информацией. Специальные инструменты доставки и сервиса делают работу с ней максимально удобной и персонифицированной. [12]

     Другой распространенный американский индекс курсов акций – индекс Стандарт энд Пурз (Standard and Poor`s - SP-500) учитывает акции 500 компаний. При расчете данного индекса принцип равновзвешенности цен по числу проданных акций не используется. Он отражает значение каждого набора (выпуска) акций в процессе их продажи и определяет степень влияния на конечный результат самых активных акций (пользующихся спросом) с большей количественной стоимостью.

       Данный индекс рассчитывается по следующей формуле:

                                                                         500                           500      

                                        И SP = Σ (PТi х QТi) / Σ (Pбi х Qбi)

                                                                                    i=1                              i=1

где PТi  и Pбi  - котировальные цены акций соответственно в текущем и базисном периодах; QТi и Qбi  - объемы продаж акций соответственно в текущем и базисном периодах.

      Из важнейших мировых следует назвать общий индекс Нью-Йоркской фондовой биржи – индекс NYSE, характеризующий все акции, занесенные на «большую доску» (около 2200 наименований).

  В других странах  также существуют известные фондовые  индексы. В Англии, например, наиболее часто употребляются следующие индексы Британской фондовой биржы: индекс FTSE-100, включающий 30 наиболее крупных и 100 малых компаний, и индекс Файненшнл Таймс (index Financil Times – IFT).

  Последний является  наиболее чувствительным барометром  фондового рынка, показывает изменение цен акций и рассчитывается как средняя геометрическая величина равновзвешенных ежедневных темпов роста курсов акций по следующей формуле:

                                                

                                                      ИIFT = √П х (Ртi / Ртi-1),

 

где Ртi и Ртi-1 – цены акций i–й компании соответственно текущего и предшествующего периодов; n –количество компаний.

    В Германии на Франкфуртской фондовой бирже ведущим является индекс DAX-30 (индекс «голубых фишек»), а в Японии к основным относится индекс NIKKEI (индекс токийских биржевиков, в частности, по «голубым фишкам»).

    Постоянно публикуются в США 20 индексов фондового рынка, в Европе (Англии, Германии, Италии, Франции и др.) – более 25, в Японии – около 5.

    В современных условиях развития российской экономики наиболее известны следующие фондовые индексы: индекс ДЛ – индекс журнала «Деловые люди», являющийся сводным показателем деловой активности в российской экономике, индекс «Российский фондовый» - основной индекс по фондовым биржам и фондовым отделам других бирж России, публикуемый в газете «Коммерсант-Daily», а также индексы АК &М, Интерфакса, SOBI и др. [4, 74-76]

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

                                                              Глава 3.

 

                        Анализ конъюнктуры рынка и цен лесоматериалов.

 

   Анализ рынка производства и торговли лесоматериалами г. Санкт-Петербурга показывает, что на нем функционирует 10 заметных фирм. При этом рынок продаж поделен между ними следующим образом: «Ленлес» - 35%, «Балтийский лес» - 25%, «Стройлес» - 15%, «Агма» - 10%, «Альтернатива» - 5%, «Дендрон» - 3%, «Скай» - 3%, «Строй-баланс» - 2%, «Дюнас» - 1%, «Идальго» - 1%. На основании представленных данных рассчитать:

   - индекс концентрации для 3-х крупнейших фирм;

 

  - индекс Линда для 3-х крупнейших фирм;

 

  - индекс Херфиндаля-Хиршмана.

 

  Прокомментировать сложившуюся ситуацию. Рекомендуется ли слияние фирм «Ленлес» и «Стройлес» с учетом концентрации и контроля со стороны антимонопольных органов?

     

    1) Индекс концентрации (ИCR) рассчитывается как сумма рыночных долей наиболее крупных фирм, осуществляющих свою деятельность на определенном рынке:

                                                                                                    3(4)

                                                    ИCR 3(4) =  Σ qi,

                                                                                                    i=1

где qi - доля (удельный вес) i-й фирмы, %. 

 

И CR = 35% + 25% + 15% = 75%.

   При И CR > 70% получается высокая степень концентрации, в этом случае наш рынок товаров является неконкурентным.

   2) Для трех наиболее крупных фирм индекс Линда рассчитывается:

                               Ил3 = ½ [(d1/ ((d2 + d3)/ 2)) + (((d1 + d2)/2)/ d3)] х 100%,

где d1, d2, d3 – рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

И ЛЗ = ½ [35/ ((25+15)/2) + ((35+25)/2)/15)] * 100% = ½ (1,75+2)*100% = 187,5%

   Так как индекс Линда находится в пределах 120% < И Л < 200%, то в этом случае государственные органы могут дать соответствующее разрешение для слияния фирм.

   3) Индекс Херфиндаля  – Хиршмана рассчитывается по следующей формуле:

                                                                                        k

                                                     Ихх = Σ (gi)^2

                                                                                                       i=1

где gi -  доля (удельный вес) каждой фирмы на рынке в общем объеме выпущенной продукции, %; k – количество фирм в отрасли.

ИХХ = 35^2 + 25^2 +15^2 + 10^2 + 5^2 + 3^2 + 3^2 + 2^2 + 1^2 + 1^2 = 1225 + 625 + 225 + 100 + 25 + 9 + 9 + 4 + 1 + 1 = 2224 ед.

     При ИХХ > 2000 ед. степень концентрации становится очень высокой. В этом случае объединение фирм государственными органами не разрешается.

       Если рассчитать индексы концентрации для фирм «Ленлес» и «Стройлес», то мы получим:

   1) И CR = 35% + 15% = 50%.

   В этом случае концентрация достигает средней степени, так как находится в следующих пределах: 45% < И CR < 70%.

   2) Для двух наиболее  крупных фирм индекс Линда:

                                                   Ил2 = (d1/ d2) х 100%,

Ил2 = (35/ 15) х 100% = 233,3%.

   Рассчитанный  индекс не входит в пределы  120% < И Л < 200%. Это означает, что государственные органы не могут дать соответствующее разрешение на слияние фирм.

   3) ИХХ = 35^2 + 15^2 = 1225 + 225 = 1450 ед.

   Индекс находится  в пределах 1000 < ИХХ < 2000, отсюда следует, что рынок обладает средней степенью концентрации, и в этом случае с учетом дополнительной проверки государственные органы могут разрешить слияние фирм.

   Вывод: по индексу концентрации и индексу Херфиндаля-Хиршмана концентрация достигает средней степени, это означает, что с учетом дополнительной проверки государственные органы могут разрешить слияние фирм, но по индексу Линда антимонопольные органы не могут дать соответствующее разрешение. Таким образом, можно сделать вывод, что объединение фирм «Ленлес» и «Стройлес» не рекомендуется.

                                                          Заключение

   

     В данной работе изучались методы исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики. Эта тема предоставляет много сведений для расширения кругозора студента - экономиста и, полагаю, позволит найти применение своих знаний в будущей профессии.

    Важным этапом при статистическом анализе применяемых цен является оценка уровня цен. Для анализа уровня цен в практике ценообразования используются данные о средних ценах по однородным товарным группам, которые показывают их обобщенные характеристики. Широко используется расчет общих индексов цен по промышленным и продовольственным товарам, являющийся основным инструментом анализа уровней цен.

   Для неоднородных товарных групп применяются индексные оценки.  Они отражают относительное изменение уровня цен товаров во времени или по территориальному признаку. Для расчетов индексов цен товаров применяются формулы Ласпейреса и Пааше. Знание их необходимо для решения конкретных экономических и социальных задач.

  Прежде чем выбрать метод обоснования и установления цен, необходимо понять, что ценовая политика зависит от типа рынка и в первую очередь от конкурентной структуры рынка.

   Главными критериями классификации типов рынков являются степень свободы  конкуренции и характер ценообразования, в зависимости от которых различают четыре основных типа рынков. В работе дается характеристика рынкам свободной (чистой или совершенной) конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции и чистой монополии.

   Определение типов рынков конкуренции дает продавцу знание степени его свободы в установлении и изменении цены.

   В России конкуренция на товарных рынках регулируется Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

   С надежностью работы любой системы, состоящей из отдельных элементов (предприятий, фирм) можно сравнить реактивность рыночной системы на изменение спроса на товар. В современных условиях рыночных отношений вероятность реакции на изменение спроса пока еще достаточно низкая.

   Основными конкретными показателями (индексами), определяющими уровень концентрации рынка товаров разных фирм, являются показатель пороговых долей рынка, индекс концентрации, индекс Линда, индекс Херфиндаля – Хиршмана.

   Исходя из анализа этих показателей (индексов) можно определять степень рыночной концентрации и уровень конкуренции на рынке.

   Ежемесячно рассчитывается основной показатель уровня инфляции в стране – индекс потребительских цен (ИПЦ) товаров и услуг. Статистические данные публикуются в различных российских изданиях, с помощью которых можно анализировать состояние рыночной экономики в целом, в том числе уровня стоимости и жизни населения страны.

   Знакомство с динамикой фондового рынка позволяет судить о текущей конъюнктуре этого рынка, инвестиционной привлекательности отдельных ценных бумаг и экономике в целом, поскольку фондовый рынок очень чувствителен к различным изменениям в результате экономических и политических событий. Динамика фондового рынка является одним из важных моментов при оценке рыночной конъюнктуры для принятия решений по установлению цены.

  Практическое задание показывает, что самый эффективный путь изучения  теории – это решение задач. Решать реальные, а не абстрактные задачи, подкрепляя изучение теории, помогает глубже вникнуть в суть работы, понять о возможностях ее практического применения.

   

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Цены и ценообразование: учеб. пособие / А.С. Баздникин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. – 370 с. – (Основы наук).
  3. Цены и ценообразование: учебник / под ред. В.Е. Есипова. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПБ.: Питер, 2004. – 560 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
  4. Малая энциклопедия трейдера / Эрик Л. Найман. – 10-е изд, перераб. и доп. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 456 с.
  5. Статистика рынка товаров и услуг: учебно-практическое пособие / под ред. И.К. Беляевского. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 143 с.
  6. Г.А. Солодянкина. Совершенствование методов определения рыночных цен // Бухгалтерский учет. - №4. – 2008.
  7. Евгений Беляков. Цены в России не растут уже 2 месяца // Комсомольская правда. - №24. – 2011.
  8. Нина Кузьмина. Цены в Европе растут быстрее, чем в России? // Комсомольская правда. - №30. – 2011.
  9. http://www.assessor.ru/forum/index.php?t=1600
  10. http://www.elitarium.ru/2011/07/28/konjunktura_rynka_metodika.html
  11. http://ru.wikipedia.org
  12. http://dowjonesfactiva.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Методы исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики